09.10.2026
Авансовые платежи по КПН: кто платит и что изменилось
Департамент государственных доходов по г. Алматы информирует налогоплательщиков об основных правилах и изменениях при исчислении и уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу (КПН).
Кто обязан уплачивать авансовые платежи
Согласно статье 348 Налогового кодекса РК авансовые платежи уплачивают юридические лица, у которых совокупный годовой доход (СГД) с учетом корректировок за период, предшествующий предыдущему налоговому году, превышает 600 000-кратный размер месячного расчетного показателя (МРП).
От уплаты авансовых платежей освобождаются:
- налогоплательщики, чьи доходы не превышают порог в 600 000 МРП;
- вновь созданные налогоплательщики - в течение текущего и последующего налогового года;
- некоммерческие организации, применяющие положения пункта 1 статьи 329 и статьи 330 Налогового кодекса;
- организации лиц с инвалидностью, соответствующие условиям статьи 331 Налогового кодекса;
- участники «Астана ХАБ»;
- прочие налогоплательщики, указанные в подпунктах 7 - 9 пункта 1 статьи 348 Налогового кодекса.
Порядок исчисления и сдачи отчетности
1 квартал (январь, февраль, март):
Представление расчета авансовых платежей до сдачи декларации (ФНО 101.01) упразднено. Начисление авансовых платежей производится налоговым органом автоматически в размере 1/12 от суммы авансов за предыдущий период (статья 349 Налогового кодекса).
2 - 4 кварталы (апрель - декабрь):
Налогоплательщики представляют Расчет авансовых платежей после декларации (ФНО 101.02) в срок не позднее 20 апреля текущего года (статья 350 Налогового кодекса).
Корректировка сумм:
При изменении сумм предполагаемого дохода налогоплательщик вправе представить дополнительный расчет (ФНО 101.02) до 31 декабря отчетного налогового периода.
Сроки уплаты и административная ответственность
Уплата авансовых платежей производится ежемесячно не позднее 25 числа каждого месяца.
Превышение фактически исчисленной суммы КПН по итогам налогового периода над суммой авансовых платежей более чем на 20% влечет административную ответственность по части 3 статье 278 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» (в виде адм. штрафа в размере 20% от суммы превышения).
Департамент государственных доходов рекомендует налогоплательщикам своевременно производить корректировки заявленных сумм авансовых платежей по КПН.
Источник: Департамента гос. доходов по г. Алматы (https://almaty.kgd.gov.kz)