+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Предпринимательская деятельность
Вопрос от: Асима

Добрый день! У меня возник следующий вопрос касательно правильного толкования нормы "Правил предоставления государственной поддержки субъектам индустриально-инновационной деятельности, направленной на повышение производительности труда и развитие территориальных кластеров", утвержденных Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 9 декабря 2015 года № 1194. Так, в пункте 3 Правил изложено следующее "Мерами государственной поддержки не могут воспользоваться субъекты индустриально-инновационной деятельности, учредителями (в том числе участниками, акционерами) которых являются государственные предприятия/учреждения, национальные управляющие холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании (за исключением социально-предпринимательской корпорации, а также предпринимателей, учрежденных в рамках договора о государственно-частном партнерстве), аффилиированные с ними лица, а также предприниматели, форма собственности которых оформлена как частное учреждение, и некоммерческие организации." Акционерное общество является субъектом квазигосударственного сектора, в уставе которого прописано, что единственным акционером является местный исполнительный орган в лице Акимата города. В связи с чем возник вопрос: относится ли акционерное общество к перечисленным в пункте 3 указанных правил?

Ответ: Уважаемая, Асима! 
Согласно  пункту 3 Правил предоставления государственной поддержки субъектам индустриально-инновационной деятельности, направленной на повышение производительности труда и развитие территориальных кластеров утвержденные Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан (далее - Правилам) мерами государственной поддержки не могут воспользоваться субъекты индустриально-инновационной деятельности, учредителями (в том числе участниками, акционерами) которых являются национальные управляющие холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций которых прямо или косвенно принадлежат государству. В Вашем случае акционерное общество с единственным акционером в лице акимата является организацией, пятьдесят и более процентов акций которых прямо или косвенно принадлежат государству. Поэтому, описанное Вами акционерное общество прямо подходит под перечень субъектов в Правилах предоставления государственной поддержки субъектам индустриально-инновационной деятельности, направленной на повышение производительности труда и развитие территориальных кластеров, которые не могут воспользоваться государственной поддержкой субъектам индустриально-инновационной деятельности. 
Вопрос от: Станислав

Добрый день. 1. Хотим использовать переписку в электронном виде между сотрудниками компании средствами защищенного ПО для согласования командировок, приказов и т.д. Насколько это законно и как лучше реализовать процесс? 2. Если распечатать электронное согласование, имеет ли оно юридическую силу? Заранее спасибо за помощь. 


Ответ: Здравствуйте, Станислав!
Во-первых, согласно пп.12 п.5 Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях от 31 октября 2018 года № 703 электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи. 
Пункт 43 вышеуказанных Правил гласит, что электронный документ состоит из двух частей: содержательной и реквизитной. Содержательная часть электронного документа состоит из одного или нескольких файлов в следующих форматах:
1) PDF, PDF/A-1, TIFF, JPEG, JPG- графический формат;
2) RTF, DOCX - текстовый формат; 
3) XLS, XLSX - табличный формат;
4) PPT, PPTX - презентации;
5) RAR, ZIP - архивированный формат.
Содержательная часть электронного документа имеет следующие реквизиты:
1) официальное наименование организации отправителя;
2) справочные данные об организации (юридический адрес, телефон, факс, электронный адрес организации (при наличии));
3) наименование вида документа;
4) ссылку на регистрационный номер и дату входящего документа;
5) место составления или издания документа;
6) адресат;
7) гриф утверждения документа (при наличии);
8) заголовок к тексту (при наличии);
Реквизитная часть электронного документа формируется посредством составления электронной регистрационной контрольной карточки (далее – ЭРКК), в которой используются следующие реквизиты:
1) наименование вида документа;
2) регистрационный номер документа;
3) индекс номенклатуры дел;
4) название и версия программного обеспечения, при помощи которого создан документ;
5) электронная цифровая подпись;
6) характер вопроса;
7) количество листов основного документа и приложений;
8) наименование государственного органа-адресата;
9) наименование должности адресата (при наличии);
10) фамилия адресата (при наличии);
11) фамилия исполнителя;
12) номер телефона исполнителя;
13) отметка о контроле;
14) отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
15) отметка о наличии или отсутствии подлинника бумажного документа, бумажной копии электронного документа.
Во-вторых, в соответствии с п.62 (Параграфа 1. Порядок обработки входящих документов) указанных Правил, при поступлении электронного документа службой ДОУ проводится процедура проверки подлинности электронной цифровой подписи с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи и средств криптографической защиты информации, реализующих процесс формирования и проверки электронной цифровой подписи (средства электронной цифровой подписи), а также прошедших процедуру подтверждения соответствия в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования. 
Согласно п.63 (Параграфа 1. Порядок обработки входящих документов) Правил в случае выявления несоответствия электронной цифровой подписи после проведения процедуры проверки электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи (далее - отрицательный результат проверки подлинности электронной цифровой подписи), электронный документ считается неполученным, о чем получатель электронного документа направляет уведомление-квитанцию, являющееся электронным документом с отметкой "не принято", подписанное сотрудником службы ДОУ, с указанием причины неполучения документа.
При получении подтверждения (установления) подлинности электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи после проведения процедуры проверки электронной цифровой подписи (далее - положительный результат проверки подлинности, электронной цифровой подписи), электронный документ подлежит первичной обработке.
Пункт 2 Правил гласит, что организация, ведение и совершенствование системы документационного обеспечения управления, методическое руководство и контроль за соблюдением установленного уполномоченным органом в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления (далее – уполномоченный орган) порядка работы с документами в организации осуществляются структурным подразделением, на которое возложены функции по документационному обеспечению управления (далее – служба ДОУ). 
На основании п.64 (Параграфа 1. Порядок обработки входящих документов) Правил первичная обработка электронного документа включает проверку:
1) действительности регистрационных свидетельств электронной цифровой подписи и открытого ключа электронной цифровой подписи, с использованием которого был удостоверен электронный документ;
2) всех реквизитов электронного документа;
3) полномочий статуса всех лиц, с использованием электронной цифровой подписи которых удостоверен электронный документ.
Согласно п.73 (Параграфа 2. Порядок обработки исходящих документов) Правил обработку исходящих документов осуществляет служба ДОУ.
В соответствии с п.76 Правил перед отправкой электронного документа проверяется правильность его оформления (наличие обязательных реквизитов электронного документа), в том числе проводится процедура проверки электронной цифровой подписи, проверки положительного результата электронной цифровой подписи и регистрационных свидетельств.
Во-вторых, согласно пп.16 п.5 Правил бумажная копия электронного документа – документ на бумажном носителе, полученный посредством вывода информации (данных реквизитов) из электронного подлинника, имеющий полностью воспроизводящую информацию подлинного электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью, созданной с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, и все его реквизиты или часть их и заверенная лицом, обладающим полномочиями на заверение данного документа; 
Пункт 37 Правил гласит: бумажная копия электронного документа заверяется с указанием на то, что исходным документом является электронный документ и получен положительный результат процедуры проверки электронной цифровой подписи лица, удостоверившего электронный документ. Для заверения копии электронного документа на бумажном носителе и нанесения информации о результате проверки электронной цифровой подписи используется штамп (треугольной формы) с текстом "* * * Электрондық құжаттың көшірмесі дұрыс." (определен положительный результат процедуры проверки электронной цифровой подписи) и указанием полей для количества листов и подписи заверяющего лица.
Согласно п.38 Правил бумажная копия электронного документа содержит:
1) текст документа;
2) обязательную отметку "Копия электронного документа" с отражением результатов процедуры проверки электронной цифровой подписи лица, удостоверившего электронный документ;
3) наименование информационной системы, из которой он получен;
4) дату создания бумажной копии;
5) штамп с текстом "* * * Электрондық құжаттың көшірмесі дұрыс." (определен положительный результат процедуры проверки электронной цифровой подписи), количество листов и подпись заверителя.
Таким образом, для использования электронной переписки вам необходимо соблюдать вышеназванные требования. Для использования распечатанного согласования и для того, чтобы оно имело юридическую силу вам необходимо соблюдать требования к бумажной копии электронного документа.    

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Жангали Динмухамед
Вопрос от: Зарема

Здравствуйте! Прошу Вас помочь в консультации, что делать и кому обратиться с письмом претензией. Компания 2016 году заключил контракт с Итальянской фирмой на поставку товара (Флексографическая печатная машина). Сторона покупателя сделала предоплату 50% от стоимости, после чего та сторона не выходит с нами на связь и по сегодняшний день не предоставил нам товар.


Ответ: Здравствуйте, Зарема! 
Претензия предъявляется непосредственно к стороне, нарушившей условия договора, то есть продавцу товара. При этом, в соответствии с пп.3 и 4 ст.440 ГК РК в случаях, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет свои обязанности по передаче товара в установленный срок покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом. В случае, когда продавец не исполняет обязанности по передаче предварительно оплаченного товара и иное не предусмотрено договором купли-продажи, на сумму предварительной оплаты подлежит уплате неустойка в соответствии со статьей 353 ГК РК со дня, когда по договору передача товара должна была быть произведена, до дня передачи товара покупателю или возврата ему предварительно уплаченной им суммы.
Согласно ч.2 п.2 ст.277 ГК РК обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из законодательства, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства. 
Если в установленный ч.2 п.2 ст.277 ГК РК семидневный срок от продавца не последует ответа на претензию, покупатель может обратиться с исковым заявлением в суд, за защитой нарушенных прав.
Но, обратите внимание на то, что вышеназванные нормы гражданского законодательства действуют только в случае, если договор был подчинен законодательству РК, так как договор был заключен с Итальянской фирмой, а это значит, что отношения по указанному договору регулируются нормами международного частного права. Из этого следует, что вопрос о применимом праве и подаче искового заявления будет решаться в зависимости от того, законодательству какой страны вы подчинили договор, если же подобного положения в договоре не предусмотрено, то, по общему правилу, отношения будут регулироваться законодательством страны продавца.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Дзейтова Зарина
Вопрос от: Самат

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, у нашей фабрики имеется погрузчик. На данный момент дизельное топливо привозят в 200 литровых бочках, по надобности. Мы хотим установить 2-3 кубовую емкость под дизельное топливо (с пистолетом или насосом). Какие требования мы должны соблюдать при установке данной емкости? Нужны ли разрешительные документы с гос.органов? Будет ли считаться данная ёмкость как малая автозаправочная станция?
С уважением, Самат Ахметжанов.


Ответ: Здравствуйте, Самат!
Во-первых, здесь не требуются разрешительные документы. 
Во-вторых, согласно п.1 (Область применения) ГОСТа 17032-2010 «Резервуары стальные горизонтальные для нефтепродуктов. Технические условия» настоящий стандарт распространяется на горизонтальные стальные резервуары объемом от 3 до 100, предназначенные для хранения нефтепродуктов. Допускается применение резервуаров для хранения технической воды и неагрессивных продуктов с плотностью до 1 300 кг/м.  
Согласно п.4 (Общие положения) ГОСТа настоящий стандарт устанавливает требования к проектированию, изготовлению и испытанию горизонтальных стальных резервуаров. Требования настоящего стандарта распространяются на следующие условия эксплуатации резервуаров:
- рабочая среда (хранимый продукт) взрывоопасная и пожароопасная или 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов опасности по ГОСТ 12.1.007;
- техническая вода, неагрессивные жидкие продукты.
Расположение резервуаров - надземное и подземное.
Подземные одностенные резервуары должны устанавливаться внутри казематов, выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов, а также обеспечивающих защиту от грунтовых вод.
Климатическое исполнение и категория размещения резервуаров - У1 и УХЛ1 по гост 15150. 
В соответствии с п.5 (Требования к проектированию) ГОСТа плотность хранимых в резервуарах нефтепродуктов не более 1300 кг/м. Температуры хранимых продуктов: максимальная - не выше плюс 90 °с, минимальная - не ниже минус 65 °с. Рабочее избыточное давление - не более 0,07 МПа (0,7 кг/см) для резервуаров с коническими днищами и 0,04 МПа (0,4 кг/см ) - для резервуаров с плоскими днищами; рабочее относительное разрежение в газовом пространстве не должно превышать 0,001 МПа (0,01 кг/см Сейсмичность района строительства - не более 7 баллов по картам ОСР-97 [3]; при сейсмичности более 7 баллов необходимо выполнение специальных расчетных и конструктивных мероприятий, соответствующих требованиям действующих нормативных документов, регламентирующих строительство зданий и сооружений в сейсмических районах.
Резервуары в неводонасыщенных грунтах обратной засыпки устанавливают при следующих условиях:
а) плотность грунта - не более 1700 кг/м ;
б) угол естественного откоса - 30°;
в) максимальная высота засыпки грунта над верхней образующей стенки - 1200 мм при отсутствии временных нагрузок на поверхности (кроме снегового покрова).
Резервуары в водонасыщенных грунтах обратной засыпки устанавливают при следующих условиях:
а) плотность грунта- не более 1100 кг/м 3 с учетом взвешивающего действия воды;
б) коэффициент пористости грунта - 0,4;
в) высота засыпки грунта над верхней образующей стенки-до 1200 мм при отсутствии временных
нагрузок на поверхности (кроме снегового покрова);
г) уровень грунтовых вод - на дневной поверхности земли.
В-третьих, согласно статье 1 Закона Республики Казахстан от 20 июля 2011 года «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» резервуар – емкость для хранения на базе нефтепродуктов либо на производственном объекте производителя нефтепродуктов; автозаправочная станция – технологический комплекс и оборудование, обеспечивающие хранение и розничную реализацию нефтепродуктов, оснащенные контрольными приборами учета.
Автозаправочные станции подразделяются на следующие типы:
- стационарный – с подземным или наземным размещением емкостей, предназначенный для заправки нефтепродуктами транспортных средств через топливораздаточные колонки;
- контейнерный – с наземным расположением емкостей для хранения нефтепродуктов, технологическая система которого характеризуется размещением топливораздаточных колонок в контейнере хранения нефтепродуктов, выполненном как единое заводское изделие; передвижной – с размещением емкости и топливораздаточной колонки на автомобильном шасси, прицепе, полуприцепе, выполненных как единое заводское изделие. 
Таким образом, вам не нужны никакие разрешения от гос. органов. Для установки данной емкости вам необходимо соблюдать требования указанного ГОСТа, и указанная емкость не будет считаться малой автозаправочной станцией. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Жангали Динмухамед
Вопрос от: Гульнара

 Добрый день! Вопрос 1. При импорте текстиля в РК из Узбекистана надо ли платить налог? Вопрос 2. Нужна будет регистрация ИП или ТОО? Спасибо.

Ответ: Уважаемая, Гульнара!
Обращаем Ваше внимание на то, что Узбекистан не входит в Евразийский экономический союз.
1. Подлежат ли налогообложению товары из Узбекистана и на каких условиях?
Согласно статье 74 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года № 123-VI «О таможенном регулировании в Республике Казахстан», (далее - Таможенный кодекс) к таможенным платежам, налогам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза;
3) таможенные сборы и т.д.
Согласно статье 157 Таможенного кодекса при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин возникает у перевозчика с момента пересечения товарами таможенной границы Евразийского экономического союза. Согласно этим статьям Вам, нужно будет уплатить: а) ввозные таможенные пошлины, б) налог на добавленную стоимость и в) таможенные сборы. Далее Вы можете ознакомиться с подробностями обязательных выплат.
В комментарии к Единому таможенному тарифу Евразийского экономического союза прописано определение ввозных таможенных пошлин. В приложении написано, что единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.  Так как Вы не указали, какой именно вид текстиля Вы собираетесь ввозить на территорию Республики Казахстан, мы не можем Вам назвать точный код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. 
Согласно статье 422 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», ставка налога на добавленную стоимость составляет 12 процентов и применяется к размеру облагаемого импорта.”  На основании этой статьи, Вы должны будете еще заплатить налог в размере 12 процентов на добавленную стоимость.  
Согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 5 апреля 2018 года № 171 "Об утверждении ставок таможенных сборов, взимаемых органами государственных доходов", таможенный сбор за таможенное декларирование товаров составляет 20 000 тенге за декларацию на товары по состоянию на февраль 2019 года. 
2. Нужна ли регистрация ИП или ТОО для осуществления импорта из Узбекистана?
Так как мы предполагаем, что Вы собираетесь заниматься предпринимательской деятельностью на постоянной основе, мы рекомендуем Вам зарегистрировать Товарищество с ограниченной ответственностью (далее - ТОО). Это позволит Вам избежать лишней дополнительной нагрузки по декларированию налогов. Также в ТОО у Вас будет ограничение ответственности в пределах уставного капитала.


Вопрос от: Ольга

Здравствуйте! Вопрос по Постановлению Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 703 "Об утверждении Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях". В соответствии с данным постановлением прошу Вас пояснить, должна ли некоммерческая организация -  ТОО, ПК, ИП и др. добавить в фирменный бланк своей организации Государственный Герб РК, согласно Приложениям к данным правилам. Это обязательно? В каких случаях не обязательно добавлять Государственный Герб РК в фирменный бланк компании? Спасибо.

Ответ: Обязанность размещать изображение Государственного Герба Республики Казахстан (далее - Герб РК) зависит от того, государственная организация или негосударственная. Назначение организации (коммерческая или некоммерческая) не играют роли в вопросе документирования.

Конституционный закон Республики Казахстан (далее - РК) от 4 июня 2007 года № 258-III "О государственных символах Республики Казахстан” запрещает использование изображения Герба РК на бланках, печатях и других реквизитах негосударственных организаций и их должностных лиц.

Согласно Постановлению Правительства РК от 31 октября 2018 года № 703 "Об утверждении Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях” Герб РК должен быть изображен на бланке документа государственной организации в соответствии с законодательством РК о государственных символах РК. Перечень государственных организаций, которые обязаны размещать Герб РК на своих бланках, указан встатье 6 Конституционного Закона РК "О государственных символах Республики Казахстан”. Согласно вышеуказанной статье, Президент РК, его Администрация, Парламент, его палаты и их аппараты, Бюро палат Парламента РК, Правительство и Канцелярия Премьер-Министра, министерства, государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту РК, их ведомства и территориальные подразделения, Конституционный Совет РК, Верховный Суд и местные суды РК, соединения, воинские части, подразделения и учреждения Вооруженных Сил, другие войска и воинские формирования, местные представительные, исполнительные органы и иные государственные организации обязаны размещать изображение Герба РК на своих бланках.
Данный перечень является исчерпывающим, то есть другие организации не вправе размещатьизображение Герба РК на своих бланках.
Вопрос от: Евгений

Произошла смена директора ТОО на основании решения единственного учредителя. При приеме документации и инвентаризации выявлен факт снятия наличных с расчетного счета и отсутствие отчетных бух и фин документов. Как правильно предъявить отчет, объяснения и уволить вообще из компании?

Ответ: Здравствуйте, Евгений!
Мы презюмируем, что директор является членом исполнительного органа Товарищества с ограниченной ответственностью (далее - ТОО).
Член исполнительного органа несет гражданско-правовую ответственность согласно пункту 3 статьи 52 Закона Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». Согласно данной статье, члены исполнительного органа товарищества с ограниченной ответственностью могут быть привлечены к ответственности по требованию любого из участников товарищества по возмещению убытков, причиненных ими товариществу. При этом они отвечают солидарно за убытки, вызванные совместным осуществлением ими ненадлежащего управления товариществом. Следовательно, мы рекомендуем Вам подать исковое заявление в суд о возмещении убытков.
Директор ТОО подлежит административной ответственности в соответствии со статьей 238 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V. Согласно указанной статье неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение физическими и должностными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, совершенное в виде:
1) уклонения от ведения бухгалтерского учета, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния;
2) составления искаженной финансовой отчетности, сокрытия данных, подлежащих отражению в бухгалтерском учете, а равно уничтожения бухгалтерской документации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния;
влекут штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
Также, мы предполагаем, что в действиях Директора ТОО могут быть признаки уголовного правонарушения, в соответствии со статьей 189 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V (Присвоение или растрата вверенного чужого имущества).
В соответствии с вышеизложенным, мы рекомендуем Вам провести финансовый аудит и по его результатам, в случае выявления признаков административного либо уголовного правонарушения, обратиться в правоохранительные органы.
Вопрос от: Макпал

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как директору ТОО взыскать заработную плату, если он сам является учредителем единственным? Все имущество продается за копейки на торгах налоговым органом.


Ответ: Здравствуйте, Макпал.
В вашем случае, при ликвидации ТОО, существует определенная очередность распределения имущественной массы ТОО в отношении всех кредиторов. Директор ТОО, являясь единственным учредителем, состоит в трудовых отношениях с ТОО и получает заработную плату по трудовому договору.
В соответствии со ст.100 Закона РК «О реабилитации и банкротстве» существует 5 очередей распределения имущественной массы между кредиторами. Так согласно п.2 В первую очередь удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью; по взысканию алиментов; по оплате труда и выплате компенсаций лицам, работавшим по трудовому договору. Следовательно, Директор ТОО имеет первоочередное право на получение заработной платы. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Изимгалиева Асель
Вопрос от: Дастан

 

Добрый день! Согласно Закону об электроэнергетике со всеми изменениями и дополнениями, электрические сети находятся на балансе государственных юридических лиц и передаются в доверительное управление или безвозмездное пользование энергопередающим организациям. Вопрос: Куда отнести затраты на их содержание? Спасибо.

 

Ответ: Уважаемый Дастан,

 

Исходя из данной Вами информации, мы выделили следующие вопросы:
1.Куда относятся затраты на содержание объекта, переданного в доверительное управление?
Согласно пункту 2 статьи 189 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) от 1994 года понесенные третьим лицом расходы на содержание чужого имущества подлежат возмещению собственником, если иное не предусмотрено договором. Следовательно, расходы на содержание электрических сетей, переданных по договору, должны отражаться на балансе Вашей компании.
2.Можно ли отнести такие затраты на налоговый вычет?
Вы можете отнести затраты на содержание такого имущества на налоговый вычет согласно пункту 2 статьи 243 Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)».
3.Какова процедура бухгалтерского учета затрат на содержание электрических сетей?
Мы предполагаем, что Вы говорите о региональной электросетевой компании (далее - РЭК) или энергопередающей организации (далее - ЭПО). Определение принципов ведения, порядка организации и осуществления РЭКами и ЭПО раздельного учета доходов и затрат по видам оказываемых услуг для установления экономически обоснованного уровня тарифа регулируется Правилами ведения раздельного учета доходов и затрат в региональных электросетевых компаниях и энергопередающих организациях (далее - Правила). Данные Правила и Приложения к ним подробно описывают процедуру отнесения затрат на расходы. 
В случае, если Вы говорите о субъекте естественной монополии, оказывающей услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети, то мы рекомендуем Вам ознакомиться с Правилами ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети и другие услуги, специально предусмотренными для таких субъектов.
Обращаем Ваше внимание на то, что данный вопрос не относится к компетенции юристов, в связи с чем рекомендуем Вам обратиться к профессиональным аудиторам за более подробной консультацией.

 

Вопрос от: Алибек

Здравствуйте! Хочу закрыть к/х, но на к/х есть имущество (недвижимость), перейдет ли она мне после закрытия и что для этого надо делать. Спасибо.

Ответ: Здравствуйте, Алибек! 
Согласно пункту 1 статьи 46 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан № 375-V от 29 октября 2015 года имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если договором между ними не установлено иное.
Если крестьянское хозяйство принадлежит его членам на праве совместной собственности, порядок раздела будет регулироваться статьей 221 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (далее - ГК РК). Согласно 1 пункту вышеуказанной статьи, раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них, может быть осуществлен при условии определения доли каждого из участников в праве на общее имущество. Согласно пункту 3 статьи 218 ГК РК определить долю, а также произвести выдел самой доли можно по соглашению сторон либо в судебном порядке. После определения, выдел доли производится либо в натуре, либо в денежном выражении. 
Если отношения участников крестьянского хозяйства регулируются соглашением, согласно пункту 3 статьи 49 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан № 375-V от 29 октября 2015 года имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между его участниками по соглашению между ними.
Согласно статье 225 ГК РК при прекращении крестьянского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным основаниям общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным статьями 218 и 221 ГК РК.