+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Государственные закупки
Вопрос от: Зарема

Добрый день! Прошу Вас дать разъяснение по следующему вопросу. Наша компания заключила дополнение к контракту на недропользование. В данный момент мы хотим участвовать в закупках. Хотелось бы узнать, какие услуги нам необходимо закупать через тендер, а какие можно без участия в тендере, где можно взять такую информацию? В частности в выборе аудиторской компании, на проведение аудита. И для участия в тендере нам нужно указывать регистрационный номер Дополнения или Контракта? Спасибо!


Ответ: Здравствуйте, Зарема!
Согласно п.6 Правил приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию, утвержденных совместным приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 253 и Министра энергетики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 241,  приобретение товаров, работ и услуг (далее – ТРУ) при проведении операций по недропользованию осуществляется с использованием заказчиком системы одним из следующих способов:
      1) открытый конкурс;
      2) из одного источника;
      3) запрос ценовых предложений;
      4) через систему электронных закупок.
   Перечень ТРУ предусматривается в годовой и (или) среднесрочной и (или) долгосрочной программах закупа ТРУ Недропользователя (п.1 Правил приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию). Разграничение ТРУ   проводится по их отношению к проводимым операциям по недропользованию. Если ТРУ не связаны с проведением операций по недропользованию, то соответственно правила по приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию к ним не применяются. 
Для участия в закупках необходимо зарегистрироваться на веб-портале: http://reestr.nadloc.kz/ru/tender/list 
Исходя из материалов размещенных на сайте http://reestr.nadloc.kz недропользователи проводят открытой конкурс по поиску аудиторской компании для проведения аудита.
В соответствии со ст.ст. 402-403 Гражданского кодекса Республики Казахстан Общей части от 27 декабря 1994 года дополнения к договору являются его неотъемлемой частью, в связи с этим Вы, указываете регистрационный номер основного договора.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Хибатова Алиса
Вопрос от: Женис

Здравствуйте! Участвую в ГЗ по ремонту кровли. Прислали замечание "Потенциальный поставщик в Приложении №5 не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации: в пункте 2 несоответствие подтверждающих документов (акты выполненных работ)". Хотя в заявке имеются акты не на полную сумму договора. Договор на выполнение работ было на сумму 15 000 000 тенге, а актов на 9 500 000. Это может быть причиной не допущения на конкурс?

Ответ: Доброго времени суток, Женис!
Мы предполагаем, что одним из требований к конкурсной документации было предоставление подтверждающих документов об успешном предыдущем опыте оказания аналогичных услуг. Лицо участвовало в государственных закупках (ГЗ). Однако, так как в предоставленных подтверждающих документах существовало несоответствие (в сумме договора и актах оказания услуг), данное лицо не было допущено по основанию несоответствия квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации.
Законодательством Ваша ситуация не регулируется однозначно. Так, Нормативным Постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года № 5 "О применении судами законодательства о государственных закупках” пунктом 13 определяется, что предоставление участником конкурса документов, содержащих неполные и (или) недостоверные сведения, является основанием для отклонения заявки, независимо от наличия у конкурсной комиссии возможности запросить сведения об участнике.  Подпадает ли Ваш случай под условие "неполных и (или) недостоверных сведений” мы утверждать не можем, так как законодательство не дает разъяснений данных определений. Поэтому в сложившейся ситуации Вы можете обратиться в суд на основании статьи 47 Закона РК "О государственных закупках” от 4 декабря 2015 года № 434-V: обжаловать действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок и урегулировать данный вопрос в судебном порядке.
Вопрос от: Людмила

Добрый день. Прошу Вас дать разъяснение по следующему вопросу. В соответствии с пунктом 16 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 9 июля 1998 года № 272-1 «О естественных монополиях», субъект естественной монополии обязан: отчуждать имущество, предназначенное для производства и предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), на торгах в форме тендера, за исключением случаев передачи имущества в собственность государства. Просим сообщить, имеются ли в настоящее время нормативные правовые акты, устанавливающие правила или порядок, по которым должен производится такой тендер? Чем субъект должен руководствоваться при составлении конкурсной документации?


Ответ: Здравствуйте, Людмила!

Согласно п.24 Приказа Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 4 марта 2005 года № 71-ОД «Об утверждении Правил представления и рассмотрения ходатайств по совершению сделок субъектом естественной монополии», отчуждение имущества, предназначенного для производства и предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), осуществляется Субъектом на торгах в форме тендера после получения соответствующего согласия уполномоченного органа.

Таким образом, согласно ст.915 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (далее ГК РК), тендер проводится по общему правилу. В соответствии с п.2 ст.915 ГК РК участники тендера в пределах установленных его условиями сроков, направляют инициатору тендера или его организатору свои предложения в письменном виде с приложением всей обусловленной тендером документации. Список конкурсной документации определяется инициатором тендера и публикуется на сайте.


Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Тимишев Геннадий
Вопрос от: Елена

Добрый день! Вопрос относительно заключения договора с физическим лицом о возмездном оказании услуг, на который не распространяются нормы Закона "О государственных закупках". Под "возмездным оказанием услуг" ст.683 ГК РК дает определение: п.2 "услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 32, 34, 35, 39, 41, 43, 44 настоящего Кодекса (подряд, перевозки, экспедитор, хранение, поручение и т.д.)". Может ли КГП заключить договор на техобслуживание оргтехники с физическим лицом, не являющимся субъектом предпринимательской деятельности?


Ответ: Здравствуйте, Елена!

П.2 ст.1 Закона «О государственных закупках», Закон о государственных закупках применяется к отношениям, связанным с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика, за исключением: услуг, приобретаемых у физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, по договорам возмездного оказания услуг.

П.2 ст.683 ГК РК: «2. Правила настоящей главы (Глава 33) применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 32, 34, 35, 39, 41, 43, 44 настоящего Кодекса». Иные виды услуг, не перечисленные в п.2 ст.683 ГК РК должны подпадать под понятие п.1 ст.683 ГК РК: «1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги». Обслуживание и услуга – это синонимичные понятия.

Таким образом, договор на техобслуживание оргтехники – это не предусмотренный в законе вид договора возмездного оказания услуг.


Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Амангельды Темирхан
Вопрос от: Молдир

16 ноября 2017 года был заключен договор ГЗ способом конкурса на поставку и установку урны. Последний день поставки был 30.11.17. Мы поставили товар 29.11.17., они устно отказали в приемке товара. А 30.11.17 был составлен акт несоответствия товара тех спецификации. Мы подали в суд, акт признали незаконным, они получили частное определение. Они подали в суд на меня как на недобросовестного поставщика и проиграли его. В связи с тем, что договоры ГЗ действуют до конца года, срок действия нашего договора истек. Опираясь на 386 статью ГК РК Действие договора 1. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. 4.Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение, имевшее место до истечения этого срока. Так как все вернулось на начальный этап, мы решили выполнить свои обязательства отвезти товар. На что они сказали подождать с поставкой товара, так как деньги, выделенные на оплату товара, были возвращены бюджету в связи с не освоением. Вопрос: Как по закону они должны решить этот вопрос? Составить новый договор или же просто оплатить, включив этот расход не по назначению? И вообще имеют ли они право составлять новый договор, не выполнив обязательства по старому? Дайте разъяснения, по каким статьям закона правомерны будут их действия.


Ответ: Здравствуйте, Молдир!

В силу п.2 ст.386 ГК РК если законодательством или договором предусмотрен срок действия договора, окончание этого срока влечет прекращение обязательств сторон по договору. Однако в силу п.2 ст.386 ГК РК если обязательство не исполнено в период действия договора или допущено другое нарушение исполнения обязательства, окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за допущенное нарушение.

В данном случае обязательство не выполнено из-за просрочки кредитора в силу ст.366 ГК РК - кредитор считается просрочившим, если он отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником, или не совершил действий, предусмотренных законодательством или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства. Кредитор считается просрочившим также в случае отказа надлежаще подтвердить произведенное должником исполнение обязательства.

Исходя из п.2 ст.366 ГК РК, просрочка кредитора дает должнику право на возмещение причиненных просрочкой убытков. В законодательстве о государственных закупках каких-то исключительных последствий при просрочке кредитора не предусмотрено (например, заключение с поставщиком договора заново, закуп из одного источника и т.д.).

Но так как план государственных закупок на 2017 год завершен, то заказчик должен заново предусмотреть в плане государственных закупок поставку и установку вышеуказанных урн и заново провести конкурс на государственные закупки и заключение договора.


Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Шамсутдинова Карина
Вопрос от: Жамиля

Здравствуйте. Между ИП и ГУ был заключен договор о госзакупках из одного источника путем прямого заключения договора. Договор нами (ИП) исполнен. Заказчик хотел оплатить нам за выполненные работы, но вдруг обнаружил, что при формировании плана госзакупок, в разделе "Бюджетная классификация" им неправильно указан источник финансирования, вместо "Специфика" указал "За счет трансфертов органам местного самоуправления", из-за чего оплата не проходит. Теперь Заказчик просит расторгнуть заключенный договор по соглашению сторон и заключить новый договор. Как нам быть? Не повлечет ли расторжение договора признание ИП недобросовестными поставщиком? Спасибо.


Ответ: Здравствуйте, Жамиля!

В соответствии с п.1 ст.401 Гражданского кодекса изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом, другими законодательными актами и договором.

Пунктом 8.8 Типового договора о государственных закупках услуг предусмотрено, что договор может быть расторгнут по соглашению сторон.

Согласно нормам Гражданского кодекса договор может быть расторгнут по соглашению сторон, если иное не предусмотрено договором. Типовым договором о государственных закупках услуг предусмотрено расторжение договора по соглашению сторон.

С учетом вышеизложенного, расторжение договора о государственных закупках услуг по соглашению сторон возможно.

В силу п.4 ст.12 Закона «О государственных закупках» заказчик обязан не позднее 30 календарных дней обратиться с иском в суд о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок в случае, если:

Поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации) или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которой заключен такой договор;

Поставщик не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.

Таким образом, расторжение договора в данном случае не влечет признание Поставщика недобросовестным участником государственных закупок.


Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Амангельды Темирхан
Вопрос от: Алдияр

Выиграли тендер на поставку стульев! Заказчик отказывается принимать товар, ссылаясь на то, что не соответствует тех.спецификации. В технической спецификации указано следующее: название Лота - "стул". В описании технической спецификации не указано стул со спинкой! Мы им поставили табуретки. То есть сиденье без спинки. Они просят спинку! Так как название - «стул»! Что нам в таких случаях делать?

 


Ответ: Здравствуйте, Алдияр!

В соответствии со ст.21 Закона РК «О государственных закупках», конкурсная документация должна содержать техническую спецификацию с указанием требуемых функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик закупаемых товаров, работ, услуг. При этом техническая спецификация не должна противоречить требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования. При необходимости в технической спецификации указывается нормативно-техническая документация.

Согласно ч.3 п.26 ст.43 Закона «О государственных закупках», при исполнении договора о государственных закупках наименование, количество, качество, техническая спецификация, стоимость, место и сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) должны соответствовать содержанию договора о государственных закупках.

Из этого следует, что если в технической спецификации указана формулировка «стул», что означает «мебель, предназначенная для сидения одного человека, со спинкой и сиденьем», то Вами условия договора не соблюдены.


Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Халикова Азиза
Вопрос от: Айнур

Добрый день! Вопрос касательно государственных закупок... Ситуация такая: Поставщик согласно договора должен был поставить товар до 15.03.2018 года. По факту товар поставщик поставил 14.03.2018 года, но акт в портале выставил 05.04.2018 года. То есть акт выставлен с просрочкой. Вопрос: 1. Как нам быть в данной ситуации т.к. поставщик товар фактический поставил, что подтверждают документы. Но в портале договор из-за того, что акт выставлен 05.04.2018 года идет как просроченный... Должна ли я подать исковое заявление на поставщика как на недобросовестного участника гос.закупок, т.к. по порталу поставка товара была просрочена. 2.Также бывают ситуации, когда поставщик и вовсе не выставляет акт на портале, как быть в данных случаях?


Ответ: Здравствуйте, Айнур!
В соответствии с пунктом 26 статьи 43 Закона «О государственных закупках», документы об исполнении договора о государственных закупках (акт приема-передачи товара, акт выполненных работ, оказанных услуг, счет-фактура) оформляются в электронной форме.
В соответствии с пунктом 426 Правил осуществления государственных закупок (далее – Правила), исполнение договора о государственных закупках при поставке товаров осуществляется в следующей последовательности:
1) доставка товара в пункт назначения товара с предоставлением оригинала накладной;
2) оформление поставщиком акта приема-передачи товара посредством веб-портала с прикреплением электронной копии накладной, подтверждающий факт доставки товара;
3) приемка товара заказчиком.
4) оформление электронной счет-фактуры, выписанной посредством информационной системы электронных счетов-фактур, в соответствии с
Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23 февраля 2018 года № 270 «Об утверждении Правил выписки счет-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур» (далее – Правила документооборота счетов-фактур, выписываемых в электронной форме);
5) оплата заказчиком за поставленный товар. Также, согласно пункту 426-2 Правил, поставщик направляет посредством веб-портала заказчику утвержденный электронно-цифровой подписью акт приема-передачи товаров по форме согласно приложению 22-1, с заполнением сведений о товарах.
При этом, согласно пункту 426-3 Правил поставщик после полного исполнения договорных обязательств одновременно с актами приема-передачи товаров направляет заказчику посредством веб-портала утвержденный электронно-цифровой подписью отчет о местном содержании в товарах, работах, услугах по формам согласно приложению 22-4 к Правилам.
Согласно пункту 426-4 Правил заказчик не позднее трех рабочих дней со дня получения на веб-портале уведомления об оформлении поставщиком акта приема-передачи товара, выполнения работ, оказания услуг, заполняет в акте информацию по договору и подписывает его электронно-цифровой подписью либо отказывает в принятии товаров, работ, услуг с указанием аргументированных обоснований.
Таким образом, Поставщик обязан сформировать посредством веб-портала акт приема-передачи товара с прикреплением электронной копии накладной, подтверждающий факт доставки товара. Согласно п. 5.4 Типового договора при соблюдении условий п. 5.3 Договора датой поставки/передачи товара считается дата направления поставщиком посредством веб-портала заказчику акта приема-передачи товара. На веб-портале государственных закупок в форме электронного акта указываются: дата создания акта поставщиком, дата направления акта заказчику, дата подписания акта поставщиком, дата подписания либо отказа в принятии акта заказчиком. Вместе с тем датой акта приема-передачи товаров считается дата подписания акта поставщиком (утверждающим), после которой акт автоматически направляется системой заказчику.
В данном случае Вы должны действовать в соответствии с условиями заключенного договора о государственных закупках.
Пунктом 7.3 Типового договора определено, что в случае просрочки сроков поставки Товара Заказчик удерживает (взыскивает) с Поставщика неустойку (штраф, пеню) в размере 0,1% от общей суммы Договора за каждый день просрочки в случае полного неисполнения поставщиком обязательств либо удерживает (взыскивает) неустойку (штраф, пеню) в размере 0,1% от суммы неисполненных обязательств за каждый день просрочки в случае ненадлежащего исполнения (частичного неисполнения) обязательств. При этом общая сумма неустойки (штрафа, пени) не должна превышать 10% от общей суммы Договора.
В связи, с чем Заказчик обязан взыскать неустойку с Поставщика, для чего необходимо направить поставщику Претензию (уведомление), в которой требуете в добровольном порядке уплатить неустойку, за данное количество дней просрочки в размере 0,1% от суммы договора не дожидаясь решения суда, так как в любом случае избежать оплаты неустойки поставщику не удастся.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Амангельды Темирхан
Вопрос от: Ботагоз

Добрый день! Следующая ситуация: Объявлены закупки методом ЗЦП, согласно итогов вышел Победитель закупок, договор подписан в сроки и зарегистрирован в органах Казначейства, срок поставки до 31.03.2018 года, оплата до 20.04.2018г. Теперь Поставщик пишет Письмо о продлении сроков поставки, договор продлен до 30.04.2018г. Сегодня прислал Поставщик Письмо об отказе поставки в связи с повышением цены и расторжении договора. Мы ведь можем заключить со вторым претендентом или же заново объявить закупку. Исход от данной ситуации нам не принес ущерб и т.д. В данном случае иск в суд на признание недобросовестным участником подавать на данного Поставщика? Пожалуйста, подскажите, верное решение.


Ответ: Здравствуйте, Ботагоз!
Расторжение договора о государственных закупках согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РК возможно по соглашению сторон путем заключения сторонами соглашения о расторжении по той же форме, что и договор. В случае если по каким-либо причинам не предоставляется возможным расторгнуть договор указанным способом, то согласно пункту 2 указанной статьи расторжение договора возможно по требованию одной из сторон по решению суда, то есть в судебном порядке.
Таким образом, расторжение договора возможно только одним из двух способов: по соглашению сторон либо по решению суда.
В соответствии со статьей 402 ГК РК соглашение об изменении и расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из законодательства, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. В пункте 2 данной статьи сказано, что требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Обращаю ваше внимание на то, что согласно абзацу 2 подпункта 3) пункта 4 статьи 12 Закона «О государственных закупках» (далее – Закон) заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок, в случаях указанных в подпунктах 1) и 3) пункта 4 статьи 12 Закона, 4. Реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень:
1) поставщиков, с которыми заказчики в одностороннем порядке расторгли договоры о государственных закупках, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации) или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которой заключен такой договор;
3) поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.
Таким образом, без нарушения сроков поставки Поставщиком ваша обязанность на подачу иска не наступает.
Далее, нормами Закона возможность заключения договора с потенциальным Поставщиком, занявшим второе место, предусмотрена только при условии уклонения победителя от заключения договора. 
В данном случае с поставщиком, занявшим второе место невозможно заключить договор на первоначальных условиях. Необходимо проводить новую закупку с новыми условиями в части сроков исполнения обязательств. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Амангельды Темирхан
Вопрос от: Гульбахор

В ГУ проведены госзакупки способом ценовых предложений на сумму более 100 МРП. Договор своевременно направлен на подписание поставщику и поставщиком подписан. Однако при попытке зарегистрировать данный договор в органах казначейства вылетает ошибка - ИИН поставщика в базе есть, но договор зарегистрировать не получается. Судя по всему, поставщик сменил банковские реквизиты. Телефон, указанный на сайте госзакупок, не отвечает, других контактов нет. Писали ему на сайте госзакуп, но безрезультатно. Поставщик находится в другом регионе республики. Как быть? Время идет, договор в казначействе не зарегистрирован и связи с поставщиком нет.


Ответ: Здравствуйте, Гульбахор!
В данном случае необходимо выяснить, вступил ли в силу договор о государственных закупках. 
Согласно статьи 46 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках» Договор о государственных закупках вступает в силу после его подписания заказчиком и поставщиком либо полного внесения последним обеспечения исполнения договора о государственных закупках, предусмотренного конкурсной документацией (аукционной документацией). Если договор о государственных закупках подлежит регистрации, то он вступает в силу после его регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Согласно п.5 ст.96 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года Гражданско-правовые сделки государственных учреждений вступают в силу после их обязательной регистрации в территориальных подразделениях центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета. 
Регистрацию договора в органах казначейства (территориальных подразделениях центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета) необходимо произвести в течение 5 рабочих дней согласно п.2 ст.46 Закона РК от «О государственных закупках».
Согласно п.1 ст.393 ГК РК Договор считается заключенным, когда между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным его условиям.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые признаны существенными законодательством или необходимы для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Следовательно, регистрация договора является существенным условием заключения договора и из этого следует вывод, что согласно законодательству между Вами не было фактического заключения договора.
Думается, что в связи с отсутствием заключенного договора сложно применить какие-либо санкции даже через суд.
Но, при этом Вы как заказчик государственных закупок вправе внести данного поставщика в Реестр недобросовестных участников государственных закупок.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Оразов Аль-Фараби