+7 (727) 2222-101
 
Задать свой вопрос
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
Ответы на вопросы
Все ответы юристов
Вопрос от: Лариса

Добрый день! Подскажите, пожалуйста. Маленькое ТОО, главный бухгалтер не предусмотрен, в штате бухгалтера нет. Для составления бухгалтерских и налоговых отчетов можно заключить договор ГПХ с приходящим бухгалтером или правильнее внести изменения в штатное расписание и принять по трудовому договору на неполный рабочий день по совместительству бухгалтера?

Ответ: Здравствуйте, Лариса.
Вам следует посмотреть Устав Вашего ТОО, касательно порядка приема сотрудников или если в Вашем Уставе имеется раздел о Трудовом Коллективе Товарищества, нужно будет внимательно его изучить на предмет наличия в нем конкретного положения о форме заключаемых договоров с сотрудниками ТОО. Это может быть как трудовое, так и гражданское законодательство. Соответственно может заключаться договор на трудовой, либо гражданской основе, если в Вашем уставе не предусмотрено иное.
Вопрос от: Лариса

Добрый день! Подскажите, пожалуйста. Маленькое ТОО, главный бухгалтер не предусмотрен, в штате бухгалтера нет. Для составления бухгалтерских и налоговых отчетов можно заключить договор ГПХ с приходящим бухгалтером или правильнее внести изменения в штатное расписание и принять по трудовому договору на неполный рабочий день по совместительству бухгалтера?

Ответ: Здравствуйте, Лариса.
Вам следует посмотреть Устав Вашего ТОО, касательно порядка приема сотрудников или если в Вашем Уставе имеется раздел о Трудовом Коллективе Товарищества, нужно будет внимательно его изучить на предмет наличия в нем конкретного положения о форме заключаемых договоров с сотрудниками ТОО. Это может быть как трудовое, так и гражданское законодательство. Соответственно может заключаться договор на трудовой, либо гражданской основе, если в Вашем уставе не предусмотрено иное.
Вопрос от: Аспан

Прошу дать разъяснение по поводу того, может ли государственное учреждение включить или подлежит ли включению в реестр недобросовестных поставщиков АО со 100% долевым участием государства, являющимся субъектом естественных монополий? Также прошу дать разъяснения статьи 12 п.10 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках».

Ответ: Здравствуйте, Аспан.
1. В Вашем случае АО со 100% долевым участием государства, являющимся субъектом естественных монополий не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подпункт 27 пункт 3 ст. 39 Закона РК "О государственных закупках")

2. Согласно п.10 ст.12 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках", ссылающегося на подпункты 1), 2), 27) и 36) пункта 3 статьи 39 Закона, в случаях:
1) приобретения услуг, относящихся к сферам естественных монополий, а также услуг энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии; 
2) приобретения товаров, работ, услуг по ценам, тарифам, установленным законодательством Республики Казахстан; 
27) приобретения государственным органом товаров, работ, услуг у: акционерных обществ и хозяйственных товариществ, сто процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, соответствующие полномочия которых установлены законами Республики Казахстан, указами Президента Республики Казахстан; 
36) приобретения товаров, работ, услуг у лица, определенного законами Республики Казахстан 
возможно прямое заключение договора о государственных закупках, т.к. в данных случаях подразумевается отсутствие у государства оснований полагать, что вторая сторона может повести себя недобросовестно."
Вопрос от: Айнаш

Добрый день! У меня вопрос касательно работника - гражданина России. Человек начал работать, когда был гражданином РК. Написал заявление на отпуск  без содержания и начал процесс получения гражданства в России. Теперь он является гражданином России, но хочет продолжать работу в Казахстане. Как я могу дальше оформить его? Он должен уволиться и нужно принять его заново как гражданина России или он может продолжать работу на основании существующего трудового договора? Какие изменения должны быть?

Ответ: Здравствуйте, Айнаш. 
Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее – ТК РК) не рассматривает смену гражданства работника как основание для прекращения трудового договора с ним (ст.49 ТК РК). Однако, договор может быть прекращен при отзыве местными исполнительными органами разрешения на привлечение иностранной рабочей силы либо истечении срока действия вида на жительство работника (ст.57 ТК РК). Согласно ст.6 Закона РК «О правовом положении иностранцев» от 19 июня 1995 года N 2337, иностранцы не могут заниматься определенным видом трудовой деятельности, если в соответствии с законодательством РК занятие таким видом деятельности связано с принадлежностью к гражданству РК. Иностранцы, постоянно проживающие в РК, в трудовых отношениях имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане РК.
Также нужно убедиться, что работник подпадает под квоту на привлечение иностранной рабочей силы, установленную на территории РК в процентном отношении к численности рабочей силы по виду экономической деятельности (см. Приложение к постановлению Правительства РК от 29 декабря 2016 года №898 ). Однако, нормы Закона РК "О занятости населения” о квотировании иностранной рабочей силы не распространяются на иностранцев и лиц без гражданства (ст. 32):
1) работающих в автономных организациях образования, их организациях, а также в «Назарбаев Фонде» на должностях руководителей и специалистов с высшим образованием;
2) работающих в государственных органах с подтвержденными документами в порядке, установленном Правительством РК;
3) работающих в организациях РК, заключивших в соответствии с законодательством РК об инвестициях инвестиционные контракты на реализацию инвестиционного приоритетного проекта, а также работающих в организациях, привлекаемых указанными юридическими лицами (либо их подрядчиками) в качестве генерального подрядчика, подрядчика, субподрядчика или исполнителя услуг, в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (включая изыскательскую и проектную деятельность, инжиниринговые услуги), на срок до истечения одного года после ввода объекта инвестиционной деятельности в эксплуатацию в качестве руководителей и специалистов с высшим образованием, а также в качестве квалифицированных рабочих согласно перечню профессий и численности, определяемых в инвестиционных контрактах на реализацию инвестиционного приоритетного проекта;
4) работающих в автономном кластерном фонде специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий» на должностях руководителей и специалистов с высшим образованием;
5) работающих в организациях, осуществляющих деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан;
6) являющихся участниками или работниками участников международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан;
7) работающих в юридических лицах, являющихся участниками специальных экономических зон, с проектами стоимостью свыше одного миллиона месячных расчетных показателей, а также в организациях, привлекаемых указанными участниками специальных экономических зон (либо их подрядчиками) в качестве генерального подрядчика, подрядчика, субподрядчика или исполнителя услуг в период выполнения строительно-монтажных работ на территории специальных экономических зон и до истечения одного года после ввода объекта (объектов) в эксплуатацию согласно перечню категорий и численности, определяемых комиссией из представителей уполномоченного органа по вопросам занятости населения, заинтересованных центральных государственных органов в порядке, утвержденном совместным решением уполномоченного органа по вопросам занятости населения и центрального исполнительного органа, осуществляющего государственное регулирование в сфере создания, функционирования и упразднения специальных экономических зон;
8) прибывших для самостоятельного трудоустройства по профессиям, востребованным в приоритетных отраслях экономики (видах экономической деятельности);
9) проживающих в Республике Казахстан.
 
В действующий трудовой договор необходимо внести изменения в отношении гражданства работника, с указанием на разрешение местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы, либо на разрешение трудовому иммигранту, выдаваемое органами внутренних дел в порядке, установленном МВД РК (пп.4 п.1 ст.26 ТК РК). Однако, рекомендуем обратиться в Комитет труда, социальной защиты и миграции Министерства здравоохранения и социального развития РК для полного разъяснения.
Вопрос от: Айслу

Здравствуйте! Подскажите, сколько запросов коммерческих предложений надо направлять поставщикам для заключения договора из одного источника путем прямого заключения договора по ст.39 п.3 пп.42? 

Ответ: Здравствуйте, Айслу.
Согласно п.379 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года №648, заказчик в целях заключения договора направляет посредством веб-портала потенциальному поставщику проект договора, удостоверенный электронной цифровой подписью.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 14 Положения «О комитете по государственным закупкам Министерства Финансов Республики Казахстан», одной из функций Комитета является рассмотрение обращений физических и юридических лиц. Для определения конкретного способа, подходящего Вашей деятельности, рекомендуем обратиться в Комитет по государственным закупкам Министерства Финансов Республики Казахстан (http://www.goszakup.gov.kz/).
Вопрос от: Назым

Здравствуйте! Проконсультируйте, пожалуйста, вот по такому вопросу. В ходе проверки трудовых договоров в 2013 году были обнаружены индивидуальные трудовые договоры, заключенные до принятия нового Трудового Кодекса в 2007 году. К индивидуальным трудовым договорам никаких изменений и дополнений не было внесено. Учреждение издало приказ о заключении трудовых договоров с работниками, принятыми в организацию до введения Трудового кодекса РК от 15.05.2007г., привнесшего некоторые изменения в части гарантий и прав работников, с указанием датой начала трудового договора фактического дня его заключения. И заключило и новые трудовые договоры с указанием фактического дня его заключения. Подскажите, эти действия правомерны? И если не верно, то как правильно надо было исправить ситуацию?.. Я склоняюсь к тому, что нужно было составить дополнительные соглашения и таким образом внести коррективы с даты обнаружения.

Ответ: Здравствуйте, Назым.
Мы поняли Ваш вопрос следующим образом: в связи c изданным учреждением (далее – работодатель) приказом, который содержал гарантии и права, предусмотренные Трудовым кодексом Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251-III от 2007 (далее – ТК РК), Вам необходимо было отразить данные изменения и (или) дополнения в существующие трудовые договоры. По вашим словам, вы заключили с работниками новые трудовые договоры с указанием фактического дня заключения таких договоров. Вопрос: правомерны ли были данные действия? Если нет, то как следовало поступить?
Мы считаем, что с юридической точки зрения Ваши действия не совсем соответствуют законодательству. Статья 32 ТК РК прямо устанавливает, что внесение изменений и дополнений в договор осуществляется сторонами в письменной форме не менее чем в двух экземплярах и подписывается сторонами. Тем самым, Вам нужно было просто заключить дополнительные соглашения с работниками, которые бы вносили коррективы с даты подписания таких соглашений. 
Неправомерность заключения новых индивидуальных трудовых договоров с работниками в Вашем случае заключается в том, что они не отображают действительный трудовой стаж этих работников. Данный метод был бы юридически верным, если бы имело место расторжение этих трудовых договоров или иное прекращение трудовых отношений с работниками, которое прерывало бы их трудовой стаж, и последующее принятие данных работников. В этом случае заключение нового трудового договора с указанием фактической даты его заключения соответствовало бы законодательству.  
В заключении, на наш взгляд не соответствие предпринятых Вами действий законодательству не является большим нарушением и, соответственно, не ставит работодателя под больший риск. 

Для более точной и подробной консультации рекомендуем Вам обратиться в Комитет труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (https://www.enbek.gov.kz/ru/taxonomy/term/241).
Вопрос от: Аягоз

Здравствуйте! Согласно пункту 2 ст. 5 Закона РК от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках» можно ли заключать договоры, объявления ценовых предложений на 2017 год?

Ответ: Здравствуйте! В соответствии с п.29 Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 "Об утверждении Правил осуществления государственных закупок" (далее – Правил) организатор  не позднее пяти рабочих дней до окончания срока представления ценовых предложений, размещает на веб-портале на казахском и русском языках сведения о проводимых государственных закупках способом запроса ценовых предложений.  Основываясь на пп.4 п.3 Правил организатором государственных закупок является должностное лицо либо структурное подразделение заказчика, или юридическое лицо, определенное ответственным за выполнение процедур организации и проведения государственных закупок. Далее, необходимо предоставить определение заказчика в соответствии с законодательством. В соответствии с п.27 ст.2 Закона РК от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках» Заказчиками являются - государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица. Если вы являетесь организатором закупок от лица заказчика, то вы имеете право объявлять тендера для изыскания ценовых предложений и в дальнейшем заключать договоры на основании этих ценовых предложений.
Вопрос от: ALIM

Здравствуйте! Согласно Ст.15 Закона Республики Казахстан от 30 декабря 1998 года № 339-I «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» ..."Сигнальное оружие, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибром до 4,5 мм включительно регистрации не подлежат, и граждане Республики Казахстан имеют право приобретать их у юридических лиц-поставщиков без получения разрешения...". ВОПРОС: Можно ли совершать покупку выше указанных предметов через интернет-портал на территории РК у граждан-продавцов (физических лиц)? СПАСИБО!


Ответ: 

Согласнопункту 3 ст.23 Закона РК «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия», граждане Республики Казахстан имеют право отчуждать находящееся у них на законных основаниях на праве собственности оружие гражданам, имеющим разрешение на приобретение оружия, после перерегистрации оружия в органах внутренних дел по месту учета оружия. Учитывая, что ст.15 указанного Закона не требует процедуры регистрации или получения разрешения для вышеупомянутых видов оружия, их можно приобрести у физического лица – продавца (который владеет данным оружием на законных основаниях) без наличия разрешения и перерегистрации.

В соответствии с этим, в вашем случае Вы можете приобрести оружие у физического лица без получения разрешения и перерегистрации.

Вопрос от: Маржан

Здравствуйте! Военнослужащий приватизирует квартиру, выданную ему Министерством обороны РК. Через какое-то время после оформления (в течение года), квартиру выставляет на продажу. Как уплачивается налог? Налогооблагаемый доход физического лица (имущественный доход) — это доход от прироста стоимости при реализации жилища, которым человек владел менее года. Прирост стоимости - разница между суммой приобретения и сумма продажи квартиры, верно? Необходимо произвести оценку имущества? Прошу дать полный ответ, ссылаясь на статьи Налогового законодательства. Спасибо!

Ответ: Здравствуйте, Маржан.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.180 Налогового кодекса Республики Казахстан (далее НК РК): «К имущественному доходу физического лица, подлежащему налогообложению, относится:
      - доход от прироста стоимости при реализации физическим лицом, имущества, указанного в статье 180-1 НК РК». 
Также, согласно п.2 ст.180-1 НК РК: «Доходом от прироста стоимости при реализации имущества является положительная разница между ценой (стоимостью) реализации имущества и ценой (стоимостью) его приобретения».
Далее, согласно содержанию пп.1 п.1 ст.180-1 НК РК: «Доход от прироста стоимости при реализации имущества физическим лицом возникает при реализации следующего имущества, находящегося на территории Республики Казахстан:
      - жилищ, дачных строений, гаражей, объектов личного подсобного хозяйства, находящихся на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности».
Также, для уточнения того факта, что квартира приравнивается законодательством к жилищу, обратимся к п.28 ст.2 Закона РК «О жилищных отношениях», который гласит: «Жилище – отдельная жилая единица (индивидуальный жилой дом, квартира, комната в общежитии), предназначенная и используемая для постоянного проживания, отвечающая установленным санитарно-эпидемиологическим, техническим и другим обязательным требованиям».
В итоге, из всего вышеуказанного в совокупности следует:
В данном случае, имущественным доходом лица (военнослужащего) будет являться точная составляющая положительная разница (доход от прироста стоимости) между ценой (стоимостью) приобретения жилища (квартиры) и ценой её реализации (продажи). Объектом налогообложения будет являться доход, не облагаемый у источника выплаты, к которому, согласно пп.1 ст.177 НК РК, относится имущественный доход, про который было указано выше.
Теперь, относительно порядка исчисления и уплаты налога.
В соответствии с п.1 ст.178 НК РК: «Если иное не установлено налоговым законодательством, исчисление индивидуального подоходного налога по доходам, не облагаемым у источника выплаты, производится налогоплательщиком за налоговый период самостоятельно путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 158 настоящего Кодекса, к облагаемой сумме соответствующего дохода, не облагаемого у источника выплаты». Далее, обращаемся к п. 1 ст. 158 НК РК, который гласит: «Доходы налогоплательщика, за исключением доходов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, облагаются налогом по ставке 10 процентов».
Из этого следует, что, предположим: Вы приобрели квартиру в августе 2015 г. за денежную сумму в пять миллионов (5 000 000) тенге. В июле 2016 г. Вы продали квартиру за пятнадцать миллионов (15 000 000) тенге. Следовательно, доходом от прироста стоимости при реализации (продаже) квартиры будут являться те десять миллионов (10 000 000) тенге, которые являются разницей, вырученной Вами денежной суммы, между суммой её приобретения (5 000 000 тенге) и суммой, полученной за её продажу (15 000 000 тенге).
Далее, руководствуясь вышеуказанным п.1 ст.158 НК РК, применяется ставка налогообложения в 10 % на доход налогоплательщика. Поскольку сумма дохода составляет 10 000 000 тенге, то, при обложении её ставкой в 10%, - мы получаем сумму индивидуального подоходного налога из имущественного дохода, составляющую один миллион (1 000 000) тенге.
Теперь относительно срока уплаты налога.
В соответствии с п.1 ст.179 НК РК: «Уплата индивидуального подоходного налога по итогам налогового периода осуществляется налогоплательщиком самостоятельно по месту нахождения (жительства) не позднее десяти календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по индивидуальному подоходному налогу». Далее, для определения срока представления декларации, обращаемся к п.1 ст. 186 НК РК, который гласит: «Если иное не установлено налоговым законодательством, декларация по индивидуальному подоходному налогу представляется в налоговый орган по месту нахождения (жительства) не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом».
Согласно ст.30 НК РК: «Под налоговым периодом понимается период времени, установленный применительно к отдельным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, по окончании которого определяются объект налогообложения, налоговая база, исчисляются суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет». Также, согласно п.2 ст.159 НК РК: «Налоговый период для исчисления индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источника выплаты, определяется в соответствии со статьей 148 Налогового Кодекса», и далее, обращаясь к п.1 ст.148 НК РК, который гласит: «Для корпоративного подоходного налога налоговым периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря», соответственно, из всего вышесказанного следует:
      Налогоплательщику необходимо уплатить индивидуальный подоходный налог на имущественный доход, полученный из продажи имущества (квартиры) по месту жительства не позднее 10 календарных дней после 31 марта года, следующего за отчётным налоговым периодом, который составляет календарный год с 1 января по 31 декабря. Можно изложить данную схему на примере: Вам необходимо уплатить данный налог за 2016 год. Следовательно, уплата должна быть произведена не позднее 10 календарных дней после 31 марта 2017 года, то есть до 11 апреля 2017 года, так как, 2017 год – это год, следующий за отчётным налоговым периодом, который составляет 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года.
Теперь к вопросу об обязательности проведения оценки имущества.
В соответствии со ст.6 Закона РК «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»: «1. Видами оценки являются обязательная и инициативная оценка.
2. Обязательная оценка в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан проводится:
1) для налогообложения объектов недвижимости физических лиц, не используемых в предпринимательской деятельности, а также для определения кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков крестьянских или фермерских хозяйств;
2) для приватизации, передачи в доверительное управление либо в аренду (аренду с последующим выкупом);
3) для ипотечного кредитования: при предоставлении ипотечного займа, а также при необходимости реализации залогового имущества;
4) для выкупа и изъятия имущества у собственника для государственных нужд;
5) для определения стоимости имущества должника, когда он или взыскатель возражает против произведенной судебным исполнителем оценки;
6) для определения стоимости имущества, поступившего в государственную собственность;
7) в иных случаях».
Из этого следует, что, ваш случай (продажа квартиры) не подпадает под установленный законодательством перечень оснований для обязательного проведения оценки. Согласно п.3 ст.6 того же Закона: «Инициативная оценка проводится на основании волеизъявления заказчика по проведению оценщиком оценки любого объекта оценки в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан». Также, согласно п.1 ст.7 того же Закона: «Основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки, заключенный между оценщиком и заказчиком в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
По договору на проведение оценки оценщик обязуется выполнить услуги для установления рыночной или иной стоимости объектов оценки, а заказчик обязуется оплатить эти услуги».
Соответственно, проведение оценки вашего имущества не является обязательным, но вы вправе по своему волеизъявлению провести оценку данной квартиры на основании заключения договора на проведение оценки.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нурсеит А.
Вопрос от: Маржан

Здравствуйте! Военнослужащий приватизирует квартиру, выданную ему Министерством обороны РК. Через какое-то время после оформления (в течение года), квартиру выставляет на продажу. Как уплачивается налог? Налогооблагаемый доход физического лица (имущественный доход) — это доход от прироста стоимости при реализации жилища, которым человек владел менее года. Прирост стоимости - разница между суммой приобретения и сумма продажи квартиры, верно? Необходимо произвести оценку имущества? Прошу дать полный ответ, ссылаясь на статьи Налогового законодательства. Спасибо!

Ответ: Здравствуйте, Маржан.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.180 Налогового кодекса Республики Казахстан (далее НК РК): «К имущественному доходу физического лица, подлежащему налогообложению, относится:
      - доход от прироста стоимости при реализации физическим лицом, имущества, указанного в статье 180-1 НК РК». 
Также, согласно п.2 ст.180-1 НК РК: «Доходом от прироста стоимости при реализации имущества является положительная разница между ценой (стоимостью) реализации имущества и ценой (стоимостью) его приобретения».
Далее, согласно содержанию пп.1 п.1 ст.180-1 НК РК: «Доход от прироста стоимости при реализации имущества физическим лицом возникает при реализации следующего имущества, находящегося на территории Республики Казахстан:
      - жилищ, дачных строений, гаражей, объектов личного подсобного хозяйства, находящихся на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности».
Также, для уточнения того факта, что квартира приравнивается законодательством к жилищу, обратимся к п.28 ст.2 Закона РК «О жилищных отношениях», который гласит: «Жилище – отдельная жилая единица (индивидуальный жилой дом, квартира, комната в общежитии), предназначенная и используемая для постоянного проживания, отвечающая установленным санитарно-эпидемиологическим, техническим и другим обязательным требованиям».
В итоге, из всего вышеуказанного в совокупности следует:
В данном случае, имущественным доходом лица (военнослужащего) будет являться точная составляющая положительная разница (доход от прироста стоимости) между ценой (стоимостью) приобретения жилища (квартиры) и ценой её реализации (продажи). Объектом налогообложения будет являться доход, не облагаемый у источника выплаты, к которому, согласно пп.1 ст.177 НК РК, относится имущественный доход, про который было указано выше.
Теперь, относительно порядка исчисления и уплаты налога.
В соответствии с п.1 ст.178 НК РК: «Если иное не установлено налоговым законодательством, исчисление индивидуального подоходного налога по доходам, не облагаемым у источника выплаты, производится налогоплательщиком за налоговый период самостоятельно путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 158 настоящего Кодекса, к облагаемой сумме соответствующего дохода, не облагаемого у источника выплаты». Далее, обращаемся к п. 1 ст. 158 НК РК, который гласит: «Доходы налогоплательщика, за исключением доходов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, облагаются налогом по ставке 10 процентов».
Из этого следует, что, предположим: Вы приобрели квартиру в августе 2015 г. за денежную сумму в пять миллионов (5 000 000) тенге. В июле 2016 г. Вы продали квартиру за пятнадцать миллионов (15 000 000) тенге. Следовательно, доходом от прироста стоимости при реализации (продаже) квартиры будут являться те десять миллионов (10 000 000) тенге, которые являются разницей, вырученной Вами денежной суммы, между суммой её приобретения (5 000 000 тенге) и суммой, полученной за её продажу (15 000 000 тенге).
Далее, руководствуясь вышеуказанным п.1 ст.158 НК РК, применяется ставка налогообложения в 10 % на доход налогоплательщика. Поскольку сумма дохода составляет 10 000 000 тенге, то, при обложении её ставкой в 10%, - мы получаем сумму индивидуального подоходного налога из имущественного дохода, составляющую один миллион (1 000 000) тенге.
Теперь относительно срока уплаты налога.
В соответствии с п.1 ст.179 НК РК: «Уплата индивидуального подоходного налога по итогам налогового периода осуществляется налогоплательщиком самостоятельно по месту нахождения (жительства) не позднее десяти календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по индивидуальному подоходному налогу». Далее, для определения срока представления декларации, обращаемся к п.1 ст. 186 НК РК, который гласит: «Если иное не установлено налоговым законодательством, декларация по индивидуальному подоходному налогу представляется в налоговый орган по месту нахождения (жительства) не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом».
Согласно ст.30 НК РК: «Под налоговым периодом понимается период времени, установленный применительно к отдельным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, по окончании которого определяются объект налогообложения, налоговая база, исчисляются суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет». Также, согласно п.2 ст.159 НК РК: «Налоговый период для исчисления индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источника выплаты, определяется в соответствии со статьей 148 Налогового Кодекса», и далее, обращаясь к п.1 ст.148 НК РК, который гласит: «Для корпоративного подоходного налога налоговым периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря», соответственно, из всего вышесказанного следует:
      Налогоплательщику необходимо уплатить индивидуальный подоходный налог на имущественный доход, полученный из продажи имущества (квартиры) по месту жительства не позднее 10 календарных дней после 31 марта года, следующего за отчётным налоговым периодом, который составляет календарный год с 1 января по 31 декабря. Можно изложить данную схему на примере: Вам необходимо уплатить данный налог за 2016 год. Следовательно, уплата должна быть произведена не позднее 10 календарных дней после 31 марта 2017 года, то есть до 11 апреля 2017 года, так как, 2017 год – это год, следующий за отчётным налоговым периодом, который составляет 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года.
Теперь к вопросу об обязательности проведения оценки имущества.
В соответствии со ст.6 Закона РК «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»: «1. Видами оценки являются обязательная и инициативная оценка.
2. Обязательная оценка в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан проводится:
1) для налогообложения объектов недвижимости физических лиц, не используемых в предпринимательской деятельности, а также для определения кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков крестьянских или фермерских хозяйств;
2) для приватизации, передачи в доверительное управление либо в аренду (аренду с последующим выкупом);
3) для ипотечного кредитования: при предоставлении ипотечного займа, а также при необходимости реализации залогового имущества;
4) для выкупа и изъятия имущества у собственника для государственных нужд;
5) для определения стоимости имущества должника, когда он или взыскатель возражает против произведенной судебным исполнителем оценки;
6) для определения стоимости имущества, поступившего в государственную собственность;
7) в иных случаях».
Из этого следует, что, ваш случай (продажа квартиры) не подпадает под установленный законодательством перечень оснований для обязательного проведения оценки. Согласно п.3 ст.6 того же Закона: «Инициативная оценка проводится на основании волеизъявления заказчика по проведению оценщиком оценки любого объекта оценки в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан». Также, согласно п.1 ст.7 того же Закона: «Основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки, заключенный между оценщиком и заказчиком в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
По договору на проведение оценки оценщик обязуется выполнить услуги для установления рыночной или иной стоимости объектов оценки, а заказчик обязуется оплатить эти услуги».
Соответственно, проведение оценки вашего имущества не является обязательным, но вы вправе по своему волеизъявлению провести оценку данной квартиры на основании заключения договора на проведение оценки.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нурсеит А.