Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации.
Какие налоговые обязательства возникают при возврате займа в теңге с учетом эквивалента?
(Л. Кизина, DipIFR, профессиональный бухгалтер РК, бухгалтер-практик, CAP, CIPA, CPA TL I, CPA PL II, налоговый консультант РК 1 категории, 9 октября 2026 г.)
ТОО заключило с физлицом (учредителем) договор беспроцентного займа на определенную сумму в теңге, что эквивалентно 35 000 у.е.
31 декабря ТОО должно вернуть эту сумму в теңге, но эквивалентно 35 000 у.е.
Сумма может быть больше или меньше выданного займа в теңге.
На какие счета учета поставить разницу между полученной суммой и выданной?
Будет ли разница при увеличении выданной суммы являться доходом физлица и облагаться всеми налогами?
Если сумма к выдаче уменьшиться, будет ли доход ТОО?
Имущественные отношения в виде займа регламентируются главой 36 Гражданского кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 715 Гражданского кодекса по договору займа одна сторона передает, а в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом или договором, обязуется передать в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление) другой стороне деньги или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется своевременно возвратить заимодателю такую же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества.
В соответствии со статьей 718 Гражданского кодекса, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором, за пользование предметом займа заемщик выплачивает вознаграждение заимодателю в размерах, определенных договором.
На основании статьи 722 Гражданского кодекса заемщик обязан возвратить предмет займа в порядке и сроки, предусмотренные договором.
Можно сделать вывод, что нормы Гражданского кодекса допускают предоставление займа без условий выплаты вознаграждения, как «заем без условия выплаты вознаграждения».
Согласно Предпринимательскому кодексу, субъекты частного предпринимательства вправе предоставлять средства (займы) субъектам частного предпринимательства на возмездной основе.
Если заем выдан/получен на не рыночных условиях (то есть, если договорная процентная ставка по такому займу существенно ниже рыночной ставки по займу с аналогичными условиями), то первоначальная стоимость займа определяется путем дисконтирования соответствующих денежных потоков с применением рыночной ставки (пункт В5.1.1 МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»).
При этом, по краткосрочным займам (до года) дисконтирование может не применяться, но, только если его эффект будет считается несущественным для предприятия (уровень существенности указывается в учетной политике).