Президент РК подписал закон об обязательном социальном медстраховании и поправки к нему

18.11.2015

Президент РК подписал закон об обязательном социальном медстраховании и поправки к нему

 

Глава государства подписал законы «Об обязательном социальном медицинском страховании», а также «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного социального медицинского страхования», сообщает Zakon.kz со ссылкой на пресс-службу Акорды.

Законы направлены на реализацию Плана Нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ в части внедрения обязательного социального медицинского страхования на основе принципа солидарной ответственности государства, работодателей и граждан и приведение в соответствие сопутствующего законодательства.

 

Согласно документу, гражданам будет предоставляться 2 вида пакетов медицинских услуг:

Первый - базовый пакет представляет собой гарантированный государством объем медицинской помощи, финансируемый из республиканского бюджета. Этот пакет будет доступен всем гражданам Казахстана. Он включает: скорую помощь и санитарную авиацию, медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях и в экстренных случаях, профилактические прививки.

Для непродуктивно самозанятого населения до 2020 года предусмотрено предоставление амбулаторно-поликлинической помощи с амбулаторно-лекарственным обеспечением за счет средств республиканского бюджета.

Второй - страховой пакет, предоставляемый из вновь создаваемого Фонда медицинского страхования. В него входит: амбулаторно-поликлиническая помощь, стационарная помощь (за исключением социально-значимых заболеваний), стационарозамещающая помощь (за исключением социально-значимых заболеваний), восстановительное лечение и медицинская реабилитация, паллиативная помощь и сестринский уход, высокотехнологичная помощь.

Право на получение данного пакета предоставляется гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РК, за которых перечислялись взносы.

При этом государство будет осуществлять взносы за экономически неактивное население. Работодатели - за наемных работников. Работники и самозанятые граждане, зарегистрированные в налоговых органах - за себя.

В дополнение к этим пакетам, граждане, при участии в добровольном страховании, могут получить медицинские услуги на договорной основе.

Для аккумулирования обязательных ежемесячных взносов и закупа медицинских услуг на базе Комитета оплаты медицинских услуг МЗСР РК будет создан Фонд социального медстрахования в организационно-правовой форме некоммерческого акционерного общества. Учредителем и единственным акционером Фонда выступит Правительство РК.

Ставка взносов государства за граждан особых категорий (социально-уязвимые слои населения) составит 7% от среднемесячной заработной платы. При этом размер ставки будет поэтапно повышаться: 4% в 2017 году, 5% с 2018 года, 6% в 2023 году, с 2024 года - 7%.

Общий размер ставки взносов работодателей составит 5% от дохода, при этом отчисления начинаются с 2% в 2017 году, 3% в 2018 году, 4% в 2019 году и с 2020 года -5%. Принимая во внимание, что данные отчисления будут относиться на вычеты при исчислении корпоративного подоходного налога, реальная нагрузка на работодателя составит в 2017 году - 1,6%, в 2018 году - 2,4%, в 2019 году - 3,2%, с 2020 года - 4%.

Ставка взносов работников составит 2% от дохода, при этом их отчисление начнется с 2019 года - 1%, с 2020 года - 2%.

Ставка взносов самозанятых граждан (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы, физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера) составит 7% от дохода. При этом 2% в 2017 году, 3% в 2018 году, 5% в 2019 году и с 2020 года - 7%. Стоит подчеркнуть, что сумма, с которой будут отчисляться проценты, не будет превышать 15 минимальных заработных плат.

 

От уплаты взносов в Фонд социального медстрахования освобождаются 15 категорий граждан (социально-уязвимые слои населения):

- дети;

- многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алка», «Күміс алқа» и получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;

- участники и инвалиды ВОВ;

- инвалиды;

- лица, зарегистрированные в качестве безработных;

- лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;

- лица, обучающие по очной форме обучения в организациях технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры;

- лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

- неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка до достижения им возраста 3 лет;

- пенсионеры;

- военнослужащие;

- сотрудники специальных государственных органов;

- сотрудники правоохранительных органов;

- лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях УИС, за исключением учреждений минимальной безопасности;

- лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.

 

 

 

Источник: Сетевое, интернет-издание, ИА, портал ZAKON.KZ (https://www.zakon.kz)