Категории вопросов
|
Ответы на вопросы
Страховое право
Вопрос от: Шамуханов Арлан
Здравствуйте мною было совершено ДТП в начале декабря 2022 года где я был виновником Дтп, Вину признал сразу. Страховка выплатила сумму потерпевшему. Прошел суд. Я заплатил штраф дело закрыли. И вот теперь прошло 4 месяца, потерпевший собирается подать на меня в суд за потерю товарного вида авто. Машина 2017 года выпуска, брали они ее с автосалона. Как быть? Смогут ли они выйграть суд? ![]() Таким образом, возмещение страховщиком (страховой компанией) стоимости утраченного товарного вида автомобиля не предусмотрено.
В этой связи заявление потерпевшим требования к Вам о возмещении стоимости утраченного товарного вида автомобиля правомерно.
При этом истец (потерпевший) обязан доказать в суде его размер.
Вопрос от: Виталий
Здравствуйте, в феврале 2022 года произошло ДТП, Трактор не уступил встречный транспорт, он признан виновным. После суда пошел в страховую компанию за оценкой ущерба, оценили в максималку 600мрп, на что в страховой я заявил что этих денег не достаточно для ремонта, мне ответили что больше мы дать не можем, держите бумаги подпишите и получите деньги, написал что не согласен расписался. Через неделю позвонили сказали что они ошиблись и могут выплатить максимум только 1млн. В течении 15 дней выплатили этот 1млн минус комиссию. После пошли к адвокату и независимому оценщику, оценили ущерб в 2,9 млн тенге, подали в суд, суд одобрил сумму, после виновник ДТП подал апелляцию, с тем что он не согласен с суммой, второй суд выиграл виновник дтп, больше 1 млн нам не собирались отдавать. Подали заново, сейчас прошел третий суд, где судья сказал что выплатят остаток от максимальной страховой выплаты, на данный момент где то 800 тыс, общее 1.8млн. Чего не хватает на ремонт даже при условии что запчасти были куплены Б\У. Судья сказал что не нужно было брать деньги со страховой, тем самым я якобы согласился с суммой ущерба, и должен сам теперь ремонтировать машину за свой счёт. Вопрос законно ли это и что вообще делать дальше в такой ситуации. Попался плохой адвокат или у нас такие хорошие законы? ![]() 1. Правомерно ли решение судьи о выплате остатка от максимальной страховой выплаты по причине того, что Вы, якобы, согласились с сумой ущерба?
К сожалению да, решение суда, а также мнение судьи касательно Вашей ситуации – правомерны. Вероятнее всего, он сослался на такой документ, как Нормативное постановление Верховного Суда РК «О судебной практике по спорам, вытекающим из договоров страхования» от 6 октября 2017 года № 8. Согласно пункту 18 этого постановления, при несогласии с результатом размера вреда, определенного страховщиком, потерпевший имеет право оспорить его в суде путем как предъявления отдельного иска о признании недействительными результатов оценки размера вреда, так и в ходе рассмотрения иска о взыскании страховой выплаты со страховой компании. Поскольку Вы приняли страховую выплату в размере 1 млн. тенге, и, тем самым, изъявили своё согласие с изначальной оценкой ущерба, то вы лишаетесь указанных ранее прав по оспариванию.
2. Что можно предпринять далее?
Мы, к сожалению, не можем дать Вам конкретные инструкции, каким образом можно получить дополнительные средства на ремонт Вашей собственности, однако, можем утверждать, что Вы более не вправе подать исковое заявление в суд с тем же участником (виновным), по тому же предмету (возмещение убытков) и по тем же основаниям. Подпункт 2 пункта 1 статьи 151 Гражданского процессуального кодекса РК не допускает этого. Другими словами, если в Вашем иске будет содержаться то же обоснование Ваших требований по возмещению ущерба, как и в предыдущий раз, то суд попросту не примет Ваш иск. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Сактапбергенов Алиби
Вопрос от: Виталий
Здравствуйте. Страховая компания отказала в выплате ссылаясь на то что Авто эксплуатируется в такси. Есть ли в законодательных актах такая причина и не ущемлены мои права? ![]() В данном случае, страховая организация могла отказать в страховой выплате, если были нарушены условия договора страхования. А по ГК РК (ст.839) основаниями для отказа страховой организации (страховщика) в осуществлении страховой выплаты застрахованному клиенту (страхователю) может быть: - умышленное непринятие страхователем мер по уменьшению убытков от страхового случая; - отказ страхователя от своего права требования к лицу, ответственному за наступление страхового случая, а также отказ передать страховщику документы, необходимые для перехода к страховщику права требования; - сообщение страхователем страховщику заведомо ложных сведений об объекте страхования, страховом риске, страховом случае и его последствиях и иные случаи, предусмотренные законодательными актами или же условиями договора.
Что делать, если в договоре сторон не указаны такие условия, и при этом отказывают в страховой выплате.
Если по договору страховая организация обязана произвести страховую выплату, но она не делает этого, или страховщик ссылается на пункты договора страхования, которые не соответствуют действующему законодательству, это можно оспорить.
-Выясните официальную причину отказа в страховой выплате. Для этого запросите у страховщика письменный отказ, в котором должны быть указаны ссылки на законодательство или условия договора.
-Обратитесь к независимым экспертам, чтобы получить их заключение. Его в дальнейшем нужно будет передать в суд вместе с исковым заявлением.
-Попробуйте урегулировать вопрос в мирном порядке. Отправьте на имя руководителя страховой организации письмо-претензию, где будут указаны ваши требования и ссылки на законодательство. Такое письмо составляется в двух экземплярах, один из которых необходимо вручить лично представителю страховой организации, а второй с обязательным входящим номером - оставить у себя. Страховая организация имеет право дать ответ в течение 15 рабочих дней. Если ответ на ваше письмо не был получен, следует обратиться к страховому омбудсману (независимому в своей деятельности эксперту), к финрегулятору и далее - в суд. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Асанова Акбота
Вопрос от: Даниил
Добрый день! У меня такой случай, попал в ДТП где я виноват, решил оформиться по страховке т.к. машина потерпевшего была новая (на гарантии) и дилеры оценили на сумму 330 тыс., в постановлении суда я признал вину, оплатил штраф, через 10 дней потерпевшему пришла выплата по страховому случаю 130 тыс. Вопрос - может ли потерпевший подать на перерасчет выплаты по страховому случаю? и обязан ли я оплатить остальную сумму? ![]() Приводим выдержки из него.
Определение размера вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется страховщиком в соответствии с Правилами определения размера вреда в течение десяти рабочих дней на основании заявления об определении размера вреда, причиненного имуществу. Потерпевший (выгодоприобретатель), транспортному средству которого причинен вред, со дня подачи им или страхователем (застрахованным) заявления об определении размера вреда, причиненного имуществу, сохраняет поврежденное имущество в таком состоянии, в какое оно пришло в результате транспортного происшествия, и предоставляет возможность страховщику произвести осмотр поврежденного имущества. И только в случае, если страховщиком в установленный срок не организован расчет размера вреда, потерпевший (выгодоприобретатель) вправе самостоятельно обратиться к услугам оценочной организации и начать восстановительные работы (утилизацию) поврежденного транспортного средства. При этом результаты определения оценочной организацией размера вреда, причиненного транспортному средству, принимаются страховщиком для осуществления страховой выплаты. Согласно пункту 11 Правил определения размера вреда, потерпевший (выгодоприобретатель) или их представитель в течение трех рабочих дней со дня получения отчета о размере вреда делает в нем отметку о согласии либо несогласии с результатами проведенного расчета размера вреда. При несогласии с результатом определенного страховщиком размера вреда потерпевший (выгодоприобретатель) вправе оспорить его в суде путем предъявления отдельного иска о признании недействительными результатов оценки размера вреда, либо в ходе рассмотрения требований о взыскании страховой выплаты. При возникновении такого спора с целью исключить необоснованное назначение судебной экспертизы суд проверяет соблюдение страховщиком требований, содержащихся в Правилах определения размера вреда, при необходимости привлекает специалиста к делу.
Обязанность лица, застраховавшего свою ответственность, возместить разницу между страховой суммой и фактическим размером ущерба в соответствии со статьей 924 ГК возникает лишь в случае недостаточности страховой суммы для полного возмещения причиненного вреда. В соответствии со статьей 24 Закона о страховании ответственности владельцев транспортных средств, предельный объем ответственности страховщика по одному страховому случаю за вред, причиненный имуществу потерпевшего, определяется в пределах размера причиненного вреда, но не более шестисот МРП. В связи с указанным статья 924 ГК применяется в случае, если размер причиненного имуществу ущерба превышает шестьсот МРП. При этом, - указывается в постановлении, определение фактического размера ущерба с учетом износа автомобиля соответствует требованиям статьи 9 ГК и позволяет потерпевшему восстановить свое нарушенное право в полном объеме путем приведения имущества в прежнее состояние, и в то же время исключает возможность неосновательного обогащения с его стороны.
Вопрос от: Даниил
Добрый день! У меня такой случай, попал в ДТП где я виноват, решил оформиться по страховке т.к. машина потерпевшего была новая (на гарантии) и дилеры оценили на сумму 330 тыс., в постановлении суда я признал вину, оплатил штраф, через 10 дней потерпевшему пришла выплата по страховому случаю 130 тыс. Вопрос - может ли потерпевший подать на перерасчет выплаты по страховому случаю? и обязан ли я оплатить остальную сумму? ![]() Приводим выдержки из него.
Определение размера вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется страховщиком в соответствии с Правилами определения размера вреда в течение десяти рабочих дней на основании заявления об определении размера вреда, причиненного имуществу. Потерпевший (выгодоприобретатель), транспортному средству которого причинен вред, со дня подачи им или страхователем (застрахованным) заявления об определении размера вреда, причиненного имуществу, сохраняет поврежденное имущество в таком состоянии, в какое оно пришло в результате транспортного происшествия, и предоставляет возможность страховщику произвести осмотр поврежденного имущества. И только в случае, если страховщиком в установленный срок не организован расчет размера вреда, потерпевший (выгодоприобретатель) вправе самостоятельно обратиться к услугам оценочной организации и начать восстановительные работы (утилизацию) поврежденного транспортного средства. При этом результаты определения оценочной организацией размера вреда, причиненного транспортному средству, принимаются страховщиком для осуществления страховой выплаты. Согласно пункту 11 Правил определения размера вреда, потерпевший (выгодоприобретатель) или их представитель в течение трех рабочих дней со дня получения отчета о размере вреда делает в нем отметку о согласии либо несогласии с результатами проведенного расчета размера вреда. При несогласии с результатом определенного страховщиком размера вреда потерпевший (выгодоприобретатель) вправе оспорить его в суде путем предъявления отдельного иска о признании недействительными результатов оценки размера вреда, либо в ходе рассмотрения требований о взыскании страховой выплаты. При возникновении такого спора с целью исключить необоснованное назначение судебной экспертизы суд проверяет соблюдение страховщиком требований, содержащихся в Правилах определения размера вреда, при необходимости привлекает специалиста к делу.
Обязанность лица, застраховавшего свою ответственность, возместить разницу между страховой суммой и фактическим размером ущерба в соответствии со статьей 924 ГК возникает лишь в случае недостаточности страховой суммы для полного возмещения причиненного вреда. В соответствии со статьей 24 Закона о страховании ответственности владельцев транспортных средств, предельный объем ответственности страховщика по одному страховому случаю за вред, причиненный имуществу потерпевшего, определяется в пределах размера причиненного вреда, но не более шестисот МРП. В связи с указанным статья 924 ГК применяется в случае, если размер причиненного имуществу ущерба превышает шестьсот МРП. При этом, - указывается в постановлении, определение фактического размера ущерба с учетом износа автомобиля соответствует требованиям статьи 9 ГК и позволяет потерпевшему восстановить свое нарушенное право в полном объеме путем приведения имущества в прежнее состояние, и в то же время исключает возможность неосновательного обогащения с его стороны.
Вопрос от: Глеб
Здравствуйте. Согласно Закона транспортное средство с ДВС с конструктивной скоростью не более 50 км/ч и рабочим объемом двигателя менее 50 куб.см. не требует обязательной постановки на учет, классифицируется как тип "L1" и не требует получения водительской категории для управления, а с точки зрения ПДД считается мопедом. Первый вопрос: что является документом, доказывающим (в споре с сотрудником полиции) что ТС соответствует категории L1 (если у сотрудника есть сомнения по поводу рабочего объема! ДВС или максимальной конструктивной скорости), если оно по определению не подлежит обязательной регистрации, а следовательно не требует получения каких-либо подтверждающих государственных документов установленного образца? Второй вопрос: если провести "необязательную" регистрацию этого ТС, в результате которой владелец получает карточку-техпаспорт и номер гос. регистрации, значит ли это, что эксплуатация ТС с этого момента требует страхования ОГПО, как и другие подлежащие регистрации виды ТС? Третий вопрос: если после регистрации ТС как L1 потребуется обязательное страхование ГПО, то каким образом можно его оформить, если для оформления полиса требуют предъявить водительское удостоверение, а владелец ТС по закону не обязан получать водительское удостоверение для управления ТС класса L1? ![]() Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующие вопросы:
1. Что является документом, доказывающим, что транспортное средство соответствует категории L1?
2. Если провести «необязательную» регистрацию транспортного средства, в результате которой владелец получает карточку-техпаспорт и номер государственной регистрации, значит ли это, что эксплуатация ТС с этого момента требует обязательного страхования ответственности автовладельцев?
1. Что является документом, доказывающим, что транспортное средство соответствует категории L1?
Мы полагаем, что законодательством не предусмотрены подтверждающие документы на транспортные средства категории L1. Однако, мы полагаем, что в данном случае Вам, согласно п.8 Технического регламента таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», следует оформить одобрение типа транспортного средства как документ, удостоверяющий соответствие требованиям технического регламента, подтверждающего соответствие транспортного средства к категории L1. Для оформления одобрения типа транспортного средства, Вам необходимо будет также оформить общие характеристики транспортного средства, перечень документов, явившихся основанием для оформления одобрения типа транспортного средства и описание маркировки транспортного средства как приложения к одобрению типа транспортного средства, т.к. одобрение типа транспортного средства без приложений недействительно.
Также, для подтверждения соответствия характеристик транспортного средства категории L1 Вы можете оформить технический документ (паспорт транспортного средства, паспорт изделия, приемо-сдаточный акт) на Ваше транспортное средство для установления соответствия транспортного средства его техническим параметрам.
2. Если провести «необязательную» регистрацию транспортного средства в результате которой владелец получает карточку-техпаспорт и номер государственной регистрации, значит ли это, что эксплуатация ТС с этого момента требует страхования обязательного страхование ответственности автовладельцев?
Согласно пп.2 п.1 ст.64 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 2014 года № 194-V «О дорожном движении», государственной регистрации в уполномоченном органе подлежат мотоциклы, трициклы, квадроциклы и мопеды с максимальной конструктивной скоростью более пятидесяти километров в час. Следовательно, в данном случае Ваше транспортное средство не подлежит государственной регистрации.
Согласно пп.1 п.1 ст.5 Закона Республики Казахстан от 1 июля 2003 года № 446-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», обязательному страхованию подлежит мототранспорт и прицепы (полуприцепы) к ним, зарегистрированных в подразделениях уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения. Однако, согласно п.6 ст.19 Закона, к мототранспорту относятся мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства исключительно с «А» классификацией. Следовательно, мы полагаем, что Ваше транспортное средство не подлежит государственной регистрации и обязательному страхованию.
Таким образом, мы полагаем, что в качестве подтверждающих документов Вам следует использовать общие характеристики технического регламента Таможенного союза, либо оформить технический документ транспортного средства. Также, мы полагаем, что в данном случае Ваш транспорт не подлежит государственной регистрации и обязательному страхованию.
Также, в случае, если Вам понадобится квалифицированная юридическая помощь в подготовке документов, мы рекомендуем Вам обратиться в Юридическую Клинику Университета КИМЭП, e-mail: legal.clinic@kimep.kz, телефон +7 (727) 237 47 57.
Вопрос от: Вадим
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, я попал в ДТП, ударили мою припаркованную машину, после виновник скрылся с место ДТП, спустя час приехал виновник, виновник покроет мне ущерб машины через страховую компанию или же моя же страховая компания покроет расходы на ремонт? ![]() Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:
1)Признаётся ли подобная авария дорожно-транспортным происшествием и покрывается ли она полисом ОСГПО?
Хотим отметить, что согласно Закону Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», полис ОСГПО- это обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Другими словами, каждый автовладелец при покупке автомобиля обязан оформить соответствующую страховку. И для того, чтобы получить возмещение по полису ОСГПО должен произойти страховой случай. Согласно ст.1 Закона Республики «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», страховой случай - это событие, с наступлением которого договор страхования предусматривает осуществление страховой выплаты. А эксплуатация автомобиля — это не только передвижение на нём по дороге, но и все сопутствующие действия. Поэтому выплату по страховке страховая компания виновника в любом случае должна будет Вам произвести. И неважно на парковке он въехал в машину, или на улице. Самое главное, чтобы у виновника был страховой полис.
2)Кто будет заниматься разбором происшествия?
Происшествие на парковке (тротуарной или закрытого типа) будет считаться ДТП. Вы должны незамедлительно сообщить о происшествии позвонив в 102.
Следовательно, дело дорожной полиции — приехать на место ДТП и сформировать материал: составить схему ДТП, протокол и передать их в районное управление. После чего дело отправляется в административную группу.
Также, нужно узнать у виновника, где он застрахован, и написать заявление в его страховую компанию. Крайний срок подачи заявления - 3 дня после того, как будет вынесено решение. Хотя в страховой компании вам могут сказать, что заявление нужно подавать в течение трех дней после аварии. Чтобы избежать ненужных проблем, лучше всего подать заявление как можно раньше.
Если повреждения транспортных средств незначительны и Вы были ДТП готовы урегулировать инцидент на месте, а лицо, нарушившее ПДД, готово возместить ущерб, то следует помнить, что если договориться и покинуть место ДТП, а виновное лицо не выполнит своих обязательств, то при повторном обращении в полицию, права управления транспортом лишаются все участники ДТП. Но при установлении виновного лица, страховое возмещение потерпевший все равно получит. Однако только в том случае, как уже упомянулось выше, если у виновного лица есть действующий договор страхования. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете
Вопрос от: Руслан
После совершения ДТП во время дождя произошло столкновение, в котором я признан виновным. Страховая выплатила пострадавшему сумму необходимую для восстановления авто. Теперь пострадавший подаёт иск на компенсацию затрат на такси и общественный транспорт. Сумма 42тыс. Ссылка на п.1 ст.917 ГК РК. Законно ли требование пострадавшего? И как выглядит это в теории и практике? ![]() Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующий вопрос:
Законно ли требование пострадавшего при ДТП по возмещению расходов на такси и общественный транспорт?
Согласно п.1 ст.917 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года №409-I (далее - «ГК РК»), вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме. Мы полагаем, что вследствие дорожно-транспортного происшествия (далее - «ДТП») автомобиль другой стороны пострадал и пострадавшему пришлось передвигаться на такси и общественном транспорте. Затраты пострадавшей стороны могли составить 42 тысячи тенге.
Однако, согласно пп.4 п.1 ст.149 Гражданского процессуального кодекса от 31 октября 2015 года №377-V, пострадавшая сторона должна приложить к исковому заявлению документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основывает свои требования. Следовательно, пострадавшая сторона обязана доказать точную сумму вреда и причинно-следственную связь.
Мы полагаем, что, так как Вы были признаны виновным в ДТП, требование пострадавшей стороны по возмещению расходов на такси и общественный транспорт из-за ремонта автомобиля является правомерным. Однако пострадавшая сторона должна приложить необходимые доказательства о затратах на транспорт.
Вопрос от: Мария
Здравствуйте. Произошло ДТП. В машине ни нашей ни потерпевших водителя не было. Сработал автозапуск. Кто может на нас подать в суд? Только хозяин? Или тот кто управляет по страховке тоже имеет на это право? ![]() В этой связи, если лицо, вписанное в страховые документы в качестве застрахованного, не является собственником поврежденного по Вашей вине автомобиля, оно не вправе предъявлять к Вам имущественные претензии и требования.
Вопрос от: Нина
Здравствуйте. Недавно в ДТП погиб мой отец (лобовое столкновение), работал на фирме водителем дальнобойщиком. Ответьте пожалуйста, папа застрахован должен был или транспорт фирмы? Мы имеем право на выплату страховки в результате дтп повлёкшую за собой смерть? ![]() Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:
1)Должна ли компания страховать своих работников или свое транспортное средство?
2)Имеют ли право на страховые выплаты родственники?
1. Если лицо погибло при исполнении трудовых обязанностей, то страховую выплату они должны получить. Требование о страховой выплате к страховщику предъявляется страхователем (работодателем) или иным лицом, являющимся выгодоприобретателем, в письменной форме.
В данном случае выгодоприобретателем является пострадавший работник (в случае его смерти - лицо, имеющее согласно законам Республики Казахстан право на возмещение вреда в связи со смертью работника), а также страхователь или иное лицо, возместившие выгодоприобретателю причиненный вред в пределах объема ответственности страховщика, установленного настоящим Законом, и получившие право на страховую выплату.
В случае смерти пострадавшего работника лицу, осуществившему его погребение, возмещаются расходы на погребение в размере 100 МРП. Если размер страховой выплаты (страховых выплат) и (или) расходов на погребение превышает размер страховой суммы, установленной договором ОСМС, разница уплачивается страховщику за счет страхователя.
Договор страхования ОСМС заключается работодателем.
2. Если вдруг с работником произойдет несчастный случай, связанный со смертью работника, то в данном случае, работодатель заключает договор аннуитета с компанией по страхованию жизни. Она, в свою очередь, должна выставить компании по общему страхованию счет, согласно которого последняя обязана выплатить ей страховую выплату в размере, равном размеру страховой премии по договору аннуитета. И перечисленная от работодателя премия отправляется в компанию по страхованию жизни с тем, чтобы затем равными аннуитетными долями в течение года быть выданной его родственникам.
Под родственниками понимаются лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка.
К родственникам по прямой линии относятся: прадед (прабабка); дед (бабка); отец (мать); сын (дочь); внук (внучка); правнук (правнучка); братья и сестры. Эти родственники относятся к близким родственникам.
К родственникам по боковой линии относятся дяди (тети), племянники (племянницы).
Также может быть, когда в оговариваемом страховом отношении участвуют и страхователь и застрахованный, однако, получателем выплаты выступает иное третье лицо - выгодоприобретатель.
Выгодоприобретателем- может быть любое лицо, по соглашению сторон. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Салихов Рашидин |