+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Государственные закупки
Вопрос от: Еркин

Здравствуйте, подскажите пжс! В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона «О государственных закупках» (далее – Закон), к потенциальным поставщикам предъявляются соответствующие квалификационные требования, в том числе обладать соответствующими материальными и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках товаров, работ, услуг. Потенциальный поставщик в подтверждение его соответствия квалификационным требованиям, установленным статьей 21 Закона, представляет организатору государственных закупок соответствующие документы, предусмотренные правилами осуществления государственных закупок (пункт 3 статьи 21 Закона). Согласно пункту 85-1 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов от 11 декабря 2015 года № 648, материальные и трудовые ресурсы, необходимые заказчику для исполнения обязательств по договору, указываются в технической спецификации, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации. Так, приложением 6 к конкурсной документации утверждены Сведения о квалификации при закупках услуг, в соответствии с которым потенциальный поставщик указывает сведения о наличии материальных ресурсов, предусмотренных конкурсной документацией, необходимых для оказания услуг с приложением электронных копий подтверждающих документов. Данные сведения предусматривают информацию о собственных материальных ресурсах (прилагаются документы, подтверждающие право собственности), или арендованных (прилагаются документы, подтверждающие право собственности арендодателя). И теперь вопрос, какие ИМЕННО документы потенциальный поставщик должен приложить в подтверждении его соответствия квалификационным требования в части обладания материальными ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках услуг указанных в сведений согласно приложению 6 к конкурсной документации?

Ответ: Добрый день Еркин!

Перечень необходимых документов описан в статье 9 Закона «О государственных закупках» (далее – Закон), но эти документы являются обязательными для всех потенциальных поставщиков. Все-таки для определенных видов деятельности требуются специальные документы, они описаны в приказе Министра финансов от 11 декабря 2015 года №648 «Об утверждении правил осуществления государственных закупок» (далее – Правила). Так в пункте 85-1 Материальные и трудовые ресурсы, необходимые заказчику для исполнения обязательств по договору, указываются в технической спецификации, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации. При осуществлении государственных закупок работ по строительству (новое строительство, расширение, техническое перевооружение, модернизация, реконструкция, реставрация и капитальный ремонт существующих объектов), разработке технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и градостроительных проектов, документом, подтверждающим обладание потенциальным поставщиком материальными и трудовыми ресурсами, является соответствующее разрешение (лицензия), выданное в соответствии с законодательством РК «О разрешениях и уведомлениях».

А также дополнительным пунктом в правилах является пункт 85-2. При осуществлении государственных закупок по оказанию инжиниринговых услуг по техническому надзору в технической спецификации, указывается требование о наличии у потенциального поставщика аттестованных инженерно-технических работников, оказывающих инжиниринговые услуги по техническому надзору, работающих у него на постоянной основе. Совмещение работы аттестованными инженерно-техническими работниками в других организациях, осуществляющих указанные виды деятельности, не допускается. Резюмируя вышесказанное потенциальный поставщик для участия в государственных закупках должен предоставить документы,  установленные статьей 9 Закона и пунктами 85 – 1 и 85 – 2 Правил.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әдлет» при каспийском общественном университете Жанатов Тимур

 

Вопрос от: Еркин

Здравствуйте, подскажите пжс! В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона «О государственных закупках» (далее – Закон), к потенциальным поставщикам предъявляются соответствующие квалификационные требования, в том числе обладать соответствующими материальными и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках товаров, работ, услуг. Потенциальный поставщик в подтверждение его соответствия квалификационным требованиям, установленным статьей 21 Закона, представляет организатору государственных закупок соответствующие документы, предусмотренные правилами осуществления государственных закупок (пункт 3 статьи 21 Закона). Согласно пункту 85-1 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов от 11 декабря 2015 года № 648, материальные и трудовые ресурсы, необходимые заказчику для исполнения обязательств по договору, указываются в технической спецификации, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации. Так, приложением 6 к конкурсной документации утверждены Сведения о квалификации при закупках услуг, в соответствии с которым потенциальный поставщик указывает сведения о наличии материальных ресурсов, предусмотренных конкурсной документацией, необходимых для оказания услуг с приложением электронных копий подтверждающих документов. Данные сведения предусматривают информацию о собственных материальных ресурсах (прилагаются документы, подтверждающие право собственности), или арендованных (прилагаются документы, подтверждающие право собственности арендодателя). И теперь вопрос, какие ИМЕННО документы потенциальный поставщик должен приложить в подтверждении его соответствия квалификационным требования в части обладания материальными ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках услуг указанных в сведений согласно приложению 6 к конкурсной документации?

Ответ: Добрый день Еркин!

Перечень необходимых документов описан в статье 9 Закона «О государственных закупках» (далее – Закон), но эти документы являются обязательными для всех потенциальных поставщиков. Все-таки для определенных видов деятельности требуются специальные документы, они описаны в приказе Министра финансов от 11 декабря 2015 года №648 «Об утверждении правил осуществления государственных закупок» (далее – Правила). Так в пункте 85-1 Материальные и трудовые ресурсы, необходимые заказчику для исполнения обязательств по договору, указываются в технической спецификации, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации. При осуществлении государственных закупок работ по строительству (новое строительство, расширение, техническое перевооружение, модернизация, реконструкция, реставрация и капитальный ремонт существующих объектов), разработке технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и градостроительных проектов, документом, подтверждающим обладание потенциальным поставщиком материальными и трудовыми ресурсами, является соответствующее разрешение (лицензия), выданное в соответствии с законодательством РК «О разрешениях и уведомлениях».

А также дополнительным пунктом в правилах является пункт 85-2. При осуществлении государственных закупок по оказанию инжиниринговых услуг по техническому надзору в технической спецификации, указывается требование о наличии у потенциального поставщика аттестованных инженерно-технических работников, оказывающих инжиниринговые услуги по техническому надзору, работающих у него на постоянной основе. Совмещение работы аттестованными инженерно-техническими работниками в других организациях, осуществляющих указанные виды деятельности, не допускается. Резюмируя вышесказанное потенциальный поставщик для участия в государственных закупках должен предоставить документы,  установленные статьей 9 Закона и пунктами 85 – 1 и 85 – 2 Правил.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әдлет» при каспийском общественном университете Жанатов Тимур

 

Вопрос от: Индира

Добрый вечер! У меня к вам вопрос касательно госзакупа. У нас есть закон, который гласит, что все госучреждения РК обязаны закупать товар или услугу (на большую сумму) только через государственные закупки. Так вот, не могли бы вы подсказать, что это за закон и какая статья? Никак не получается найти своими силами. Заранее благодарю за ваш скорый ответ!


Ответ: Здравствуйте, Индира!
Согласно пп.14 статьи 2 Закона «О государственных закупках» Государственными закупками является приобретение заказчиками товаров, работ, услуг полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) собственных доходов, за исключением доходов, связанных с оказанием услуг нерезидентам Республики Казахстан;
Согласно пп.27 статьи 2 того же Закона: 
Заказчики - государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица.
Из Закона следует, что государственные учреждения являются заказчиками госзакупок. Исходя из этого, госучреждения должны приобретать любые товары или услуги именно через госзакупки.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Сыздыкова Асем
Вопрос от: Тимур

День добрый. ВОПРОС: при внесении обеспечения заявки в размере 1% возможно ли внесение обеспечения одним платежным поручением на несколько лотов одного заказчика? Насколько это правомерно? Заранее выражаю признательность за уделенное внимание.

 

Ответ: Здравствуйте, Тимур!
Согласно пункту 113 Правил осуществления государственных закупок от 11 декабря 2015 года в случае участия в конкурсе по нескольким лотам потенциальный поставщик вправе представить обеспечение заявки на участие в конкурсе на каждый лот отдельно.
Также согласно пункту 146 Правил осуществления государственных закупок допускается внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе на общую сумму лотов конкурса, в которых потенциальный поставщик принимает участие.
Поэтому вы имеете право внести обеспечение заявки как отдельно, так и одним платежным поручением.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нечаева Александра
Вопрос от: Екатерина

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, в какие уполномоченные органы можно жаловаться, если происходят нарушения во время закупа по Постановлению 1729 (а именно: объявления выкладываются уже после того как выходит протокол вскрытия)?

Ответ: Здравствуйте, Екатерина!  
Мы предполагаем, что у Вас есть два способа обжаловать действия и решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта или единого оператора в сфере государственных закупок, посредством электронной или письменной подачи жалобы в Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан.
1. Подача жалобы посредством электронного портала.
Опираясь на подпункт 1 пункта 3 статьи 18 Закон Республики Казахстан "О государственных закупках” от 4 декабря 2015 года № 434-V (далее - Закон о гос. закупках), Вы можете направить жалобу в электронном виде через веб-портал государственных закупок - www.goszakup.gov.kz, таким способом Вы можете сэкономить время.
Также, согласно пункту 1 статьи 48 Закона о гос. закупках, жалоба на действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок в уполномоченный орган должна содержать:
1.наименование, место нахождения юридического лица, действия (бездействие), решения которого обжалуются;
2.наименование, место нахождения лица, подавшего жалобу;
3.сведения о государственных закупках, в рамках которых совершены нарушения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках;
4.обжалованные действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок.
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу.
2.Подача письменной жалобы в Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан.
 Согласно пункту 21 статьи 2 Закона о гос. закупках, уполномоченный орган в сфере государственных закупок (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий руководство в сфере государственных закупок. Таковым является Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан (далее - Комитет). 
Таким образом, Вы можете обратиться в Комитет с жалобой на действия заказчика, организатора государственных закупок по следующему адресу:
Казахстан, 010000, Астана г.а., Сарыаркинская р.а., пр.Победы, д.11. Контакты: тел: (7172) 71-84-35, 71-81-03, факс: (7172) 71-83-04;
Также, хотим ознакомить Вас с мерами реагирования Комитета. Согласно пункту 2 статьи 5 Закона "О государственном аудите и финансовом контроле” от 12 ноября 2015 года № 392-V, мерами реагирования финансового контроля являются: 
1.вынесение обязательного для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами предписания об устранении выявленных нарушений и о рассмотрении ответственности лиц, их допустивших;
2.возбуждение административного производства в пределах компетенции, предусмотренной законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
3. в случаях выявления признаков уголовных или административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного аудита передача материалов с соответствующими аудиторскими доказательствами в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях;
4.предъявление иска в суд в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе в целях обеспечения возмещения в бюджет, восстановления путем выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров и (или) отражения по учету выявленных сумм нарушений и исполнения предписания.
Таким образом, орган финансового контроля может принудить организатора выполнить требования по своевременному размещению информации или добиться отмены проведенных с нарушением закупок. В случаях выявления признаков уголовных или административных правонарушений, орган обязуется передать материалы в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях.
Также, исходя из данной Вами информации, мы предполагаем, что действия организаторов государственных закупок могут являться превышением власти и должностных полномочий и могут повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственности. 
Поясняем, что превышение власти или должностных полномочий лицом может быть совершено только в связи с осуществлением им своих должностных обязанностей. Если совершенные лицом деяния не связаны с его служебными полномочиями или не выходят за рамки его компетенции, то данное лицо не может быть привлечено к уголовной и административной ответственности. Если нарушения будут выявлены органом финансового контроля, то орган имеет полномочия передать материалы в правоохранительные органы или уполномочен возбуждать и рассматривать дела об административных нарушениях. 
Опираясь на часть 1 статьи 362 Уголовного Кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V, превышение власти или должностных полномочий, то есть совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Согласно части 1 статьи 207 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V, нарушение требований законодательства Республики Казахстан о государственных закупках к конкурсной документации (аукционной документации), либо в размещаемой информации при осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений путем установления любых не измеряемых количественно и (или) не администрируемых требований к потенциальным поставщикам, либо указания на характеристики, определяющие принадлежность приобретаемых товаров, работ, услуг отдельным потенциальным поставщикам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, - влечет штраф на должностных лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей (126 250 тг).
Вопрос от: Наталья

Здравствуйте. Как и куда можно обратиться с жалобой на поставщика, т.к. тендер он выиграл не честно. Допустим, я знаю, что такой товар (сапоги 47 размера), который был указан в лоте и который он в итоге выигрывает, не изготавливает завод. Получается, этот поставщик как подставной, чтобы забрать этот тендер себе. Как поступить в этом случае?

Ответ: Здравствуйте, Наталья!
В случае, если закупки проводила компания, доля государства в которой составляет более 50%, то согласно пункту 6 статьи 1 будет применяться Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках», (далее - Закон о государственных закупках). Процедура обжалования решения заказчика регулируется главой 9 Закона о государственных закупках.
Согласно статье 47 Закона о государственных закупках, обжалование действий, решений заказчика потенциальный поставщик вправе обжаловать действия, решения заказчика, если их действия, решения нарушают права и законные интересы потенциального поставщика. В случае, если Вы считаете, что Ваши права и законные интересы были нарушены, то вы можете обжаловать действия и решения заказчика.
Далее согласно статье 47 Закона о государственных закупках жалоба потенциального поставщика может быть подана на веб-портале государственных закупок - www.goszakup.gov.kz .  
Согласно статье 48 Закона о государственных закупках, на данный момент действует следующий порядок подачи жалобы на действия, решения заказчика:
"1.  Ваша жалоба должна содержать: 
1) наименование, место нахождения юридического лица, действия, решения которого обжалуются;
2) наименование, место нахождения лица, подавшего жалобу;
3) сведения о государственных закупках, в рамках которых совершены нарушения;
4) обжалованные действия, решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок.
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу. Также необходимо отметить, что жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. Если жалоба не соответствует требованиям, установленным пунктом 1 статьи 48 Закона о государственных закупках, и не подписана либо подписана лицом, не имеющим полномочий на ее подписание, уполномоченный орган возвращает ее подавшему лицу без рассмотрения в течение 2 рабочих дней со дня поступления.
В случае, если проводила частная компания, в которой доля государства в которой меньше 50%, мы рекомендуем Вам обратиться в вышестоящий орган компании, а именно руководителю исполнительного органа или в Совет директоров в Акционерном обществе в частном порядке. 
Вопрос от: Ашим

Добрый день! У меня ИП с 2016 года находится в РНУ, т.е. ограничение согласно ст.6 Закон о госзакупе! Хотел узнать какие сроки и порядок снятия ограничения? Куда надо обращаться по истечении срока ограничения?

Ответ: Здравствуйте, Ашим!
Согласно п.6 ст.12 Закона «О государственных закупках», потенциальные поставщики, включенные в реестр недобросовестных участников государственных закупок по основаниям: потенциальные поставщики или поставщики, предоставившие недостоверную информацию по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение, потенциальные поставщики, определенные победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках, не допускаются к участию в государственных закупках в течение двадцати четырех месяцев со дня принятия решения уполномоченным органом о признании их недобросовестными участниками государственных закупок.
В соответствии с пп.52 п.16 Постановления Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2008 года № 387 "О некоторых вопросах Министерства финансов Республики Казахстан" формирование и ведение реестров в сфере государственных закупок отнесено к компетенции уполномоченного органа (Министерство Финансов РК). В соответствии с п.29 Правил формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 694, запись в реестре, содержащая сведения о недобросовестном участнике государственных закупок, исключается из реестра автоматически по истечении срока, установленного Законом.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Хибатова Алиса
Вопрос от: Гаухар

Уставной деятельностью АО является повышение квалификации педагогических кадров системы образования. Может ли АО заниматься другим видом деятельности? Например, организацией и проведением конференции для работников системы государственной службы, т.е. принимать участие в госзакупках?

Ответ: Уважаемая Гаухар!

Мы рекомендуем Вам просмотреть устав Вашего акционерного общества на предмет наличия или отсутствия прямых ограничений в уставе на занятие определенными видами деятельности. В случае, если в уставе имеются ограничения на занятие другими видами деятельности, мы рекомендуем Вам учесть такие ограничения при осуществлении того или иного вида деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 5 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V, субъекты предпринимательства вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законами Республики Казахстан.

Следовательно, в случае, если таких ограничений нет, Ваше акционерное общество вправе заниматься любыми видами деятельности, прямо не противоречащими виду деятельности, указанному в уставе.

Вопрос от: Фариза

Добрый день! У меня такой вопрос наличие лицензии освобождает поставщика от представления подтверждения о наличии определенной техники и рабочего персонала. Где это прописано??? У нас лицензия на покупку электроэнергии в целях энергоснабжения. Имея данный вид лицензии, мы все равно должны предоставлять подтверждение наличие определенной техники.


Ответ: Здравствуйте, Фариза!
Перечень необходимых документов описан в статье 9 Закона «О государственных закупках», но эти документы являются обязательными для всех потенциальных поставщиков. Все-таки для определенных видов деятельности требуются специальные документы, они описаны в приказе Министра финансов от 11 декабря 2015 года №648 «Об утверждении правил осуществления государственных закупок». Так, в пункте 85-1 Материальные и трудовые ресурсы, необходимые заказчику для исполнения обязательств по договору, указываются в технической спецификации, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации.  При осуществлении государственных закупок работ по строительству (новое строительство, расширение, техническое перевооружение, модернизация, реконструкция, реставрация и капитальный ремонт существующих объектов), разработке технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и градостроительных проектов, документом, подтверждающим обладание потенциальным поставщиком материальными и трудовыми ресурсами, является соответствующее разрешение (лицензия), выданное в соответствии с законодательством РК «О разрешениях и уведомлениях». А также дополнительным пунктом в правилах является пункт 85-2. При осуществлении государственных закупок по оказанию инжиниринговых услуг по техническому надзору в технической спецификации, указывается требование о наличии у потенциального поставщика аттестованных инженерно-технических работников, оказывающих инжиниринговые услуги по техническому надзору, работающих у него на постоянной основе. Совмещение работы аттестованными инженерно-техническими работниками в других организациях, осуществляющих указанные виды деятельности, не допускается. Резюмируя вышеуказанное следует сделать вывод, что помимо лицензии на покупку электроэнергии в целях энергоснабжения для заказчика не является достаточной, в соответствии с правилами Вы должны будете предоставить дополнительные документы описанные в пунктах 85-1 и 85-2 действующих правил по осуществлению государственных закупок. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Жанатов Тимур
Вопрос от: Елена

Здравствуйте! Согласно нового Закона «О госзакупках» 2019 г. нужно вносить обеспечение исполнения договора 3% в течение 10 дней при выигрыше путем запроса ценовых предложений. Если поставщик поставил товар до 10 дней, все документы подписаны, акт прикреплен, подписан заказчиком,  должен ли поставщик оплачивать 3%?


Ответ: Здравствуйте, Елена!
Условия, форма, объем и способ внесения обеспечения исполнения договора о государственных закупках регулируются Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок» (далее – Приказ) 
В соответствии с п.73 Приказа, поставщик в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора вносит обеспечение исполнения договора. Размер обеспечения исполнения договора устанавливается организатором государственных закупок в размере трех процентов от общей суммы договора.
Согласно п.75 Приказа, Заказчик возвращает внесенное обеспечение исполнения договора поставщику в сроки, указанные в договоре, или в течение пяти рабочих дней со дня полного и надлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по договору.
Из этого следует, что Заказчик обязан вернуть внесенную сумму обеспечения исполнения договора обратно Поставщику в течение пяти рабочих дней со дня полного и надлежащего исполнения Поставщиком своих обязательств по договору, кроме случая, если в Вашем договоре указаны иные сроки.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Сыздыкова Асем