+7 (727) 2222-101
Категории вопросов File engine/modules/childs.php is in the folder, which is available to write (CHMOD 777). For security purposes the connection files from these folders is impossible. Change the permissions on the folder that it had no rights to the write.
 
Ответы на вопросы
Государственные закупки
Вопрос от: Екатерина

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, в какие уполномоченные органы можно жаловаться, если происходят нарушения во время закупа по Постановлению 1729 (а именно: объявления выкладываются уже после того как выходит протокол вскрытия)?

Ответ: Здравствуйте, Екатерина!  
Мы предполагаем, что у Вас есть два способа обжаловать действия и решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта или единого оператора в сфере государственных закупок, посредством электронной или письменной подачи жалобы в Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан.
1. Подача жалобы посредством электронного портала.
Опираясь на подпункт 1 пункта 3 статьи 18 Закон Республики Казахстан "О государственных закупках” от 4 декабря 2015 года № 434-V (далее - Закон о гос. закупках), Вы можете направить жалобу в электронном виде через веб-портал государственных закупок - www.goszakup.gov.kz, таким способом Вы можете сэкономить время.
Также, согласно пункту 1 статьи 48 Закона о гос. закупках, жалоба на действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок в уполномоченный орган должна содержать:
1.наименование, место нахождения юридического лица, действия (бездействие), решения которого обжалуются;
2.наименование, место нахождения лица, подавшего жалобу;
3.сведения о государственных закупках, в рамках которых совершены нарушения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках;
4.обжалованные действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок.
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу.
2.Подача письменной жалобы в Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан.
 Согласно пункту 21 статьи 2 Закона о гос. закупках, уполномоченный орган в сфере государственных закупок (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий руководство в сфере государственных закупок. Таковым является Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан (далее - Комитет). 
Таким образом, Вы можете обратиться в Комитет с жалобой на действия заказчика, организатора государственных закупок по следующему адресу:
Казахстан, 010000, Астана г.а., Сарыаркинская р.а., пр.Победы, д.11. Контакты: тел: (7172) 71-84-35, 71-81-03, факс: (7172) 71-83-04;
Также, хотим ознакомить Вас с мерами реагирования Комитета. Согласно пункту 2 статьи 5 Закона "О государственном аудите и финансовом контроле” от 12 ноября 2015 года № 392-V, мерами реагирования финансового контроля являются: 
1.вынесение обязательного для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами предписания об устранении выявленных нарушений и о рассмотрении ответственности лиц, их допустивших;
2.возбуждение административного производства в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
3. в случаях выявления признаков уголовных или административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного аудита передача материалов с соответствующими аудиторскими доказательствами в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях;
4.предъявление иска в суд в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе в целях обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений и исполнения предписания.
Таким образом, орган финансового контроля может принудить организатора выполнить требования по своевременному размещению информации или добиться отмены проведенных с нарушением закупок. В случаях выявления признаков уголовных или административных правонарушений, орган обязуется передать материалы в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях.
Также, исходя из данной Вами информации, мы предполагаем, что действия организаторов государственных закупок могут являться превышением власти и должностных полномочий и могут повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственности. 
Поясняем, что превышение власти или должностных полномочий лицом может быть совершено только в связи с осуществлением им своих должностных обязанностей. Если совершенные лицом деяния не связаны с его служебными полномочиями или не выходят за рамки его компетенции, то данное лицо не может быть привлечено к уголовной и административной ответственности. Если нарушения будут выявлены органом финансового контроля, то орган имеет полномочия передать материалы в правоохранительные органы или уполномочен возбуждать и рассматривать дела об административных нарушениях. 
Опираясь на часть 1 статьи 362 Уголовного Кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V, превышение власти или должностных полномочий, то есть совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Согласно части 1 статьи 207 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V, нарушение требований законодательства Республики Казахстан о государственных закупках к конкурсной документации (аукционной документации), либо в размещаемой информации при осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений путем установления любых не измеряемых количественно и (или) не администрируемых требований к потенциальным поставщикам, либо указания на характеристики, определяющие принадлежность приобретаемых товаров, работ, услуг отдельным потенциальным поставщикам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, - влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей (126 250 тг).
Вопрос от: Наталья

Здравствуйте. Как и куда можно обратиться с жалобой на поставщика, т.к. тендер он выиграл не честно. Допустим, я знаю, что такой товар (сапоги 47 размера), который был указан в лоте и который он в итоге выигрывает, не изготавливает завод. Получается, этот поставщик как подставной, чтобы забрать этот тендер себе. Как поступить в этом случае?

Ответ: Здравствуйте, Наталья!
В случае, если закупки проводила компания, доля государства в которой составляет более 50%, то согласно пункту 6 статьи 1 будет применяться Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках», (далее - Закон о государственных закупках). Процедура обжалования решения заказчика регулируется главой 9 Закона о государственных закупках.
Согласно статье 47 Закона о государственных закупках, обжалование действий, решений заказчика потенциальный поставщик вправе обжаловать действия, решения заказчика, если их действия, решения нарушают права и законные интересы потенциального поставщика. В случае, если Вы считаете, что Ваши права и законные интересы были нарушены, то вы можете обжаловать действия и решения заказчика.
Далее согласно статье 47 Закона о государственных закупках жалоба потенциального поставщика может быть подана на веб-портале государственных закупок - www.goszakup.gov.kz .  
Согласно статье 48 Закона о государственных закупках, на данный момент действует следующий порядок подачи жалобы на действия, решения заказчика:
"1.  Ваша жалоба должна содержать: 
1) наименование, место нахождения юридического лица, действия, решения которого обжалуются;
2) наименование, место нахождения лица, подавшего жалобу;
3) сведения о государственных закупках, в рамках которых совершены нарушения;
4) обжалованные действия, решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок.
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу. Также необходимо отметить, что жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. Если жалоба не соответствует требованиям, установленным пунктом 1 статьи 48 Закона о государственных закупках, и не подписана либо подписана лицом, не имеющим полномочий на ее подписание, уполномоченный орган возвращает ее подавшему лицу без рассмотрения в течение 2 рабочих дней со дня поступления.
В случае, если проводила частная компания, в которой доля государства в которой меньше 50%, мы рекомендуем Вам обратиться в вышестоящий орган компании, а именно руководителю исполнительного органа или в Совет директоров в Акционерном обществе в частном порядке. 
Вопрос от: Ашим

Добрый день! У меня ИП с 2016 года находится в РНУ, т.е. ограничение согласно ст.6 Закон о госзакупе! Хотел узнать какие сроки и порядок снятия ограничения? Куда надо обращаться по истечении срока ограничения?

Ответ: Здравствуйте, Ашим!
Согласно п.6 ст.12 Закона «О государственных закупках», потенциальные поставщики, включенные в реестр недобросовестных участников государственных закупок по основаниям: потенциальные поставщики или поставщики, предоставившие недостоверную информацию по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение, потенциальные поставщики, определенные победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках, не допускаются к участию в государственных закупках в течение двадцати четырех месяцев со дня принятия решения уполномоченным органом о признании их недобросовестными участниками государственных закупок.
В соответствии с пп.52 п.16 Постановления Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2008 года № 387 "О некоторых вопросах Министерства финансов Республики Казахстан" формирование и ведение реестров в сфере государственных закупок отнесено к компетенции уполномоченного органа (Министерство Финансов РК). В соответствии с п.29 Правил формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 694, запись в реестре, содержащая сведения о недобросовестном участнике государственных закупок, исключается из реестра автоматически по истечении срока, установленного Законом.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Хибатова Алиса
Вопрос от: Гаухар

Уставной деятельностью АО является повышение квалификации педагогических кадров системы образования. Может ли АО заниматься другим видом деятельности? Например, организацией и проведением конференции для работников системы государственной службы, т.е. принимать участие в госзакупках?

Ответ: Уважаемая Гаухар!

Мы рекомендуем Вам просмотреть устав Вашего акционерного общества на предмет наличия или отсутствия прямых ограничений в уставе на занятие определенными видами деятельности. В случае, если в уставе имеются ограничения на занятие другими видами деятельности, мы рекомендуем Вам учесть такие ограничения при осуществлении того или иного вида деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 5 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V, субъекты предпринимательства вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законами Республики Казахстан.

Следовательно, в случае, если таких ограничений нет, Ваше акционерное общество вправе заниматься любыми видами деятельности, прямо не противоречащими виду деятельности, указанному в уставе.

Вопрос от: Фариза

Добрый день! У меня такой вопрос наличие лицензии освобождает поставщика от представления подтверждения о наличии определенной техники и рабочего персонала. Где это прописано??? У нас лицензия на покупку электроэнергии в целях энергоснабжения. Имея данный вид лицензии, мы все равно должны предоставлять подтверждение наличие определенной техники.


Ответ: Здравствуйте, Фариза!
Перечень необходимых документов описан в статье 9 Закона «О государственных закупках», но эти документы являются обязательными для всех потенциальных поставщиков. Все-таки для определенных видов деятельности требуются специальные документы, они описаны в приказе Министра финансов от 11 декабря 2015 года №648 «Об утверждении правил осуществления государственных закупок». Так, в пункте 85-1 Материальные и трудовые ресурсы, необходимые заказчику для исполнения обязательств по договору, указываются в технической спецификации, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации.  При осуществлении государственных закупок работ по строительству (новое строительство, расширение, техническое перевооружение, модернизация, реконструкция, реставрация и капитальный ремонт существующих объектов), разработке технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и градостроительных проектов, документом, подтверждающим обладание потенциальным поставщиком материальными и трудовыми ресурсами, является соответствующее разрешение (лицензия), выданное в соответствии с законодательством РК «О разрешениях и уведомлениях». А также дополнительным пунктом в правилах является пункт 85-2. При осуществлении государственных закупок по оказанию инжиниринговых услуг по техническому надзору в технической спецификации, указывается требование о наличии у потенциального поставщика аттестованных инженерно-технических работников, оказывающих инжиниринговые услуги по техническому надзору, работающих у него на постоянной основе. Совмещение работы аттестованными инженерно-техническими работниками в других организациях, осуществляющих указанные виды деятельности, не допускается. Резюмируя вышеуказанное следует сделать вывод, что помимо лицензии на покупку электроэнергии в целях энергоснабжения для заказчика не является достаточной, в соответствии с правилами Вы должны будете предоставить дополнительные документы описанные в пунктах 85-1 и 85-2 действующих правил по осуществлению государственных закупок. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Жанатов Тимур
Вопрос от: Елена

Здравствуйте! Согласно нового Закона «О госзакупках» 2019 г. нужно вносить обеспечение исполнения договора 3% в течение 10 дней при выигрыше путем запроса ценовых предложений. Если поставщик поставил товар до 10 дней, все документы подписаны, акт прикреплен, подписан заказчиком,  должен ли поставщик оплачивать 3%?


Ответ: Здравствуйте, Елена!
Условия, форма, объем и способ внесения обеспечения исполнения договора о государственных закупках регулируются Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок» (далее – Приказ) 
В соответствии с п.73 Приказа, поставщик в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора вносит обеспечение исполнения договора. Размер обеспечения исполнения договора устанавливается организатором государственных закупок в размере трех процентов от общей суммы договора.
Согласно п.75 Приказа, Заказчик возвращает внесенное обеспечение исполнения договора поставщику в сроки, указанные в договоре, или в течение пяти рабочих дней со дня полного и надлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по договору.
Из этого следует, что Заказчик обязан вернуть внесенную сумму обеспечения исполнения договора обратно Поставщику в течение пяти рабочих дней со дня полного и надлежащего исполнения Поставщиком своих обязательств по договору, кроме случая, если в Вашем договоре указаны иные сроки.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Сыздыкова Асем
Вопрос от: ЗАУРЕШ

Здравствуйте. 1. Подскажите, как быть в ситуации: заключили договор по текущему ремонту. Срок окончания договора 31 декабря 2018 года, но поставщик до сих пор выполняет работы. Как правильно поступить в данной ситуации: расторгать договор или можно продлить срок действия договора? 2. Договор по приобретению ТМЗ, срок действия договора - 31 декабря 2018 года. Поставщик поставил товар 8 января 2019 года. Мы должны принять и подписать акт на портале или должны отклонить и расторгнуть договор и подать в суд?

Ответ: Уважаемая Зауреш,
Мы предполагаем следующее:
1)Вами были заключены договоры поставки и подряда.
2)Вы являетесь участником государственных закупок.
Касательно договора подряда, согласно статье 620 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - ГК РК) в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.
Таким образом, мы полагаем, что Вы не несете риски в случае продления действия договора.

Мы предполагаем, что под договором по приобретению ТМЗ Вы подразумеваете договор поставки товарно-материальных запасов.
Касательно договора поставки согласно статье 476 ГК РК односторонний отказ от исполнения договора (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Нарушение договора поставщиком предполагается существенным в случаях:
1) поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
2) неоднократного нарушения сроков поставки товара.
В Вашем случае мы не видим оснований для одностороннего отказа от исполнения договора.
Нарушение поставщиком срока исполнения обязательств по договору о государственных закупках влечет за собой включение его в реестр недобросовестных участников государственных закупок (пп.3 пункта 4 ст.12 Закона РК "О государственных закупках”). Заказчик обязан не позднее 30 календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте соответствующего нарушения, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок. 
В случае незначительности нарушения поставщиком срока исполнения договора и отсутствия наступления для заказчика негативных последствий, исходя из критериев справедливости и разумности согласно пункту 5 статьи 6 Гражданского процессуального кодекса РК, суды отказывают в иске о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок.
Таким образом, учитывая незначительность нарушения поставщиком срока исполнения договора, мы полагаем, что Вы можете без рисков принять и подписать акт приема-передачи товара.

Вопрос от: Марина

ЗРК о государственных закупках. Что значит фраза ст.43: "Договоры о государственных закупках, заключенные в соответствии с пунктом 3 статьи 39 настоящего Закона, могут быть составлены в иной форме с учетом требований законодательства Республики Казахстан." Мой вопрос: 1. Что предполагает иная форма договора? 2. Может ли договор о госзакупках иметь форму меморандума (фактически неоплачиваемая форма)? Спасибо.

Ответ: Уважаемая Марина.
Из вышеперечисленного мы понимаем ситуацию следующим образом:
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 43 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках” от 4 декабря 2015 года № 434-V (далее по тексту "Закон”), договоры о государственных закупках, заключенные в соответствии с пунктом 3 статьи 39 настоящего Закона, могут быть составлены в иной форме с учетом требований законодательства Республики Казахстан. 
Из этого у Вас возникли следующие вопросы:
1.Какая иная форма договора возможна для заключения договора о государственных закупок в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Закона?
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Закона, иная форма договора может быть применена только для осуществления государственных закупок способом из одного источника. 
Под иной формой договора понимается, любая форма в которой сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые признаны существенными законодательством или необходимы для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение в соответствии с пунктом 1 статьи 393 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (далее - "ГК РК”).
2.Может ли такая иная форма договора предполагать форму меморандума?
Да, возможно при достижении соглашения Сторонами по всем существенным условиям для данного вида товаров, работ и услуг. 
Хотим заметить, что наименование договора не является существенным условием для исполнения обязательств Стороны.
Вопрос от: Ашим

Добрый день! У меня ИП с 2016 года находится в РНУ, т.е. ограничение согласно ст. 6 Закон о госзакупе! Хотел узнать, какие сроки и порядок снятия ограничения, куда надо обращаться по истечении срока ограничения?

Ответ: Уважаемый Ашим,

Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:

1. Какие сроки ограничения для недобросовестных участников государственных закупок?

Согласно пункту 6 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года №434-V "О государственных закупках” (далее - Закон о государственных закупках).
Поставщики, включенные в реестр недобросовестных участников, исключаются через 24 месяца со дня внесения их в реестр недобросовестных участников.

2. Куда нужно обращаться по истечении срока ограничения?

По истечении срока ограничения Вам не требуется обращаться в уполномоченный орган по ведению реестра недобросовестных участников, так как по истечении срока ограничения Вы должны автоматически исключаться из реестра недобросовестных участников не позднее одного рабочего дня, согласно пункту 6 статьи 12 Закона о государственных закупках от 4 декабря 2015 года №434-V.

В случае не исключения Вас из реестра недобросовестных участников, Вы можете написать заявление в Департамент по государственным закупкам Республики Казахстан, который непосредственно занимается ведением реестра государственных закупок. Поясняем, что при каждом министерстве есть свой департамент государственных закупок.

Учитывая, что мы не знаем, в какой сфере Вы участвуете в государственных закупках, то мы затрудняемся ответить, в какой именно департамент Вам необходимо обратиться. Однако, Вы можете напрямую связаться с представителями официального портала государственных закупок (https://goszakup.gov.kz/, 8 -7172-72 90 90 Пн - Пт: 09:00 - 18:30). Также, Вы можете подать заявление в соответствующее министерство согласно Закону "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц” от 12 января 2007 года №221-III.
Вопрос от: Светлана (Казахмыс)

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, каким документом регламентируется электронная закупка товаров недропользователем ТОО "Корпорация Казахмыс". Спасибо.

Ответ: Здравствуйте, Светлана!
Мы полагаем, что упомянутое товарищество с ограниченной ответственностью «Корпорация Казахмыс» (далее - Компания) занимается добычей меди - твердого рудного полезного ископаемого согласно пункту 4 статьи 12 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года № 125-VI «О недрах и недропользовании» (далее - Кодекс о недрах).
Закупка товаров, работ и услуг с использованием реестра товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию, и их производителей регулируется и регламентируется Правилами приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по добыче твердых полезных ископаемых (далее - Правила приобретения ТРУ) согласно пункту 1 статьи 213 Кодекса о недрах.
Обращаем Ваше внимание на следующее:
1)Компания обязана закупать товары, работы и услуги (далее - ТРУ) в порядке, предусмотренном Правилами приобретения ТРУ.
Правила приобретения ТРУ определяют порядок приобретения недропользователями и их подрядчиками ТРУ, используемых при проведении операций по добыче твердых полезных ископаемых (пункт 1 Правил приобретения ТРУ).
Согласно пункту 1 статьи 213 Кодекса о недрах Компания имеет право приобретать ТРУ только одним из следующих способов:
1) открытый конкурс;
2) из одного источника;
3) открытый конкурс на понижение (электронные торги);
4) закуп ТРУ без применения норм настоящего пункта;
5) на товарных биржах.
2)Компания имеет право проводить закуп ТРУ без использования  реестра и без применения норм подпунктов 1), 2), 3) и 5) пункта 1 статьи 213 Кодекса о недрах в случае, если такие ТРУ предусмотрены  перечнем ТРУ, указанному в  Приложении 1 к Правилам приобретения ТРУ согласно пункту 6 Правил приобретения ТРУ.