Категории вопросов
|
Ответы на вопросы
Земельное право
Вопрос от: Майра Куанышпаевна
Проезжую часть во двор моего дома закрыл владелец рядом строящего дома. Ранее через суд он истребовал земля под приобретенные стройматериалы 3 этажного дома. У нас был кондоминиум. Мы добиваемся открытия проезжей части, но нам отвечает, что мы якобы дали согласие на отчуждение земли. Отдел земельных отношений не выдают сведения, якобы право только у КСК. Обращались полицию, прокуратуру. Бесполезно. Вопрос: с чего нам начинать, как добиться отмены незаконного отчуждения? ![]() 1. Проверьте документы, устанавливающие и определяющие Ваши права на имущество. Это могут быть договоры, устав (при управлении объектом кондоминиума юридическим лицом), выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и т.д.
Убедитесь, что у Вас есть а) подтверждение прав на проезжую часть и б) не было дано согласие на отчуждение этого земельного участка;
2. Поскольку Вам было сообщено, что информацию может предоставить только КСК, письменно обратитесь к нему с требованием предоставить сведения о правообладателе и происхождении его права на проезжую часть.
3. Если КСК отказывает в предоставлении информации или не реагирует на Ваше обращение, возможна подача официальной жалобы в местный акимат на бездействие КСК или уполномоченный государственный орган по земельным отношениям.
4. В случае получения ответа, отрицающего Ваше право на проезжую часть, подайте иск в административный суд с требованием признания незаконности закрытия проезжей части и восстановления Вашего права на ее использование. Представьте все документы, подтверждающие это право.
Вопрос от: Анель
Здравствуйте! У меня вопрос такой, мой брат хотел купить земельный участок, оформил рассрочку в Агентстве Недвижимости, все вроде как положено, договор, в общем юридический все подписана, в срок вернули денежные средства в Агентства, теперь Агентство уже 6 мес. Тянет резину, до сих пор не можем оформить сделку. Каждый раз руководители придумывает разные причины отмены сделки. Что нам делать? Если мы продадим ИСК в СУД, то какие меры они примут, если Агентство откланяется от выполнения своих обязательств. Мы хотим что бы они все таки оставили нам земельный участок и оформили. В крайнем случае вернули денежные средства. Т.к. вкладывали деньги что бы на участке убрали столб, и нам нужен этот участок. Помогите пжл. Как быть? И какие наказания вынесут Агентству. Если все-таки они вынесут, что Агентство должно вернуть сумму, которую мы выплатили, можно ли запросить наши расходы и компенсацию. Так как мы пока ждали полгода, цены на земельные участки в том районе, где мы хотели приобрести, в разы выросли. ![]() В этой связи Вы имеете право требовать, в том числе через суд, предоставления Вам предусмотренного договором земельного участка (при условии, что он был четко индивидуализирован в договоре).
В том же случае, если участок не был индивидуализирован, либо он уже отчужден другому приобретателю, Вы вправе потребовать от Агентства возврата уплаченных денег и возмещения понесенных Вами убытков в связи с неисполнением договора.
В размер требования о возмещении убытков целесообразно включить разницу в изменившейся за шесть месяцев цене за аналогичный земельный участок в данном районе.
Более того, если иной размер не предусмотрен договором, Вы вправе потребовать от Агентства уплаты неустойки за неправомерное пользование чужими деньгами за этот период по базовой ставке Национального Банка РК. Сейчас она составляет 15,75% в год.
Вопрос от: Иван
Добрый день. В 2007 году выдавали участки и на нашем квартале выдали три участка по 10 соток (25*40м) от столба до столба 77 метров исходя из этого отступаем по метру и как раз выходит три участка по 25 метров. Когда покупали участок мы вызывали районную земельную службу что бы разметить участок ,поставили колышки ,дали бумажку (по спутнику не выставляли ) , делать забор не было возможности начали строить дом, а сосед смежного участка поставил забор зайдя на наш участок но он строиться так и не начал продал позже участок, сейчас новые хозяева хотят установить забор в госакте у них написан размер 27*40. На сайте проверял участки, у нас написано частная собственность, у них общая совместная собственность. Наш участок находится по середине между двух участков. Повлияет ли изменение их размера участка на наш? И мог ли предыдущий хозяин расширить свой участок, захватив столбы? ![]() Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующие вопросы:
1.Мог ли предыдущий хозяин участка расширить свой участок, захватив столбы?
2.Повлияет ли изменение размера участка соседей на размер Вашего участка?
1.Мог ли предыдущий хозяин участка расширить свой участок, захватив столбы?
Из приведенной Вами информации мы полагаем, что предыдущий хозяин не имел правовых оснований расширять свой участок. В соответствии с п.10 ст.43 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II (далее - «Земельный Кодекс»), не допускается пользование земельным участком до установления его границ в натуре (на местности) и выдачи правоустанавливающих документов, если иное не предусмотрено в решении местного исполнительного органа области, города областного значения (на территории, переданной в его административное подчинение), района и акима поселка, села, сельского округа о предоставлении земельного участка.
Несоблюдение данной нормы квалифицируется как самовольное занятие земельного участка. Из этого следует, что столбы - это самовольная постройка, в соответствии с п.1 ст.244 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее - «ГК РК»).
Самовольной постройкой является строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданные на не сформированной в земельные участки земле, принадлежащей государству, на земельном участке, который не принадлежит лицу, осуществившему постройку, а также созданные без получения на это разрешений, необходимых в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан. В соответствии с п.2 ст.244 ГК РК, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
В соответствии с п.2 ст.164-1 Земельного Кодекса, незаконный владелец обязан освободить самовольно занятый земельный участок в течение тридцати календарных дней с момента применения мер взыскания. Следовательно, мы полагаем, что предыдущий хозяин не имел право расширять свой участок, захватывая столбы Вашего участка
Следовательно, мы полагаем, что предыдущий владелец участка совершил самовольное занятие земельного участка. Вам следует разрешить данный спор в судебном порядке.
2. Повлияет ли изменение размера участка соседей на замер Вашего участка?
В соответствии с п.1 ст.131 Кодекса Республики Казахстан «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан» (далее - «АППК») от 29 июня 2020 года № 350-VI, в административном суде данное административное дело будет возбуждено на основании иска о признании.
В соответствии с п.2 ст.131 АППК, иск подается в суд в письменной форме, либо в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи истца и (или) его представителя.
В иске должны быть указаны:
1. наименование суда, в который подается иск;
2. фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) истца, если истцом является физическое лицо, его место жительства, дата и место его рождения, наименование представителя и его адрес, если иск подается представителем; номера телефонов, адреса электронной почты истца, его представителя;
3. наименование ответчика, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу). В иске должны быть указаны номера телефонов и электронный адрес ответчика, если они известны истцу;
4. содержание исковых требований (предмет иска) и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования (основания иска), суть нарушения или угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов истца. В случае подачи иска к нескольким ответчикам - содержание исковых требований в отношении каждого из ответчиков;
5. сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом;
6. перечень документов и других прилагаемых материалов (при наличии).
В соответствии с п.3 ст.131 АППК, в иске, также указываются:
1. обоснованное мнение истца о нарушении ответчиком его прав, свобод и законных интересов, об установлении препятствий к их осуществлению либо о незаконном наложении на него какой-либо обязанности;
2. в случае необходимости - письменное ходатайство об отсрочке, рассрочке, освобождении от уплаты государственной пошлины; о назначении судебной экспертизы; об истребовании доказательств; о вызове свидетелей; об обеспечении иска и другие ходатайства.
В соответствии с п.4 ст.131 АППК, в подтверждение обстоятельств, которыми обосновываются исковые требования, истец представляет доказательства, а в случае невозможности указывает доказательства, которые не может самостоятельно представить, с указанием соответствующих причин.
К иску прилагаются:
1. копии иска и приложенных к нему документов по числу участников административного процесса;
2. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3. доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;
4. документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
5. документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом;
Также, в случае, если Вам понадобится квалифицированная юридическая помощь в подготовке документов, мы рекомендуем Вам обратиться в Юридическую Клинику Университета КИМЭП, e-mail: legal.clinic@kimep.kz, телефон: +7 (727) 237 47 57.
Вопрос от: Оксана Александровна
Здравствуйте. Муж по договору дарения получил домик с земельным участком. В плане земельного участка. По топосьемке, закралась ошибка. То-есть как бы участок наложился в середине сам на себя. По старым документам и в реальности ширина участка чуть более 24 м. Но метраж по плану выходит всего 20 м. При этом часть участка перед домом почти соответствует, и за домом часть участка тоже соответствует метражу, а вот сам дом, при ширине 6 м, по плану отображается как 3 м. Дом не перестраивался, имеются старые документы для сравнения. И прежней хозяйке выдали новый акт по топосьемке, не перемеря и не перепроверяя метражи. Какие наши действия? Как исправить данную ошибку в реестре и в акте? Там неверные цифры. И кто за это должен оплачивать?
![]() Исходя из предоставленной Вами информации, мы выделили следующий вопрос:
Как исправить ошибку в сведениях земельного кадастра?
Согласно п.3 гл.2 Правил внесения записей в целях исправления ошибок, допущенных в регистрационных документах, утвержденных Приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан № 243 от 24 августа 2007 года (далее - «Правила»), ошибки, допущенные при регистрации, не изменяющие принадлежность, характер или содержание зарегистрированного права (обременения прав), могут быть исправлены регистрирующим органом. В Вашем случае, ошибка в сведениях о размере территории не изменяют принадлежность, характер и содержание зарегистрированного права.
Согласно п.1-1 гл.1 Правил, регистрирующим органом является Государственная корпорация «Правительство для граждан», осуществляющая государственную регистрацию по месту нахождения недвижимого имущества.
Таким образом, во-первых, Вам следует обратиться к кадастровому инженеру (специалист, который занимается межеванием земель и оценкой объектов недвижимости), и он произведет межевание земельного участка (комплекс работ, осуществляемых с целью установления и закрепления границ земельного участка на местности, а также определения его площади и местоположения.). Вам нужно получить заключение о неправильном межевании. С этим заключением для корректировки сведений земельного кадастра Вы можете подать заявление через портал eGov.kz, используя свою электронную цифровую подпись (ЭЦП).
Для этого:
1.Вы выбираете услугу «Корректировка сведений земельного кадастра». Вам нужно выбрать свой земельный участок, где необходимо актуализировать данные.
2.В разделе «Тип заявки на корректировку», Вы выбираете «Данные о земельном участке некорректны».
3.В разделе «Виды ошибок», Вам нужно выбрать «Площадь земельного участка некорректна».
4.В разделе «краткое описание ошибки», Вы можете описать суть проблемы. Данная услуга является бесплатной.
Таким образом, для исправления ошибки в сведениях земельного кадастра, Вам необходимо обратиться к кадастровому инженеру для проведения межевания участка. С заключением о неправильном межевании, Вы имеете право подать заявление для корректировки сведений через портал eGov.kz.
Вопрос от: Serik
Доброго времени суток! Вопрос по аренде частного дома! Требуется ли разрешение соседей на сдачу частного дома! Если да, то какая статья?
![]() Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующий вопрос: Нужно ли разрешение соседей на сдачу частного дома? В соответствии со ст.543 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I, сдавать имущество внаем может только его собственник. Наймодателями могут быть также лица, уполномоченные собственником сдавать имущество внаем. Таким образом, если жилище не принадлежит Вам на праве собственности, то сдавать его в аренду Вы можете только при наличии доверенности от собственника. Поскольку сдача имущества внаем является способом распоряжения имуществом, такая доверенность должна быть нотариально заверена. Исходя из вышеизложенного, если Вы хотите сдавать дом, принадлежащий Вам на праве собственности, то согласие соседей или дачного кооператива Вам не требуется.
Вопрос от: Гульнара
Здравствуйте! Жители нашей улицы получили постановление №107 от 3 апреля 2023 года Жылыойского районного Акимата о начале принудительного изъятия земельных участков с жилыми строениями в пользу государственных нужд. Кто-то из соседей получил 8 апреля, кто-то позже, а кто-то еще не получал. Статья о принудительном изъятии земельных участков со списком жителей и указанием адресов в местные СМИ была опубликована в районной местной газете "Кен Жылой" только 11 апреля 2023 года (нарушен принцип соблюдения гласности процедуры принудительного отчуждения). Никто из жителей не был в курсе, почему было принято решение со стороны Акимата о принудительном изъятии наших земельных участков. Пошли в районный Акимат для того, чтобы выяснить этот вопрос. Акима на месте не оказалось, и с нами встретились руководители отделов по земельным отношения и Архитектуры и строительства. Они сказали, что наши земельные участки подпадают под новый генплан города, который был утвержден в декабре 2022 года. До утверждения генерального плана города были проведены 7 общественных слушаний, на котором никто из жителей нашей улицы не принимал участие, никто не был в курсе. Мы со своей стороны запросили данные протокола, чтобы ознакомиться с ними. Данные представители власти сказали написать нам заявление на имя Акима Жылыойского района и запросить все протокола и только после получения нашего заявления они смогут предоставить эти протокола с Атырауского отдела Архитектуры и строительства. Написали заявление от имени жильцов на имя Акима Жылыойского района Атырауской области, что не согласны с данным постановлением и не даем свое согласие на принудительное изъятие наших участков. А также запросили предоставить копии следующих документов для дальнейших действий: 1. Копию проекта по нашему участку, по реконструкции территории парка, которое имеет рекреационное назначение; 2. Копию генерального плана нашего населенного пункта; 3. Копию планов детальной планировки объектов; 4. Копию протоколов, проведенных общественных слушаний в количестве 7 шт. Дать пояснение, кто являлся представителем со стороны жителей нашего участка, когда принимались решения по генеральному плану. Ответ от Акима поступил нашему представителю только 28 апреля и не были предоставлены запрашиваемые документы. В ответе только сделана ссылка на нормативы РК по принудительному изъятию земельных участков. 2 раза встречались с депутатом от нашего округа, представителем маслихата, ЖКХ и отдела по земельным отношениям по обсуждению правомочности изъятия земель. Согласно Генерального плана в парке (рекреационная зона) планируют построить гостиницу, автодром/конно-спортивный клуб и кинотеатр. Наши земельные участки отведены под парковку для автотранспорта. Постройка гостиницы относится к Общественной (общественно-деловой) зоне, но никак не к рекреационной зоне. Насколько правомочно было утверждение генплана с вышеуказанными объектами без участия и привлечения жителей на общественные слушания, которых должен затронуть вопрос принудительного изъятия с формулировкой под государственные нужды. Не проводилась разъяснительная работа с жителями, не были организованы встречи заинтересованных лиц с населением. Пожалуйста, помогите нам и проконсультируйте по этим вопросам с разъяснениями согласно законодательной базы. ![]() Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующие вопросы:1.Что является основанием для отказа принудительного отчуждения земельного участка? 2.Как защитить свои права исходя из данной ситуации?
1.Что является основанием для отказа принудительного отчуждения земельного участка? В соответствии с п.6 ст.84 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II, принудительное отчуждение земельного участка для государственных нужд производится при соблюдении гласности процедуры отчуждения. Постановление Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа о начале принудительного отчуждения земельного участка подлежит опубликованию соответственно в республиканских или местных средствах массовой информации, включая интернет-ресурсы исполнительных органов, в течение трех рабочих дней с момента его принятия. Только после получения уведомления о принудительном отчуждении земельного участка, государство имеет право преимущественной покупки. В соответствии с п.3 ст.61 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 413-IV «О государственном имуществе», с момента получения собственником или негосударственным землепользователем уведомления о принудительном отчуждении земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд государство имеет преимущественное право его покупки. Таким образом, невыполнение вышеуказанного положения является основанием для отказа судом в принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд и отмены принятого Правительством Республики Казахстан или местным исполнительным органом постановления о начале принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд. 2.Как защитить свои права исходя из данной ситуации?
Согласно п.1 ст.91 Кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан» (далее - «АППК») участник административной процедуры вправе обжаловать административное действие (бездействие), связанное с принятием административного акта. Рассмотрение жалобы в административном (досудебном) порядке производится вышестоящим административным органом, должностным лицом (далее - «орган, рассматривающий жалобу; орган местного самоуправления, государственное юридическое лицо»). В соответствии с п.4 ст.91 АППК, жалоба подается в административный орган, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются. Административный орган, должностное лицо, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляют ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу. Также, обращение в суд допускается после обжалования в досудебном порядке. В случае, если законом предусмотрена возможность обращения в суд без необходимости обжалования в вышестоящем органе, административный орган, должностное лицо, административный акт, административное действие (бездействие) которых оспариваются, наряду с отзывом представляют в суд мотивированную позицию руководителя вышестоящего административного органа, должностного лица. В случае отсутствия вышестоящего административного органа, должностного лица, административный акт, административное действие (бездействие) могут быть обжалованы в суде, о чем извещается участник административный процедуры административным органом, чей административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, при принятии решения по административному делу. Обращаем Ваше внимание, что, согласно ст.92 АППК, жалоба на административный акт, административное действие (бездействие) подается в административный орган, должностному лицу не позднее трех месяцев со дня, когда участнику административной процедуры стало известно о принятии административного акта или совершении административного действия (бездействия). В случае пропуска срока по уважительной причине, срок по ходатайству участника административной процедуры может быть восстановлен органом, рассматривающим жалобу. В соответствии со ст.93 АППК жалоба подается в письменной (бумажной и (или) электронной) форме. В жалобе указываются: 1.наименование органа, рассматривающего жалобу; 2.фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер, почтовый адрес физического лица либо наименование, почтовый адрес, бизнес-идентификационный номер юридического лица; 3.адрес фактического проживания физического лица и места нахождения юридического лица; 4.наименование административного органа, должностного лица, чьи административный акт, административное действие (бездействие) оспариваются; 5.обстоятельства, на которые участник административной процедуры основывает свои требования и доказательства; 6.дата подачи жалобы; 7.подпись участника административной процедуры; 8.перечень прилагаемых к жалобе документов; 9.иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. Исходя из вышеуказанного, мы полагаем, чтопостановление №107 от 3 апреля 2023 года Жылыойского районного Акимата о начале принудительного изъятия земельных участков с жилыми строениями в пользу государственных нужд может быть признано неправомерным. Также, мы полагаем, что Вы можете защитить свои права путем обжалования административного действия, написав жалобу в административный орган.
Вопрос от: Надежда
Добрый день. Соседи смежного участка проложили трубы холодной воды через мой участок (по середине участка). Суд по моему иску присудил им демонтировать трубы своими силами. Решение еще не вступило в силу, но они подали иск на меня на установление сервитута, чтоб не выкапывать свои трубы. При начинающемся строительстве на моем участке трубы, проложенные по центру участка, естественно будут мне мешать. Вопрос: Может ли меня суд принудить подписать сервитут в данной ситуации, при том, что там еще находятся участки соседей, но никто им не хочет разрешать прокладывать трубы. Как мне уйти от подписания сервитута. Буду ли я нести ответственность, если при строительстве я поврежу их трубы с холодной водой. ![]() 1. Может ли суд принудить Вас к подписанию договора об установлении частного сервитута?
К сожалению, да. Если суд удовлетворит требования Ваших соседей, проложивших трубы (далее – другая сторона), то, согласно пункту 1 статьи 67 (право ограниченного пользования соседним участком) и подпункту 2 пункта 2 статьи 69 (право на прокладку труб в рамках установления сервитута) Земельного Кодекса РК, заключение подобного договора является обязательным. В случае Вашего отказа другая сторона будет вправе обратиться в суд с требованием понудить Вас заключить его, согласно пункту 4 статьи 399 (эта статья регулирует договоры, обязательные для заключения) Гражданского кодекса РК.
Однако, если суд присудил другой стороне демонтировать трубы, то он подтверждает тот факт, что трубы были проложены в качестве самовольной застройки, что регулируется статьей 244 Гражданского кодекса. Согласно пункту 2 данной статьи, лицо, осуществившее самовольную застройку, не имеет над ней каких-либо прав собственности и обязуется снести их за свой счет. Таким образом, у суда почти нет оснований, позволяющих ему признать правомерным требование другой стороны о заключении договора установления сервитута.
2. Влияет ли на обязанность заключить договор наличие других собственников земельных участков, которые выступают против прокладки труб?
Да, влияет, в свете выше указанного ответа. Однако, с каждым из этих собственников другая сторона будет пытаться заключать отдельный договор, а потому нет оснований считать, что они все будут заключены или не заключены вовсе ввиду различных обстоятельств.
3. Как избежать необходимости подписывать договор о заключении сервитута?
В свете ответа на первый вопрос, если судом будет принято решение о правомерности требований другой стороны, Вы будете обязаны его заключить.
4. Будете ли Вы нести ответственность, если в результате Ваших действий трубы соседей будут повреждены?
Да, будете. Пока идет рассмотрение иска другой стороны о признании права на заключение договора об установлении сервитута, по заявлению истца суд может запретить Вам проводить какие-либо действия, могущие повлечь повреждения труб, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 156 Гражданского процессуального кодекса РК. При нарушении принятых судом обеспечительных мер, включая повреждение труб, Вы будете нести административную ответственность по статье 669 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Вы также будете обязаны возместить истцу ущерб, причинённый трубам.
Однако, если суд откажет истцу в удовлетворении его требований, то Вы не понесете никакой ответственности за повреждение труб, поскольку они являются самовольной постройкой, на которую не распространяется право собственности другой стороны. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Сактапбергенов Алиби
Вопрос от: Александр
Добрый день! В собственности имеется участок 5 соток куплен 8 месяцев назад с расчетом пока жить в стареньком доме и рядом строить новый дом. Сосед с тыльной стороны дал разрешение на строительство на расстоянии 1 метр от его забора сразу и без проблем (разрешение письменное). А вот сосед слева артачится. Но при этом его постройки построены прям по линии забора т.е. вместо забора пол участка забор и его дом в 1 метре от забора, а потом сарай и баня прям по линии забора построены. Талая вода и все остальное с его крыш летит на мой участок, ну и там стены сыпятся от старости тоже на мой участок. Вопросы: 1. При таком раскладе обязательно ли мне брать разрешение от упёртого соседа на строительство? Я также хотел на 1 метр отступить, тем более что с этой стороны у меня по уровню первого этажа будет глухая стена окна только на втором этаже. 2. могу ли я как-то повлиять на упёртого соседа законными способами чтоб он убрал свои постройки, если не придём к консенсусу? в продолжении чтоб понятнее было см. видео ![]() 1.Обязательно ли получение разрешения на строительство от соседа? Согласие соседа на строительство дома не требуется только в случае, если ваши дома не смежные и строительство дома соседей не затрагивает ваших интересов. Согласно Закону «О жилищных отношениях», согласие соседей требуется при изменении (переоборудовании, перепланировке) помещений (квартир), когда вышеперечисленные изменения затрагивают интересы собственников других помещений (частей дома), смежных с изменяемыми помещениями (частями дома).
Минимальное расстояние между домами согласно СН РК 3.01-01-2013 «Градостроительство», расстояние от границы участка должно быть не менее: 3 м – до стены жилого дома; 1 м – до хозяйственных построек. То есть, от 1,5 до 2 метров от границы своего участка. Если, например, 1,5 метра отступите Вы, и сосед 1,5 метра, то получается 3 метра.
В этой связи, согласие соседа в Вашем случае обязательно к получению, так как Ваш дом находится на расстоянии 1-го метра от дома Вашего соседа. А минимальное расстояние согласно законодательству составляет 3 метра.
2.Можно ли законным путем убрать постройки соседа по линии забора? В Вашем случае, на языке архитектурно-градостроительного законодательства построения Вашего соседа в 1-ом метре от забора означает, что сосед не соблюдает нормативные отступы от границ смежного усадебного участка. Как уже упоминалось, согласно нормативам, отступ должен быть от границы участка до стены жилого дома - не менее 3 метров. Эти значения могут быть уменьшены только с согласия и получения от соседа письменного согласия.
Таким образом, Вы можете подать иск в суд на своего соседа. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Асанова Акбота
Вопрос от: Сабина
Приобрели дом, граничащий с соседним домом, находящимся по уровню выше на 3-4 метра (горная местность). Общая стена при бывшем хозяине в 2000х годах была укреплена соседом бетоном, а также 5 железными опорами горизонтально, а также опорами по диагонали под 45 градусов к ним, каждая железная опора около 40-50 см в диагонали, в результате чего вся данная конструкция занимает в целом около 2 соток нашего участка. В настоящее время стена находится в аварийном состоянии и переживаем за свою безопасность и безопасность своих детей. И в целом конструкция занимает место на нашей территории. Мы предложили соседу 2 варианта:1. обновить укрепление стены, сменим конструкцию на более крепкую, залитую бетоном 600 и убрать опоры под 45 градусов, освободив нашу территорию; 2. Убрать всю конструкцию, но тогда его стена обрушится. Уточните пожалуйста кто несет ответственность за данную стену? Можем ли убрать конструкцию, которая является опорой нашего соседа на нашей территории? ![]() В возникшей же ситуации рекомендуем Вам совместно с Вашим соседом найти наиболее приемлемое решение для обеих сторон.
Однако в любом случае все действия должны осуществляться с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и с согласия компетентного (уполномоченного) государственного органа.
Вопрос от: Салима
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, на дом документы есть. Дом в собственности. Но не можем оформить землю в собственность, так как земля находиться в аренде. Продлили на 5 лет. Возможно ли оформить участок в собственность. Сказали что надо выкупать у акимата за 10 миллионов.
![]() Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующий вопрос: Как оформить в собственность земельный участок, находящийся в аренде? Мы полагаем, что согласно п.1 ст.47 Земельного кодекса (далее - «Кодекс») предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность граждан и негосударственных юридических лиц, имеющих право на приобретение земельных участков в частную собственность, осуществляется на возмездной основе. В соответствии с п.3 ст.47 Кодекса, при намерении выкупа физическим или негосударственным юридическим лицом в частную собственность земельного участка, ранее предоставленного ему в землепользование, данное лицо подает заявление в местный исполнительный орган (глава местной администрации) области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акиму города районного значения, поселка, села, сельского округа. К заявлению прилагаются: 1.документ, удостоверяющий право на земельный участок, или копия документа, заверенная нотариально; 2.копия свидетельства налогоплательщика; 3.справка из центра недвижимости об отсутствии обременений на земельный участок, препятствующих заключению сделок; 4.справка о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица.
Уполномоченный орган области (представительные органы, маслихаты, исполнительные государственные органы и акимы) города республиканского значения, столицы, района, города областного значения по месту нахождения земельного участка идентифицирует земельный участок по кадастровой документации и готовит проект решения о предоставлении права частной собственности на земельный участок.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в течение пяти рабочих дней со дня подачи землепользователем заявления в письменный форме в местный исполнительный орган.
Уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения по месту нахождения земельного участка составляет и подписывает с покупателем договор купли-продажи земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то, что Вы можете приобрести право на земельный участок, который находятся в государственной собственности - в рассрочку, согласно ст. 49 Кодекса.
Земельный участок, находящийся в государственной собственности, продается в рассрочку на срок до десяти лет по письменному заявлению покупателя путем заключения договора купли-продажи.
Покупатель в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора купли-продажи должен внести аванс в размере, составляющем не менее пяти процентов от стоимости земельного участка. В последующем оплата за земельный участок вносится покупателем ежемесячно согласно графику платежей, который прилагается к договору купли-продажи и является его неотъемлемой частью. Оплата за земельный участок может осуществляться как наличным, так и безналичным способом на счет продавца, указанный в договоре купли-продажи.
Покупатель вправе погашать свои обязательства досрочно как в полном объеме, так и частично. В случае частичного погашения обязательств график платежей должен переутверждаться. Таким образом, мы полагаем, для того, чтобы оформить землю в собственность, Вам нужно подать заявление в местный исполнительный орган, а к заявлению приложить вышеуказанные документы. |