+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Предпринимательская деятельность
Вопрос от: Gulzhan

Как закрыть ИП на ОУР? Спасибо.


Ответ: Здравствуйте, Gulzhan!
Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:
Как закрыть ИП которое находится на общеустановленном режиме? 
После длительного анализа Вашего дела, мы пришли к следующим ключевым выводам, на которые мы хотим обратить Ваше внимание.
Согласно пункту 1 статьи 38 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.
Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена в добровольном либо принудительном порядке, а также в случае наступления обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом.
В добровольном порядке деятельность индивидуального предпринимателя прекращается в любое время на основании решения, принятого самостоятельно индивидуальным предпринимателем при личном предпринимательстве, всеми участниками совместно - при совместном предпринимательстве. В этом случае индивидуальный предприниматель представляет в орган государственных доходов заявление о прекращении предпринимательской деятельности.
Для добровольного прекращения деятельности индивидуальный предприниматель представляет в орган государственных доходов заявление о прекращении предпринимательской деятельности.
Возможна ликвидация ИП в упрощенному порядке.
Согласно пункту 1 статьи 67 Налогового кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года.
Прекращение деятельности отдельных категорий индивидуальных предпринимателей в упрощенном порядке осуществляется без проведения камерального контроля, установленного статьей 95 Настоящего кодекса, на основании: 
1) налогового заявления налогоплательщика о прекращении деятельности; 
2) письменного согласия, содержащегося в налоговом заявлении о приостановлении (продлении, возобновлении) представления налоговой отчетности или в расчете стоимости патента, – в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи. 
3) согласия, указанного в специальном мобильном приложении при переходе на специальный налоговый режим с его использованием, – в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи. 
Согласно пункту 1 статьи 65 Налогового кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года.
Индивидуальный предприниматель или лицо, занимающееся частной практикой, в течение месяца со дня принятия решения о прекращении деятельности одновременно представляет в налоговый орган по месту своего нахождения: 
1) налоговое заявление о проведении налоговой проверки;  
2) ликвидационную налоговую отчетность. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Дурягин Данил

Вопрос от: Маприза

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста сроки проведения двухэтапных процедур по ГЧП.


Ответ: Здравствуйте, Маприза! По вашему вопросу был выделен следующий вопрос:
1)В какие сроки проводятся двухэтапные процедуры государственно-частного партнерства? 
Данные двухэтапные процедуры ГЧП проводятся непосредственно в момент проведения конкурса в соответствии с пунктами 121 и 123 параграфа 7 особенности проведения конкурса по определению частного партнера с использованием двухэтапных процедур приказа и.о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 725 "О некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства". По первому этапу этих двухэтапных процедур в соответствии с пунктом 2 закона Республики Казахстан от 31 октября 2015 года «О государственном-частном партнерстве» это: Формирование технического задания, опубликование объявления о проведении конкурса по определению частного партнера с использованием двухэтапных процедур, представление организатором конкурса технического задания потенциальным частным партнерам, представление потенциальными частными партнерами технических предложений, разработанных в соответствии с техническим заданием,  рассмотрение организатором конкурса технических предложений и обсуждение с потенциальными частными партнерами вопросов, касающихся технико-экономических и эксплуатационных характеристик объекта государственно-частного партнерства и условий проекта договора государственно-частного партнерства, разработка и утверждение организатором конкурса конкурсной документации проекта государственно-частного партнерства, направление организатором конкурса приглашения потенциальным частным партнерам, представившим на первом этапе технические предложения, принять участие во втором этапе конкурса по определению частного партнера. Второй этап конкурса двухэтапных процедур предусматривает в соответствии с пунктом 123 параграфа 7 особенности проведения конкурса по определению частного партнера с использованием двухэтапных процедур приказа и.о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 725 о некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства: представление потенциальными частными партнерами, прошедшими квалификационный отбор, конкурсных заявок, а также внесение обеспечения конкурсной заявки, и проведение самого конкурса по определению частного партнера в соответствии пунктом 76  приказа и.о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 725 о некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства. То есть, подводя итог всего двухэтапные процедуры проводятся конкурсными (аукционными комиссиями) в режиме реального времени и нет четко определенного срока проведения двухэтапных процедур.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Раисов Алишер
Вопрос от: Максат

На территории специальной экономической зоны "TURKISTAN" осуществляют деятельность инвесторы не с постоянным циклом определенного производства или сферы услуг, а с осуществлением инвестиций в конкретный объект для последующего отчуждения (например, строительство ИЖС и коммерческие объекты). В данном случае эти предприниматели по завершении реализации проекта сталкиваются с невозможностью выкупа земельного участка, так как законодательство предусматривает выкуп участков по завершению срока действия СЭЗ (в случае СЭЗ «TURKISTAN» до 2043 года). Вопрос: Какой действующий закон может обеспечить участников СЭЗ, возможностью выкупа земельных участков по завершенным объектам строительства, кроме МЖК, как это предусмотрено для участников индустриальной зоны республиканского или регионального значения.

Ответ: Здравствуйте, Максат! 
Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующий вопрос:
Вправе ли участники специальных экономических зон (далее - «СЭЗ») выкупить земельные участки завершенных объектов до истечения срока СЭЗ?
В соответствии с п.1 ст.24 Закона РК «О специальных экономических и индустриальных зонах» от 3 апреля 2019 года № 242-VI, СЭЗ упраздняется по истечении срока, на который данная СЭЗ была создана. Также, согласно п.2 ст.119-2 Земельного кодекса РК от 20 июня 2003 года № 442-II (далее - «Кодекс»), участники СЭЗ вправе выкупить земельные участки после истечения срока функционирования СЭЗ при условии исполнения обязательств, предусмотренных договором об осуществлении деятельности в качестве участника СЭЗ. Иные случаи, позволяющие участникам СЭЗ выкупить земельные участки до истечения срока функционирования СЭЗ, не предусмотрены. 
Право выкупа земельного участка при условии введения в эксплуатацию всех объектов, предусмотренных проектом, принадлежит лишь участникам индустриальных зон республиканского и регионального значения, в соответствии с пп.2 п.2 ст.119-2 Кодекса.
Следовательно, мы полагаем, что участники СЭЗ не вправе выкупить земельные участки завершенных объектов, так как выкуп возможен только по истечению срока функционирования СЭЗ, то есть в 2043 году в случае с СЭЗ «TURKISTAN». Данная информация подтверждена ведомством Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, компетентным по вопросам СЭЗ.
Вопрос от: Темирлан

Добрый вечер! Я из города Жезказган, вопрос об неуплате подрядной организации за выполненную работу. Мы в августе 2021 года заключили договор с организацией ИП то есть с субподрядчиком по выполнению обьема на монолит в восточной Сарыобе за городом Сатпаев, то есть мы были под субподрядчиком, также всю работу выполняли мы, то есть наша бригада. Изначально проект был согласован и мы приступили к работе с получением аванса 50 тысяч тенге, но обьем на 22 миллиона тенге. В процессе были работы по армировке а также чистке арматуры. Тех надзор принял нашу работу и все бумаги по принятию данной работы по вышеуказанным работам у нас. По истечению 21 дня проект был закрыт и все работы были приостановлены. После мы выпросили деньги у нашего заказчика то есть субподрядчика который брал обьем у ген. подрядчика.. Мы хотели предоставить акт о выполненных работах, но данное ИП самовольно предоставило свой акт выполненных работа генеральному подрядчику, так как сумма отличалась от суммы которую мы им предоставили. После прошла неделя, мы звоним нашему вышеименованному ИП и запрашиваем деньги, она говорит что нету денег, еще не отправили. Мы уточнили эту информацию и это было и вправду. ПослС прошло 3 месяца денег еще не поступало, и по истечению 3 месяца, деньги другим подрядчикам поступили но когда мы запрашиваем деньги у нашего вышеименованного ИП, она говорит что денег нет и заводит нас в черный список и мы не можем с ней поговорить. При запросе акта выполненных работ который она сдала генеральному подрядчику, она отказывается его показать, говоря что "Она не должна перед нами отчитыватся". Прошу принять тот факт, что мы делали всю работу, и все бумаги о принятии работы у нас, у нее нету. Она получила деньги и оборвала все связи с нами. Теперь мы хотим подать ее в суд. Но незнаем к кому обратится. Прошу кто может помочь с этим вопросом?!


Ответ: Здравствуйте, Темирлан! Проанализировав вашу ситуацию, мы готовы дать ответ на Ваш запрос. В первую очередь необходимо отметить, что в соответствии с п.1 ст.616 ГК РК - по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором. Кроме того, следует отметить, что согласно ст.623 ГК РК - если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результата работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо, с согласия заказчика, - досрочно. Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законодательных актах или договоре.Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что заказчик обязуется в порядке исполнения договорных обязательств, а также соблюдения норм законодательства – выплатить оставшуюся часть суммы подрядчикам. 
 Более того, поскольку заказчик не исполнил обязательство по приемке выполненных работ после уведомления об их готовности к сдаче, в силу действия приведенной нормы закона, подрядчик вправе оформить акты в одностороннем порядке, и направить их заказчику для оплаты. В случае если заказчик уклоняется от подписания актов, и оплаты выполненных работ, подрядчик вправе обратиться в суд с иском о признании односторонних актов действительными и взыскании с заказчика суммы оплаты за выполненные работы.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ким Анна
Вопрос от: Святослав

Ситуация такая. В магазине бытовой техники и гаджетов один менеджер по ошибке передал другому менеджеру на выдачу покупателю телефон более дорогой модели, чем выбрал и оплатил покупатель. Тот по причине полного визуального сходства и большого потока клиентов тоже не обратил внимание, что выдал телефон на 105 000 тг. дороже. Покупатель сделал вид, что ничего не заметил и ушел довольный, как удав. Все зафиксировали видеокамеры. В ту же смену все выяснилось и продавец позвонил покупателю ! (его номер был, так как предв. заказ прозводился через интернет) с просьбой вернуть товар или доплатить его стоимость. На это покупатель ответил, что это не его "косяк" и ему все равно. Теперь директор магазина ставит обоих менеджеров перед фактом, что с них удержат ущерб на 105 000 тг., а покупателя беспокоить запретил. Вопрос 1: Могут ли как-то хотя бы в гражданском порядке менеджеры магазина после удержания с них ущерба в порядке регресса потребовать с "покупателя-счастливчика" неосновательное обогащение на сумму разницы в цене фактически полученного им товара с товаром, за который он оплачивал? Учитывая, что возвращать он его не собирается и доплачивать тоже и по-сути эту разницу магазин удержит с зарплаты этих менеджеров. Вопрос 2: Должны ли менеджеры магазина оспаривать действия работодателя и доводить дело до суда, чтобы их регрессное требование к покупателю потом не было отклонено судом по причине того, что они согласились с ущербом?


Ответ: Здравствуйте, Святослав! Проанализировав вашу ситуацию, мы готовы дать ответ на Ваш запрос. 
1) В первую очередь необходимо отметить, что предмет договора купли-продажи является его существенным условием. Следовательно, если в договоре указано, что продается конкретная вещь, это означает, что продается именно она, а не какая-либо другая. С этой позиции, в данном случае, покупатель должен вернуть купленный товар. Но учитывая, что ошибку, которую допустили менеджеры, покупатель не обязан заниматься вопросами доставки данного товара. Более того, следует отметить, что поскольку покупатель неправомерно приобрел товар и не оплатил разницу данного товара, то менеджеры вправе предъявить иск о возврате неосновательного обогащения. В соответствии со ст.953 ГК РК - лицо, которое без установленных законодательством или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). По иску из неосновательного обогащения причиненный ему ущерб компенсируется только в том размере, в каком причинитель вреда неосновательно обогатился. На основании ст.10 закона «О защите прав потребителей», если потребителю предоставлена неполная, недостоверная и несвоевременная информация о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) и это повлекло приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков. Учитывая тот факт, что менеджеры магазина продали товар «по ошибке», тем самым нарушив права потребителя, они также будут нести убытки. В соответствии с п.2 ст.289 ГК РК: «Должник, исполнивший солидарное обязательство, имеет право обратного требования к каждому из остальных должников в равной доле, за вычетом доли, падающей на него самого. Неуплаченное одним из содолжников должнику, исполнившему солидарную обязанность, падает в равной доле на этого должника и на остальных содолжников.». Исходя из содержания данной статьи, Вы имеете право потребовать в регрессном порядке сумму ущерба в равной доле у покупателя. 

2) Если же менеджерам магазина не удалось прийти к мирному соглашению с работодателем и они не согласны с его решением, то в этом случае необходимо обратиться в суд, т.к. в данном случае нарушаются права менеджеров магазина. Порядок рассмотрения трудовых споров в суде определяется Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан и Трудовым кодексом Республики Казахстан. Суды не только восстанавливают нарушенные трудовые права, но также выявляют причины и условия, повлекшие такое нарушение, и проводят профилактическую работу по устранению и предотвращению нарушений в будущем. Суд может выносить специальные постановления в адрес государственных органов, общественных организаций и должностных лиц об устранении нарушений законодательства, причин и условий, приводящих к нарушениям трудового законодательства.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ким Анна
Вопрос от: Дильшат

Добрый день! Прошу помочь, прочитал в новостном, инфармацию что с 1 марта 2022 все сайты в нашем случае магазин реализует одеждуу и аксессуары, должны предоставлять услуги на двух языках Русс и Каз. Помогите пожалуйста, реально ли вышел такой закон? Можете подсказать какой номер и т.д, читаю и не могу найти источник на который можно довериться. Спасибо.


Ответ: Доброго времени суток, Дильшат!
Да, данная информация действительно актуальна.  Действительно от 29 декабря 2021 года был опубликован Закон Республики Казахстан № 94-VII О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам визуальной информации и религиозной деятельности. Который предусматривает размещение объявлений, рекламы, прейскурантов, ценников, меню, указателей и другой визуальной информации на государственном языке, при необходимости - на русском и (или) других языках, если иное не предусмотрено законодательными актами Казахстана. 
Данный Закон дополнил новыми абзацами статью 21 Закона Республики Казахстан от 11 июля 1997 года «О языках в Республике Казахстан»:
Тексты реквизитов и визуальной информации излагаются с соблюдением норм орфографии и аутентичного перевода текста.
Бланки государственных организаций излагаются на государственном и русском языках, при необходимости также на других языках.
Бланки негосударственных организаций излагаются на государственном языке, при необходимости также на русском и (или) других языках.
Вывески государственных организаций размещаются на государственном и русском языках, при необходимости также на других языках.
Вывески негосударственных организаций размещаются на государственном языке, при необходимости также на русском и (или) других языках. Товарные знаки, охраняемые в Республике Казахстан, используемые в вывесках негосударственных организаций, излагаются в неизменном виде.
Надписи на дорожных знаках излагаются на государственном языке, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
С момента введения дополнений все тексты реквизитов и визуальной информации располагаются в следующем порядке: слева или сверху - на государственном, справа или снизу - на русском языках, пишутся одинаковыми по размеру буквами.
Помимо этого в Закон "О защите прав потребителей" были введены следующие изменения:
В пункт 4 статьи 24 : «Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан: предоставить информацию о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) на казахском и русском языках, соответствующую требованиям Закона Республики Казахстан "О языках в Республике Казахстан";»
п.1 статьи 26: «Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан довести до сведения потребителя свое наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на казахском и русском языках, соответствующую требованиям Закона Республики Казахстан "О языках в Республике Казахстан", в месте реализации товара (выполнения работы, оказания услуги).».
п.4 статьи 26: «Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан довести до сведения потребителя свои контактные данные (адрес и номер телефона) и контактные данные (адрес и номер телефона) уполномоченного органа, условия реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также информацию об обязанности продавца (изготовителя, исполнителя) при продаже товара (выполнении работы, оказании услуги) выдать документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), или договор, заключенный при приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги), разместив указанную информацию на казахском и русском языках, соответствующую требованиям Закона Республики Казахстан "О языках в Республике Казахстан", в месте реализации товара (выполнения работы, оказания услуги).».
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ибраимова Жанел Ибраимовна
Вопрос от: Геннадий

Здравствуйте. Я являюсь гражданином РФ и планирую переехать в Казахстан. На территории Казахстана планирую осуществлять трудовую деятельность для работодателя из-за границы с расчетом в долларах. Какие шаги необходимо предпринять для легализации своей деятельности на территории РК, какие налоги и в каком размере нужно будет выплачивать. Нужно ли открывать ИП?

Ответ: Здравствуйте, Геннадий!
Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующие вопросы:
1.Можете ли Вы легально осуществлять трудовую деятельность для компании из за границы на территории Казахстана?
2.Какие налоги и в каком размере Вам нужно будет выплачивать? 
3.Можете ли Вы открыть индивидуальное предпринимательство (далее - «ИП»)?
4. Можете ли Вы осуществлять трудовую деятельность на территории Республики Казахстан без регистрации постоянного учреждения?
1.Можете ли Вы легально осуществлять трудовую деятельность для компании из за границы на территории Казахстана?
В зависимости от Ваших намерений по сроку пребывания и в каком статусе Вы хотите проживать на территории Казахстана, Вы можете легально работать в Казахстане, если Ваша трудовая деятельность для работодателя из-за границы на территории Казахстана:
1. не ведет к образованию постоянного учреждения (представительства либо филиала) данной компании на территории Казахстана,
2.  либо через ее постоянные учреждения.
Если Ваша деятельность или деятельность Вашего работодателя из-за границы не приводит к образованию на территории Казахстана постоянного учреждения согласно пп.20) п.1 ст.644 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (далее - «Налоговый кодекс РК»), то Вам для легализации своей трудовой деятельности и получения от Вашего работодателя из за границы доходов в Казахстане достаточно открыть банковский счет. Для этого Вам необходимо получить индивидуальный идентификационный номер (далее - «ИИН»), предоставить заключенный с данной компанией трудовой договор (контракт на выполнение работ, оказание услуг), устанавливающий место исполнения обязанностей - территория Казахстана, либо документы о том, что Вас эта компания командировала в Казахстан.
Срок действия такого договора будет основанием и для продления казахстанскими миграционными службами срока Вашего пребывания в Казахстане.
Согласно пп.20) п.1 ст.644 Налогового кодекса РК, доходы, полученные Вами от компании-нерезидента по договору (контракту) будут являться доходом, и  с него должен быть уплачен индивидуальный подоходный налог (далее - «ИПН») в размере 20 % от Вашего заработка и перечисление его в местный казахстанский бюджет, согласно ст.646 и ст.655 Налогового кодекса РК.
Однако, если между Казахстаном и страной нахождения Вашего работодателя заключен международный договор, регулирующий вопросы избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов, Вы освобождаетесь от такого обязательства, если предоставите в казахстанские налоговые органы соответствующий документ об удержании подобного налога с Ваших доходов в стране нахождения Вашего работодателя, согласно пп.4) п.2 ст.350  Налогового кодекса РК.
Если компания-работодатель не удерживает с Ваших доходов налоги у источника выплат или международный договор не подписан, исчисление и уплату ИПН с дохода Вы будете осуществлять самостоятельно, согласно ст.658 Налогового кодекса РК. Для этого Вам нужен ИИН.
Следовательно, мы полагаем, что это один из вариантов осуществления Вашей трудовой деятельности легально на территории Республики Казахстан без разрешения на трудовую деятельность, используя трудовой договор с компанией. 
 
2. Какие налоги и в каком размере Вам нужно будет выплачивать при работе в постоянном учреждении? 
Учитывая характер Вашей деятельности, казахстанские налоговые органы, руководствуясь законодательством РК, могут потребовать зарегистрировать постоянное учреждение – филиал или представительство.
Вы заключите трудовой договор с данным постоянным учреждением, либо Вы будете являться его руководителем по приказу компании и осуществлять деятельность по доверенности от компании. 
С доходов, получаемых Вами от постоянного учреждения в тенге будут удерживаться все налоги и платежи, установленные законодательством Казахстана:
·    ИПН - 20%,  согласно ст.646 Налогового кодекса,
·   обязательные пенсионные взносы – 10%, согласно ст.25 Закона РК от 21 июня 2013 года № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»,  
·   работодатель обязан будет производить за Вас социальные отчисления – не менее 3,5% от 1 МРЗП и не более 3,5% от 7-кратного МРЗП, согласно п.1 ст.14; п.1, 4, 5 ст.15; пп.3 п.4 ст.39 Закона РК от 26 декабря 2019 года № 286-VI «Об обязательном социальном страховании»,
·   взносы на обязательное медицинское страхование – 2%, согласно п.1 ст.27; п.3 ст.29 Закона РК от 16 ноября 2015 года № 405-V «Об обязательном социальном медицинском страховании».
 
3. Можете ли Вы открыть индивидуальное предпринимательство (далее - «ИП»)?
Согласно ст.30 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента РК от 29 октября 2015 года № 375-V, нерезидентам РК запрещено ИП без образования юридического лица. Для открытия ИП, Вы, как гражданин РФ,  должны постоянно проживать на территории Казахстана. Согласно ст.4 Закона РК от 19 июня 1995 года № 2337 «О правовом положении иностранцев», постоянно проживающими в Республике Казахстан признаются иностранцы, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Казахстан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Республики Казахстан.
Следовательно, мы полагаем, что при регистрации постоянного учреждения у Вас появляется обязательство по уплате налогов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Открывать ИП Вам запрещено, только если Вы не получите разрешение на постоянное проживание в Республике Казахстан.
 
4. Можете ли Вы осуществлять трудовую деятельность на территории Республики Казахстан без регистрации постоянного учреждения?
Исходя из сложившейся на текущий момент ситуации, мы можем порекомендовать третий вариант, который не будет противоречить действующему законодательству Казахстана.
Так, согласно п.6 Правил въезда и пребывания иммигрантов в Республике Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 января 2012 года № 148 (далее - «Правила»), для гражданина РФ, являющейся участником Евразийского экономического союза, разрешенный срок пребывания в Республике Казахстан заканчивается по истечении 90 календарных дней со дня пересечения Государственной границы Республики Казахстан.
В течение этого срока Вы вполне можете работать в Казахстане индивидуально без разрешительных документов. Для получения доходов из за границы, Вам необходимо открыть счет в казахстанском банке, предоставив требуемые документы.
По истечении 90 дней Вам необходимо выехать из Казахстана и заехать вновь, с целью получения нового разрешения  на пребывание 90 календарных дней. То есть, должен быть зарегистрирован факт пересечения государственной границы Республики Казахстан – выезд/новый въезд.
Обязательств по оплате каких-либо налогов у Вас не возникнет, так как трудовая деятельность нигде не будет зафиксирована и, соответственно,  доходов не будет.
Также Вы можете получить разрешение на временное проживание на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора по выполнению работ (оказанию услуг), согласно п.10 Правил.
Следовательно, мы полагаем, что у Вас есть три способа осуществления своей трудовой деятельности на территории Республики Казахстан. Однако, мы полагаем, что Вам будет проще работать исходя из норм миграционного законодательства Республики Казахстан, по  сроку пребывания в 90 дней.
Вопрос от: Жантас

Здравствуйте. Судом назначена провести экспертизу на соответствии товара технической спецификации. У эксперта аккредитация в сфере строительства. Товар относится к расходному материалу в сфере автотранспорта. Эксперт дал заключение, что товар не соответствует тех спецификации. Законно ли заключение эксперта, который не имеет аккредитацию для проведения экспертиз в сфере автотранспорта? на какие законы и нормативные акты ссылаться, что бы признать экспертизу не законной и какую несет ответственность эксперт.


Ответ: Здравствуйте, Жантас! В первую очередь необходимо отметить, что в соответствии с п.1 и п.4 ст.19 Закона «О судебно-экспертной деятельности» -  производство судебной экспертизы может быть поручено:
1) сотрудникам органов судебной экспертизы;
2) физическим лицам, занимающимся судебно-экспертной деятельностью на основании лицензии;
Судебный эксперт должен отвечать квалификационным и иным требованиям, установленным законом.
Также в соответствии со ст.20 этого же Закона, следует отметить, что судебные эксперты должны отвечать следующим квалификационным требованиям:
1) иметь высшее образование;
2) иметь квалификацию судебного эксперта, подтвержденную квалификационным свидетельством на право производства определенного вида судебной экспертизы;
3) быть аттестованным в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом.
Однако, касательно Вашей ситуации, ошибка заключается не в аттестации суд.эксперта, а в назначении не того вида судебной экспертизы. От правильного определения рода и вида судебной экспертизы, зависит правильное назначение экспертизы. Организация работы экспертного органа, совершенствование технической базы, подготовка экспертов по определенным видам экспертиз также зависит от четко научно-обоснованнойклассификации судебных экспертиз. В данном случае необходимо произвести повторную экспертизу – это такая судебная экспертиза, проводимая в случаях, когда заключение эксперта по результатам предыдущей экспертизы недостаточно обоснованно, либо его правильность вызывает сомнение, либо были существенно нарушены процессуальные нормы производства экспертизы.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ким Анна
Вопрос от: Асель

Отправили товар через компанию логистики, товар был потерян. Возместить деньгами не хотят, потеряли обувь 16 пар, была хорошая кожаная обувь, хотят купить новые пары, но уже сами. Кто знает какую обувь они купят, будет ли хорошего качества. Какой закон можно к ним применить?


Ответ: Здравствуйте, Асель!
После анализа Вашего запроса, мы пришли к следующим выводам, на которые мы хотим обратить Ваше внимание. 
В вашей ситуации вам следует опираться на ст.705 Особенной части ГК РК. В ч.3 данной статьи указаны случаи в которых перевозчик возмещает нанесенный им ущерб:
1) в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа; 
2) в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости; 
3) в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Исходя из вышесказанного, перевозчик должен будет возместить ущерб в денежной форме.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Мұхан Шыңғыс
Вопрос от: Наталья

Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Какова процедура проведения конкурса ГЧП (частный партнер берет в доверительное управление имущество гос.партнера). Необходимо ли вносить гарантийный взнос? Как его расчитать?

Ответ: Здравствуйте, Наталья!
Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующие вопросы:
1.Какова процедура проведения конкурса государственно-частного партнерства (далее - «ГЧП»)? 
2.Необходимо ли вносить гарантийный взнос? 
3.Как рассчитать сумму гарантийного взноса? 
1.Какова процедура проведения конкурса государственно-частного партнерства (далее - «ГЧП»)?
Согласно п.71 Приказа и.о. Министра Национальной экономики Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года №725 «О некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства» (далее - «Приказ»), определение частного партнера способом конкурса проводится в том числе:
путем открытого конкурса;
с использованием двухэтапных процедур; 
в упрощенном порядке.
В соответствии с п.73 Приказа, организатор привлекает юридические лица по консультативному сопровождению проектов ГЧП на стадии конкурса. Для привлечения юридических лиц, организатор конкурса направляет в уполномоченный орган по государственному планированию заявку на финансирование услуг по консультативному сопровождению проекта ГЧП. Согласно п.74 Приказа, организатором конкурса создается конкурсная комиссия для определения частного партнера (далее - «Комиссия»). В соответствии с п.75 Приказа, решение Комиссии принимается голосованием и считается принятым, если за него подано большинство голосов от общего количества членов Комиссии.
Согласно п.76 Приказа, проведение конкурса по определению частного партнера предусматривает выполнение следующих последовательных мероприятий:
1.извещение организатором конкурса потенциальных частных партнеров с одновременным уведомлением уполномоченного органа по государственному планированию о проведении конкурса по определению частного партнера;
2.предоставление организатором конкурса копии конкурсной документации лицам, изъявившим желание участвовать в конкурсе по определению частного партнера;
3.разъяснение, обсуждение и корректировка положений конкурсной документации лицам, получившим ее копию;
4.проведение квалификационного отбора.
Кроме того, допускается проведение квалификационного отбора после внесения конкурсной заявки, если такое условие предусмотрено конкурсной документацией;
5.внесение конкурсной заявки потенциальным частным партнером, а также обеспечения конкурсной заявки;
6.рассмотрение Комиссией конкурсных заявок;
7.проведение Комиссией переговоров с потенциальным частным партнером, конкурсная заявка которого признана лучшей, по уточнению проекта ГЧП и условий договора ГЧП, с оформлением соответствующего протокола переговоров.
2.   Необходимо ли вносить гарантийный взнос?
Согласно п.99 Приказа, потенциальный частный партнер выбирает один из следующих видов обеспечения конкурсной заявки:
гарантийный денежный взнос, который вносится на счет, предусмотренный бюджетным законодательством Республики Казахстан для организаторов конкурсов;
банковскую гарантию.
Следовательно, мы полагаем, что внося гарантийный взнос или банковскую гарантию, Вы подтверждаете обеспечение конкурсной заявки.
3.   Как рассчитать сумму гарантийного взноса?
Согласно п.2 ст.39 Закона Республики Казахстан от 31 октября 2015 года №379-V «О государственно-частном партнерстве», обеспечение конкурсной (аукционной) заявки на участие в конкурсе (аукционе) по определению частного партнера вносится в размере одной десятой процента от стоимости предполагаемых инвестиций по договору ГЧП.
Стоимость предполагаемых инвестиций по договору ГЧП определяется в конкурсной (аукционной) документации.
Следовательно, мы полагаем, что сумма гарантийного взноса рассчитывается исходя из конкурсной документации, а именно в размере одной десятой процента.