Досье на проект Закона Республики Казахстан «Об интернет-рекламе и онлайн-платформах» (май 2023 года) (утратил силу)

Предыдущая страница

Вместе с этим, законопроект сопровождает другое министерство (МИОР), что создает риски создания двух регуляторов для онлайн-платформ.

 

3. Потенциальные риски ограничения цифровой среды

 

Концепцией правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674 (далее – Концепция), определено, что чрезмерное регулирование в

цифровой среде может стать сдерживающим фактором для развития данной сферы.

Президент Казахстана К.-Ж. Токаев отметил: «Если сейчас мы допустим замедление работы, в том числе по цифровизации экономики, будем забалтывать эту важную проблему, мы просто отстанем. Страна только разрабатывает стратегии создания собственного цифрового рынка и остается сферой с пока еще нераскрытым потенциалом» (Расширенное заседание Правительства, 24.01.2020).

Глава государства дал поручение о развитии цифровой экономики и развитии новых возможностей для занятости с помощью цифровых технологий.

Учитывая вышеизложенное, считаем, что чрезмерное регулирование онлайн-платформ без предварительного анализа регуляторного воздействия и учета экспертного мнения, будет являться сдерживающим фактором развития цифровой среды на территории Республики Казахстан, что полностью противоречит курсу Главы государства.

 

4. Потенциальные социальные риски

 

Платформенная занятость стала источником дохода более чем полумиллиона казахстанцев. Платформенная занятость является новым рынком труда, предполагающим использование онлайн- платформ (цифровых платформ) в качестве посредника между поставщиками услуг (исполнителями работ) и потребителями (клиентами).

Работа через платформы стала «выходом» для смягчения последствий пандемии в экономике и на рынке труда. Женщины – работники платформ способны совмещать обязанности по уходу за ребенком с гибкой подработкой. Лицам с инвалидностью работа через онлайн-платформы предоставляет возможность работать на условиях, соответствующих их личной ситуации.

С начала 2022 года в онлайн-формате зарегистрировано 354 тыс. лиц, ищущих работу, или 60% от общего количества. Доля трудоустроенных через цифровые центры занятости составила 106 тыс. человек или 30%. Благодаря развитию новых технологий работа через онлайн-платформы стала не просто модным трендом, а динамично развивающимся направлением.

Будучи неотъемлемой частью цифровой экономики, она существенным образом меняет способ экономического обмена и вносит все более значительные изменения в рынок труда, повышая его гибкость.

Согласно исследованиям, 29 % онлайн-работников в развитых странах говорят, что это их основной источник дохода, а в развивающихся странах этот показатель достигает 44 %. По оценкам Oxford Internet Institute, более 160 миллионов поставщиков услуг в настоящее время работают в качестве независимых подрядчиков в экономике онлайн-платформ по всему миру.

Резкое сокращение доступа к работе через онлайн-платформ повлечет существенное сокращение доходов населения, массовый уход «в тень» и «бегство» казахстанских компаний из «kz» зоны интернета в зарубежные юрисдикции.

В целом текущая редакция проекта Закона является труднореализуемой на практике, а также несет дополнительные расходы на бизнес, что может повлечь за собой уход с казахстанского рынка международных онлайн-платформ и закрытие казахстанских компаний.

Так например, предлагается ввести меры по ограничению показа онлайн-рекламы в отношении несовершеннолетних, а также надзора за любой подозрительной деятельностью. Каким образом технически это будет реализовано? На основании биометрических или каких иных технологий предполагается данное ограничение?

В проекте Закона «запрещается распространение контента на онлайнплатформах на территории Республики Казахстан, раскрывающего государственные секреты или иную охраняемую законом тайну». Возникает вопрос, каким образом будут определяться государственные секреты со стороны зарубежных онлайн-платформ? Данная норма практически не реализуема.

В проекте Закона предусмотрена норма о том, что онлайн-платформа незамедлительно должна уведомить правоохранительные органы Республики Казахстан в случае выявления информации, влекущей за собой угрозу жизни или безопасности граждан Республики Казахстан. Данная норма требует дополнительного персонала и технических средств для ее выполнения со стороны онлайн-платформ, что повлечет дополнительные расходы.

Норма «Законный представитель онлайн-платформы и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями, осуществляющий взаимодействие с уполномоченным органом в области средств массовой информации, обеспечивает исполнение вступивших в законную силу решений судов и др…» также влечет за собой резкий объём дополнительных затрат на персонал со стороны платформ. В результате чего, зарубежные онлайн-платформы могут уйти с казахстанского рынка.

На основании вышеизложенного, предлагаем провести дополнительные консультации с экспертами и государственными органами для нахождения оптимальных редакций.

Просим также включить в состав Рабочей группы по обсуждению законопроекта следующие кандидатуры от Экспертной группы «TechnoWomen»:

Кази Альфию – Соучредителя «TechnoWomen»;

Корпебаеву Алуа – Генерального директора ТОО «Ip-p partners Clever Kazakhstan»;

Пустовойтенко Виталия – Председателя цифрового подкомитета Green Urban;

Шужееву Азизу – Президента «TechnoWomen».

 

Президент

«TechnoWomen» А. Шужеева

 

Консультативный документ регуляторной политики

к проекту Закона Республики Казахстан

«Об интернет-рекламе и онлайн-платформах»

(МИОР РК, апрель 2023 года)

 

1. Описание проблемы:

Современные темпы развития технологий требуют регулярного совершенствования правовых механизмов для обеспечения безопасного функционирования цифровых систем без угроз для фундаментальных прав человека.

Мировая тенденция последних лет показывает, что возникает необходимость координированных действий государств и владельцев онлайн-сервисов для обеспечения более безопасной и прозрачной онлайн среды. В апреле 2022 года Комиссией Евросоюза был согласован новый законопроект с членами Совета и Европарламента под названием Digital Services Act (DSA).

Развитие общественных отношений в онлайн формате неизбежно влечет за собой развитие экономических отношений. Осуществляется трансформация традиционных экономических моделей в новый формат цифровой экономики, основанной на нематериальном «капитале» и нематериальных активах. Как следствие возникает острая необходимость пересмотра роли рекламы как основного инструмента продвижения товаров и услуг.

Одним из ключевых направлений реализации и применения закона Digital Services Act является реклама на онлайн платформах. Так, законом предусмотрены нормы запрещающие таргетированную рекламы на онлайн-платформах путем профилирования детей или на основе особых категорий персональных данных, таких как этническая принадлежность, политические взгляды или сексуальная ориентация. Также нормы закона предусматривают механизмы повышения прозрачности всей рекламы на онлайн-платформах и коммерческих коммуникаций инфлюенсеров.

Вышеуказанные нормы позволят гражданам ЕС, являющихся пользователями крупных онлайн-платформ, получать больше информации о рекламе, которую они видят в ходе использования интерфейса, например, о том, нацелена ли реклама именно на них и почему. Платформы больше не будут размещать «поведенчески» ориентированную рекламу для несовершеннолетних и больше не будут показывать рекламу своим пользователям на основе профилирования, основанного на особых категориях личных данных.

Не обходит стороной интернет-рекламу и сфера применения закона Online Safety Bill разрабатываемого в Великобритании. Раннее были инициированы консультации по реформе правил онлайн-рекламы, включающих расширение полномочий регулирующих органов по борьбе с вредоносной, оскорбительной и вводящей в заблуждение рекламой. Согласно предлагаемым правилам, популярные пользователи, ведущие коммерческую деятельность, должны будут осуществлять ее в правовом поле.

Особую важность интернет-рекламе придает тот факт, что она является одним из стремительно развивающихся сегментов в мировой экономике. Кроме того, ее активный рост дает существенный импульс развитию креативной индустрии. Ежегодно мировые затраты на интернет-рекламу растут в среднем на 15%, а прогнозируемый рост в 2025 году по сравнению с 2020 годом составит более 100%. По итогам 2021 года на продвижение в сети интернет направлено 491,7 миллиардов долларов США, что является историческим максимумом роста (по данным eMarketer).

Данная ситуация, в том числе связана с тем, что с начала пандемии общая аудитория социальных сетей увеличилась почти на 30%, что эквивалентно более чем 1 миллиарду новых пользователей за последние 3 года (по данным Kepios). Ежегодно увеличивается и продолжительность времени, проводимого в социальных сетях, а также использование для этих целей мобильного телефона (по данным We Are Social).

Казахстан также не является исключением и в отечественном сегменте интернета также наблюдается рост всех ключевых показателей. Так, например, по данным БНС, доля пользователей сети Интернет от общего числа населения в возрасте 6-74 лет превысила 90%.

Тем не менее, учитывая динамику мирового и национального развития онлайн-платформ, постоянно совершенствующееся многообразие инструментов интернет-рекламы, в Казахстане должным образом не сформирована законодательная основа для их функционирования: отсутствует актуальный понятийный аппарат, имеется ряд «серых мест» в части взаимодействия пользователей как между собой, так и с администрацией онлайн-платформ.

Все это ставит в неравные условия профессиональных журналистов и СМИ, которые работают в четко очерченном правовом поле и при этом вынуждены конкурировать за аудиторию не только между собой, но и с субъектами онлайн-платформ.

Также стоит отметить, что события последних лет, связанные с деятельностью публичных личностей, рекламировавших непроверенные товары, услуги и мошеннические схемы выявили серьезную проблему, а именно незащищённость общества, особенно детей, от такого рода информации. При этом отсутствуют эффективные механизмы взаимодействия пользователей с владельцами онлайн-платформ с целью восстановления нарушенных прав. Практически все обращения и жалобы граждан Республики Казахстан остаются неудовлетворенными или же отсутствует мотивированный ответ.

Если это не реклама, официально продаваемая и маркируемая администрацией онлайн-платформ, то в огромнейшем потоке информации рядовым гражданам практически невозможно классифицировать потребляемую информацию. В ряде стран (сопоставимых по уровню проникновения онлайн-платформ с Казахстаном) существуют правовые алгоритмы, направленные на защиту прав граждан как потребителей рекламного контента и в то же время способного обеспечить полноценную и эффективную реализацию рекламных стратегий на онлайн-платформах.

Не менее важным остается вопрос интерфейса онлайн-платформ, в котором отсутствует возможность использования платформ на государственном языке, а также системы перевода текстового контента для удобства и полного понимания казахоязычной аудитории социальных сетей.

Вопрос прав человека, безопасности и прозрачности онлайн-рекламы поднимался многими международными организациями, в частности ОБСЕ. В рекомендациях по разработке политики в рамках проекта «В фокусе –искусственный интеллект и свобода слова» был указан ряд следующих обязательств в отношении онлайн-платформ:

● Обязать онлайн-платформы проводить комплексную проверку прав человека, в том числе посредством оценки воздействия на права человека (HRIA) в отношении их политики управления контентом и автоматизированного принятия решений, а также в отношении их деловой практики, такой как сбор данных, таргетированная реклама и дизайн интерфейса.

● Обеспечить открытость, обоснованность использования алгоритмов искусственного интеллекта для модерации контента и таргетированной рекламы.

● Следить за тем, чтобы защита прав человека не была полностью передана на аутсорсинг или автоматизирована,

● Обеспечить прозрачность любых государственно-частных партнерств.

● Внедрить строгие рамки прозрачности, в том числе предусмотреть всеобъемлющие отчеты о прозрачности, содержащие подробную информацию об использовании ИИ в рекламе.

● Уважать право на неприкосновенность частной жизни и защиту данных.

● Предоставления возможности отказаться от любого автоматизированного принятия решений.

Важно отметить, что за последние годы отечественный контент обладает высокой популярностью не только в Казахстане, но и на пространстве СНГ. Данный факт является важным индикатором того, что поддержка и стимулирование дальнейшего развития казахстанского контента является ключевой задачей государства в информационной сфере.

Кроме того, несмотря на активно меняющуюся ситуацию в медиа пространстве и постоянный рост объемов информации возникает необходимость поддержки и защиты традиционных медиа, которые в свою очередь являются общественным институтом, источником проверенных и достоверных данных.

6 октября 2022 год на форуме общественной коалиции Касым-Жомарт Токаев обозначил ключевые принципы необходимые для гармоничного развития государства. «Закон и порядок – залог прогресса страны. Требования закона должны неукоснительно выполняться во всех сферах. Перед законом все равны. Только так мы построим Справедливое государство, в котором строго и неукоснительно будут соблюдаться закон и порядок» отметил Глава государства.

Кроме того, в своем Послании народу Казахстана от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» Глава государства отметил, что необходимо с учетом интересов государства, запросов общества и тенденций развития медиасферы пересмотреть законодательство (пункт 22 ОНП, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан № 847 от 29 марта 2022 года).

В этой связи, предлагается разработка нового Закона Республики Казахстан, направленного на установление законодательных основ об интернет-рекламе и онлайн-платформах.

 

 

2. Анализ, текущий ситуации, сопоставление мирового опыта, наиболее схожего с национальным регулированием:

 

 

3. Предлагаемые пути решения описанной проблемы:

 

 

4. Влияние предлагаемых путей решения на:

 

 

5. Ожидаемые результаты от введения предлагаемого пути решения:

 

 

6. Механизмы реализации с указанием алгоритмов действий в случае законодательного регулирования (институциональные и организационные мероприятия):

 

 

7. Возможные риски:

 

 

8. Целевые группы для публичного обсуждения:

1. Представителями вышеуказанных целевых групп являются платформа «Yvision.kz», продюсерский центр «Qazaq Media», центр прикладных исследований «TALAP» физические лица, являющиеся пользователями онлайн-платформ и др.

2. Обладатели информации - органы и учреждения законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти, местного государственного управления и самоуправления; государственные учреждения, не являющиеся государственными органами; субъекты квазигосударственного сектора и другие обладатели информации, указанные в статье 8 Закона Республики Казахстан «О доступе к информации».

3. Получатели информации – физические и юридические лица Республики Казахстан, запрашивающие и (или) использующие информацию.

Представителями вышеуказанных целевых групп являются центральные государственные, местные исполнительные и представительные органы, Национальная палата предпринимателей «Атамекен», экспертные и общественные советы при Министерстве информации и общественного развития Республики Казахстан, Национальный центр по правам человека, Гражданский Альянс Казахстана, Офис программ ОБСЕ в Нур-Султане, представительство Internews Network в Казахстане, ОЮЛ «Национальная медиа ассоциация», ОФ «Правовой медиа-центр», ОО «KazMediaNetwork», ОО «Клуб главных редакторов», ОО «Казахстанский Медиа Альянс», ОФ «Международный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз», ОЮЛ «Центрально-Азиатская Рекламная Ассоциация» и др.

4. Иные заинтересованные лица.

Решение вышеперечисленных проблемных вопросов имеет непосредственное воздействие на данные целевые группы.

9. Способ публичного обсуждения:

1. Размещение Консультативного документа регуляторной политики и прилагающихся к нему материалов на интернет-портале открытых нормативных правовых актов для публичного обсуждения;

2. Проведение публичных слушаний.

10. Результаты публичного обсуждения

 

Внесенные рекомендации будут рассмотрены и учтены в ходе дальнейшей разработки проекта.

 

11. Структура и содержание проекта закона (в случае принятия решения о необходимости разработки законодательного акта)

Законопроект состоит из 8 глав, 31 статьи.

Также предусмотрена глава, устанавливающая заключительные и переходные положения, порядок введения в действие Закона.

 

12. Индикаторы оценки эффективности вводимого регулирования с указанием сроков их пересмотра

Улучшение на одну позицию Республики Казахстан во Всемирном индексе свободы прессы, формируемым международной неправительственной организацией «Репортеры без границ» (в 2022 году 122 место).