+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Земельное право
Вопрос от: Николай

Здравствуйте! Ситуация следующая, имеется земельный участок, в районе расположения участка проходит только высоковольтная линия электропередачи в связи с чем предыдущим хозяином участка была куплена и установлена понижающая трансформаторная подстанция на территории участка. Подскажите пожалуйста, как производится вынос трансформаторной подстанции за пределы участка? Куда обращаться, региональная электросетевая компания говорит, что нужно сначала через акимат взять в аренду землю, далее они перенесут, но по документам сделают установку новой подстанции, за это обозначили заоблачную сумму. Как законно все это сделать? Спасибо за ответ!


Ответ: Здравствуйте, Николай!
В соответствии с Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 230 под комплектной трансформаторной (преобразовательная) подстанцией понимается подстанция, состоящая из трансформаторов (преобразователей) и блоков (комплектная распределительная устройство (далее - КРУ) или комплектная распределительная устройство наружной установки (далее – КРУН) и других элементов), поставляемых в собранном или полностью подготовленном для сборки виде. Комплектные трансформаторные (преобразовательные) подстанции (далее - КТП, КПП) или части их, устанавливаемые в закрытом помещении, относятся к внутренним установкам, устанавливаемые на открытом воздухе – к наружным установкам.
В соответствии с главой 3, параграфа 2 Приказа Министра энергетики Республики Казахстан от 18 декабря 2014 года № 210 «Об утверждении Электросетевых правил» системный оператор и(или) региональная электросетевая компания (далее – РЭК) разрабатывают графики отключений линий электропередачи и электроустановок, остановы генерирующих установок электростанций, находящихся в соответствии с распределением электроустановок и линий электропередачи по способу диспетчерского управления (в их управлении или ведении).
Останов - плановый или внеплановый вывод из работы генерирующих установок.
Графики разрабатываются на основе предварительных заявок, при этом окончательные сроки и продолжительность отключений и остановов изменяются системным оператором с учетом допустимого режима работы линий электропередачи и электроустановок, генерирующих установок электростанций, отключений и остановов в смежных энергосистемах, для исключения ограничений энергоснабжения пользователей сети.
Годовые графики отключений линий электропередачи и электроустановок, остановов генерирующих установок электростанций разрабатываются на предстоящий год, месячные графики разрабатываются на предстоящий месяц с учетом годового графика утвержденного системным оператором.
Порядок разработки, сроки согласований и утверждения графиков отключений линий электропередачи и электроустановок, остановы генерирующих установок электростанций указаны (далее - Порядок) в приложении 5 к настоящим Правилам.
Изменение годовых графиков ремонтов линий электропередачи и электроустановок производится по согласованию с региональными диспетчерскими центрами системного оператора (далее – РДЦ). Возникающие отклонения от утвержденных годовых графиков учитываются при формировании месячных графиков ремонтов и остановов. Изменение годовых графиков остановов генерирующих установок электростанций осуществляется в исключительных случаях РДЦ по согласованию с национальный диспетчерским центром системного оператора (далее - НДЦ СО), с утверждением изменений в установленном порядке системным оператором.
Отключение линий электропередачи и электроустановок, остановы генерирующих установок электростанций для проведения ремонта и технического обслуживания планируется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики, инструкциями заводов-изготовителей оборудования и аппаратуры электроустановок, а также исходя из их фактического технического состояния.
Заявка на отключение или останов электроустановок подается в сроки в соответствии с утвержденным НДЦ СО регламентом и содержит:
1) диспетчерское наименование линии электропередачи, подстанции или электростанции;
2) наименование оборудования электроустановок, аппаратуры, наименование и станционный номер генерирующей установки или оборудования электростанции;
3) мощность генерирующей установки (МВт);
4) продолжительность ремонта или останова;
5) дату и время начала и окончания отключения или останова;
6) время аварийной готовности для ввода в эксплуатацию выведенного в ремонт оборудования;
7) планируемый объем работ.
Решения системного оператора по заявкам на изменение оперативного состояния оборудования электроустановок имеют следующую очередность:
1) по плановым заявкам;
2) по срочным заявкам.
В случаях прогнозируемого снижения надежности функционирования ЕЭС Казахстана, возникновения недопустимого режима работы оборудования электрических сетей и электростанций, системный оператор предпринимает следующие меры:
1) передвигает, сокращает время или отменяет любое отключение, ремонт оборудования электрических сетей и электростанций;
2) дает указание на прекращение работ, ввод в работу электроустановок (при возможности включения оборудования), в случае если продолжение ремонта может повлечь за собой нарушение энергоснабжения, безопасности и надежности.
Пользователи сети извещают системного оператора о необходимости вынужденного останова любого элемента электрической сети, находящегося в соответствии с распределением оборудования электроустановок и линий электропередачи по способу диспетчерского управления в оперативном управлении или ведении системного оператора.
Исходя из вышеизложенного, Вам следует обратиться региональную электросетевую компанию, так как данный орган разрабатывает графики отключений линий электропередачи и электроустановок, остановы генерирующих установок электростанций.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Бекжан Алдияр
Вопрос от: Екатерина

Добрый день! У меня такой вопрос. Мы в разводе 6 лет. У бывшего супруга имеется долг по алиментам на содержание ребенка 2,2 млн. тенге, ежемесячно он оплачивает по 20 000 тенге, долги погашать не собирается. Раньше работал неофициально, сейчас устроился официально с окладом 60 000 и по исполнительным документам оплачивает 50% - 25 000 тенге. Когда мы были в браке, то приобрели земельный участок, оформлен он был на меня. При разводе претензий по имуществу не было, на раздел никто не подавал. Пользоваться земельным участком я не могу, бывший супруг запрещает, так как это совместно нажитое имущество. Могу ли я как-то определить доли этого земельного участка и получить его долю в счет погашения алиментов. Стоимость участка примерно перекроет половину долга.


Ответ: Здравствуйте, Екатерина!
После анализа Вашего запроса, мы пришли к следующим выводам, на которые мы хотим обратить Ваше внимание. 
Согласно статье 33 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. 
Согласно той же статье 33 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» к совместному имуществу, нажитому супругами во время брака, относятся:
суммы доходов каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности;
суммы доходов с общего имущества супругов и раздельного имущества каждого из супругов;
полученные ими пенсии, пособия, пенсионные накопления, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности, вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие);
приобретенные за счет суммы общих доходов супругов движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные организации или в иные организации;
любое другое нажитое супругами в период брака имущество.
Все перечисленное выше имущество является общим независимо от того, на чье имя в семье оно приобретено либо кем из супругов внесены денежные средства. Отсюда следует, что земельный участок, который Вы приобрели в браке с бывшим супругом, является вашей общей совместной собственностью.
Так же расторгая брак (супружество), суд по требованию супругов или одного из них обязан произвести раздел имущества, находящегося в их общей совместной собственности (пунктом 2 статьи 22 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье»). Если при расторжении брака супруги не разрешили вопрос о разделе общего имущества, то оно может остаться оформленным на имя одного из супругов или в его пользовании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Кодекса о браке (супружестве) и семье раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов. В пункте 6 статьи 37 данного Кодекса указано, что  к требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности с момента расторжения брака.
То есть, супруг желающий разделить совместно нажитое имущество в случае расторжения брака, должен сделать это не позднее 3 (трех) лет с момента его расторжения. В противном случае срок исковой давности для раздела имущества будет пропущен, а в требовании о разделе имущества на это основании судом может быть отказано, если о пропуске срока заявит другая сторона спора.
Резюмируя все вышеперечисленное, мы пришли к выводу, что данный земельный участок перешел в Вашу собственность.
Касательно вопроса о погашении задолженности бывшего супруга по алиментам, тут следует указать, что в случае наличия у должника задолженности по алиментным платежам судоисполнитель обращает взыскание на арестованное имущество должника путем продажи его с публичных торгов. Кроме этого, в случае уклонения должника от исполнения требований решения суда о взыскании алиментов он привлекается к административной ответственности по ст. 524 Кодекса РК об административных правонарушениях. Санкция данной статьи предусматривает административный арест сроком на 10 суток. Если же должник злостно уклоняется от уплаты алиментов более трех месяцев, то предусмотрена ст. 136 Уголовного кодекса РК - лишение свободы на срок до двух лет.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Жанибекова Ясмина
Вопрос от: Алибек

Добрый день, подскажите пожалуйста, имеется в наличии земельный участок площадью 17 соток с целевым назначением "Личное подсобное хозяйство", с категорией "земли населенного пункта". Планирую на нем построить либо "Таунхаус на 4 хозяина", либо 2 блокированных дома, каждый на 2 хозяина - для дальнейшей продажи. Каким образом можно и нужно правильно разделить участок? Заранее благодарю!!!

Ответ: Здравствуйте, Алибек!
Исходя из Вашего обращения мы полагаем, что Вас интересуют следующие вопросы: 
1.Возможно ли строительство двух блокированных домов и таунхауса на Вашем земельном участке?
2.Как провести процедуру раздела земельного участка? 

1.Возможно ли строительство двух блокированных домов и таунхауса на Вашем земельном участке?
Согласно ст. 102 Земельного Кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II (Далее-«Земельный Кодекс РК»), земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства состоит из приусадебного и полевого наделов. Приусадебный надел предоставляется в границах сельских населенных пунктов и используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также возведения жилого дома, хозяйственно-бытовых построек. Полевой надел предоставляется из земель сельских населенных пунктов в соответствии с проектом земельно-хозяйственного устройства территорий населенной части либо на территории, переданной в административное подчинение, и используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции.
Это означает, что строительство домов может происходить только на территории приусадебного надела, а полевой надел должен использоваться только для производства сельскохозяйственной продукции. Построить подсобку или жилой дом на территории приусадебного надела можно, но мы полагаем, что построить таунхаус на 4 человека не представляется возможным на территории участка с целевым назначением личное подсобное хозяйство. 
Личное подсобное хозяйство — это земли сельскохозяйственного назначения. Земли населенного пункта, согласно ст. 107 Земельного Кодекса РК — это земельные участки, предоставленные для развития городов, поселков, сел и других поселений, относятся к категории земель населенных пунктов. Это два разных целевых назначения земельных участков. Для того, чтобы построить таунхаус на 4 человек, Вам необходимо изменить целевое назначение Вашего участка с личного подсобного хозяйства на земли населенного пункта. При этом Вы должны выбрать целевое назначение земли населенного пункта с жилищной функциональной зоной. В жилищную зону входят земли жилой застройки, занятые строениями и предназначенные для застройки многоквартирными и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками.
Данная услуга, согласно правилам по оказанию государственных услуг в сфере земельных отношений, оформляется на портале Электронного правительства. Если участок Вам предоставило государство на бесплатной основе, то в бюджет через электронный портал правительства Вам необходимо выплатить кадастровую, то есть оценочную, стоимость участка. Вам необходимо загрузить заявление со следующими данными: 
кадастровый номер земельного участка; 
запрашиваемое целевое назначение земельного участка; 
площадь земельного участка; 
номер и дату правоустанавливающего и идентификационного документов на участок; 
приложить копию электронного акта кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, в случае необходимости выплаты в доход бюджета.
После отправления запроса Вам направляется статус о принятии запроса, который будет меняться по мере выполнения услуги. Получение результата займет не больше 15 минут. Однако изменить целевое назначение участка довольно сложно, потому что чаще всего физическим лицам приходят отказы на выполнение данной услуги. Причин для этого много, например, неполный пакет документов или несоответствие земельного участка с желаемым целевым направлением.   

2.Как провести процедуру раздела земельного участка? 
Для того, чтобы разделить участок, необходимо признать участок делимым, согласно статье 51 Земельного Кодекса РК. Делимым является земельный участок, который без изменения своего целевого назначения и без нарушения противопожарных, санитарных, экологических, строительных и иных обязательных норм и правил может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, в противном случае он является неделимым.
Чтобы признать участок делимым, согласно правилам оказания государственной услуги «Определение делимости и неделимости земельных участков», для начала необходимо провести процедуру межевания у кадастрового инженера. Это необходимо для того, чтобы составить план раздела земли. Межевание бывает двух видов: без выезда и с выездом. Межевание без выезда проводится в том случае, если Вы сами знаете, как поделить участок, можете передать примерную схему раздела и схему участка со всеми размерами. Если Вы не знаете, как поделить участок, то советуем заказать межевание с выездом на участок, тогда инженеры сделают замеры участка и составят схему раздела.
После получения схемы раздела, необходимо подать следующие документы в Управление земельных отношений:
заявление установленного образца (образец заявления можно взять в канцелярии Управления);
схема раздела земельного участка, с указанием размеров разделяемых частей земельного участка и существующих строений;
копия акта на землю.
Документы можно подать в акимат города, а забрать ответ в Управлении земельных отношений. Чтобы уточнить детали, Вы можете обратиться напрямую в Управление земельных отношений: 8 (727) 229-21-55, 8 (727) 229-21-72.
Если Ваш участок признают делимым, то Вы сможете получите разрешение на строительство жилых домов.
Вопрос от: Ольга
Здравствуйте, скажите пожалуйста я живу в частном доме документы в порядке по соседству через забор вплотную сосед высадил кустарники (малину) которая перебирается уже на мою сторону, а так же дерево (клён)дерево находится на расстоянии не более метра от моего забора и не более трёх метров от окон дерево уже начинает мешать тем что листва сыпется на мой участок а также ветви уже достают провода (электричество) которые тянутся от столба к моему дому нормально сосед обсуждать проблему не желает только оскорбляет и обвиняет меня в колдовстве и клеит у себя на пристройках зеркала... Меня это смущает так как ничем подобным я не занимаюсь. Помогите пожалуйста... Так же в плотную к моему забору он установил загон (летняя пристройка) для содержания свиньи что так же мешает жить в связи с невыносимыми запахами.
Ответ: Законодательством Республики Казахстан не предусмотрены нормы, регулирующие расстояние высадки насаждений и отступов от границ соседского участка. Однако, согласно пункту 5 ст. 188 Гражданского Кодекса РК, осуществление собственником своих правомочий не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства. Собственник обязан принимать меры, предотвращающие ущерб здоровью граждан и окружающей среде, который может быть нанесен при осуществлении его прав. Также, согласно пункту 1 ст. 918 ГК, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении действий, создающих такую опасность. Поэтому если Вы считаете, что ветви соседского дерева достают до электрического провода, что несет потенциальную опасность, то можете обратиться в комитет санитарно-эпидемиологического контроля или с иском в суд.
В соответствии со статьей 264 ГК, собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. То есть Вы имеете право требовать устранения препятствий (в Вашем случае – это запах от загона со свиньями), мешающих нормальному осуществлению Ваших прав собственника. 
Согласно пункту 5.3.2.8 СН РК 3.01-02-2012 «Планировка и застройка районов индивидуального жилищного строительства»  (Государственные нормативы в области архитектуры, градостроительства и строительства, Строительные нормы) в зоне неканализованной индивидуальной жилой застройки должны быть выдержаны санитарные разрывы от окон жилого дома до надворного туалета, очистных сооружений канализации, а также до площадки для компоста - не менее 20 м, до сараев для скота и птицы - не менее 15 м, других отдельно-стоящих хозяйственных построек – не менее 12 м. В связи с этим пристройка в виде загона для содержания свиней должна находиться не менее 15 метров от окон Вашего жилого дома.
При недостижении согласия со стороны соседа Вы можете обратиться в управление архитектуры и градостроительства или с иском в суд.
Вопрос от: Куаныш

Добрый вечер! Ситуация следующая Был участок на который посадили небольшой клубный дом. Акт ввода заказчик принял самостоятельно 24.06.2020 и зарегистрировал 01.07.2020, получил техпаспорта по квартирам 24.08.2020 и произвёл деление участка, где наш дом остался на своём «фундаментном» кадастре, а уже двум участкам присвоили новые кадастры. И получается так что они остались в частной собственности. Ну весь участок огорожен забором, имеется паркинг открытый, так же детская площадка, но по факту эти элементы на участке в частной собственности. Какие права нарушаются у жителей дома? Так как ещё по договору купли продажи застройщик обязал обслуживать участок который в частной собственности. Как жителям получить придомовой участок, когда дом сам окружён участок в частной собственности. Причём при этом заказчик реализует парковочные места путём отчуждения, целевое у этих участков «для эксплуатации и обслуживания многофункционального жилого комплекса с площадкой водозаборных сооружений».


Ответ: Здравствуйте, Куаныш!
В соответствии с п.1 ст.62 Земельного Кодекса РК (далее- ЗК РК)- «Местный исполнительный орган столицы, города республиканского, областного значения и района при регистрации кондоминиума в многоквартирном жилом доме обеспечивает включение в состав общего имущества объекта кондоминиума земельного участка, необходимого для размещения, эксплуатации и содержания объекта кондоминиума, на безвозмездной основе как идеальной доли. Входящий в состав общего имущества объекта кондоминиума многоквартирного жилого дома земельный участок является неделимым, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». 
В соответствии с п.3 ст.62 ЗК РК- «Земельный участок при многоквартирном жилом доме может быть предоставлен собственнику нежилого помещения в раздельную собственность при условии, что этот земельный участок будет расположен вне контура многоквартирного жилого дома и его использование не будет противоречить условиям эксплуатации земельного участка». 
Таким образом, выделение в раздельную собственность земельных участков, находящихся под объектом кондоминиума и примыкающих к нему незаконно. 
Для того чтобы исправить ситуацию вам необходимо внести изменения в данные объектов недвижимости. Что можно сделать через соответствующую услугу на портале электронного Правительства, или же обратившись в ЦОН по месту нахождения участка. 
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Абай Тимур
Вопрос от: Саулебеков Аширбек

Какой порядок отделиться от кондоминиума, участок делимый для обслуживания производственных зданий и сооружении, земля арендуемая у государства, при разделе участок будет иметь отдельный выход на улицу, находится с краю общего участка, не имеет общих коммуникации.


Ответ: Здравствуйте, Аширбек!
Проанализировав детально ваш вопрос, мы столкнулись с тем, что для полного ответа на Ваш вопрос нам не хватает следующей информации: 
Что именно входит в вами упомянутый кондоминиум?
Поскольку в соответствии с п.32 Земельного кодекса РК- «кондоминиум - особая форма собственности (иного права) на недвижимость, при которой отдельные части недвижимости находятся в раздельной (индивидуальной) собственности (ином праве) физических и (или) юридических лиц, а те части недвижимости, которые не находятся в раздельной собственности, в том числе и земельный участок, принадлежат им на праве общей долевой собственности (ином общем праве) и не отделимы от прав на части недвижимости, находящейся в раздельной (индивидуальной) собственности (ином праве)». 
В связи с тем, что правовая конструкция кондоминиума применяется, когда объекты, которые принадлежат различным отдельным лицам, неотделимы от объектов, которые не могут принадлежать кому-то из этих лиц в отдельности. Поэтому такие объекты переводят в долевую собственность. То есть в вопросах, связанных с кондоминиумом, обязательно следует указывать о каких объектах идет речь, что и почему с этими объектами вы намереваетесь совершить. 
Исходя из ваших слов «земля арендуемая у государства» и «участок… не имеет общих коммуникации». Мы пришли к выводу, что вероятно в кондоминиум входит объект, расположенный на этом земельном участке. Если вам принадлежит объект целиком, и он самостоятелен и отделен от коммуникаций других объектов (соседних зданий и т.д.), то мы полагаем, что создавать кондоминиум не следовало. Если Вам принадлежит часть объекта (помещения в здании), то в таком случае мы не видим возможности отделения.  Также если Ваше владение земельным участком является долевым, учреждение в последующем кондоминиума было решение опрометчивым, поскольку изначально у Вас раздельные коммуникации.
Таким образом, просим Вас предоставить более детальную информацию по вашей проблеме, дабы дать вам более глубокий анализ Вашей проблемы. 
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете
Вопрос от: Айман

какой орган дает разъяснения по принятым законам (земельной законодательство РК)?


Ответ: Здравствуйте, Айман!
В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах», государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации. Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер. 
В связи с этим, это зависит от Вашего вопроса к уполномоченному органу или конкретной Вашей ситуации. Так, исходя из Вашего вопроса разъяснение нормативно правовых актов дает местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы. 
Таким образом, местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы дает разъяснение нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Елеуов Алихан
Вопрос от: Айман

какой орган дает разъяснения по принятым законам (земельной законодательство РК)?


Ответ: Здравствуйте, Айман!
В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах», государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации. Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер. 
В связи с этим, это зависит от Вашего вопроса к уполномоченному органу или конкретной Вашей ситуации. Так, исходя из Вашего вопроса разъяснение нормативно правовых актов дает местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы. 
Таким образом, местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы дает разъяснение нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Елеуов Алихан
Вопрос от: Арманжан

Приветствую дорогие Юристы. У меня есть участок с правом аренды, который хотел выкупить после постройки здания. Сзади моего участка строиться торговый дом и ему по гос программе Акимат, за счет средств бюджета проводят коммуникации. Теплотрассу провели через мой участок, без моего согласия и ведома, ссылаясь на то, что в акте на землю написано: обеспечить беспрепятственный доступ на земельный участок эксплуатирующим службам для технического обслуживания инженерных сетей и прокладке новых в случае необходимости. Хотя у них есть возможность проводить коммуникации через соседний ни кем не обременённый участок, в обход моему. Торговый дом не является социальным обьектом, не государственным зданием. Законны ли действия?


Ответ: Здравствуйте Арманжан. 
В соответствии с п. 1 ст. 67 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20.06.2003 года № 442-II (далее – Кодекс) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан, собственник или землепользователь обязан предоставить заинтересованным физическим и юридическим лицам право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования. Такое право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком в том числе для прохода, проезда, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций, охотничьего хозяйства и иных нужд называется сервитутом (п. 38 ст. 12 Кодекса). 
В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст.67 Кодекса право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (сервитут) может возникать на основе акта местного исполнительного органа. В данном случае, сервитут возник на основании акта Акимата.  
То есть, вы как землепользователь обязаны предоставить сервитут на основании акта Акимата. 
Однако, у вас есть право обжалования данного акта. Пункт 4 рассматриваемой статьи предусматривает, что собственник земельного участка или землепользователь заинтересованный в установлении сервитута имеет право обжаловать акт местного исполнительного органа. 
В данном случае, хотим обратить Ваше внимание на раздел 4 Административно-процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI, где предусмотрены основания, порядок и сроки подачи жалобы на акт местного исполнительного органа. 
Вам необходимо подать жалобу в местный исполнительный орган не позднее трех месяцев со дня, когда участнику административной процедуры стало известно о принятии административного акта или совершении административного действия (бездействия).
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете
Вопрос от: Биназир

Мой отец выкупил землю у арендодателя гос.земли. Но при этом у него нет никаких документов, как мы можем узаконить владение земли до истечения срока аренды? Или же возможно оформление гос.земли в аренду на имя отца?


Ответ: Добрый день, Биназир!
Для составления ответа нами на заданный вами вопрос – необходимо сперва разъяснить следующее: 
Право землепользования вашего отца относится к вещным правам в соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Республики Казахстан.
Данное вещное право должно быть зарегистрировано в правовом кадастр в случае, если оно предоставлено на срок не менее одного года в соответствии со статьей 4 Закона Республики Казахстан от 26 июля 2007 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», регулирующий основания и порядок регистрации прав на имущества.
Исходя из данных норм, указанных выше – мы имеем два варианта развития событий:
1) Между вашим отцом и арендодателем заключена сделка на срок менее года, что позволяет не проводить государственную регистрацию на данный земельный участок, но для профилактики и избегания правовых споров в последующем в связи с отсутствием договора вам необходимо сохранить всю имеющуюся переписку между вашим отцом и арендодателем, все квитанции с различных платежных операций, совершенных в отношении арендодателя, и иные письменные доказательства, связанные с правом землепользования, подтверждающие ее переход на вашего отца, так как в связи с отсутствием письменной формы сделки вы лишаетесь права в случае наступления споров ссылаться на свидетельские показания в связи с несоблюдением простой письменной формы сделки в соответствии  со статьей 153 Гражданского кодекса. 
2) Между вами и арендодателем заключена сделка на срок более года и здесь для установления факта совершения сделки по передаче права землепользования необходимо подтвердить данный юридический факт путем обращения в уполномоченный орган (Управление земельных отношений г. Алматы или по городу нахождения земельного участка), так как регистрация прав на право землепользования подведомственно их органу. 
В случае, если орган вам откажет и направит вас в суд – вам необходимо подать заявление для установления юридического факта в особом производстве в соответствии с  пунктом 1 статьи 305 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 г., в котором сказано, что суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или юридических лиц, но в связи с тем, что вы не подходите по перечню, указанный в пункту 2 настоящей статьи, вы будете подавать заявление по пункту 3 настоящей статьи, согласно которой сказано, что суд устанавливает другие имеющие юридическое значение факты, если законодательством Республики Казахстан не предусмотрен иной порядок их установления.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Маргузиев Архат