+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Государственная служба
Вопрос от: Владислав

Здравствуйте, берут ли в армию РК, если имеется хронический простатит с диффузными изменениями в правой доле простаты с уплотнением 1,02 см с участком фиброза? если нет то какой статус будет присвоен?

Ответ: Здравствуйте, Владислав! 
Исходя из Вашего обращения мы выделили следующие вопросы:
1.В случае невозможности призыва в армию из-за указанных заболеваний, какой статус Вам будет присвоен?
2.Какой статус будет присвоен гражданину в случае освобождения от армии по причине заболевания?
1.В случае невозможности призыва в армию из-за указанных заболеваний, какой статус Вам будет присвоен?
 В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Закона Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года  «О воинской службе и статусе военнослужащих», решение о призыве, отсрочке или освобождении от призыва принимается на основе медицинского освидетельствования. 
Такие диагнозы, как хронический простатит и диффузные изменения в правой доле простаты требуют тщательный медицинский осмотр, чтобы определить годность к воинской службе.
В соответствии с 3 пунктом Приказа Министра обороны Республики Казахстан от 22 декабря 2020 года № 722, и требованиями, предъявляемыми к состоянию здоровья лиц для службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан, граждане классифицируются по категориям годности:
1.А (годен к воинской службе);
2.Б (годен с незначительными ограничениями);
3.В (ограниченно годен);
4.Г (временно не годен);  
5.Д (не годен в мирное время, ограниченно годен в военное время);
6.Е (не годен к воинской службе).
2.Какой статус будет присвоен гражданину в случае освобождения от армии по причине заболевания?
В зависимости от результатов медицинского освидетельствования, может быть присвоена одна из вышеуказанных категорий.
Согласно Приказу Министра обороны Республики Казахстан от 29 января 2013 года № 37 «Об утверждении требований, предъявляемых к соответствию состояния здоровья лиц для службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан», п. 73 предусматривает болезни мужских половых органов.
К подпункту 2) пункта 73 относится:
1.хронический простатит (в том числе калькулезный), требующий стационарного лечения больного три и более раза в год;
2.хронический простатит с камнями предстательной железы при бессимптомном течении.
Существуют случаи, когда граждане, в связи с проявлением симптомов хронического простатита и необходимостью постоянной терапии, получали отсрочку от призыва или освобождались от воинской службы. Однако точное решение зависит от степени тяжести заболевания и  результатов медицинского осмотра.
Таким образом, мы полагаем, что если результаты медицинского освидетельствования не удовлетворяют гражданина, существует возможность обжалования решения районной призывной комиссии в областной комиссии или в судебном порядке.
На основании п.1 ст.91 Административного ПроцедурноөПроцессуального Кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI (далее - «АППК»), участник административной процедуры вправе обжаловать административный акт, административное действие (бездействие), не связанное с принятием административного акта, в административном (досудебном) порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, участник административной процедуры вправе обжаловать административное действие (бездействие), связанное с принятием административного акта. Более того, следует учесть, что жалоба подается в течении трех месяцев с получения ответа на заявление. 
Согласно п.2 ст.93 АППК, жалоба в комиссию подается в письменной форме, в жалобе должны указаны: 
1.наименование органа, рассматривающего жалобу;  
2.фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), индивидуальный идентификационный номер, почтовый адрес физического лица либо наименование, почтовый адрес, бизнес-идентификационный номер юридического лица;   
3.адрес фактического проживания физического лица и места нахождения юридического лица;  
4.наименование административного органа, должностного лица, чьи административный акт, административное действие (бездействие) оспариваются;  
5.обстоятельства, на которые участник административной процедуры основывает свои требования и доказательства;  
6.дата подачи жалобы;  
7.подпись участника административной процедуры;  
8.перечень прилагаемых к жалобе документов;  
9.иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
В случае, если Ваша жалоба будет отклонена, Вы имеете право оспорить решение комиссии в судебном порядке, направив административный иск. 
На основании п.2 ст.131 АППК, иск подается в письменной форме, в нем указывается следующая информация:
1.наименование суда, в который подается иск; 
2.наименование истца, если истцом является юридическое лицо или иная организация, место его нахождения, бизнес-идентификационный номер и банковские реквизиты; 
3.наименование ответчика, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу). В иске должны быть указаны номера телефонов и электронный адрес ответчика, если они известны истцу; 
4.содержание исковых требований (предмет иска) и изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования (основания иска), суть нарушения или угрозы нарушения прав, свобод и законных интересов истца. 
5.сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом;
6.перечень документов и других прилагаемых материалов (при наличии). 
Вопрос от: Жанат

Добрый вечер! Про консультируйте пожалуйста о порядке приватизации служебного жилья военнослужащими! Какие были дополнения в закон о жилищных отношениях. И если возможно перечень документов для приватизации служебного жилья!


Ответ: Здравствуйте, Жанат!

Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:

1)Порядок приватизации служебного жилья военнослужащими

2) Перечень документов для приватизации служебного жилья

3) Какие дополнения были внесены в закон о жилищных отношениях?

 

На сегодня порядок перехода права собственности на жилье производится через жилищные выплаты.

 

Согласно Закону О жилищных отношениях и Постановлению Правительства Республики Казахстан от 12 февраля 2018 года № 49. Об утверждении Правил обеспечения служебным жилищем военнослужащих, исчисления размера, назначения, перерасчета, осуществления, прекращения, приостановления и возобновления жилищных выплат

Если у военнослужащего нет необходимого количества стажа работы, будут применяться следующие правила приватизации.

Порядок приватизации служебного жилья военнослужащими таков:

Реализация права на жилище военнослужащими (за исключением военнослужащих срочной воинской службы, курсантов и кадетов военных учебных заведений, военнообязанных, призванных на воинские сборы) осуществляется со дня признания их нуждающимися в жилище путем предоставления служебного жилища или перечисления на их личный специальный счет жилищных выплат.

Для признания военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилище необходимо подать рапорт на имя жилищной комиссии.

 

Прием рапорта и выдача результата оказания государственной услуги могут осуществляться посредством веб-портала "электронного правительства".

К рапорту необходимо приложить:

1) справка с места службы с указанием сведений о составе семьи и получении компенсации взамен права безвозмездной приватизации, выданная кадровым подразделением (подразделением комплектования) государственного учреждения;

2) справка территориального органа юстиции (о наличии или отсутствии у военнослужащего и членов его семьи жилища, принадлежащего на праве собственности в данном населенном пункте), полученная в течение десяти календарных дней до дня регистрации рапорта;

3) копии документов, удостоверяющих личность военнослужащего и членов его семьи, заключении (расторжении) брака, свидетельств о рождении детей, при наличии у военнослужащего членов семьи;

4) информация по нанимателю (о наличии или отсутствии у военнослужащего и членов его семьи в постоянном пользовании в данном населенном пункте жилища из государственного жилищного фонда), размещенная на веб-портале реестра государственного имущества, полученная в течение десяти календарных дней до дня регистрации рапорта;

5) справка с места работы супруги (супруга) со сведениями о получении жилища из государственного жилищного фонда, полученная в течение месяца до дня регистрации рапорта, в случае, когда супруг (супруга) является работником государственного учреждения или государственного предприятия;

6) справка о сдаче служебного жилища по прежнему месту службы в случае, если военнослужащему предоставлялось жилище;

7) справка организации здравоохранения при наличии в семье членов, страдающих тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний (по списку заболеваний, утвержденному Правительством Республики Казахстан);

8) справка об инвалидности с государственного учреждения социальной защиты населения при наличии ребенка-инвалида в семье до достижения им возраста восемнадцати лет;

9) в случаях, когда жилище, в котором проживает семья, не отвечает установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, военнослужащий дополнительно представляет оригинал санитарно-эпидемиологического заключения, выданного территориальным подразделением уполномоченного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы, проведенной организацией санитарно-эпидемиологической службы;

10) в случаях, когда жилище, в котором проживает семья, не отвечает установленным техническим требованиям, военнослужащий дополнительно представляет оригинал технического заключения (по результатам технического обследования жилища) аттестованного эксперта в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

11) в случаях, когда в смежных, неизолированных жилых помещениях проживают две и более семей, военнослужащий дополнительно представляет копии технического паспорта и правоустанавливающего документа на жилое помещение, в котором он проживает;

12) копии документов, подтверждающих площадь занимаемого жилища, в случае, если военнослужащий подает рапорт о признании его нуждающимся в жилище в связи с необходимостью улучшения жилищных условий;

13) копии документов, подтверждающих использование жилищных выплат

 

Признание военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилище осуществляется решением жилищной комиссии не позднее тридцати календарных дней со дня регистрации рапорта. О принятом решении военнослужащие извещаются в письменном виде.

 

Размер текущей жилищной выплаты исчисляется путем умножения размера стоимости аренды одного квадратного метра благоустроенного жилища в соответствующем регионе Республики Казахстан, в котором военнослужащий проходит воинскую службу, на площадь жилища.

Площадь жилища определяется из расчета восемнадцать квадратных метров полезной площади на каждого члена семьи, включая самого военнослужащего.

Размер стоимости аренды одного квадратного метра благоустроенного жилища в соответствующем регионе Республики Казахстан определяется согласно данным уполномоченного органа в области государственной статистики по состоянию за январь текущего года, публикуемым на его интернет-ресурсе.

Если на январь 2013 года у военнослужащего есть необходимое количество стажа, к нему применяются следующие правила приватизации:

Военнослужащие имеют право приватизировать занимаемые ими жилища из государственного жилищного фонда в порядке, установленном Законом о Жилищных отношениях.

Военнослужащие, состоявшие на воинской службе десять и более лет в календарном исчислении на 1 января 2013 года, имеющие срок воинской службы двадцать лет и более в календарном исчислении и проживающие в служебном жилище, не подлежащем приватизации, имеют право на получение денежной компенсации взамен права безвозмездной приватизации в виде жилищных выплат в соответствии с Правилами осуществления денежной компенсации, утвержденными Правительством Республики Казахстан.

Денежная компенсация взамен права безвозмездной приватизации, не выплачивается в случаях, если военнослужащий либо его (ее) супруга (супруг):

1) имеют жилище на праве собственности на территории Республики Казахстан, при этом наличие доли менее пятидесяти процентов в жилище не учитывается;

2) реализовали право на приватизацию жилища из государственного жилищного фонда, за исключением осуществления приватизации жилища через купонный механизм;

3) получили жилищные выплаты, или денежную компенсацию взамен права безвозмездной приватизации;

4) произвели отчуждение жилища, принадлежавшего ему (ей) на праве собственности на территории Республики Казахстан, в течение последних пяти лет.

 

При этом военнослужащему жилищные выплаты, осуществляются без учета его (ее) супруги (супруга), а также его (ее) ребенка (детей) в случае, если его (ее) право на жилище реализовано до вступления его (ее) в брак.

Размер денежной компенсации взамен права безвозмездной приватизации определяется путем умножения стоимости одного квадратного метра продажи нового жилища в среднем по республике на площадь жилища из расчета восемнадцать квадратных метров полезной площади на каждого члена семьи, включая самого военнослужащего, за минусом суммы ранее осуществленных жилищных выплат.

Лица, которым была выплачена денежная компенсация взамен права безвозмездной приватизации, сдают служебное жилище в установленном порядке не позднее трех месяцев с момента выплаты денежной компенсации.

Если оба супруга являются военнослужащими, денежная компенсация взамен права безвозмездной приватизации выплачивается одному из супругов по их выбору.

Военнослужащие за периоды необеспеченности жилищем из государственного жилищного фонда при увольнении с воинской службы по достижении предельного возраста состояния на воинской службе, по состоянию здоровья, в связи с сокращением штатов, по истечении срока контракта о прохождении воинской службы, в случае существенного и (или) систематического (два и более раза) нарушения в отношении них условий контракта или по семейным обстоятельствам получают жилищные выплаты со дня поступления на службу в специальные государственные органы, Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования до 1 января 2018 года за минусом периодов:

1) ранее осуществленных жилищных выплат;

2) проживания в жилище, ранее предоставленном из государственного жилищного фонда на территории Республики Казахстан или на праве собственности по каждому месту прохождения службы.

 

Перечень документов для приватизации служебного жилья:

Для приобретения в собственность жилищ в порядке приватизации заявитель предоставляет в некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан" (далее – Государственная корпорация) либо через веб-портал "электронного правительства" (далее – портал) на рассмотрение жилищной комиссии следующие документы:

1) заявление на приватизацию занимаемого жилища, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя;

2) документ, удостоверяющий личности услугополучателя и членов его семьи (для идентификации);

3) свидетельства о заключении (расторжении) брака, смерти членов семьи, рождении детей (по мере необходимости, в случае отсутствия сведений в информационной системе);

4) договор найма либо ордер на жилище;

5) в случаях признания других лиц членами семьи услугополучателя, последним предоставляется решение суда о признании их членами семьи услугополучателя;

6) граждане, относящиеся к категории государственных служащих, работников бюджетных организаций, военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, судей и лиц, занимающих государственные выборные должности, дополнительно предоставляют справку с места работы (службы) либо копию документа, подтверждающего трудовую деятельность работника;

7) документ, подтверждающий отсутствие задолженности по договору найма жилища;

8) документ, подтверждающий принадлежность к категории граждан, имеющих право на безвозмездное получение в собственность жилища из государственного жилищного фонда.

Сведения документов, удостоверяющих личность, свидетельства о заключении или расторжении брака (после 1 июня 2008 года), о смерти (после 13 августа 2007 года), о рождении детей (после 13 августа 2007 года), сведения о наличии или отсутствии жилища (по Республике Казахстан), принадлежащего им на праве собственности, сведения об адресе, решение суда о признании других лиц членами семьи услугополучателя, документов, подтверждающих принадлежность услугополучателя к социально уязвимым слоям населения, предоставляются услугодателю на всех членов семьи из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства".

Отвечая на последний вопрос о изменениях и дополнениях в закон о Жилищных отношениях, рекомендуется перейти по указанной ссылке и просмотреть все дополнения и изменения внесенные в закон, поскольку изменений было много закрепить все сюда не представляется возможным.

 

С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әділет» при Каспийском университете Пирова Ситора
Вопрос от: Алмаз

Мне 20, я получил отсрочку от армии - после колледжа поступил в универ 4 года обучения. Теперь остался на еще один курс мой год окончания универа был 2026, теперь стало 2027. Говорят, что по закону отсрочка от армии дается только один раз за период обучения - это правда? Еще вопрос: если меня отчислят из универа и я поступлю в другой, то могу ли я получить еще раз отсрочку? Спасибо.


Ответ: Здравствуйте, Алмаз!
Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующие вопросы:
1.Действительно ли закон предусматривает предоставление отсрочки от армии только один раз за период обучения?
2.Возможно ли получение повторной отсрочки от армии в случае отчисления из университета и последующего поступления в другой?
1.Действительно ли закон предусматривает предоставление отсрочки от армии только один раз за период обучения?
Согласно Ст. 35 Закона "О воинской службе" РК от 16 февраля 2012 года № 561-IV, отсрочка от военной службы для продолжения обучения предоставляется гражданам, обучающимся на очной форме в соответствующих образовательных организациях. Эта отсрочка применима только на период обучения.
Важно отметить, что отсрочка для продолжения обучения не предоставляется гражданам, обучающимся с использованием технологий дистанционного обучения. Таким образом, если Вы продлеваете период своего обучения, Вы должны иметь право на отсрочку на этот дополнительный период, так как он входит в рамки Вашего очного образования.
2.Возможно ли получение повторной отсрочки от армии в случае отчисления из университета и последующего поступления в другой?
Для получения повторной отсрочки от призыва на военную службу в Казахстане после отчисления из университета и поступления в другой в 2023 году, Вам необходимо пройти следующие этапы.
В первую очередь, Вам следует авторизоваться на портале elicense.kz, используя Вашу электронную цифровую подпись (далее - «ЭЦП»).
Далее в разделе «Безопасность» Вам необходимо: 
1.выбрать услугу «Предоставление отсрочки от призыва»; 
2.заполнить заявление; 
3.прикрепить электронную копию справки из организации образования, подтверждающую обучение;
4.подписать заявление Вашей ЭЦП.
Вопрос от: Руслан

Здравствуйте. Столкнулся с тяжёлой жизненной ситуацией. Являюсь военнослужащим. Супруга расторгла со мной брак, по решению суда несовершеннолетние дети 6 и 8 лет остались со мной. Так же в решении суда указано, что бывшая супруга в настоящее время проживает в РФ (бывшая супруга имеет гражданство РФ). Связь не поддерживает. Я написал рапорт на увольнение по подпункту 2 пункта 3 статьи 26 ЗРК "О воинской службе и статусе военнослужащих" - по семейным обстоятельствам при: необходимости ухода за ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) восемнадцати лет, которого (которых) военнослужащий воспитывает без матери (отца). Но руководством в увольнении мне было отказано со ссылкой на пункт 2 статьи 70 "Кодекса Республики Казахстан О браке (супружестве) и семье"-Родители имеют право и обязаны воспитывать своего ребенка. Акцент на том, что мать, даже после развода обязана воспитывать детей, но она не делает этого, так же игнорируется тот факт, что согласно текста решения суда бывшая супруга находится в другой стране. Каким образом должно осуществляться её воспитание глазами руководства? По телефону? В настоящее время буквально разрываюсь из-за сложившейся ситуации, совмещать службу и воспитывать детей просто не реально. Прошу правовой помощи. Заранее спасибо.

Ответ: Здравствуйте, Руслан!
Исходя из предоставленной Вами информации, мы выделили следующие вопросы:
1. Имеете ли Вы право уволиться с работы?
2. Может ли руководство отказать в увольнении по собственному желанию?
3. Какова процедура защиты Ваших прав?
1. Можете ли Вы уволиться со службы?
Согласно ст.144 Трудового кодекса Республики Казахстан № 414-V от 23 ноября 2015 года (далее - «ТК РК»), труд лиц, состоящих на воинской службе регулируется настоящим Кодексом с особенностями, предусмотренными специальными законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, устанавливающими особые условия и порядок прекращения службы.
Согласно п.3 ст.26 Закона Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» № 561-IV от 16 февраля 2012 года, военнослужащий, проходящий воинскую службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с воинской службы на основании обстоятельств, предусмотренных данной статьей. На основании необходимости ухода за ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) восемнадцати лет, которого (которых) военнослужащий воспитывает без матери (отца), Вы имеете право на досрочное увольнение. 
Также, согласно п.1 ст.56 ТК РК, работник вправе по своей инициативе расторгнуть трудовой договор, уведомив об этом работодателя не менее чем за один месяц. 
Таким образом, Вы вправе уволиться со службы по собственному желанию. 

2. Может ли руководство отказать в увольнении по собственному желанию?
Согласно п.5 ст.56 ТК РК, по истечении срока уведомления (1 месяц), работник вправе прекратить работу. 
То есть, в Вашем случае, досрочное увольнение является Вашим правом. По окончанию срока уведомления, которое составляет один месяц, Вы имеете право не выходить на работу. 
Важно отметить, что обязательство бывшего супруга в воспитании детей не является основанием для отказа в увольнении.
Следовательно, руководство не имеет права отказать Вам в увольнении.

3. Какова процедура защиты Ваших прав?
Согласно п.1 ст.159 ТК РК, индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии - судами. 
Также, согласно п.4 и 5 ст.159 ТК РК, спор рассматривается в присутствии заявителя и (или) уполномоченного им представителя в пределах делегированных ему полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Согласительная комиссия обязана рассмотреть спор в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации заявления и выдать сторонам спора копии решения в течение трех рабочих дней со дня его принятия.
То есть, сначала Вам следует подать заявление в согласительную комиссию Вашей работы. Далее, согласительная комиссия, рассмотрев заявление в течение пятнадцати дней, выдаст Вам копию решения по истечению трех рабочих дней со дня его принятия. 
Важно отметить, что в случае не урегулирования спора или неудовлетворения решением, Вам следует обратиться в военный суд с иском о признании решения согласительной комиссии не законной. 
Согласно п.2 ст.148 и ст.149 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан № 377-Vот 31 октября 2015 года, в заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается иск;
2) фамилия, имя и отчество истца, дата его рождения, место жительства, индивидуальный идентификационный номер;
3) если ответчиком является юридическое лицо, то его полное наименование, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу). В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе ответчика, если они известны истцу;
4) суть нарушения или угрозы нарушения прав и свобод гражданина или законных интересов истца и требования истца;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а также содержание доказательств, подтверждающих эти обстоятельства;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором (обращение к согласительной комиссии);
6-1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
7) цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
8) перечень прилагаемых к иску документов
К иску прилагаются:
1) копии иска и приложенных к нему документов по числу ответчиков и третьих лиц;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;
4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
5) документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом или предусмотрен договором (копия решении согласительной комиссии);
5-1) документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия совершались;
6) ходатайство истца об истребовании доказательств, если доказательства находятся у ответчика или третьего лица. 
Таким образом, в случае неразрешения спора через согласительную комиссию, Вы вправе обратиться в военный суд с иском о признании решения согласительной комиссии не законной. 
Вопрос от: Меруерт

Добрый вечер! Сыну 21 год по состоянию здоровья у него в приписном написано негоден к в/с в мирное время, ограниченно годен в военное время. Нам сказали по нашему диагнозу нельзя поменять категорию на годную. По этой категории можно будет устроиться на работу в КНБ РК после получения высшего образования? Сказали до работы будет проходить обучение 10 месяцев в Алматы.

Ответ: Здравствуйте, Меруерт!
Исходя из Вашего обращения, мы полагаем, что Вас интересует данные вопросы: 
1. Может ли лицо с заболеваниями быть годным на службу в Вооруженных Силах в мирное время? 
2. Может ли лицо с заболеваниями быть принято на службу в Комитет Национальной Безопасности Республики Казахстан? 
3. Что Вам следует сделать  для уточнения диагноза заболевания? 
1. Может ли лицо с заболеваниями быть годным на службу в Вооруженных Силах в мирное время? 
Согласно пп.2 п.2 ст. 38 Закона Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» № 561-IV от 16 февраля 2012 года, на воинскую службу по контракту не принимается лицо, признанное медицинской (военно-врачебной) комиссией не годным к поступлению на воинскую службу по контракту. 
То есть, если в ходе медицинского осмотра будут выявлены заболевания, препятствующие службе, лицо не может быть годным в Вооруженных Силах Республики Казахстан в мирное время. 

2. Может ли лицо с заболеваниями быть принято на службу в Комитет Национальной Безопасности Республики Казахстан? 
Согласно п.1 и п.2 ст.3 Закона Республики Казахстан «О специальных государственных органах Республики Казахстан» № 552-IV от 13 февраля 2012 года (далее - «Закон»), Комитет Национальной Безопасности Республики Казахстан (далее - КНБ РК) относится к специальным государственным органам. 
Согласно п.1 ст.7 Закона, граждане Республики Казахстан, достигшие 18 лет и соответствующие предельному возрасту по званиям, личным, моральным, профессиональным качествам, уровню образования, здоровью и физическому развитию, могут добровольно зачисляться на службу в специальные государственные органы.
В соответствии пп.2 и пп.12 п.2 ст.7 Закона, на службу не могут быть приняты лица с заболеваниями, мешающими исполнению должностных обязанностей (по заключению военно-врачебной комиссии), а также те, кто не прошел необходимые психофизиологические и медицинские освидетельствования.
То есть, для принятия на службу в КНБ РК, кандидаты должны соответствовать вышеуказанным требованиям, в том числе по состоянию здоровья, установленным законодательством РК. Таким образом, если лицо имеет заболевание, выявленное военно-врачебной комиссией, то оно не может быть годным на службу в КНБ Республики Казахстан. 

3. Что Вам следует сделать для уточнения диагноза заболевания? 
Согласно гл.2 п.11 Приказа Министра обороны Республики Казахстан «Об утверждении Правил проведения военно-врачебной экспертизы и Положения о комиссиях военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Республики Казахстан» № 716 от 21 декабря 2020 года (далее - «Приказ»), с целью определения состояния здоровья и (или) уточнения диагноза заболевания или физического недостатка у гражданина, подлежащего приписке к призывным участкам (призыву на срочную воинскую службу), приписная (призывная) комиссия направляет его на амбулаторное или стационарное обследование в медицинские организации.
Далее, по окончании обследования (лечения) заполняется акт, подписываемый врачом и руководителем медицинской организации, с указанием результатов исследований и подтверждением диагноза. В случае необходимости обследования или лечения, данные гражданина включаются в список временно негодных к воинской службе или в список годных с ограничениями.
Медицинская информация передается в соответствующие медицинские организации и местные органы управления здравоохранением. После обследования медицинские документы направляются в отдел по делам обороны, и на основе полученных данных может быть проведено дополнительное медицинское освидетельствование для определения окончательной годности к службе.
Однако гл.2 п.10 Приказа гласит, что если гражданин признан нуждающимся в обследовании или лечении в ходе приписки, его имя включается в список временно негодных к воинской службе или в список годных с незначительными ограничениями. Информация, включая медицинские данные, передается в медицинские организации и местные органы управления здравоохранением в течение десяти рабочих дней после приписки.
Руководители медицинских организаций, на основе предоставленных медицинских данных, обеспечивают своевременное обследование или лечение. После обследования или лечения медицинские документы, включая лечебную карту, направляются обратно в отдел (управление) по делам обороны в течение семи рабочих дней. Далее может проводиться дополнительное медицинское освидетельствование для определения окончательной годности к воинской службе. 
Также, согласно п.21 гл.2  Приказа, важно иметь все необходимые документы для повторного освидетельствования, включая личное дело и медицинские документы. Если в результате освидетельствования изменится категория годности, врач-специалист оформит соответствующий документ.
После этого призывная комиссия рассмотрит дело и вынесет свое решение, которое будет оформлено в книге протоколов и учетной карте призывника, и объявлено непосредственно гражданину.
Таким образом, решения о пригодности к службе принимаются с учетом индивидуальных обстоятельств каждого кандидата, на основании медицинского осмотра, проводимого в соответствии с установленными процедурами и критериями. Лица, у которых в ходе медицинского осмотра, проводимого военно-врачебной комиссией, выявлены заболевания, препятствующие выполнению должностных обязанностей, не могут быть признаны годными к воинской службе или в КНБ РК.
Вопрос от: Саят

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, ранее был уволен с правоохранительной службы за дискриминацию, в связи с совершением административного правонарушения. Имею ли я возможность на восстановление в службе, (просто недавно слышал, что готовится проект с изменениями в законодательстве).

Ответ: Здравствуйте, Саят!  
Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующий вопрос:
Можете ли Вы восстановиться на правоохранительную службу, если ранее были уволены из-за административного правонарушения? 
Согласно пп.5 п.2 ст.6 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе» № 380-IV от 6 января 2011 года, на правоохранительную службу не может быть принято лицо, на которое в течение года перед поступлением на правоохранительную службу налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение. 
Таким образом, Вы можете восстановиться на правоохранительную службу, если после взыскания за административное нарушение прошел год.
Вопрос от: Нурсултан

Здравствуйте! В 2017 году был уволен по отрицательным мотивам из воинской службы. Совершил ДТП, завели уголовное дело. Но дело закрыли во время суда связи с амнистией. Лейтенант запаса. Уже прошло 6 лет со дня увольнения. Теперь могу ли я обратно восстановится на воинскую службу?

Ответ: Здравствуйте, Нурсултан!
Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующий вопрос:
Имеет ли лицо право на восстановление на воинскую службу в Республике Казахстан после увольнения по отрицательным мотивам и прекращения уголовного дела из-за амнистии?
В соответствии с пп.6 п.2 ст.38 Закона Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года № 561-IV «О воинской службе и статусе военнослужащих,» на воинскую службу по контракту не принимается лицо ранее судимое, или освобожденное от уголовной ответственности за совершение преступления на основании пп.3 п.1 ст. 35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V.
Кроме того, согласно пп.3 п.1 ст.35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V, предусматривается прекращение уголовных дел вследствие акта амнистии, если такой акт устраняет применение наказания за совершенные деяния. Исходя из предоставленной Вами информации, мы предполагаем, что в Вашем случае уголовное дело было закрыто в связи с амнистией, что может означать, что наказание было устранено. 
В соответствии с законом Республики Казахстан о воинской службе и статусе военнослужащих, лицо (то есть Вы), которое ранее было осуждено или освобождено от уголовной ответственности благодаря акту амнистии, не может быть принято на военную службу по контракту. 
Вопрос от: Саят
Здравствуйте. В 1992 году согласно договора приватизации моя бабушка получила квартиру (2-х комнатная, 42 м.кв). На момент приватизации я был прописан в этой квартире. На данный момент я устраиваюсь работать в правоохранительный орган. О том, что я являюсь собственником одной пятой части квартиры, я узнал три года назад (до этого момента это не было известно и во всех базах этого не отображалось). Что я могу предпринять, чтобы избавиться от своей доли и при этом у меня не было намеренного ухудшения жилищных условий (чтобы это не повлияло на получения жилищных выплат)? Второй вопрос - каким образом я могу отказаться от свой доли в квартире, если один из пяти собственников против дать согласие на дарение моей доли остальным четырем собственникам, либо других каких-либо действий?
Ответ: В соответствии с подпунктом 1) части первой п. 1 ст. 101-3 Закона РК «О жилищных отношениях», сотрудники специальных государственных органов (за исключением курсантов и слушателей военных, специальных учебных заведений), органов внутренних дел, сотрудники оперативно-следственных подразделений уполномоченного органа по противодействию коррупции и военнослужащие (за исключением военнослужащих срочной службы, курсантов и кадетов военных учебных заведений, военнообязанных, призванных на воинские сборы) признаются нуждающимися в жилище в случаях, если они не имеют жилища на праве собственности в данном населенном пункте, при этом наличие доли менее пятидесяти процентов в жилище не учитывается.
Так как Вы владеете долей в квартире в размере одной пятой (20%), Вы можете, не отчуждая её, получать жилищные выплаты.
Согласно пункту 2 ст. 212 Гражданского кодекса РК (Общая часть), каждый участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, заложить свою долю, либо распорядиться ею иным образом с соблюдением условий, предусмотренных статьей 216 настоящего Кодекса.
Однако поскольку Вы намерены свою долю подарить, то есть произвести её безвозмездное отчуждение, согласия остальных сособственников не требуется. 
Вопрос от: Алексей

Можно ли военнослужащему уволиться по собственному желанию согласно нового Социального кодекса?

Ответ: Здравствуйте, Алексей!
Исходя из предоставленной Вами информации, мы выделили следующий вопрос:
Предусматривает ли  Кодекс Республики Казахстан от 20 апреля 2023 года № 224-VII «Социальный кодекс Республики Казахстан» увольнение военнослужащего?
Кодексом Республики Казахстан от 20 апреля 2023 года № 224-VII «Социальный кодекс Республики Казахстан» не предусматривается возможность увольнения военнослужащего по собственному желанию.
Однако, в соответствии с п.3 ст. 26 Закона Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года № 561-IV «О воинской службе и статусе военнослужащих» (далее - «Закон о воинской службе»), военнослужащий, проходящий воинскую службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с воинской службы:
1. в случае существенного и (или) систематического (два и более раза) нарушения в отношении него условий контракта о прохождении воинской службы;
2. по семейным обстоятельствам при:
• невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой он проходит воинскую службу, и при отсутствии возможности его перевода к новому месту воинской службы;
• изменении места воинской службы супруга - военнослужащего (супруги - военнослужащей), связанном с необходимостью переезда семьи в другой населенный пункт;
• необходимости постоянного ухода за супругой (супругом), близкими родственниками, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением медицинской организации по месту их жительства в постоянном уходе либо являющимися лицами с инвалидностью первой или второй группы, или лицами, достигшими установленного законодательством Республики Казахстан общеустановленного пенсионного возраста или не достигшими восемнадцати лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
• необходимости ухода за ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) восемнадцати лет, которого (которых) военнослужащий воспитывает без матери (отца);
3. в случае избрания или назначения в представительные органы Республики Казахстан;
4. в случае избрания или назначения на должность судьи.
Таким образом, основания для досрочного увольнения военнослужащих предусмотрены не в Социальном кодексе, а в Законе о воинской службе.
Вопрос от: Евгений

Здравствуйте, хотел бы узнать, я отслужил почти 10 месяцев срочную воинскую службу, после чего остался на воинскую службу по контракту, прослужив по контракту 8 месяцев хочу уволиться, но мне говорят то что я должен буду дослужить срочную службу, это законно???

Ответ: Здравствуйте, Евгений!
Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующие вопросы:
1. Какие законные основания существуют для того, чтобы требовать продления срока срочной службы после ухода с контрактной службы?
2. Требует ли законодательство РК завершения оставшегося срока воинской службы?
1. Какие законные основания существуют для того, чтобы требовать продления срока срочной службы после ухода с контрактной службы? 
Согласно п.3 ст.26 Закона Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года № 561-IV «О воинской службе и статусе военнослужащих» (далее - «Закон»), военнослужащий, проходящий воинскую службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с воинской службы:
1. в случае существенного и (или) систематического (два и более раза) нарушения в отношении него условий контракта о прохождении воинской службы;
2. по семейным обстоятельствам;
3. в случае избрания или назначения в представительные органы Республики Казахстан;
4. в случае избрания или назначения на должность судьи РК.
2. Требует ли законодательство РК завершения оставшегося срока воинской службы при досрочном уходе с контрактной службы?
В силу п.10 ст.26 указанного выше Закона, военнослужащие рядового и сержантского составов, поступившие на воинскую службу по контракту в соответствии с п. 6 ст. 37  Закона, курсанты и кадеты, не отслужившие установленный срок срочной воинской службы (в соответствии с п.1 ст.24), не достигшие 26 лет, но не моложе 18 лет, прослужившие или проучившиеся менее 1 года и уволенные с воинской службы по контракту или отчисленные из военных, специальных учебных заведений, в установленном порядке направляются в воинские части (учреждения) для прохождения оставшегося срока срочной воинской службы, но не менее чем на 3 месяца. Это означает, что если военнослужащий рядового или сержантского состава, курсант или кадет в возрасте от 18 до 26 лет поступил на службу, согласно п.6 ст. 37 Закона, по контракту, но не прослужил весь срок и был уволен из контрактной службы. В любом случае, даже если осталось менее 3 месяцев, военнослужащий обязан прослужить как минимум 3 месяца.
В соответствии с п.10 ст.26 Закона, лица поступившие на воинскую службу в соответствии с п.6 ст.37 вышеуказанного Закона, относящиеся к рядовому и сержантскому составу и заключившие контракт на службу, должны соответствовать установленным возрастным рамкам, а именно не старше 26 лет, и не моложе 18 лет; также, лица, которые не отслужили установленный срок срочной службы (установлен в п.1 ст.24 Закона) или были уволены со службы по контракту, направляются в военные части для дальнейшего прохождения оставшегося срока срочной службы на период не менее 3-х месяцев.