+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Трудовое право
Вопрос от: Ермек

Возможно ли выйти на пенсию, если проработал в полиции 10 лет и ушел по собственному желанию?


Ответ: Здравствуйте, Ермек!
Согласно ст.64 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»: «1. Право на пенсионные выплаты за выслугу лет имеют военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы:
1) имеющие выслугу на воинской службе, службе в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службе не менее двадцати пяти лет и достигшие установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на службе при увольнении со службы;
2) имеющие выслугу на воинской службе, службе в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службе не менее двадцати пяти лет, уволенные по сокращению штатов или собственному желанию или состоянию здоровья;
3) имеющие общий трудовой стаж двадцать пять и более лет, из которых не менее двенадцати лет и шести месяцев составляют непрерывная воинская служба, служба в специальных государственных и правоохранительных органах, государственная фельдъегерская служба, и уволенные по достижении установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на воинской службе, службе в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службе либо по сокращению штатов или состоянию здоровья». 
Таким образом, ваш случай не подходит под условия, указанные выше, так как нужен стаж не менее 25-и лет либо 12 лет и 6 месяцев непрерывный службы. Вы претендуете только на пенсионные выплаты по возрасту. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Изимгалиева Асель
Вопрос от: Ермек

Возможно ли выйти на пенсию, если проработал в полиции 10 лет и ушел по собственному желанию?


Ответ: Здравствуйте, Ермек!
Согласно ст.64 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»: «1. Право на пенсионные выплаты за выслугу лет имеют военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы:
1) имеющие выслугу на воинской службе, службе в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службе не менее двадцати пяти лет и достигшие установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на службе при увольнении со службы;
2) имеющие выслугу на воинской службе, службе в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службе не менее двадцати пяти лет, уволенные по сокращению штатов или собственному желанию или состоянию здоровья;
3) имеющие общий трудовой стаж двадцать пять и более лет, из которых не менее двенадцати лет и шести месяцев составляют непрерывная воинская служба, служба в специальных государственных и правоохранительных органах, государственная фельдъегерская служба, и уволенные по достижении установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на воинской службе, службе в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службе либо по сокращению штатов или состоянию здоровья». 
Таким образом, ваш случай не подходит под условия, указанные выше, так как нужен стаж не менее 25-и лет либо 12 лет и 6 месяцев непрерывный службы. Вы претендуете только на пенсионные выплаты по возрасту. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Изимгалиева Асель
Вопрос от: Алишер

Добрый день! Согласно п.1 ст.159 Трудового кодекса РК, индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии - судами, за исключением субъектов малого предпринимательства и руководителей исполнительного органа юридического лица. Однако, в Трудовом кодексе РК не определена обязанность Работодателя по созданию согласительной комиссии. Привлечение к ответственности Работодателя за отсутствие согласительной комиссии законом не предусмотрено. В связи с чем, в большинстве организаций среднего и крупного бизнеса отсутствуют согласительные комиссии, что, соответственно, делает невозможным обращение в согласительную комиссию в рамках досудебного урегулирования индивидуального трудового спора. Между тем, бывают случаи, когда Работодатель не создает согласительную комиссию даже при наличии заявления от Работника о создании такой комиссии. Учитывая изложенное, возникает вопрос. Можно ли обращаться в суд с соответствующим иском, минуя согласительную комиссию в виду ее отcутствия в организации? Будет ли в этом случае суд рассматривать возникший трудовой спор? Заранее спасибо за ответ.

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 159 Трудового кодекса Республики Казахстан индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии - судами, за исключением субъектов малого предпринимательства и руководителей исполнительного органа юридического лица.
Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более ста человек и среднегодовым доходом не свыше 757 500 000 тенге согласно статье 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.
Следовательно, работники таких юридических лиц (или ИП) могут обращаться непосредственно в суд за разрешением трудового спора. Субъекты среднего и крупного предпринимательства при получении заявления от работника должны создать согласительную комиссию в обязательном порядке.
Обращаем Ваше внимание на то, что течение срока обращения по рассмотрению индивидуальных трудовых споров приостанавливается в случае отсутствия согласительной комиссии до ее создания согласно пункту 2 статьи 160 Трудового кодекса Республики Казахстан.
Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан осуществляют государственные инспекторы труда согласно пункту 1 статьи 191 Трудового кодекса Республики Казахстан. Они имеют право беспрепятственно посещать организации и предприятия в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства Республики Казахстан, запрашивать и получать от работодателей, работников (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения возложенных на них функций, а также выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания, заключения, а также составлять протоколы и постановления об административных правонарушениях, налагать административные взыскания. 
Следовательно, в случае, если Вы работаете в субъекте малого предпринимательства, Вы имеете право подать иск в суд напрямую, минуя процедуру согласительной комиссии. В случае, если Вы работаете в субъекте среднего или крупного предпринимательства и работодатель затягивает с созданием согласительной комиссии, мы рекомендуем Вам обратиться к государственным инспекторам труда.

Вопрос от: Жанар

Добрый день! Я подала иск на восстановление на прежней работе. Судебные заседания первой, второй инстанции состоялись, вынесено решение и постановление об отказе в исполнении моих исковых требований. Однако суды первой и второй инстанции не учли тот факт, что я не ознакомившись протоколом аттестационной комиссии и представлением аттестационной комиссии указанных в этих документах принятое решение аттестационной комиссии о моем увольнении. Я с протоколом представлением аттестационной комиссии ознакомилась после увольнения, то есть во время подготовки к судебному заседанию. Я все это указала в иске написанном суду первой инстанции и апелляционной жалобе, устно на судебном заседании говорила, но суды не приняли во внимание. Однако я подала частную жалобу согласно ст. 455 по вновь открывшимся обстоятельствам, скоро состоится судебное заседание. Если суд удовлетворит мою частную жалобу, то дальнейшие мои действия какие?

Ответ: Уважаемая Жанар!
Мы предполагаем, что судебное заседание, о котором Вы говорите, является судебным заседанием по рассмотрению заявления о пересмотре решения по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Согласно ст.463 Гражданского процессуального Кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V (далее - ГПК РК), суд, рассмотрев заявление, может удовлетворить заявление или отказать в пересмотре. Таким образом, если факты, о которых Вы говорите, будут признаны вновь открывшимися обстоятельствами, то суд отменит решение суда первой инстанции и назначит новое судебное рассмотрение в этом же суде. В случае решения в Вашу пользу, суд сможет восстановить Вас на работу на основании ст.161 Трудового Кодекса Республики Казахстан № 414-V.

Вопрос от: Алмагул

Добрый день. Скажите пожалуйста, у меня маленький ребенок (дата рождения 01.02.2018), я вышла на работу 03.01.2019 года. Режим работы у меня 8 часов с 9.00 до 18.30 с перерывом на обед с 13.00 до 14.30ч. Написала работодателю заявление на кормление ребенка, мне сделали приказ на 1 час. Правильно ли поступила компания сделав мне перерыв 1 час, в аналогичных компаниях перерыв 1,5 часа. Спасибо за ответ.

Ответ: Здравствуйте, Алмагул!
Согласно пункту 3 статьи 82 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее - ТК РК), женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет (в Вашем случае ребенку исполнится полтора года в августе), имеют право на дополнительные перерывы для кормления ребенка не реже, чем через каждые три часа работы (не менее 30 минут за каждый перерыв). При этом, согласно пункту 4 статьи 82 ТК РК, данные перерывы присоединяются к перерыву для отдыха и приема пищи либо суммируются и предоставляются в начале или конце рабочего дня (смены).
В соответствии с вышеуказанной статьей, мы полагаем, что работодатель правомерно предоставил Вам перерыв в 1 час.
Вопрос от: Станислав

Добрый день. 1. Хотим использовать переписку в электронном виде между сотрудниками компании средствами защищенного ПО для согласования командировок, приказов и т.д. Насколько это законно и как лучше реализовать процесс? 2. Если распечатать электронное согласование, имеет ли оно юридическую силу? Заранее спасибо за помощь. 


Ответ: Здравствуйте, Станислав!
Во-первых, согласно пп.12 п.5 Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях от 31 октября 2018 года № 703 электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи. 
Пункт 43 вышеуказанных Правил гласит, что электронный документ состоит из двух частей: содержательной и реквизитной. Содержательная часть электронного документа состоит из одного или нескольких файлов в следующих форматах:
1) PDF, PDF/A-1, TIFF, JPEG, JPG- графический формат;
2) RTF, DOCX - текстовый формат; 
3) XLS, XLSX - табличный формат;
4) PPT, PPTX - презентации;
5) RAR, ZIP - архивированный формат.
Содержательная часть электронного документа имеет следующие реквизиты:
1) официальное наименование организации отправителя;
2) справочные данные об организации (юридический адрес, телефон, факс, электронный адрес организации (при наличии));
3) наименование вида документа;
4) ссылку на регистрационный номер и дату входящего документа;
5) место составления или издания документа;
6) адресат;
7) гриф утверждения документа (при наличии);
8) заголовок к тексту (при наличии);
Реквизитная часть электронного документа формируется посредством составления электронной регистрационной контрольной карточки (далее – ЭРКК), в которой используются следующие реквизиты:
1) наименование вида документа;
2) регистрационный номер документа;
3) индекс номенклатуры дел;
4) название и версия программного обеспечения, при помощи которого создан документ;
5) электронная цифровая подпись;
6) характер вопроса;
7) количество листов основного документа и приложений;
8) наименование государственного органа-адресата;
9) наименование должности адресата (при наличии);
10) фамилия адресата (при наличии);
11) фамилия исполнителя;
12) номер телефона исполнителя;
13) отметка о контроле;
14) отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
15) отметка о наличии или отсутствии подлинника бумажного документа, бумажной копии электронного документа.
Во-вторых, в соответствии с п.62 (Параграфа 1. Порядок обработки входящих документов) указанных Правил, при поступлении электронного документа службой ДОУ проводится процедура проверки подлинности электронной цифровой подписи с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи и средств криптографической защиты информации, реализующих процесс формирования и проверки электронной цифровой подписи (средства электронной цифровой подписи), а также прошедших процедуру подтверждения соответствия в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования. 
Согласно п.63 (Параграфа 1. Порядок обработки входящих документов) Правил в случае выявления несоответствия электронной цифровой подписи после проведения процедуры проверки электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи (далее - отрицательный результат проверки подлинности электронной цифровой подписи), электронный документ считается неполученным, о чем получатель электронного документа направляет уведомление-квитанцию, являющееся электронным документом с отметкой "не принято", подписанное сотрудником службы ДОУ, с указанием причины неполучения документа.
При получении подтверждения (установления) подлинности электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи после проведения процедуры проверки электронной цифровой подписи (далее - положительный результат проверки подлинности, электронной цифровой подписи), электронный документ подлежит первичной обработке.
Пункт 2 Правил гласит, что организация, ведение и совершенствование системы документационного обеспечения управления, методическое руководство и контроль за соблюдением установленного уполномоченным органом в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления (далее – уполномоченный орган) порядка работы с документами в организации осуществляются структурным подразделением, на которое возложены функции по документационному обеспечению управления (далее – служба ДОУ). 
На основании п.64 (Параграфа 1. Порядок обработки входящих документов) Правил первичная обработка электронного документа включает проверку:
1) действительности регистрационных свидетельств электронной цифровой подписи и открытого ключа электронной цифровой подписи, с использованием которого был удостоверен электронный документ;
2) всех реквизитов электронного документа;
3) полномочий статуса всех лиц, с использованием электронной цифровой подписи которых удостоверен электронный документ.
Согласно п.73 (Параграфа 2. Порядок обработки исходящих документов) Правил обработку исходящих документов осуществляет служба ДОУ.
В соответствии с п.76 Правил перед отправкой электронного документа проверяется правильность его оформления (наличие обязательных реквизитов электронного документа), в том числе проводится процедура проверки электронной цифровой подписи, проверки положительного результата электронной цифровой подписи и регистрационных свидетельств.
Во-вторых, согласно пп.16 п.5 Правил бумажная копия электронного документа – документ на бумажном носителе, полученный посредством вывода информации (данных реквизитов) из электронного подлинника, имеющий полностью воспроизводящую информацию подлинного электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью, созданной с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, и все его реквизиты или часть их и заверенная лицом, обладающим полномочиями на заверение данного документа; 
Пункт 37 Правил гласит: бумажная копия электронного документа заверяется с указанием на то, что исходным документом является электронный документ и получен положительный результат процедуры проверки электронной цифровой подписи лица, удостоверившего электронный документ. Для заверения копии электронного документа на бумажном носителе и нанесения информации о результате проверки электронной цифровой подписи используется штамп (треугольной формы) с текстом "* * * Электрондық құжаттың көшірмесі дұрыс." (определен положительный результат процедуры проверки электронной цифровой подписи) и указанием полей для количества листов и подписи заверяющего лица.
Согласно п.38 Правил бумажная копия электронного документа содержит:
1) текст документа;
2) обязательную отметку "Копия электронного документа" с отражением результатов процедуры проверки электронной цифровой подписи лица, удостоверившего электронный документ;
3) наименование информационной системы, из которой он получен;
4) дату создания бумажной копии;
5) штамп с текстом "* * * Электрондық құжаттың көшірмесі дұрыс." (определен положительный результат процедуры проверки электронной цифровой подписи), количество листов и подпись заверителя.
Таким образом, для использования электронной переписки вам необходимо соблюдать вышеназванные требования. Для использования распечатанного согласования и для того, чтобы оно имело юридическую силу вам необходимо соблюдать требования к бумажной копии электронного документа.    

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Жангали Динмухамед
Вопрос от: Замзагуль

Добрый день! За какой период делается перерасчет ИПН, если работник предоставил справку об инвалидности (для льготы по ИПН) поздно?


Ответ: Здравствуйте, Замзагуль!
Согласно пп.2 п.1 ст.346 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – НК РК), работнику возвращается сумма до 882-кратного размера месячного расчетного показателя (далее – МРП) за календарный год на основании того, что такое лицо на дату применения настоящего подпункта является: инвалидом І, II или III групп.
Сумма стандартного налогового вычета при перерасчете индивидуального подходного налога (далее – ИПН) не должна превышать 882-кратного расчета МРП. Стандартные вычеты, предусмотренные пп.2 п.1 ст.356 НК РК, предоставляется за налоговый период, по которому имеется основание для применения льготы. Согласно буквальному толкованию статьи 356 НК РК перерасчет делается за календарный год, когда предоставляется документ, подтверждающий инвалидность. Также при перерасчете ИПН стоит обратить внимание на срок исковой давности, который составляет 5 лет.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Жанатов Тимур
Вопрос от: Анастасия

Здравствуйте! Согласно ст.127 ТК суточные рассчитываются за календарный день и время в пути. Командировка была с 8 по 10 число. Суточные рассчитали на 3 дня. Сотрудник вернулся с командировки 10 числа в 20.00. Этот день ему не засчитали для выплаты суточных. Потребовали вернуть суточные, сказав, что нужно было прибыть в 00.00 10 числа, т.е. 3 день командировки, только тогда засчитывается. Верно ли это?

Ответ: Здравствуйте, Анастасия!
В соответствии со ст.127 Трудового кодекса РК от 23 ноября 2015 года № 414-V на время командировки за работником сохраняются место работы (должность) и заработная плата за рабочие дни, приходящиеся на дни командировки. Работникам, направляемым в командировки, оплачиваются: суточные за календарные дни нахождения в командировке, в том числе за время в пути; расходы по проезду к месту назначения и обратно; расходы по найму жилого помещения.
Условия и сроки направления в командировки работников определяются трудовым, коллективным договорами или актом работодателя. Согласно, п.6 гл.2 Постановления Правительства РК от 11 мая 2018 года № 256 «Об утверждении Правил возмещения расходов на служебные командировки за счет бюджетных средств, в том числе в иностранные государства», командированному работнику перед отъездом в командировку выдается сумма, причитающаяся на оплату проезда, расходов по найму жилого помещения и суточные. По возвращении из командировки работник в течение пяти рабочих дней представляет отчет о командировке с приложением подтверждающих документов о расходах по командировке.
Время прибытия/отбытия не регламентировано законодательством РК, так как важны именно расходы, потраченные работником на проезд, наем жилищного помещения и суточные. С Вашей стороны лишь требуется предоставление документов, подтверждающих расходы, 3-ий день командировки соответственно должен засчитываться и подлежит компенсации. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете
Сабит Жания
Вопрос от: Лаура

Здравствуйте, я работаю врачом УЗИ. Проживаю в городе, а работа находится в другом населённом пункте в 25 км от города. Без уведомления меня поставили на экстренные дежурства во внеурочное время на 15 дней. Главврач говорит, что я должна ездить на своем авто, так как нет транспорта. Оплачивают эту работу только как за 30 минут, хотя у меня уходит минимум 1,5 часа пока я доеду, обследую и вернусь обратно. Имею ли я право отказаться от этих дежурств? Я не ознакомлена, не подписывала соглашение, ребёнку 4 года. Можно ли врачей с вредными условиями труда ставить на экстренность?


Ответ: Здравствуйте, Лаура!
В соответствии со ст.77 Трудового кодекса РК от 23 ноября 2015 года № 414-V, привлечение к сверхурочным работам допускается только с письменного согласия работника. За исключением следующих случаев: 1) при производстве работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения чрезвычайных ситуаций, стихийного бедствия или производственной аварии либо немедленного устранения их последствий;
2) для устранения иных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, энергоснабжения и других систем жизнеобеспечения;
3) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва, с немедленным принятием мер к замене другим работником;
4) для оказания экстренной и неотложной помощи гражданам, которым угрожает потеря здоровья или гибель. 
В Вашем случае, так как ситуация подпадает под экстренную и неотложную помощь, согласие с Вашей стороны не требуется.  К сверхурочной работе не привлекаются беременные женщины, предоставившие работодателю справку о беременности; не достигшие восемнадцатилетнего возраста; инвалиды. Наличие детей не освобождает от работы сверх установленной (нормальной) продолжительности рабочего времени. 
Также к вопросу об оплате проезда с места проживания до места работу, работодатель не имеет обязанности оплачивать. Согласно ст.102 ТК РК государственные гарантии в области оплаты труда работников включают:
1) минимальный размер месячной заработной платы;
2) минимальный размер часовой заработной платы;
3) оплату за работу в сверхурочное время;
4) оплату за работу в праздничные и выходные дни;
5) оплату за работу в ночное время;
6) ограничение размера удержаний из заработной платы работника;
7) порядок и сроки выплаты заработной платы.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Сабит Жания
Вопрос от: Ираида

Ситуация - работник временно замещает основного работника на период его отпуска по уходу за ребенком. И теперь временный работник тоже уходит в отпуск по беременности и родам. Вопрос: при приеме второго временного работника на замещение основного работника, прекращается ли трудовой договор с первым временным работником, и какие права есть у временного работника? Вопрос: есть ли ограничения срока замещения основного работника? Имеются в виду случаи, когда основной работник до окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения 3 лет опять уходит в отпуск по беременности и родам, затем в отпуск по уходу за ребенком. Возможна ли ситуация ухода в третий декрет, не выходя на работу?


Ответ: Здравствуйте, Ираида!
На время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, на место основного работника назначается временно заменяющий работник и соответственно с ним заключается трудовой договор (пп.4 п.1 ст.30 ТК РК). Датой истечения срока трудового договора, заключенного на время замещения временно отсутствующего работника, является день выхода на работу работника, за которым сохранялось место работы (должность).
Работодатель прекращает трудовые отношения с замещающим работником по выходу на работу основного работника. Датой расторжения трудового договора с первым, временно заменяющим, работником будет день выхода на работу основного работника. 
Кодекс не регламентирует вопрос количества выхода в социальный отпуск.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Сабит Жания