+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Государственные закупки
Вопрос от: Галымжан

Добрый день. Я признан победителем тендера по запросу ценовых предложений по поставке товара. У меня возникла проблема с поставкой данного товара в срок и хочу отказаться от подписания договора. Подскажите, нет ли правовых последствий в данном действии для моего ТОО. Заранее благодарю.

Ответ: Здравствуйте, Галымжан.
Мы предполагаем, что в данном случае Вы являетесь субъектом государственных закупок и, следовательно, подпадаете под действие Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее – Закон РК «О государственных закупках»). Далее, отвечая на Ваш вопрос касательно правовых последствий, Ваше Товарищество с Ограниченной Ответственностью (далее – ТОО):
(1) согласно п.1 ст.44 Закона РК «О государственных закупках» будет признано уклонившимся от заключения договора о государственных закупках;
(2) согласно пп.2 п.4 ст.12 Закона РК «О государственных закупках» будет внесено в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
(3) согласно п.6 ст.12 Закона РК «О государственных закупках» не будет допускаться к участию в государственных закупках в течение двадцати четырех месяцев со дня принятия решения уполномоченным органом о признании ТОО недобросовестным участником государственных закупок.
Вопрос от: Алик

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста. Наше ТОО заключило договор на текущий ремонт из одного источника по несостоявшимся закупкам. После подписания договора возник спор о внесении обеспечения. Так же заказчиком не была подготовлена площадка для проведения работ, в тех.документации указанных работ не было. Пока разбирались, шло время и соответственно работы не велись. Срок исполнения по договору 30 дней, срок действия до 31.12.2017 года, через 20 дней заказчик в одностороннем порядке расторгает договор и подает иск в суд о признании недобросовестным поставщиком по ненадлежащему исполнению обязательств, хотя мы не отказывались их исполнить, ресурсы были готовы для исполнения. Начался процесс. Как быть?


Ответ: Здравствуйте, Алик!
В данном случае, поскольку судебное разбирательство уже началось, Вам необходимо доказать вину заказчика. Сделать это можно показаниями свидетелей, либо иными способами доказывания.
Если договором подряда предусмотрено содействие со стороны заказчика, то применим п.1 ст.629 ГК РК, который гласит, что заказчик обязан оказывать подрядчику содействие в выполнении работы в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда.
При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем либо перенесением сроков исполнения работы, либо увеличением цены работы.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Абдрахманов Дамир
Вопрос от: Ксения

Здравствуйте. Заключили договор на закуп товара. Поставщик поставил товар несвоевременно, был внесен в реестр недобросовестных участников. При этом с Поставщиком заключено дополнительное соглашение в связи с выставленной неустойкой, сумма была уменьшена, статус его «действует». После чего Поставщик отказался выставлять акт на веб-портале и оплатил неустойку. Таким образом, договор в настоящее время исполнить невозможно. Вопрос: возможно ли расторгнуть дополнительное соглашение? При его расторжении договор поменяет статус на «действует»? Как выйти из данной ситуации?

Ответ: Здравствуйте, Ксения! 
В соответствии с п.425 Правил осуществления государственных закупок от 11 декабря 2015 года, договор считается исполненным при условии полного выполнения заказчиком и поставщиком принятых обязательств по указанному договору. В связи с этим, пока поставщик не отправит подписанный акт заказчику через веб-сайт электронного гос.закупа, статус договора так и будет находится в не исполненном  подвешенном состоянии.
Полагаю, что выходом из данной ситуации является обращение в суд в соответствии с п.1 ст.9 ГК РК с требованием о присуждения к исполнению обязанности в натуре, а именно просить суд принудить ответчика оформить и подписать акт приема- передачи товаров посредством веб-портала.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Халикова Азиза
Вопрос от: Айнур

Провели открытый конкурс, конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик. Отправили приглашение поставщику, представившему конкурсную заявку с наименьшей ценой, но закупка не состоялась в связи с тем, что приглашенный потенциальный поставщик не предоставил в установленный срок ответ на участие в государственной закупке способом из одного источника (отправили 2 раза). Подскажите, можно ли провести закуп ценовым предложением? 
 

Ответ: Здравствуйте, Айнур.
Законодательство о государственных закупках (Закон РК «О государственных закупках», Правила осуществления государственных закупок) не ограничивают заказчика одним способом проведения государственных закупок.
В соответствии со ст.37 Закона РК «О государственных закупках»:
1. Государственные закупки способом запроса ценовых предложений проводятся на однородные товары, работы, услуги, если годовые объемы таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышают четырехтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, при этом решающим условием является цена. 
2. При осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений нескольких видов однородных товаров, работ, услуг организатор государственных закупок обязан разделить товары, работы, услуги на лоты по их однородным видам и (или) по месту их поставки (выполнения, оказания). При осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений однородных товаров, работ, услуг организатор государственных закупок обязан разделить товары, работы, услуги на лоты по месту их поставки (выполнения, оказания). В случаях, предусмотренных настоящим пунктом, определение победителя государственных закупок способом запроса ценовых предложений осуществляется по каждому лоту. 
3. Не допускается в целях применения способа запроса ценовых предложений дробление годового объема государственных закупок однородных товаров, работ, услуг в течение финансового года на части, размер одной из которых менее предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи. 
4. Не допускается осуществление государственных закупок способом запроса ценовых предложений товаров, работ, услуг, поставка (выполнение, оказание) которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.
Также следует отметить, что, согласно ст. 4 Закона РК «О государственных закупках», осуществление государственных закупок основывается на принципах: 
1) оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок; 
2) предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом; 
3) добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков; 
4) открытости и прозрачности процесса государственных закупок; 
5) оказания поддержки отечественным производителям товаров, а также отечественным поставщикам работ и услуг в той мере, в которой это не противоречит международным договорам, ратифицированным Республикой Казахстан; 
6) ответственности участников государственных закупок; 
7) недопущения коррупционных проявлений; 
8) приобретения инновационных и высокотехнологичных товаров, работ, услуг.
Таким образом можно сделать вывод: если Ваша закупка не противоречит вышеназванным условиям, Вы вполне можете провести закупки способом запроса ценовых предложений.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ибрагимов Искандер
Вопрос от: Айнур

Здравствуйте! Поставщик выиграл поставку хозяйственного мыла 250 гр по 49 тенге. Теперь он говорит, что цены на этот товар поднялись, он предлагает мыло по той же цене, но 150гр. Можно ли заключить дополнительное соглашение по этой причине?


Ответ: 
Здравствуйте, Айнур
Данную ситуацию регулирует Закон РК «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года, а именно статья 45. В данной статье определен исчерпывающий перечень оснований, по которым допускается дополнительное соглашение, однако ваша ситуация не подпадает под эти основания. 
Это  поставка для госнужд и прошло через портал закупок и договор зарегистрирован в Минфине. Нет оснований для его изменения. Проблема подорожания - риск поставщика. Если не исполняет договор, заказчик может обратиться в суд о признании недобросовестным поставщиком.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нұрахан Заирбек
Вопрос от: Ольга

Добрый день! Подскажите. Нужно сделать уменьшение суммы по договору. Необходимо создать дополнительное соглашение либо можно воспользоваться кнопкой «Частично исполнить договор» в закладке «Информация об оплате на Веб-портале»?


Ответ: Здравствуйте, Ольга!
Вы имеете право на создание дополнительного соглашения, согласно пп.1 п.2 ст.45 Закона РК «О государственных закупках», который гласит: внесение изменения в заключенный договор допускается: «по взаимному согласию сторон в части уменьшения цены на товары, работы, услуги и соответственно суммы договора о государственных закупках».
Для создания дополнительного соглашения на портале:
1. Создание дополнительного соглашения выполняется пользователем с ролью «Заказчик». Для этого следует в меню «Рабочий кабинет» выбрать «Мои договоры».
2. Необходимо осуществить поиск основного договора с помощью набора фильтров. Для более подробного поиска нужно нажать на активную надпись «Расширенный поиск».
3. Статус основного договора должен быть «Действует» либо «Исполнен». Для статуса договора «Исполнен» система позволит выбрать только действие по продлению договора.
4. В действующем договоре необходимо выбрать вкладку «Дополнительное соглашение».
5. Нужно выбрать возможные типы оснований создания дополнительного соглашения и нажать на кнопку «Создать дополнительное соглашение».
Что касается кнопки «Частично исполнить договор», ее применение возможно, если по договору имеются платежи не на полную сумму договора.
«Вы действительно хотите окончательно закрыть договор при наличии фактических платежей на меньшую сумму, чем по договору? Статус договора перейдёт в «Частично исполнен». После данной операции не будет доступна возможность формирования актов на оставшуюся сумму».
Поэтому, в данном случае удобнее будет создать дополнительное соглашение, так как после операции с «Частично исполнить договор» не будет доступна возможность формирования актов на оставшуюся сумму. «Частично исполнен» - это окончательный статус договора.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Хидирова Аделина
Вопрос от: Юлия

Участвуя в тендере посредством электронного закупа, наше ТОО заключило предварительный договор аренды техники с другим ТОО. Но на момент заключения сделки техника уже была продана. Как теперь нашему ТОО доказать, что мы не знали о незаконном заключении договора?


Ответ: Здравствуйте, Юлия.
В данном случае в первую очередь стоит учесть п.2 ст.359 ГК РК в которой говорится, что «Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несёт имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия и т.п.). К таким обстоятельствам не относится, в частности, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, работ или услуг.» Из данного высказывания можно понять, что незнание не освобождает от ответственности, соответственно доказывание чьи-либо вины, не имеет какого-либо смысла, однако это не значит, что ТОО, нарушившее условия предварительного договора, будет освобождено от ответственности. Также надо указать, то что сторона предварительного договора могла на свой риск на законных основаниях заключить договор купли-продажи оборудования с третьими лицами. Но при этом сторона нарушит условия предварительного договора.
В соответствии с п.5 ст.390 Гражданского кодекса РК, которая утверждает, что «В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения, предусмотренного им договора, она обязана возместить другой стороне вызванные этим убытки, если иное не предусмотрено законодательством или договором.» т.е. если вы на момент заключения сделки уже выиграли тендер и у вас появилось обязательство выполнить или предоставить что-нибудь, то вы праве требовать с этого ТОО убытки, которые у вас появились вследствие неисполнения обязательства.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Мухамедалиулы Адиль
Вопрос от: Гуля

Здравствуйте. Мы участвуем в тендере. В тендерной документации Заказчиками запрашиваются: Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья СТ РК OHSAS 18002-2010, хотя данная система с этим номером имеет название "СТ РК OHSAS 18002-2010 Системы менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний", а наша организация имеет Сертификат с таким же названием, которое запрашивают Заказчики, но с другими номерами, например: "Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья СТ РК OHSAS 18001-2008". Не будет ли ошибкой, если мы вложим тот сертификат, который мы имеем? В чем разница этих сертификатов?


Ответ: Здравствуйте, Гуля!
СТ РК OHSAS 18002-2010 действительно имеет название «Система менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний», но так как Заказчиком в тендерной документации был указана «Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья», то необходим Сертификат СТ РК OHSAS 18001-2008. Заказчиком была допущена ошибка, поэтому Вы можете подавать Сертификат, который у Вас имеется.
Если же Заказчиком Вам будет отказано на данном основании, то Вы можете обжаловать данное решение на основании п.1 статьи 47 Закона «О государственных закупках»: потенциальный поставщик вправе обжаловать действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок, если их действия (бездействие), решения нарушают права и законные интересы потенциального поставщика.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Шамсутдинова Карина
Вопрос от: Диляра

Здравствуйте! 1) Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-либо ограничения по участию в государственных закупках медицинских услуг юридических лиц, участником которого является иностранное лицо? 2) Если юридическое лицо состоит в реестре субъектов здравоохранения, претендующих на оказание услуг в рамках ГОБМП и ОСМС, который формировался в сентябре 2017 года, нужно ли ему дополнительно подавать заявку на включение в реестр субподрядчиков для участия в госзакупках медицинских услуг?


Ответ: Здравствуйте, Диляра!

Ограничений по участию в государственных закупках медицинских услуг юридических лиц, участником которого является иностранное лицо нет, так как статьей 6 Закона "О государственных закупках" данное ограничение не предусмотрено.

По второму вопросу, согласно пп.19-30 новых правил от 7 августа 2017 г. № 591, формируется база данных субъектов здравоохранения, претендующих на оказание медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования.

Что касается реестра субподрядчиков для участия в государственных закупках медицинских услуг, то согласно новым правилам от 7 июня 2017 г. № 397 данный реестр в отличии от старых правил не предусмотрен, то есть был исключен.


Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Халикова Азиза
Вопрос от: Руслан

Добрый день! Прошу ответить. 
Согласно пунктов 378-1, 378-2, 378-3, 378-4 Правил осуществления государственных закупок для заключения договора хотели направить запросы о предоставлении коммерческих предложений не менее трем потенциальным поставщикам. Однако имеются случаи, когда потенциальные поставщики, не дожидаясь запросов от нас о предоставлении коммерческих предложений, по собственной инициативе направляют коммерческие предложения на закупаемые товары. К нам на закупаемые товары поступили 15 (пятнадцать!) коммерческих предложений. Вопрос: Обязаны ли мы направлять запросы о предоставлении коммерческих предложений всем 15 (пятнадцати) потенциальным поставщикам или же выбрать 3 (три) коммерческих предложения, в которых ценовые предложения ниже остальных. Заранее спасибо! 

Ответ: Здравствуйте, Руслан.
Мы полагаем, что Вы можете отправить запросы о предоставлении коммерческого предложения трем компаниям, а не всем пятнадцати.
Опираясь на принцип оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок, закрепленный в п.1 ст.4 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года № 434-V (далее – Закон), выбор поставщиков с ценовыми предложениями ниже остальных, а также принцип предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия, закрепленный в п.2 ст.4 Закона, должны в должной степени обеспечить исполнение принципа открытости и прозрачности процесса государственных закупок. Следовательно, запрос о предоставлении коммерческого предложения, отправленный трем поставщикам, не будет нарушать законодательства и процедуры проведения государственных закупок.
Следует отметить, что в Законе, а также иных нормативно-правовых актах, нет нормы, регулирующей подобную ситуацию, за исключением установленного минимума потенциальных поставщиков для проведения тендера, закрепленного в п.378-1 Правил осуществления государственных закупок Республики Казахстан, в количестве трех. Следовательно, должны применяться общие нормы законодательства. Исходя из этого, мы считаем, что у Вас нет обязанности высылать всем потенциальным поставщикам запросы о предоставлении коммерческого предложения, так как трех будет достаточно.