Ваше имя:* |
|
E-mail:* |
|
Текст вопроса:* |
|
Введите код:* | |
|
В решениях судов при разрешении споров связанных с причинением вреда часто указывают, что по общему правилу для привлечения к ответственности за причинение вреда необходимо установить: наличие вреда, противоправность действия (бездействия) которым причинен вред, причинную связь между действием (бездействием) причинителя и наступившими последствиями, вина причинителя. В какой норме права указаны эти обязательные условия из общих правил? В теории права они есть, но теорией нельзя обосновывать решения суда. В ст.917 ГК их нет.

Категории вопросов
|
Ответы на вопросы
В решениях судов при разрешении споров связанных с причинением вреда часто указывают, что по общему правилу для привлечения к ответственности за причинение вреда необходимо установить: наличие вреда, противоправность действия (бездействия) которым причинен вред, причинную связь между действием (бездействием) причинителя и наступившими последствиями, вина причинителя. В какой норме права указаны эти обязательные условия из общих правил? В теории права они есть, но теорией нельзя обосновывать решения суда. В ст.917 ГК их нет. ![]() Причинение вреда является юридическим фактом, порождающим возникновение обязательств.
Но вместе с тем для возмещения вреда как гражданско-правовой ответственности одного факта причинения вреда недостаточно. Гражданский Кодекс устанавливает общие основания, которые в совокупности с фактом причинения вреда порождают обязательство по его возмещению.
Согласно ст.917 ГК РК, основания эти, следующие:
1)наличие вреда;
2) противоправность действия (бездействия), которым причинен вред;
3)причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (вредом);
4)вина причинителя вреда.
В п.1 ст.917 ГК раскрывается содержание понятия «вред» и определяется субъектный состав обязательства, возникающего вследствие его причинения.
Также пункт 1 ст.917 ГК РК раскрывает понятие «противоправность». В соответствии с п.1 ст.917 ГК подлежит возмещению вред, причиненный «неправомерными действиями (бездействием)». Из этого следует, что противоправное поведение может выражаться в виде противоправного действия или в виде противоправного бездействия.
Действие причинителя вреда приобретает противоправный характер, если оно либо прямо запрещено законом или иным правовым актом, либо противоречит им (то есть закону или иному правовому акту).
Бездействие признается противоправным, если на лицо возложена юридическая обязанность действовать в соответствующей ситуации.
Также пункт 1 статьи 917 раскрывает понятие «причинно-следственной связь». Так данная норма устанавливает, что вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц подлежит возмещению.
То есть исходя из словосочетания «вред, причиненный неправомерными действиями или бездействиями», необходимо толковать причинно-следственную связь между противоправным поведением и последствиями в виде вреда.
Что касается «вины», то пункт 2 статьи 917 устанавливает, что причинивший вред освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Данная статья устанавливает презумпцию вины нарушителя. Нарушитель должен самостоятельно доказывать отсутствие своей вины и в случае, если он сумеет доказать, то он будет освобожден от ответственности.
Таким образом, все 4 критерия для привлечения к ответственности за причинение вреда предусмотрены в 917 статье, и правильное толкование указанной статьи и раскрывает эти признаки. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Мычка Кристина |