+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
КИМЭП
Вопрос от: Айгерим

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, оплатила 100% месяц обучения ребенку в образовательном центре «подготовка к школе», посетив центр 2 дня решили отказаться и попросили возврат с удержанием средств за 2 дня обучения. Директор центра отказывается возвращать деньги за обучение. Договор заключен не был, чек об оплате имеется. На моей ли стороне закон? имею ли я право требовать возврат денег без договора? Спасибо!

Ответ: Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующие вопросы:

1.Имеет ли право заказчик отказаться от договора возмездного оказания услуг?

2.Каким образом можно вернуть деньги?

1.Имеет ли право заказчик отказаться от договора возмездного оказания услуг?

 

Мы полагаем, что в соответствии с п.1 ст. 686 Гражданского кодекса РК (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409 (далее - «ГК РК»), заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Таким образом, из положений названной статьи можно сделать вывод о том, что заказчик, отказавшийся от договора возмездного оказания услуг, вправе получить возврат разницы от уплаченной суммы по договору и расходов понесенных исполнителем при выполнении условий договора.

 

В Вашем случае договор не был составлен, следовательно, мы полагаем, что наличие договорных отношений Вы может подтвердить другими документами – чек об оплате за услуги.

2.Каким образом можно вернуть деньги?

 

Деньги можно вернуть в досудебном и судебном порядке. В первом случае Вы можете написать претензию на возврат денежных средств. Она пишется на имя собственника образовательного центра, либо лица, которое выполняет функции его директора. В претензии нужно указать виденье ситуации с Вашей стороны, приложить соответствующие материалы (чек об оплате), а также то, что Вами будут предприняты все необходимые действия по защите Ваших прав, включая подачу судебного иска и обращение в Комитет по защите прав потребителей.

 

В претензии необходимо сослаться на норму закона п.1 ст.686 ГК РК, которая позволяет заказчику в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Также, согласно п.1 ст.42-5 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» (далее - «Закон») от 4 мая 2010 года № 274-IV, потребители вправе обратиться с заявлением, либо жалобой в государственные органы, осуществляющие функции в сфере защиты прав потребителей, путем подачи обращения в письменной форме, либо посредством Единой информационной системы защиты прав потребителей. Вы можете записаться на прием в Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан, написав онлайн обращение.

 

В соответствии с п.3 ст. 42-5 Закона, к обращению потребителя прилагаются:

1.копия ответа продавца (изготовителя, исполнителя) на обращение потребителя, а в случае, если ответ продавца (изготовителя, исполнителя) в течение установленного настоящим Законом срока не получен, - копия обращения потребителя к продавцу (изготовителю, исполнителю) (при наличии);

2.иные документы, подтверждающие изложенные в обращении обстоятельства (при наличии).

 

В обращении потребителя должны быть указаны:

1.фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер (при его наличии), почтовый адрес физического лица;

2.данные продавца (изготовителя, исполнителя), в отношении которого предъявлены требования потребителя (наименование, почтовый адрес, бизнес-идентификационный номер юридического лица (при его наличии);

3.требования потребителя и обстоятельства потребительского спора.

 

В обращении могут быть указаны контактные данные (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения), а также материалы, необходимые для правильного и своевременного рассмотрения заявления, включая фото-, аудио-, видеофиксацию товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и действий продавца (изготовителя, исполнителя), подтверждающие нарушение прав и законных интересов потребителя.

 

В случае отказа в ответе на досудебное урегулирование, Вы можете подать в суд исковое заявление об истребовании денег.

 

Исковое заявление должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым ст.148 и ст.149 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V.

 

Иск подается в суд первой инстанции в письменной форме либо в форме электронного документа. В заявлении должны быть указаны:

1.наименование суда, в который подается иск;

2.фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) истца, дата его рождения, место жительства, индивидуальный идентификационный номер, а если истцом является юридическое лицо, то его полное наименование, место нахождения, бизнес-идентификационный номер и банковские реквизиты; наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем. В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе истца и представителя, если они имеются;

3.фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) ответчика, его место жительства, индивидуальный идентификационный номер (если он известен истцу), если ответчиком является юридическое лицо, то его полное наименование, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу). В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе ответчика, если они известны истцу;

4.суть нарушения или угрозы нарушения прав и свобод гражданина или законных интересов истца и требования истца;

5.обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а также содержание доказательств, подтверждающих эти обстоятельства;

6.сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором;

7.сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;

8.цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

9.перечень прилагаемых к иску документов.

К иску прилагаются:

1.копии иска и приложенных к нему документов по числу ответчиков и третьих лиц;

2.документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

3.доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;

4.документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

5.документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом или предусмотрен договором;

6.документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия совершались;

7.ходатайство истца об истребовании доказательств, если доказательства находятся у ответчика или третьего лица;

8.копии устава, свидетельства или справки о государственной регистрации (перерегистрации), если иск предъявлен юридическим лицом.

Исходя из вышеизложенного, мы полагаем, что Вы можете вернуть деньги, несмотря на отсутствие договора, предоставив чек об оплате, а также защитив свои права, обратившись с претензией в Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.

Вопрос от: Асель

Добрый день! Подскажите пожалуйста протокол согласительной комиссии является ли административным актом? Можно ли протокол согласительной комиссии антимонопольного органа обжаловать в суде согласно АППК? Заранее благодарю!

Ответ: Здравствуйте, Асель!
Исходя из предоставленной Вами информации, мы выделили следующие вопросы:
1. Является ли протокол согласительной комиссии Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан административным актом?
2. Можно ли обжаловать протокол согласительной комиссии Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан?
1. Является ли протокол согласительной комиссии Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан административным актом?
Согласно пп.4 п.1 ст.4 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан № 350-VI от 29 июня 2020 года (далее - «АППК РК»), административным актом является  решение, принимаемое административным органом или должностным лицом в публично-правовых отношениях, реализующее установленные законами Республики Казахстан права и обязанности определенного лица или индивидуально определенного круга лиц. Правоприменительная практика показывает, что путем издания административного акта, как правило, административный орган требует, разрешает либо запрещает определённому лицу совершать какое-либо действие.
Согласно п.1 гл.1 и пп.1 п.14 гл.2 Указа Президента Республики Казахстан «О некоторых вопросах Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан» № 428 от 5 октября 2020 года, Агентство по защите и развитию конкуренции (далее - «Агентство») является государственным органом и имеет право принимать обязательные для исполнения нормативные правовые акты в пределах своей компетенции. То есть, решения, принятые Агентством, являются административным актом.  
Однако, согласно гл.1 п.2 и гл.4 п.11 Положения и регламента согласительной комиссии, утвержденных Приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан № 125/НҚ от 4 мая 2022 года (далее - «Приказ»),  согласительная комиссия является консультативно-совещательным органом и ее решение носит рекомендательный характер. Важно отметить, что решения согласительной комиссии Агентства не являются административными актами, так как не соответствуют основным критериям, предъявляемым к административным актам. 

2. Можно ли обжаловать протокол согласительной комиссии Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан? 
Согласно п.18-20 Приказа, в случае несогласия с замечаниями и рекомендациями согласительной комиссии, должностное лицо, проводящее расследование, формирует мотивированное заключение, которое подлежит рассмотрению согласительной комиссией. Под должностным лицом в соответствии с пп.23 п.1 ст.4 АППК РК следует понимать лицо, которое в соответствии с законами Республики Казахстан наделено полномочиями по принятию административного акта, совершению административного действия (бездействия). Решение комиссии по результатам рассмотрения мотивированного заключения оформляется протоколом и доводится до сведения должностного лица. Решение согласительной комиссии по результатам рассмотрения мотивированного заключения носит рекомендательный характер.
В соответствии с п.21 Приказа, окончательное решение по итогам расследования принимается должностным лицом (лицами) самостоятельно. То есть, протокол согласительной комиссии не является окончательным решением расследования и поэтому участник административной процедуры не может обжаловать заключение согласительной комиссии.
Таким образом, мы полагаем, что протокол согласительной комиссии Агентства не может быть обжалован в суде в порядке, предусмотренным АППК РК, так как он не является окончательным решением расследования и не является административным актом. Однако, окончательное решение расследования, принимаемое должностным лицом Агентства будет являться административным актом и в случае несогласия с решением, Вы имеете право обжаловать его в судебном порядке согласно АППК РК.
Вопрос от: Серикболсын

Здравствуйте! Можно ли привлечь Индивидуального предпринимателя к административной ответственности после прекращения деятельности ИП за несоблюдение требований санитарных правил, НПА? Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Ответ: Здравствуйте, Серикболсын.

Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующие вопросы:

1.Можно ли привлечь индивидуального предпринимателя к административной ответственности после его закрытия?

2.Каков порядок привлечения к ответственности?

 

1.Можно ли привлечь индивидуального предпринимателя к административной ответственности после его закрытия?

Мы полагаем, что физическое лицо после прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (далее - «ИП») может быть привлечено к административной ответственности в пределах сроков исковой давности, установленных ст.62 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан № 235-V от 5 июля 2014 года (далее - «КоАП»).

Согласно ст.802 КоАП, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.741 КоАП.

Таким образом, мы полагаем, что ИП, прекратившее деятельность, может быть привлечено к административной ответственности при наличии административного правонарушения в пределах исковой давности.

2.Каков порядок привлечения к административной ответственности?

Для подачи жалобы на ИП за несоблюдение требований санитарных правил, мы рекомендуем Вам обратиться с жалобой в Департамент санитарно-эпидемиологического контроля ​Министерства Здравоохранения Республики Казахстан по вашему городу (далее - «Департамент»). Контакты Департамента Алматинской области +7(7172)74-18-21, а также электронный адрес almobldkgsen@dsm.gov.kz.

 

Таким образом, для привлечения к административной ответственности ИП, Вам следует обратиться в Департамент санитарно-эпидемиологического контроля вашего города.
Вопрос от: Евгения

Добрый день! В договоре, на покупку годового абонемента в фитнес зал, указан пункт по возврату денежных средств при досрочном расторжении: Клуб удерживает стоимость фактически оказанных услуг на дату расторжения Договора (фактически использованные дни), а также неустойку, равную 30% (тридцать процентов) от стоимости услуг. Вопрос: Законна ли неустойка 30%, или же организация должна вернуть сумму, минус количество месяцев, которые занимался клиент, согласно статье 686 ГК РК? Заранее спасибо.

Ответ: Здравствуйте, Евгения!

Исходя предоставленной Вами информации, мы выделили следующий вопрос:

Законна ли неустойка 30% или должна ли организация вернуть сумму не считая количество, которые были использованы клиентом согласно ст. 686 ГК РК?

Согласно ст. 294 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (далее «ГК РК»), соглашение о неустойке должно быть совершено в письменном виде.

В ст. 686 ГК РК говорится, что заказчик (Вы) вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю (организации - фитнес-центр) фактически понесенных им расходов (количество использованных дней).

Мы предполагаем, неустойка в размере 30% была определена организацией и Вами по письменному договору.

Таким образом, мы предполагаем, что действия организации являются законными и при досрочным расторжении Вы должны оплатить сумму фактических оказанных услуг с 30% неустойкой.

В случае, если Вам понадобится квалифицированная юридическая помощь в подготовке документов, мы рекомендуем Вам обратиться в Юридическую Клинику Университета КИМЭП, e-mail: legal.clinic@kimep.kz ,телефон +7 (727) 237 47 57.
Вопрос от: Аскар

Здравствуйте, я бы хотел узнать, (мне сейчас 24 года) могут ли меня призвать после того как я получил категорию Д - не годен в мирное время, ограниченно в военное время (данную категорию я получил когда мне было 23), а потом еще я получил военный билет в этом году. Еще и один вопрос, являюсь ли все еще военнообязанным с данной категорией и полученным военным билетом? Заранее спасибо!

Ответ: Здравствуйте, Аскар!

Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующие вопросы:

1.Могут ли Вас призвать на воинскую службу после получения категории Д?

2.Являетесь ли Вы военнообязанным после получения военного билета с данной категорией?

1.Могут ли Вас призвать на воинскую службу после получения категории Д?

Категория Д – это категория, при присвоении, которой человека могут призвать в военное время к военной службе на основании п.1, ст.34 Закона «О воинской службе и статусе военнослужащих» (далее - «Закон»), но в мирное время такие граждане призыву не подлежат.

2.Являетесь ли Вы военнообязанным после получения военного билета с данной категорией?

Военный билет – это документ, который свидетельствует о том, что человек является военнообязанным в военное время, согласно п.8 ст.1 Закона.

Следовательно, мы полагаем, что вы являетесь военнообязанным, однако в мирное время не можете быть призваны в ряды вооруженных сил.
Вопрос от: Евгений

Здравствуйте, не подскажете, хотим установить рядом с дизельным генератором емкость для хранения дизельного топлива, разрешено ли ставить пластиковые емкости и должны ли они быть в помещении, а не на открытом воздухе?

Ответ: Здравствуйте, Евгений!

Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующий вопрос:

Разрешено ли ставить пластиковые емкости для дизельного топлива к генератору?

Мы полагаем, что нормативные акты и правила об обеспечении промышленной безопасности при эксплуатации и ремонте резервуаров для нефти и нефтепродуктов действуют на юридические лица.

Согласно Правилу обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации и ремонте резервуаров для нефти и нефтепродуктов, обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации и ремонте резервуаров для нефти и нефтепродуктов, Правила предназначены для применения всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими эксплуатацию и ремонт резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов.

Вертикальные, цилиндрические стальные резервуары подразделяют:

1) по вместимости - от 100 м3 до 50 000 м3;

2) по расположению - наземные, подземные;

3) по давлению в газовом пространстве - без давления, с избыточным давлением до 0,002 МПа и повышенным давлением до 0,07 МПа;

4) по конструкции подразделяются на:

с плавающей крышей;

со стационарной крышей без понтона;

со стационарной крышей и понтоном.

Горизонтальные цилиндрические стальные резервуары подразделяют:

1) по вместимости - от 3 м3 до 200 м3;

2) по расположению - наземные, подземные;

3) по давлению в газовом пространстве - без давления, с избыточным давлением.

Горизонтальные резервуары рассчитаны на внутреннее давление до 0,04 МПа.

Резервуары горизонтальные имеют плоские, конические и сферические днища, а также днища в форме усеченного конуса.

Резервуары эксплуатируются в различных климатических условиях с температурой окружающего воздуха до минус 60 °С в зимнее время и до 50 °С в летнее время при различной температуре продукта в резервуаре.

Выбор типа резервуара для хранения нефти и нефтепродуктов обосновывается технико-экономическими расчетами в зависимости от характеристик нефтепродукта, климатических условий эксплуатации с учетом максимального снижения потерь от испарения при хранении. Каждый действующий резервуар должен постоянно иметь полный комплект соответствующего оборудования, предусмотренного проектом, и находиться в исправном рабочем состоянии. Разукомплектация в процессе эксплуатации не допускается. Горизонтальные резервуары можно располагать на поверхности или под землей. Подземные резервуары перед определением вместимости полностью засыпаются землей. Резервуары должны иметь уровни или края отсчета для контроля наклона.

Таким образом, Вы сможете поставить пластиковую емкость, если она будет соответствовать указанному Правилу.

Однако, важно отметить, что для физических лиц не предусмотрены правила по обеспечению промышленной безопасности при эксплуатации и ремонте резервуаров для нефти и нефтепродуктов. Тем самым, мы полагаем, что для физических лиц требований нет.
Вопрос от: Ержан

АссаламАлейкум после снятия нарко учёта могу ли я работать госслужбе А точнее за то что я ранее состоялся в нарко учёта не придёт ли мне отказ спец проверки КНБ РК

Ответ: Здравствуйте, Ержан!

Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующий вопрос:

 

Может ли прийти отказ специальной проверки в зачислении в Комитет Национальной Безопасности РК (Далее – «КНБ РК») из-за бывшего учета в наркологическом диспансере?

В соответствии с п.2 ст.7 Закона О специальных государственных органах Республики Казахстан, на службу не может быть зачислено лицо:

 

·признанное в установленном законом Республики Казахстан порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

·в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии имеющее заболевание, препятствующее выполнению должностных полномочий;

·отказавшееся принять на себя ограничения, установленные законом, связанные с пребыванием сотрудника на службе, и антикоррупционные ограничения, установленные Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции»;

·на которое в течение года перед поступлением на службу налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение;

·на которое в течение трех лет перед поступлением на службу за совершение коррупционного правонарушения налагалось в судебном порядке административное взыскание;

·в отношении которого в течение трех лет перед поступлением на службу за совершение уголовного проступка вынесен обвинительный приговор суда или которое в течение трех лет перед поступлением на службу освобождено от уголовной ответственности за совершение уголовного проступка на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;

·совершившее коррупционное преступление;

·уволенное с работы (службы) за совершение коррупционного правонарушения;

·ранее судимое или освобожденное от уголовной ответственности за совершение преступления на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, а также уволенное по отрицательным мотивам с государственной службы, из иных специальных государственных органов, правоохранительных органов, судов и органов юстиции;

·не прошедшее специальную проверку и (или) сообщившее заведомо ложные сведения о себе либо своих родителях, детях, усыновителях, усыновленных, полнородных и неполнородных братьях и сестрах, внуках или супруге и ее (его) родителях, детях, усыновителях, усыновленных, полнородных и неполнородных братьях и сестрах, внуках;

·родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, внуки которого либо его супруга (супруг) или ее (его) родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, внуки совершили тяжкие и особо тяжкие преступления;

·не прошедшее психофизиологическое или медицинское освидетельствование в военно-врачебных комиссиях или полиграфологическое исследование для определения пригодности к службе.

 

Следовательно, мы полагаем, что если после снятия с учета в наркологическом диспансере Вы готовы пройти медицинское освидетельствование, и Вы получите положительное заключение медицинской комиссии, Вам не придет отказ специальной проверки в зачислении в КНБ РК, и Вы будете допущены к государственной службе.
Вопрос от: Инара

Здравствуйте. Мой муж выплачивает алименты, есть задолженность. По исполнительному листу у него удерживают зарплату. У нас имеется совместно нажитое имущество. На него наложили арест. Меня как заинтересованное лицо об этом не уведомили? Могут ли наложить арест на всё имущество? Насколько правомерны действия частного судебного исполнителя?

Ответ: Здравствуйте, Инара!

Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующие вопросы:

1.Может ли частный судебный исполнитель наложить арест на общее совместное имущество супругов при наличии долга по алиментам у супруга?

2.Что следует предпринять, если действия частного судебного исполнителя неправомерны?

1.Может ли частный судебный исполнитель наложить арест на совместно нажитое имущество супругов при наличии долга по алиментам у супруга?

Согласно п.3 ст. 62 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» № 261-IV от 2 апреля 2010 года (далее - «Закон»), арест может быть наложен на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления. То есть частный судебный исполнитель вправе наложить арест на имущество на праве собственности, и на долю в общем имуществе. Исходя из этого, мы полагаем, что наложение ареста полностью на общее имущество, а не на долю, является неправомерным.

Также согласно ст. 63 Закона, при наложении ареста на имущество судебный исполнитель выясняет принадлежность его должнику и имеющееся на нем обременение. О наложении ареста на заложенное имущество судебный исполнитель извещает залогодержателя. То есть, лицо, выплачивающее алименты, извещается при наложении ареста на имущество.

Таким образом, мы полагаем, что в случае наложения ареста полностью на общую собственность, а не на ее долю, действия частного судебного исполнителя является неправомерным. Также, частный судебный исполнитель должен известить должника о наложении ареста.

2.Что следует предпринять, если действия частного судебного исполнителя неправомерны?

Мы полагаем, что Вам следует обратиться в Департамент по исполнению судебных актов по вашему городу и в Республиканскую палату частных судебных исполнителей для обжалования действии частного судебного исполнителя.

В случае неразрешения спора в досудебном порядке, Вам следует обратиться в специализированный межрайонный административный суд с иском о признании постановления частного судебного исполнителя неправомерным.

Согласно ст. 131 п. 2 и 8 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан № 350-VI от 29 июня 2020 года, иск подается в суд в письменной форме либо в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи истца и (или) его представителя.

В иске должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается иск;

2) фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) истца, если истцом является физическое лицо, его место жительства, дата и место его рождения, наименование представителя и его адрес, если иск подается представителем; номера телефонов, адреса электронной почты истца, его представителя;

наименование истца, если истцом является юридическое лицо или иная организация, место его нахождения, бизнес-идентификационный номер и банковские реквизиты;

3) наименование ответчика, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу). В иске должны быть указаны номера телефонов и электронный адрес ответчика, если они известны истцу;

4) содержание исковых требований (предмет иска) и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования (основания иска), суть нарушения или угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов истца. В случае подачи иска к нескольким ответчикам - содержание исковых требований в отношении каждого из ответчиков;

5) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом;

6) перечень документов и других прилагаемых материалов (при наличии).

К иску прилагаются:

1) копии иска и приложенных к нему документов по числу участников административного процесса;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

3) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;

4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

5) документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом

Таким образом, Вам следует обратиться в территориальный департамент по исполнению судебных актов или Республиканскую палату частных судебных исполнителей, а также в суд для разрешения спора касательно правомерности ареста на Ваше общее совместное имущество частным судебным исполнителем.
Вопрос от: Жанибек

Была задолженность перед банком, через суд выставили арест на счета и передали дело ЧСИ, спустя год ЧСИ передал дело другому ЧСИ, вчера я закрыл всю сумму долга+оплатил расходы на производство судебнику у которого было мое дело, сегодня он снял арест с карты, но висит арест от судебника который вел мое дело в 2020 году, теперь он требует что бы я оплатил ему расходы на производство, должен ли я платить судебнику который вел мое дело 2 года назад и передал мое дело?

Ответ: Здравствуйте, Жанибек!

Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующий вопрос:

Должны ли Вы платить частному судебному исполнителю, который вел Ваше дело 2 года назад?

В соответствии с п.4 ст.144 Закона Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года N° 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (Далее - «Закон»), взыскание расходов по совершению исполнительных действий и возмещение их лицу, понесших затраты, производятся на основании постановления частного судебного исполнителя и документов, подтверждающих произведенные затраты. В случае, если частный судебный исполнитель предоставил Вам постановления и документы, подтверждающих произведенные затраты, мы полагаем, что согласно п.2 ст.120 Закона, исполнение исполнительного документа не освобождает должника от уплаты фактически понесенных расходов по исполнению и оплаты деятельности частного судебного исполнителя, если он исполнен после предъявления его на принудительное исполнение. В данном случае, согласно п.2 ст.118 Закона, оплата деятельности частного судебного исполнителя производится только в случае полного или частичного исполнения исполнительного документа. Если исполнительный документ имущественного характера исполнен частично, то частному судебному исполнителю выплачивается только часть оплаты его деятельности, пропорционально взысканной сумме или стоимости имущества.

Следовательно, мы полагаем, что в данном случае Вам следует оплатить первому частному судебному исполнителю фактически понесенные расходы по исполнению исполнительного документа.
Вопрос от: Роман

Здравствуйте, хотел узнать, у меня счета находятся в аресте из за просрочки. Поступила зарплата 148000 на карту, но на карте они не отобразились. Сходил в банк мне сказали что сумма находится у ЧСИ, дали номер звонил то сбрасывают то не берут. На второй день они ответили. Попросили отправить выписку с банка, отправил все что попросили. Теперь они отправляют мне на эту же карту 74000, сумма тоже не отобразилась, через пол часа у меня отображается 38000тг. Правильно ли, что ЧСИ удержал 50%, после отправил на мою карту остаток и в след банк тоже удержал 50%. В итоге даже нету прожиточного минимума. Прошу помогите.

Ответ: Здравствуйте, Роман.

Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующие вопросы:

1.Сколько процентов банк имеет право снимать со счета должника?

2.Сколько процентов частный судебный исполнитель имеет право снимать со счета должника?

3.Как защитить свои права?

1. Сколько процентов банк имеет право снимать со счета должника?

Мы полагаем, что согласно п.1 ст.115 Трудового кодекса от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее - «ТК РК») общий размер ежемесячного удержания не может превышать пятьдесят процентов причитающейся работнику заработной платы.

При этом сумма денег, сохраняемая на текущем счете физического лица, должна быть не менее размера прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Обращаем Ваше внимание, что сумма прожиточного минимума на 1 января 2023 года составляет 40 567 тысяч тенге.

Таким образом, мы полагаем, что действия банка нарушают Ваши права на сумму прожиточного минимума с заработной платы, а также превышением взыскания более 50% на заработную плату .

 

2.Сколько процентов частный судебный исполнитель имеет право снимать со счета должника?

В соответствии с п.1 ст.95 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года № 261-IV (далее - «Закон») при обращении взыскания на заработную плату или иные виды дохода должника по одному или нескольким исполнительным документам, в том числе находящимся в производстве других судебных исполнителей, за должником должно быть сохранено не менее пятидесяти процентов заработной платы или иного дохода.

При этом сохраняемая сумма за должником должна быть не менее размера прожиточного минимума, устанавливаемого ежегодно на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Также, согласно утверждению Постановления Правительства «Об утверждении размеров оплаты деятельности частного судебного исполнителя», Республики Казахстан от 4 мая 2014 года № 437, сумма оплаты деятельности частного судебного исполнителя (далее - «ЧСИ») уплачиваемая в рамках исполнительного производства в зависимости от категории дела и устанавливается для исполнительных документов имущественного (денежного) характера по суммам:

до 60 МРП - в размере 25% от суммы взыскания;

от 60 до 300 МРП - в размере 20% от суммы взыскания;

от 300 до 1 000 МРП - в размере 15% от суммы взыскания;

от 1 000 до 5 000 МРП — в размере 10% от суммы взыскания;

от 5 000 до 10 000 МРП - в размере 8% от суммы взыскания;

от 10 000 до 20 000 МРП - в размере 5% от суммы взыскания;

свыше 20 000 - в размере 3% от суммы взыскания.

Обращаем Ваше внимание, что 1 МРП на 2023 год составляет 3450 тенге.

Таким образом, мы полагаем, что действия ЧСИ являются правомерными, так как из суммы, взысканной ЧСИ с Вас, сначала погашаются суммы по штрафам, наложенным на Вас в процессе исполнения исполнительного документа, затем погашаются суммы по оплате деятельности частного судебного исполнителя и расходы по исполнению, в том числе по исполнительному документу, остальная сумма поступает на удовлетворение требований взыскателей, в том числе по исполнительным документам, находящимся у других судебных исполнителей, в пределах своей административно-территориальной единицы. Оставшаяся сумма возвращается Вам после удовлетворения всех требований.

3.Как защитить свои права?

Для защиты своих прав, Вы можете обратиться с жалобой в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Официальные обращения Вы можете направить:

1.письменно;

2.посредством портала электронного правительства egov.kz;

3.через Управления региональных представителей – по территориальной принадлежности.

На основании вашего обращения будет инициирована документальная проверка в отношении кредитной организации, и после завершения проверочных мероприятий Агентство предоставит оценку действий финансовой или микрофинансовой организации.

Также, согласно Постановлению Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 14 февраля 2022 года № 3 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг в сфере государственного регулирования, контроля и надзора финансового рынка и финансовых организаций» в жалобе указываются:

1.полное наименование, почтовый адрес, бизнес-идентификационный номер услугополучателя;

2.наименование услугодателя и (или) фамилия, имя, отчество (при его наличии) должностного лица решение, действие (бездействие) которого (которых) обжалуется (обжалуются);

3.обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства;

4.исходящий номер и дата подачи жалобы;

5.перечень прилагаемых к жалобе документов.

Жалоба подписывается услугополучателем либо лицом, являющимся его представителем.

 

Также, обращение в суд допускается после обжалования в досудебном порядке.

В таком случае, согласно п.1 ст.77 Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» Республики Казахстан от 31 августа 1995 года № 2444 действия (бездействие) уполномоченного органа и Национального Банка Республики Казахстан в сфере регулирования банковской деятельности могут быть обжалованы в административном порядке.

 

Иск подается в суд в письменной форме либо в форме электронного документа (sud.gov.kz), удостоверенного посредством электронной цифровой подписи истца и (или) его представителя, на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями ст.60 и 61 «Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан»от 31 октября 2015 года № 377-V (далее - «ГПК»).

 

В соответствии со ст.148 ГПК иск должен содержать:

1.наименование суда, в который направлен иск,

2.фамилию, имя и отчество истца,

3.его место жительства, дата и место рождения,

4.наименование представителя и его адрес,

5.номера телефонов, адреса электронной почты истца и его представителя.

6.если истцом являются юридическое лицо, то его наименование, место нахождения, БИН и банковские реквизиты.

 

В иске истец обязан указать наименование ответчика, место его нахождения и иные сведения, если истцу они известны.

 

Иск также в обязательном порядке должен содержать исковые требования (предмет иска) и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования (основание иска), суть нарушения или угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов истца.

К иску Вы должны приложить доказательства в подтверждение обстоятельств, которыми обосновываются исковые требования, документы, как правило, прилагаются в подлинниках, квитанция об уплате государственной пошлины.

Исходя из вышеперечисленного, мы полагаем, что действия банка неправомерны на основании того, что банк, хоть и вправе обратить взыскание, не имеет право взыскивать более 50%, не оставив сумму прожиточного минимума.