+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Уголовное и уголовно-исполнительное право
Вопрос от: Алихан

Сосед-маргинал на постоянной основе в утреннее и ночное время выходит на балкон и кричит оскорбительные фразы в сторону разных национальностей (разжигание ненависти), людей (соседей и сотрудников полиции), угрозы нанести увечья и смерти, взорвать дом, клевета, мешает спать, портит имущество двора. Это продолжается на протяжении года и больше. Чувствует абсолютную безнаказанность за свои действия. Обращение к участковому не дает эффекта. Видеодоказательства имеются. Как поступать? Что делать, если сосед, возможно, состоит на учете душевнобольных?


Ответ: Здравствуйте, Алихан!
Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:
1)Куда вам нужно обратиться в данной ситуации?
2)Что делать, если сосед, возможно, состоит на учете как душевнобольной?
Статья 4 Уголовного кодекса Республики Казахстан устанавливает, что единственным основанием уголовной ответственности является совершение уголовного правонарушения, то есть деяния, содержащего все признаки состава преступления либо уголовного проступка, предусмотренного настоящим Кодексом. В соответствии с частью 1 статьи 174 Уголовного кодекса Республики Казахстан, умышленные действия, направленные на разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни, на оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, сословной, национальной, родовой или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, а равно путем изготовления или распространения литературы или иных носителей информации, пропагандирующих социальную, национальную, родовую, расовую, сословную или религиозную рознь, - наказываются штрафом в размере от двух тысяч до семи тысяч месячных расчетных показателей либо ограничением свободы на срок от двух до семи лет, либо лишением свободы на тот же срок. 
Согласно пункту 1 статьи 185 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, орган уголовного преследования обязан принять и зарегистрировать заявление, сообщение о любом готовящемся, совершенном либо совершаемом уголовном правонарушении. Заявителю выдается документ о регистрации принятого заявления или сообщения об уголовном правонарушении.
Соответственно если после принятия вашего заявления в ходе проверки будет обнаружено, что действия вашего соседа содержат в себе признаки состава уголовного правонарушения, установленного частью 1 статьи 174 Уголовного кодекса Республики Казахстан в отношении вашего соседа будет возбуждено уголовное дело, в последствии он должен быть привлечен к уголовной ответственности.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 2) материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления; 3) сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, (подпункт 2,3 части  1 статьи 802 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»).
Часть 1 статьи 437 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» устанавливает, что нарушение тишины с 22 до 9 часов утра, в том числе проведение в жилище и вне его работ, сопровождаемых шумом, не связанных с неотложной необходимостью, препятствующее нормальному отдыху и спокойствию физических лиц, а равно нарушение тишины развлекательными заведениями, расположенными в жилых зданиях и на территориях жилой застройки, с 22 до 9 часов утра в будние, с 23 до 10 часов утра в выходные и праздничные дни - влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей.
Часть 1 статьи 434 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» устанавливает, что мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к физическим лицам, осквернение жилых помещений и другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц, - влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток.
Вы вправе обратится в территориальное управление полиции по вашему району и сообщить о совершенных вашим соседом административных правонарушениях, сотрудниками органа внутренних дел ваше сообщение будет передано, что станет поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении вашего соседа. Также вам стоит учесть, что в соответствии с частью 1 статьи 64 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве - по истечении одного года со дня его совершения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 26 Гражданского кодекса Республики Казахстан, гражданин, который вследствие психического заболевания или слабоумия не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным, в связи с чем над ним устанавливается опека. В соответствии со статьей 29 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправного деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Согласно части 1 статьи 16 Уголовного кодекса Республики Казахстан, не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Суммируя вышеуказанное если в отношении вашего соседа вынесено решение суда о признании его недееспособным, у него имеется психическое заболевание в следствии которого он не руководит своими действиями, он не подлежит ни уголовной, ни административной ответственности. К нему согласно части 2 статьи 16 Уголовного кодекса Республики Казахстан, могут применены принудительные меры медицинского характера, установленные настоящим кодексом.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Кадырова Сабина
Вопрос от: Никита

Здравствуйте. Вчера охранник магазин подошёл и не представился и начал проверять мои карманы без спроса. Я знаю что охранник не имеет право проводить обыск, а если они меня подозревают в краже или имеют видеозапись камер, или сработала сигнализация возле двери что я украл товар то имеют право меня задержать и вызвать полицию и потом обыскать. Скажите пожалуйста какая статья РК запрещает проводить обыск людей в данном случае охраника и какие меры наказания будут ему.


Ответ: Добрый день Никита! Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее:
В первую очередь необходимо отметить, что Обыск и досмотр личных вещей граждан допускаются только в случаях, прямо предусмотренных законом. 
Так согласно статей 16, 18, 21 Конституции Республики Казахстан, граждане имеют право свободного передвижения, на личную свободу, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства.
Также необходимо отметить и тот факт, что обычно охрану в организациях торговли и обслуживания на территориях частных компаний осуществляют сотрудники частных охранных фирм. Так, в соответствии со ст.ст.1 и 3 Закона РК «Об охранной деятельности: 
защиту жизни и здоровья физических лиц от преступных и иных противоправных посягательств;
защиту имущества физических и юридических лиц от противоправных посягательств.
Иных полномочий охранникам законом не предоставлено. 
В статье 4 данного Закона, указано, что охранная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также учета жизненно важных интересов личности, общества и государства. Осуществление охранной деятельности не должно нарушать прав и свобод третьих лиц.
Таким образом, ни охранник, ни другие работники магазина или организации, охраняемого предприятия не имеют права устраивать досмотр личных вещей посетителей. Они могут лишь  попросить вас показать содержимое сумок или карманов. Но выполнять данную просьбу или нет – вы решаете самостоятельно. Не является причиной к досмотру даже утверждение о том, что вы были замечены берущим товар с полки магазина. Если имеются веские показания (сигнал охранной магнитной рамки о проносе товара или видеозапись кражи товара), вас имеют права задержать до приезда сотрудников полиции, которые и могут делать досмотр с соблюдением описанных выше правил.
В статье 14 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП РК) указано, что: Никто не может быть подвергнут административному задержанию, приводу, доставлению в органы внутренних дел (полицию) или другие государственные органы, личному досмотру и досмотру находящихся при физическом лице вещей или иным мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных настоящим Кодексом. 
В соответствии с п.5 ст.791 КоАП РК, Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут производиться только в период производства по делу об административном правонарушении. Основанием для проведения личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, является совершение лицом административного правонарушения.
Аналогичная норма приведена и в ст.132 Уголовно процессуального кодекса РК (далее – УПК РК): Лицо, осуществляющее задержание, вправе с соблюдением правил, предусмотренных статьей 255 настоящего Кодекса, незамедлительно произвести личный обыск задержанного в случаях, когда есть основания полагать, что он имеет при себе оружие либо предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, или запрещенные к обращению и иные предметы, которые могут быть использованы в доказывании, либо он попытается освободиться от доказательств, изобличающих его в совершении уголовного правонарушения, или в иных необходимых случаях.
Касательно Вашего вопроса, в соответствии с п.3 ст.791 КоАП РК, Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, производятся только уполномоченными должностными лицами, перечень которых определен в статье 787 настоящего Кодекса, части первой статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан и является исчерпывающим. Производство указанных мер другими лицами запрещается и влечет ответственность, предусмотренную законом.
В соответствии со ст. 787 КоАП РК:
Административное задержание, то есть кратковременное ограничение личной свободы физического лица, представителя юридического лица, должностного лица с целью пресечения правонарушения или обеспечения производства, может производиться:
1) органами внутренних дел - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 685 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с подпунктом 1) части первой статьи 804 настоящего Кодекса составляют протоколы об административном правонарушении;
2) комендатурой местности, где объявлено чрезвычайное положение, и военными патрулями - при нарушении режима чрезвычайного положения и действий, провоцирующих нарушение правопорядка в условиях чрезвычайного положения;
3) должностными лицами, участвующими в антитеррористической операции, в пределах установленной компетенции - при нарушении правового режима антитеррористической операции или невыполнении требований, установленных в связи с объявлением антитеррористической операции;
4) должностными лицами Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан - при выявлении административных правонарушений, рассматриваемых ими в соответствии с частью третьей статьи 726 настоящего Кодекса либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с подпунктом 44) части первой статьи 804 настоящего Кодекса составляют протоколы об административном правонарушении;
5) старшим в месте расположения охраняемого объекта военнослужащим, сотрудником органов внутренних дел, специальных государственных органов, должностным лицом военизированной охраны - при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое чужое имущество;
6) органами лесного хозяйства, животного мира, особо охраняемых природных территорий, осуществляющими государственный контроль и надзор, а также специализированными организациями уполномоченного органа и местных исполнительных органов - при совершении правонарушений в области лесного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, в области особо охраняемых природных территорий;
7) органами транспортного контроля - при нарушении правил, контроль за соблюдением которых осуществляют эти органы;
8) должностными лицами военной полиции - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 727 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с подпунктом 4) части первой статьи 804 настоящего Кодекса составляют протоколы об административном правонарушении;
9) органами государственного контроля в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов - при нарушении природоохранного законодательства;
10) должностными лицами органов государственных доходов - при совершении правонарушений в сферах предпринимательской деятельности, торговли и финансов, налогообложения, таможенного дела в соответствии с подведомственностью дел об административных правонарушениях;
12) должностными лицами органов государственного горного надзора, Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, уполномоченного органа по геологии и использованию недр, органов по охране окружающей среды и природных ресурсов, республиканского органа по рыболовству - при совершении административных правонарушений на континентальном шельфе, территориальных водах (море) и внутренних водах, связанных с нарушением условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе, территориальных водах (море) и внутренних водах Республики Казахстан, нарушением правил проведения ресурсных или морских научных исследований, нарушением правил захоронения отходов и других материалов, невыполнением законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа, территориальных вод (моря) и внутренних вод Республики Казахстан об остановке судна или воспрепятствованием его осуществлению;
14) должностными лицами Службы государственной охраны Республики Казахстан - если правонарушение совершено во время проведения охранных мероприятий по обеспечению безопасности охраняемых лиц;
14-1) должностными лицами уполномоченного органа: в области ветеринарии, по карантину растений - при нарушении правил, требований, контроль и надзор за соблюдением которых осуществляют эти органы; в области защиты растений - при нарушении правил, требований, контроль за соблюдением которых осуществляет этот орган;
15) судебными приставами - при невыполнении требований о прекращении противоправных действий в зале во время судебного заседания, а также в ходе принудительного исполнения исполнительных документов.
Незаконные действия сотрудников охранных фирм или подразделений могут быть обжалованы в территориальные управления специализированной службы охраны (Это – подразделения департаментов внутренних дел). За существенные или систематические нарушения они могут быть лишены лицензии.
Отстаивать права, нарушенные администрацией и работниками магазина или другого предприятия, придется путем предъявления иска в суд. Это возможно сделать самостоятельно или  с помощью организации по защите прав потребителей.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Уббиниязов Ихтияр
Вопрос от: Айгуль

Здравствуйте. Была ситуация в школе, дочь (11 класс) пришла домой в слезах, участковый рувд школы отчитала ее на глазах у 20 одноклассников за короткую юбку (выше колена на 5 см), при этом спрашивая "тебе что, мужского внимания не хватает? Ты так мужчин провоцировать собралась?". Хочу узнать, входит ли в обязанности участкового проверка школьной формы и имеет ли она право так разговаривать с учеником. Что нужно делать в подобной ситуации? Вызвали в школу из-за этого. По всей школе минимум 100 учениц с такими же юбками (даже короче), неужели у всех родителей вызывают за подобное?

Ответ: Здравствуйте, Айгуль!
Рассмотрев Ваше обращение, мы полагаем, что Вам необходимы ответы на следующие вопросы:
1.Имеет ли право участковый инспектор отчитывать школьников за несоблюдение школьной формы?
2.Какие действия необходимо предпринять?
3.Кто имеет право подавать жалобу в суд, в случае если потерпевшей является несовершеннолетнее лицо?
1.Имеет ли право участковый инспектор отчитывать школьников за несоблюдение школьной формы?
В соответствии со ст.5 Закона Республики Казахстан "Об органах внутренних дел Республики Казахстан, компетенция органов внутренних дел не включает в себя проверку школьной формы. 
Следовательно, мы полагаем, что участковый инспектор не имел права отчитывать Вашу дочь за несоблюдение школьной формы и этим превысил свои должностные полномочия.
Кроме того, мы полагаем, что Вы можете привлечь участкового инспектора к дисциплинарной ответственности обратившись с заявлением в районное Управление Полиции за превышение своих должностных полномочий. 

2.Какие действия необходимо предпринять?
Согласно п.1 ст.131 Уголовного Кодекса Республики Казахстан, оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, наказывается штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста двадцати часов. 
Мы полагаем, что в данном случае неприличная форма выражается в наличии неприятных высказываний в адрес Вашей дочери. 

Кроме того, согласно п.2 ст.32 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс), оскорбление считается делом частного обвинения. Производство по этим делам начинается не иначе, как по жалобе потерпевшего. 
В соответствии с п.1 ст.408 Кодекса, частное обвинение возбуждается лицом путем подачи в суд с соблюдением правил о подсудности жалобы о привлечении лица к уголовной ответственности. 
Следовательно, мы полагаем, что Вам необходимо подать жалобу в суд по уголовным делам, далее будет возбуждено частное обвинение против участкового инспектора. 

3.Кто имеет право подавать жалобу в суд, в случае если потерпевшим является несовершеннолетнее лицо?
Согласно п.1 ст.71 Кодекса Республики Казахстан "О Браке (супружестве) и семье”, родители являются законными представителями своего ребенка и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в суде, без специальных полномочий. 
Следовательно, мы полагаем, что Вы имеете право подать жалобу в суд за Вашу дочь, в случае если Ваша дочь является несовершеннолетней.
Вопрос от: Саида

Здравствуйте! Некий мужчина по средствам мессенджеров, сообщений и звонков оскорбляет меня и распространяет про меня ложную информацию в соц сетях и моим знакомым, начальству и друзьям. Угражает мне. Вымогает деньги. В общем, кибербуллинг и сталкеризм. Не могли бы мне посоветовать, что с этим делать?

Ответ: Здравствуйте, Саида!
Исходя из представленной Вами информации, мы выделили следующий вопрос:
1.Каким образом можно защитить Ваши права?
Мы полагаем, что Вы имеете право обратиться за защитой Ваших прав и интересов (a) в уголовном порядке, (b) в гражданском порядке, (c) в административном порядке. 
a)Защита Ваших прав в уголовном порядке 
Мы полагаем, что в Вашем случае имеется состав преступления, предусмотренного ст. 194 Уголовного Кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года №226-V, вымогательство, которое подразумевает требование передачи чужого имущества под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего, либо иных сведений, оглашение которых может причинить существенный вред интересам потерпевшего. 
Для привлечения виновника к уголовной ответственности Вам необходимо написать заявление в ближайшем отделении полиции для возбуждения уголовного дела.
Кроме того, согласно ст. 181 Уголовного процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года №231-V, заявления физического лица об уголовном правонарушении могут быть устными или письменными либо в форме электронного документа. 
Следовательно, Вам необходимо написать заявление для возбуждения уголовного дела, при этом рекомендуем использовать письменный и электронный формат заявления.

b)Защита Ваших прав в гражданском порядке 
Согласно п. 6 ст. 143 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года, гражданин в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещение убытков и морального вреда, причиненных этим распространением. 
Для истребования морального вреда Вам необходимо обратиться с исковым заявлением в суд по месту жительства ответчика. 
Однако согласно пп. 3 п. 1 ст. 148 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года №377-V, в исковом заявлении должна быть указана информация об ответчике включающая: фамилию, имя, отчество, место жительства и т.д. Таким образом, для истребования морального вреда обладание сведениями о распространителе информации является обязательным. 
Следовательно, мы полагаем, что если у Вас имеется данная информация, то у Вас не будет сложностей с истребованием морального Вреда, и Вы сможете защитить свои гражданские права в суде.

c)Защита Ваших прав в административном порядке
Согласно ст. 73-3 Кодекса об Административных Правонарушениях Республики Казахстан от 5 июля 2014 года №235-V, клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Следовательно, мы полагаем, что Вы можете обратиться в административном порядке для привлечения мужчины к ответственности.
Согласно п. 1 ст. 62 Административного Процедурно-Процессуального Кодекса Республики Казахстан  от 29 июня 2020 года №350-VI (далее- АППК РК), основанием для возбуждения административной процедуры может быть обращение. Обращение должно быть в следующей форме: 
в письменной форме в местном филиале Министерства Внутренних Дел или же 
путем онлайн подачи в системе Правительства для Граждан (eGov.kz).

Также Вам необходимо учитывать следующие требования представленные к обращению, указанные в ст. 63 АППК РК:
1.фамилия, имя, отчество, индивидуальный идентификационный номер, почтовый адрес физического лица;
2.суть обращения;
3.дата подачи обращения;
4.подпись заявителя или его представителя.
Следовательно, мы полагаем, что Вам необходимо подать обращение для возбуждения административной процедуры.



Вопрос от: Айгерим

Здравствуйте! Ранее мы заказывали сахар через приложение OLX. Поставщик предоставил реквизиты ТОО и попросил произвести плату и обещал поставку в течение 2-х дней. Мы перевели полную сумму в размере 130 тыс.тг но через 3 дня номер телефон поставщика отключен и мы не дозвонились. Куда мы можем обратится чтобы вернуть денег? Имеется чек об оплаты по предоставленному реквизиту.


Ответ: Здравствуйте, Айгерим!
Срок выполнения договора был просрочен. Вы сперва можете урегулировать данный вопрос досудебном порядке написав претензию. Если ответ в установленный законодательством РК срок не последовал, то вы можете обратится суд. 
Соответствии со ст. 277 ГК РК: «Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода». Также по ст. ст. 282, 349, 353, 359 ГК РК: «Должник отвечает за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательства при наличии вины, если иное не предусмотрено законодательством или договором».
Если вы стали жертвой мошенников, вам необходимо: зафиксировать информацию: чеки, переписки, номера телефонов и иные доказательства совершении мошеннических действии. После этого вам необходимо сообщить в ближайший пункт полиции по месту проживанию, заполнить заявление об уголовном правонарушение и отнести заявление в полицию.
Чтобы заявление рассмотрели, необходимо предоставить данные подозреваемых и доказательства, которые подтверждают факт мошенничества. Как я уже перечислил это могут быть скриншоты переписки, отчётные квитанции o переводе средств. Полиция проведет проверку и решит вопрос o возбуждении уголовного дела по cт.190 УК PК.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Жандарбек Нурасыл
Вопрос от: Аскар

Добрый день! Подскажите, возможно ли привлечение по статье 387 УК РК военнообязанных после 27 лет, при отсутствии отсрочек, но без каких либо доказательств о попытках уклонения, кроме как не донесенных до адреса повесток? Заранее спасибо!

Ответ: Здравствуйте, Аскар!
Исходя из предоставленной Вами информации, мы предполагаем, что Вас интересует следующие вопросы:
1.Возможно ли привлечь по статье 387 Уголовного кодекса Республики Казахстан при отсутствии отсрочек?
Согласно пункту 1 статьи 387 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V, уклонение от призыва на воинскую службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы -
наказывается штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до четырехсот часов, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
Мы предполагаем, что привлечения к уголовной ответственности по указанной статье возможен, если у Вас отсутствует уважительные причины неявки на призывные участки в сроки указанные в повестках. Однако, представителей военкомата должны доказать о том что повесток был донесен до Вас для возбуждения уголовной ответственности.  
Обращаем Ваше внимание, что данная статья также содержит примечание, согласно которому призывник освобождается от уголовной ответственности, если до передачи органом расследования дела в суд он добровольно явился на призывной пункт.
Далее, согласно пункту 1 статьи 30 Закона Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года № 561-IV «О воинской службе и статусе военнослужащих», граждане, подлежащие призыву на воинскую службу, обязаны явиться по повестке местного органа военного управления в призывную комиссию. Повестка вручается гражданину лично должностными лицами местных органов военного управления или по месту работы (учебы) руководителем организации под роспись.
В случае невозможности вручить повестку гражданину лично обеспечение его прибытия возлагается на соответствующий орган внутренних дел. Таким образом, мы предполагаем, что соответствующий орган внутренних дел должен был обеспечить вручение повестки Вам.
Вопрос от: Ельдос

Здравствуйте меня лишили прав по ст.346 ч.1 УК РК если возможность вернуть права?

Ответ: Здравствуйте, Ельдос!
Исходя из контекста Вашего обращения, мы предполагаем, что Вас интересует:
Возможно ли вернуть водительские права, если они были изъяты по части 1-ой статьи 346 Уголовного кодекса Республики Казахстан?
Часть 1 статьи 346 Уголовного Кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V (далее - УК РК) гласит, что управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, либо передача такому лицу управления транспортным средством, а равно допуск такого лица к управлению транспортным средством, совершенный должностным лицом или собственником либо владельцем транспортного средства, - наказываются штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до одной тысячи двухсот часов, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 
Согласно пункту 1-1 параграфа 2 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 29 июня 2011 года № 3 «О практике применения уголовного законодательства по делам об уголовных правонарушениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», статья 346 УК РК может быть вменена только при установлении наличия двух обязательных обстоятельств: 
1) нахождение лица в момент совершения уголовного правонарушения в состоянии алкогольного, наркотического (или) токсикоманического опьянения; 
2) факт лишения лица права управления транспортным средством до совершения этого деяния. 
Наличие лишь одного из указанных обстоятельств исключает квалификацию деяния по статье 346 УК РК, что значит, если отсутствует хоть одно из вышеперечисленных обстоятельств, статья 346 УК РК не может быть применена.
Мы предполагаем, что деяние в Вашем случае было квалифицировано корректно, и рассмотрим непосредственно санкции, которые вводятся в соответствии с уголовным правонарушением после решения суда. 
Санкции - это наказание, которое предусматривается уголовным законодательством за совершение какого-либо уголовного правонарушения. Стоит упомянуть, что в уголовном законодательстве существуют понятия основного наказания и дополнительного наказания. Так как Вас интересовало непосредственно возвращение отнятых водительских прав, мы сосредоточимся на выяснении фактов о дополнительных наказаниях. Согласно 3 части статьи 40 УК РК, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью относится к дополнительным наказаниям. В 5 параграфе части 2 статьи 50 УК РК поясняется, что за совершение транспортных преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 345-1 и статьей 346 настоящего Кодекса, лишение права заниматься определенной деятельностью состоит в пожизненном запрете на право управления транспортным средством. Другими словами, дополнительным наказанием за нарушение статьи 364 является пожизненное лишение права управления транспортным средством.
Так как водительские права были изъяты согласно уголовному законодательству, а не административному, можно предположить, что существуют основания и обстоятельства для освобождения от ответственности и наказания за уголовное правонарушение. Как было указано ранее, если отсутствует хоть одно из обстоятельств, деяние не может быть квалифицировано по статье 346 УК РК. 
В данном случае для обжалования Вашего дела, в первую очередь нужно удостовериться, было ли проведено медицинское освидетельствование для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения. В пункте 2 статьи 223 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V сказано, что лицо, осуществляющее досудебное расследование, выносит постановление о проведении освидетельствования лицо, обязательное для подозреваемого, обвиняемого, а также лица, на которого заявитель прямо указывает как на лицо, совершившее уголовное правонарушение. Если отсутствует Заключение о проведении о медицинские освидетельствования во время досудебного расследования, то дальнейший судебный процесс по статье 346 УК РК будет невозможен. 
Это касается и второго обстоятельства: если не будет доказан факт лишения лица права управления транспортным средством до совершенного деяния (вождения в нетрезвом виде), правонарушение не может быть квалифицированно по статье 246 УК РК, а значит не может быть и судебного процесса по данной статье.
Соответственно, мы предполагаем, что оспаривание вменения самой статьи является единственной возможностью вернуть Ваши водительские права.
Вопрос от: Ельдос

Здравствуйте меня лишили прав по ст.346 ч.1 УК РК если возможность вернуть права?

Ответ: Здравствуйте, Ельдос!
Исходя из контекста Вашего обращения, мы предполагаем, что Вас интересует:
Возможно ли вернуть водительские права, если они были изъяты по части 1-ой статьи 346 Уголовного кодекса Республики Казахстан?
Часть 1 статьи 346 Уголовного Кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V (далее - УК РК) гласит, что управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, либо передача такому лицу управления транспортным средством, а равно допуск такого лица к управлению транспортным средством, совершенный должностным лицом или собственником либо владельцем транспортного средства, - наказываются штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до одной тысячи двухсот часов, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок, с пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. 
Согласно пункту 1-1 параграфа 2 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 29 июня 2011 года № 3 «О практике применения уголовного законодательства по делам об уголовных правонарушениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», статья 346 УК РК может быть вменена только при установлении наличия двух обязательных обстоятельств: 
1) нахождение лица в момент совершения уголовного правонарушения в состоянии алкогольного, наркотического (или) токсикоманического опьянения; 
2) факт лишения лица права управления транспортным средством до совершения этого деяния. 
Наличие лишь одного из указанных обстоятельств исключает квалификацию деяния по статье 346 УК РК, что значит, если отсутствует хоть одно из вышеперечисленных обстоятельств, статья 346 УК РК не может быть применена.
Мы предполагаем, что деяние в Вашем случае было квалифицировано корректно, и рассмотрим непосредственно санкции, которые вводятся в соответствии с уголовным правонарушением после решения суда. 
Санкции - это наказание, которое предусматривается уголовным законодательством за совершение какого-либо уголовного правонарушения. Стоит упомянуть, что в уголовном законодательстве существуют понятия основного наказания и дополнительного наказания. Так как Вас интересовало непосредственно возвращение отнятых водительских прав, мы сосредоточимся на выяснении фактов о дополнительных наказаниях. Согласно 3 части статьи 40 УК РК, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью относится к дополнительным наказаниям. В 5 параграфе части 2 статьи 50 УК РК поясняется, что за совершение транспортных преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 345-1 и статьей 346 настоящего Кодекса, лишение права заниматься определенной деятельностью состоит в пожизненном запрете на право управления транспортным средством. Другими словами, дополнительным наказанием за нарушение статьи 364 является пожизненное лишение права управления транспортным средством.
Так как водительские права были изъяты согласно уголовному законодательству, а не административному, можно предположить, что существуют основания и обстоятельства для освобождения от ответственности и наказания за уголовное правонарушение. Как было указано ранее, если отсутствует хоть одно из обстоятельств, деяние не может быть квалифицировано по статье 346 УК РК. 
В данном случае для обжалования Вашего дела, в первую очередь нужно удостовериться, было ли проведено медицинское освидетельствование для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения. В пункте 2 статьи 223 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V сказано, что лицо, осуществляющее досудебное расследование, выносит постановление о проведении освидетельствования лицо, обязательное для подозреваемого, обвиняемого, а также лица, на которого заявитель прямо указывает как на лицо, совершившее уголовное правонарушение. Если отсутствует Заключение о проведении о медицинские освидетельствования во время досудебного расследования, то дальнейший судебный процесс по статье 346 УК РК будет невозможен. 
Это касается и второго обстоятельства: если не будет доказан факт лишения лица права управления транспортным средством до совершенного деяния (вождения в нетрезвом виде), правонарушение не может быть квалифицированно по статье 246 УК РК, а значит не может быть и судебного процесса по данной статье.
Соответственно, мы предполагаем, что оспаривание вменения самой статьи является единственной возможностью вернуть Ваши водительские права.
Вопрос от: Маргарита

Здравствуйте! Может ли частный судебный исполнитель написать заявление в ДВД по факту мошенничества. Из за того что должник не выплачивает кредит?

Ответ: Здравствуйте, Маргарита! 
Исходя из Вашего обращения, мы предполагаем, что Вас интересуют ответы на следующие вопросы:
1.Может ли быть отсрочено исполнение судебного решения?
2.Может ли частный судебный исполнитель написать жалобу в департамент полиции по факту мошенничества, по причине того, что должник не выплачивает кредит?

1.Может ли быть отсрочено исполнение судебного решения?
Гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан предусмотрено право суда, рассмотревшего гражданское дело, по заявлению лиц, участвующих в данном деле, исходя из имущественных положений сторон и других весомых обстоятельств, отсрочить исполнение решения суда. В соответствии с частью 1 статьи 246 Гражданского Процессуального Кодекса Республики Казахстан суд, вынесший решение или судебный приказ по делу, а также суд по месту исполнения решения может по ходатайству судебного исполнителя по исполнительным производствам, по которым взыскателем является государство, и (или) по заявлению сторон в  исполнительном производстве изменить способ или порядок его исполнения, по заявлению сторон в исполнительном производстве отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, если возникли обстоятельства, делающие совершение исполнительных действий затруднительными или невозможными.

2.Может ли частный судебный исполнитель написать жалобу в департамент полиции по факту мошенничества, по причине того, что должник не выплачивает кредит?
Согласно части 2 статьи 24 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, суды рассматривают дела по вопросам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, административных, финансовых, хозяйственных, земельных правоотношений, отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и других правоотношений.
Таким образом, из приведенных норм можно предположить, что спорные правоотношения между заемщиком и кредитором по возврату предмета займа, разрешаются исключительно в порядке гражданского судопроизводства. Подобная позиция зачастую характерна и для правоохранительных органов, осуществляющих уголовное преследование и рассматривающих обращения граждан по факту мошенничества со стороны их должников. Однако не все правоотношения между кредиторами и должниками могут быть квалифицированы как гражданско-правовые.
Иным основанием, предусматривающим уголовную ответственность должника, является злостное неисполнение вступивших в законную силу приговоров суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению (статья 362 Уголовного кодекса).
В данном случае, предполагается, что в отношении должника имеется вступившее в законную силу решение суда, которым постановлено взыскать с него определенную денежную сумму. Однако должник своим поведением (открыто) выражает отказ от его исполнения.
При таких обстоятельствах, а также в случае злостности неисполнения судебного акта для должника может последовать уголовная ответственность, предусмотренная указанной статьей.
Вопрос от: Диля

Здравствуйте! Мне нужна консультация. У меня есть брат, ему 50 лет. он не работает, алкоголик, находиться на иждивении у моих родителей. Постоянно издевается над ними, обвиняет их во всех своих бедах. может применять рукоприкладство, требует, чтобы они кормили его, давали даньги на сигареты, алкоголь, если они отказывают, то он устраивает скандалы и побои. Они уже пожилые люди, папе 82 года, маме 72. Он живет с ними. Прописан в их доме. Владелец дома - папа. Как можно по закону добиться того, чтобы он не имел права к ним приходить и жить с ними? Как им от него оградиться. Так как он становиться опасным для их жизни.

Ответ: 
Здравствуйте, Диля!
Исходя из контекста Вашего вопроса, мы считаем, что Вы хотите узнать:
1.Как выписать Вашего брата от Ваших родителей?
2.Как получить запрет на приближение?

1.Как выписать Вашего брата от Ваших родителей?
Для того, чтобы выписать Вашего брата от родителей, Вашему отцу следует снять Вашего брата (далее - Гражданина) с постоянного места регистрации на основании собственника жилища. Данную процедуру можно выполнить через: 
(1) сайт электронного правительства eGov.com; или 
(2) через ЦОН. 

В части первого способа: 
На портале имеется государственная услуга «Снятие граждан с постоянной и временной регистрации по месту жительства по заявлению собственника жилища». Для получения услуги необходимо быть зарегистрированным пользователем eGov.com. С результатом услуги можно ознакомиться в разделе «История получения услуг». Пользователь получает уведомление о готовности документа, в котором будет указан статус снятия регистрации гражданина или мотивированный отказ.  Следовательно, таким образом Гражданин не будет прописан в месте жительства с Вашими родителями. При отказе со стороны Гражданина выселяться с жилища Вы либо Ваши родители могут обратиться в правоохранительные органы.
 
В части второго способа: 
при следующих случаях рукоприкладства и побоев со стороны Гражданина либо угроз по отношению к Вашим родителям, Вашим родителям следует вызвать полицию по телефону и зафиксировать наличие побоев и причинителя в протоколе по ст. 110 Уголовного Кодекса Республики Казахстан № 226-V - истязание. Указанная статья включает в себя  причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев или иными насильственными действиями, если это деяние не повлекло причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, наказывается штрафом в размере до одной тысячи месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до шестисот часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2.Как получить запрет на приближение?
В процессе уголовного судопроизводства, возбужденного по заявлению Ваших родителей, Ваши родители могут ходатайствовать о санкционировании запрета на приближении согласно ст.165 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан № 231-V запрет на приближение состоит в ограничении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого разыскивать, преследовать, посещать, вести телефонные переговоры и общаться иными способами с потерпевшим и иными лицами, участвующими в деле, в целях их защиты. Запрет на приближение санкционируется следственным судьей либо применяется судом. Ходатайство о санкционировании запрета на приближение рассматривается следственным судьей единолично в течение двадцати четырех часов с момента поступления ходатайства в суд. Рассмотрев ходатайство и представленные материалы дела, следственный судья выносит постановление о санкционировании либо отказе в санкционировании запрета на приближение.