Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации.
Должен ли ИП выписывать ЭСФ при розничной реализации товаров из перечня изъятий?
(Л. Кизина, DipIFR, профессиональный бухгалтер РК, бухгалтер-практик, CAP, CIPA, CPA TL I, CPA PL II, налоговый консультант РК 1 категории, 9 октября 2026 г.)
ИП (ОУР, плательщик НДС) розничная торговля в супермаркете продуктами питания и ТНП.
Должен ли ИП выписывать ЭСФ на проданный товар (товары из перечня изъятия)?
Согласно статье 491 Налогового кодекса плательщики НДС при совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписать счет-фактуру.
Если иное не установлено пунктом 3 статьи 491 Налогового кодекса выписка счета-фактуры не требуется в случаях:
1) реализации товаров, работ, услуг, расчеты за которые осуществляются:
с представлением покупателю чека ККМ и (или) через терминалы оплаты услуг;
с представлением покупателю товаров, работ, услуг чека специального мобильного приложения. При этом по требованию покупателя такой чек должен содержать идентификационный номер такого покупателя товаров, работ, услуг;
2) реализации товаров, работ, услуг физлицам, расчеты за которые осуществляются электронными деньгами или с использованием средств электронного платежа,
Получатель товаров, работ, услуг вправе в течение 15 календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать ЭСФ в следующих случаях, предусмотренных подпунктами 1), 2) пункта 2 и пункта 3 статьи 491 Налогового кодекса.
Положения подпунктов 1), 2) пункта 2 статьи 491 Налогового кодекса не применяются в случае реализации товаров, работ, услуг лицам, указанным в пункте 1 статьи 131 Налогового кодекса.
Выписка счета-фактуры не требуется при реализации плательщиком НДС товаров, предусмотренных подпунктами 8)-10) пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса:
- физлицам, которые используют приобретенный товар в целях личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (конечное потребление);
физлицам или юридическим лицам, являющимся субъектами микропредпринимательства в соответствии с Предпринимательским кодексом.
Получатель товаров, работ, услуг вправе в течение 15 календарных дней с даты совершения поставщиком оборота по реализации обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием выписать ЭСФ в следующих случаях, предусмотренных подпунктами 1), 2) пункта 2 и пункта 3 статьи 491 Налогового кодекса.