+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Здравоохранение, образование
Вопрос от: Александр

Здравствуйте. Ответьте, пожалуйста. Моя дочь учится в РФ, там она получает стипендию на банковскую карточку. Нужно ли подавать налоговую декларацию за этот счёт в банке? И если да, то как и где это сделать? Спасибо.

 


Ответ: Здравствуйте, Александр! 
1 января 2018 года вступил в действие новый Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
В соответствии с документом граждане Республики Казахстан, которые имеют по состоянию на 31 декабря 2017 года деньги на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан, а также недвижимость за рубежом, обязаны до 31 марта 2018 года подать Декларацию по индивидуальному подоходному налогу.
Студенты, обучающиеся за границей, предоставляют отчеты в случаях, если у них открыты счета в зарубежных банках. Например, если обучающийся получает стипендию через местный иностранный банк.
 Если студент имеет карту только казахстанского банка и пользуется ей за рубежом, но не имеет счетов в банках за границей, тогда отчет не нужно сдавать.
– Есть несколько способов сдачи декларации:
– электронный: через сайт "Кабинет налогоплательщика" или портал электронного правительства. Но здесь необходимо иметь электронную цифровую подпись, которую можно получить в любом отделении "Правительства для граждан" (бывший ЦОН) в Казахстане. Находясь за рубежом, получить ЭЦП электронно нельзя;
– нарочным: скачать форму декларации на сайте Комитета государственных доходов РК kgd.gov.kz. Документ нужно заполнить и отправить заказным письмом с уведомлением в местный департамент госдоходов по месту прописки;
– по доверенности: выписать нотариально удостоверенную доверенность на родственника, друга или знакомого, который за вас сдаст в местный департамент госдоходов вашу декларацию.
В случае если Ваша дочь попадает под категорию граждан, которые обязаны подать декларацию, имейте в виду, что Вам следует подать Форму 240.00 -Декларация по индивидуальному подоходному налогу. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Абдрахманов Дамир
Вопрос от: Алтынай

Здравствуйте! У меня вопрос касательно определения степени тяжести производственных травм. Согласно Трудовому Кодексу РК, работодатель, при возникновении случая производственной травмы, оформляет АКТ. Согласно приказу Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 5 мая 2015 года № 321 "Об утверждении Положения о деятельности врачебно-консультативной комиссии", медицинская организация, оказывающая амбулаторно-поликлиническую помощь, выдает справку врачебно-консультационной комиссии о наличии полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве, а также при установлении профессионального заболевания, степени их тяжести. Также согласно п.1 ст.95 главы 16 раздела 5 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18.09.2009 года №193-IVинформация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и (или) лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных пунктами 3 и 4 ст. 95 – с согласия пациента или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим физическим и (или) юридическим лицам в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, использования этих сведений в учебном процессе и иных целях; представление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в следующих случаях:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в том числе при донорстве крови и ее компонентов;

3) по запросу органов дознания и предварительного следствия, прокурора, адвоката и (или) суда в связи с проведением расследования или судебного разбирательства;

4) при оказании медицинской помощи несовершеннолетнему или недееспособному лицу для информирования его законных представителей;

5) при наличии оснований полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных деяний.

Исходя из выше изложенного прошу Вас дать разъяснение:

1. Имеет ли право медицинская организация давать информацию касательно состояния здоровья их сотрудника? (т.к. Закон выше приказа)

При получении запроса от работодателя не должна ли медицинская организация ссылаться на статью о врачебной тайне и написать, что данный пациент должен обратиться в медорганизацию по месту прикрепления для оформления справки ВКК (дальше кому он будет предоставлять данные о своем здоровье - его право).

Ответ: Здравствуйте, Алтынай. 
Согласно приказу Министерства здравоохранения СССР от 22 сентября 1980 года № ВП 95-26 «Схема определения тяжести производственных травм» заключение о тяжести производственной травмы выдается по запросу администрации предприятия, учреждения, организации, совхоза, колхоза, в которых произошел данный несчастный случай, в возможно короткий срок (не более 3 суток с момента поступления запроса). Отсюда следует, что медицинская организация, в которой работнику была оказана первая помощь, обязана дать работодателю информацию касательно степени тяжести производственной травмы по его запросу.  Согласие работника при этом не требуется.
Вопрос от: Ира

Здравствуйте! Я обратилась с болью зуба к врачу, он мне вырвал зуб. На следующий день опухла щека в районе вырванного зуба. Оказывается, врач не имел лицензии и право вырывать зубы. Дал направление в стоматологическую клинику, меня положили туда, выкачивали гной и вырвали еще 3 зуба. Опухоль не спадала. Оказывается, первый врач, который вырвал зуб, оставил корни и пошло заражение кости челюсти. Вырвали еще 1 зуб. Выкачивали гной, опять лежала в больнице. Поставили диагноз - остеомиелит. На больничном уже 3 месяца. Уже нет никаких денег и сил. Куда мне обратиться, чтобы защитить свои права? Могу я подать в суд? Нужно ли мне принимать их предложение ехать в другой город в клинику?


Ответ: Здравствуйте, Ира!
Безусловно, врач, осуществивший удаление зуба, нарушил уголовное законодательство РК, а именно ст.317 Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским работником и ст.322 Незаконная медицинская деятельность. Вы можете подавать в суд, закон на Вашей стороне. 
Также Вы праве требовать возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, в соответствии со ст.936 ГК РК.
Более того, Вы вправе требовать и возмещение морального вреда  в денежной форме в соответствии со ст. 951 ГК РК. Моральный вред - это нарушение, умаление или лишение личных неимущественных благ и прав физических лиц, в том числе нравственные или физические страдания (унижение, раздражение, подавленность, гнев, стыд, отчаяние, физическая боль, ущербность, дискомфортное состояние и т.п.), испытываемые (претерпеваемые, переживаемые) потерпевшим в результате совершенного против него правонарушения. 
Вам следует предъявить требование как на возмещение вреда, так и возмещение морального вреда.
Также стоит заметить, что в случае если Вы  обратились за медицинской помощью в стоматологическую клинику, а лицо, осуществившее удаление зуба, является работником данной клиники, то Вы вправе подать иск на саму клинику, что является более разумным. В соответствии со ст.921 ГК РК, юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
За защитой своих прав Вы можете обратиться в суд, закон полностью на Вашей стороне. 
Также существует Общественный фонд «Аман-саулык». Данный фонд занимается экспертной и правозащитной деятельностью в сфере здравоохранения и социальной защиты. Вам следует обратиться туда за правовой помощью. Возможно, они посодействуют Вам.
Телефонная "Горячая линия" в г. Алматы:  8 (727) 220 71 87, 8 707 137 61 84
Адрес: г. Алматы, ул. Байтурсынова (бывшая ул. Космонавтов), угол ул. Габдуллина, 145/26, 1 этаж, каб. 110, 112 (вход со стороны ул. Байтурсынова, 2-х этажное здание с белыми колоннами у входа в здание).

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Абдрахманов Дамир
Вопрос от: ...

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какие льготы предусмотрены участникам ВОв и труженикам тыла при оказании медицинской помощи и согласно каких нормативно-правовых актов? Также прошу Вас дать разъяснение предусмотрены ли скидки данных категории граждан при прохождении справок 086 и 083? 

Ответ: Здравствуйте!
В соответствии с п.19, 20, 21 ст.11 и ст.14 Закона РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним» от  28 апреля 1995 года №2247, участникам ВОв и труженикам тыла при оказании медицинской помощи предусмотрены следующие льготы:
1. Преимущественное обслуживание в амбулаторно-поликлинических учреждениях и внеочередная госпитализация.
2. Бесплатное обеспечение протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями.
3. Квалифицированная медицинская помощь в порядке, определяемом Приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам здравоохранения от 15 января 2001 года № 41 «О дальнейшем улучшении оказания медицинской помощи участникам, инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним».
Согласно п. 3 вышеуказанного Приказа, управления (департаменты) здравоохранения областей, городов Астана и Алматы осуществляют: 
1. организационно-методическое руководство по вопросам медицинского обеспечения инвалидов Отечественной войны и лиц, приравненных к ним; 
2. контроль за состоянием учета контингента, проведением ежегодных комплексных медицинских осмотров, их полноты и качества; 
3. выявление и учет лиц, нуждающихся в стационарном, амбулаторном, санаторно-курортном лечении и контроль за своевременностью осуществления намеченных лечебно-оздоровительных мероприятий; 
4. организацию направления лиц вышеуказанных категорий на стационарное лечение в специализированные лечебно-профилактические организации, в клиники научно-исследовательских институтов, научных центров и в Республиканский клинический госпиталь для инвалидов Отечественной войны. 
Что касается выдачи медицинских справок формы 086 и 083, каких-либо льгот по бесплатной выдаче данных справок законодательством не предусмотрено.  
Согласно п.3 Приказа Министра здравоохранения и социального развития РК "Об утверждении Правил и условий оказания платных услуг в организациях здравоохранения", платные услуги - услуги, не входящие в Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, оплачиваемые за счет собственных средств пациентов. 
Выдача медицинских справок не входит в Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. 
Таким образом, медицинские справки по форме 086 и 083, предоставляются платно. 
Виды платных услуг (в том числе выдача мед. справок) и прейскурант цен на них доводятся до сведения населения через наглядную информацию в медицинских организациях (п.5 Правил).

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Каримов Асан
Вопрос от: Павел

4.03.16 в г. Тараз мои родители попали в ДТП. Виновник вылетел на встречную полосу движения и врезался в их машину. Двое пассажиров обратились в этот же день в городскую больницу с подозрениями на переломы ребер. По заключению СМЭ №348 от 17.03.16 у пассажира ушиб грудной клетки, который квалификационной оценке не смогли привести. После независимой мед экспертизы выявлены переломы ребер у обоих пассажиров. В виду этих обстоятельств была назначена дополнительная суд мед экспертиза. По заключению СМЭ причинен средней тяжести вред здоровью. После следователем инициирована дополнительная суд мед экспертиза в городе Алматы. По ее результатам так же выявлены переломы. Но следователь направляет на доп суд мед экспертизу, но уже в город Астану. Ответ также с результатом перелом ребер. Но следователь опять направляет на доп мед экспертизу в Астану. Такими экспертизами проходит полтора года с момента аварии. В ноябре 2017 года приходит результаты последней мед экспертизы, по результатам которой следователь доказывает вину виновника по ст.345 ч.1 УК РК. После от виновника поступает заявление о его согласии на прекращение уголовного дела за истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Согласно ст.71 ч.1 пункт 1 УК РК его освободили от уголовной ответственности и руководствуясь ст.35 ч.1 п.4 УК РК следователь прекращает расследование. В результате виновнику ДТП не предъявляют никого штрафа и ответственности за ДТП и он не производит никаких выплат за причиненный вред в результате ДТП. Подскажите, правомерны ли действия следователя по данному делу и имел ли он право раз за разом отправлять на доп мед экспертизу, тем самым замедляя и продлевая следствие и не передавая дело в суд? По результатам этих действий дело вышло за временные рамки. И каким образом можно привести виновника к наказанию?


Ответ: Здравствуйте, Павел!

Если было начато досудебное расследование по ч.1 ст.345 УК РК – в соответствии с ч.3 ст.32 УПК РК дело является делом частно-публичного обвинения. Производство по этим делам начинается не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежит прекращению за примирением, а также после того, как подозреваемый, обвиняемый или подсудимым загладил причиненный вред (ст.68 УК РК).

Ч.23 ст.191 УПК по делам об уголовных проступках, предусмотренных ч.1 статьи 345, досудебное расследование производится в протокольной форме.

В соответствии с ч.3 ст.526 УПК в случае, когда требуется проведение экспертизы или получение заключения специалиста, протокол об уголовном проступке составляется в течение суток с момента получения соответствующего заключения.

Согласно ст.528 после ознакомления подозреваемого с протоколом и материалами дела уголовное дело направляется начальнику органа дознания. Далее начальник органа дознания, изучив протокол и приложенные к нему материалы, производит одно из следующих действий:

1) утверждает протокол об уголовном проступке и направляет уголовное дело в суд, копия протокола направляется прокурору;

2) отказывает в утверждении протокола и возвращает уголовное дело для производства дознания.

Согласно ст.100 УПК Вы можете обжаловать решения и действия лица, осуществляющего досудебное расследование, прокурора, суда или судьи в соответствии с УПК РК. Жалобы подаются в тот государственный орган или тому должностному лицу, которые уполномочены законом рассматривать жалобы и принимать решения по данному уголовному делу.

Согласно ст.102 жалобы на решение о прекращении уголовного дела на досудебной стадии могут быть поданы в течение одного года с момента вынесения соответствующего постановления органа уголовного преследования либо утверждения его прокурором.

 


Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Бермахан Аяжан

Вопрос от: ГККП "Детский сад 21 Самал" Акимата города Темиртау

Засчитывается ли в стаж работы по специальности воспитателя время работы в качестве помощника воспитателя?

Ответ: Здравствуйте!
Согласно Приказу Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1042 «Об утверждении Реестра должностей гражданских служащих сферы социального обеспечения» помощник воспитателя входит в данный реестр. Следовательно, в соответствии с п.2 Приказа Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 10 июня 2016 года № 495 «Об утверждении Правил и условии исчисления стажа работы по специальности для гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий социального обеспечения», в стаж работы по специальности засчитывается все время работы по той же специальности, то есть стаж работы в качестве помощника воспитателя будет засчитан в стаж работы именно помощником воспитателя.
Вопрос от: Диляра

Здравствуйте! 1) Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-либо ограничения по участию в государственных закупках медицинских услуг юридических лиц, участником которого является иностранное лицо? 2) Если юридическое лицо состоит в реестре субъектов здравоохранения, претендующих на оказание услуг в рамках ГОБМП и ОСМС, который формировался в сентябре 2017 года, нужно ли ему дополнительно подавать заявку на включение в реестр субподрядчиков для участия в госзакупках медицинских услуг?


Ответ: Здравствуйте, Диляра!

Ограничений по участию в государственных закупках медицинских услуг юридических лиц, участником которого является иностранное лицо нет, так как статьей 6 Закона "О государственных закупках" данное ограничение не предусмотрено.

По второму вопросу, согласно пп.19-30 новых правил от 7 августа 2017 г. № 591, формируется база данных субъектов здравоохранения, претендующих на оказание медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования.

Что касается реестра субподрядчиков для участия в государственных закупках медицинских услуг, то согласно новым правилам от 7 июня 2017 г. № 397 данный реестр в отличии от старых правил не предусмотрен, то есть был исключен.


Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Халикова Азиза
Вопрос от: Данияр

Здравствуйте! Моё имя Данияр. Я бы очень хотел обратиться за помощью. Я с города Костанай. Я не могу добиться справедливого решения по медицинскому освидетельствованию. Департамент здравоохранения отписался, что врач действовал по своему усмотрению. Хотя есть инструкция 466, как должен врач проводить. А он, в свою очередь, провёл с нарушением. Я обратился в Министерство, а они отписали вниз, то есть в область. Те же, в свою очередь, дали опять такой же ответ. Я обращался в независимую экспертизу Костанайской области, к Председателю ассоциации независимых экспертиз. Она мне чётко и ясно сказала, что против своих не пойдёт, так как она им подчиняется. Я никак не могу добиться справедливости.


Ответ: Здравствуйте, Данияр!
Для начала хотелось бы отметить, что «инструкции 466» нет, есть Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 июня 2003 года №446 "Об утверждении Инструкции по проведению медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения", который утратил силу приказом Министра здравоохранения РК от 13.07.2017 № 504. В главе 2, Правил проведения медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения, определен порядок проведения медицинского освидетельствования, для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения. В случае, если медицинский работник провел освидетельствование с нарушением или несоблюдением правил проведения медицинского освидетельствования, для обжалования действия (бездействия) должностных лиц, вам необходимо обратиться в суд.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Идрисова Зухра
Вопрос от: Айлин

Здравствуйте! У меня вопросы касательно справок 086-У и 083-у. 1. Вопрос по справке 086-у, согласно п.7 приложения №13 "Стандарт государственной услуги "Прохождение предварительных обязательных медицинских осмотров" Приказа Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 апреля 2015 года № 272, Государственная услуга оказывается на платной основе. Согласно п.п. 3 п.1 статьи 89 КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О ЗДОРОВЬЕ НАРОДА И СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ", каждый ребенок имеет право на медицинские осмотры и динамическое наблюдение, лечение, лекарственное обеспечение и оздоровление в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Также, согласно Приказа и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 10 ноября 2009 года № 685 "Об утверждении Правил проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения", дети до 18 лет проходят скрининговые осмотры ежегодно. Вопрос: Должны ли дети, которые уже прошли медицинские осмотры на бесплатной основе по скринингу, оплатить за прохождение справки 086? Также если по Кодексу медицинские осмотры входят в ГОБМП, разве справка 086 не должна быть бесплатной для детей? 2. Вопрос по справке 083-у, согласно п.6 Приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 марта 2013 года № 166 "Об утверждении Правил проведения медицинского осмотра лица, претендующего на получение права управления транспортными средствами, повторного медицинского осмотра водителя механических транспортных средств", Медицинские осмотры не входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Вопрос: детям (до 18 лет),  которым нужно получить эту справку, данная услуга оказывается на платной основе, (так как они получают эту справку не для получения прав, а для прохождения обучения. В приказе и слова не сказано про детей, которые сдают документы, на обучение. Там только указаны лица, которые претендуют на получение и переоформление прав. Права они получат только когда им исполнится 18 лет, а сама справка, как вы знаете, действительна только 1 год? Правомерно ли действие автошкол по запросу данной справки?


Ответ: Здравствуйте, Айлин.
С целью дачи полной и правильной юридической консультации по указанным Вами вопросам я буду отвечать по порядку. При ответах также буду параллельно разъяснять Вам некоторые нюансы отдельных вопросов.
Относительно сущности и значения скрининговых осмотров: 
В соответствии с п.2 Правил проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения: «Профилактические медицинские осмотры целевых групп населения – это скрининговые осмотры, направленные на выявление заболеваний на ранних стадиях и предупреждение развития заболеваний, факторов риска, способствующих возникновению заболеваний, формирование и укрепление здоровья населения». Согласно п.3 этих же правил: «Скрининговые осмотры проводятся в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи субъектами здравоохранения, имеющими лицензию на данный вид деятельности». Согласно п.6 этих же правил: «Скрининговые осмотры детского населения направлены на профилактику, раннее выявление и предупреждение заболеваний, развитие которых связано с особенностями анатомо-физиологического развития в различные возрастные периоды жизни, в том числе в подростковом периоде». Наряду с этим, из установленной периодичности проведения скрининговых осмотров целевых групп детского населения (приложение 1 к правилам профилактических медицинских осмотров целевых групп населения), следует, что профессиональный осмотр у различных специалистов для детей до 18 лет проводится ежегодно, без учёта установленных особенностей периодичности проведения осмотра для детей с категории «до 1 года – недоношенные дети с массой тела менее 1500 г при рождении» и до категории «4 года».
Относительно справки по форме № 086/у
Исходя из содержания глав 1 и 2 приложения 13 к приказу Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан «Об утверждении стандартов государственных услуг в области здравоохранения», - результатом оказания государственной услуги «Прохождение предварительных обязательных медицинских осмотров» является выдаваемая медицинская справка по форме № 086/у (п.6 главы 2 приложения 13). Также, в соответствии с пп.1 п.2 Правил проведения обязательных медицинских осмотров: «предварительные медицинские осмотры – обязательные медицинские осмотры, которые проводятся при поступлении на работу или учебу с целью выяснения пригодности к выполнению обязанностей по профессии или учебе, а также предупреждения общих и профессиональных заболеваний». Тут же, согласно пп. 6 п.2 ст.35 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»: «Платные медицинские услуги предоставляются при медицинском обследовании граждан для поступления на работу и учебу».    
Различия между проводимым скрининговым осмотром и выдаваемой справкой 086/у.
Скрининговый осмотр детей (как необходимая мера) – это:
- во-первых, профилактическая мера, то есть мера, проводимая с целью профилактики, раннего выявления и предупреждения заболеваний, развитие которых связано с особенностями анатомо-физиологического развития в различные возрастные периоды жизни, в том числе в подростковом периоде (п.6 Раздела 1 Правил проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения);
- во-вторых, периодически проводимая мера, то есть имеется прямо установленный период проведения данной меры для детей, в зависимости от возраста ребёнка. Приложением 1 к Правилам проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения – прямо регламентирована периодичность в каждый соответствующий возраст ребёнка и перечень специалистов, у которых проводится скрининговый осмотр;
- в-третьих, мера, проводимая на безвозмездной основе в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи (п.3 Раздела 1 Правил проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения).
Справка 086/у (как услуга) – это:
- во-первых, платная государственная услуга;
- во-вторых, услуга, оказываемая при условии поступления на работу или учёбу, следовательно, обязательных периодов для получения данной услуги не установлено, она оказывается по желанию услугополучателя и при наличии одного из двух вышеуказанных поводов.
Первый вывод из вышесказанного: прохождение скринингового осмотра никак не связано с прохождением медицинского осмотра по справке 086/у, соответственно, медицинский осмотр по справке 086/у является для всех платным.
Фрагмент о бесплатных медицинских осмотрах для детей.
Согласно пп.3 п.1 ст.89 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»: «Каждый ребенок имеет право на медицинские осмотры и динамическое наблюдение, лечение, лекарственное обеспечение и оздоровление в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи». Содержание данного подпункта гласит о том, что каждому ребёнку бесплатно проводятся те виды медицинских осмотров, которые входят в перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. В данном случае не говорится о том, что все виды медицинских осмотров проводятся бесплатно. Как, например, в случае с проведением скринингового осмотра (профилактического медицинского осмотра) – он, как было указано выше, оказывается в рамках ГОБМП, а медицинский осмотр по справке 086/у – на возмездной основе.
Относительно требования автошколы о предоставлении справки 083/у.
Требование автошколы о предоставлении данной справки (083/у) – правомерно.
Согласно п.3 Раздела 1 Правил подготовки водителей механических транспортных средств, утвержденных приказом Министра внутренних дел
Республики Казахстан от 12 декабря 2014 г. № 862: «Подготовка водителей механических транспортных средств категорий "А", "В", "С", "D", "ВЕ", "СЕ", "DЕ", Tm", "Tb" и подкатегорий "A1", "В1", "С1", "D1", "С1Е", "D1Е" осуществляется из числа лиц, прошедших медицинский осмотр и не имеющих медицинских противопоказаний».
Также, в соответствии с п.3 Правил проведения медицинского осмотра лица, претендующего на получение права управления транспортными средствами, повторного медицинского осмотра водителя механических транспортных средств: «Медицинские осмотры проходят лица, претендующие на получение права управления транспортными средствами категории "А", "В", "С", "D", "ВЕ", "СЕ", "DЕ", подкатегорий "А1, В1, С1, D1, С1Е и D1Е, а также трамваями и троллейбусами».
Согласно п.6 Правил приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений: «К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие возраста, установленного статьей 74 Закона Республики Казахстан "О дорожном движении" (транспортными средствами категорий "А", "В" и подкатегорий "В1", "С1" – лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста) и предоставившие:
1) медицинскую справку по форме № 083/у, утвержденную приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 "Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 6697) (далее – медицинская справка);
2) свидетельство об окончании курсов, выданное учебной организацией по подготовке водителей транспортных средств».
Второй вывод из вышесказанного: к категории «претендующих на получение права управления транспортным средством» - относятся не только лица, сдающие экзамен и собирающиеся после его сдачи получить водительское удостоверение, но и лица, которые собираются пройти обучение в учебных организациях по подготовке водителей транспортных средств (автошколах). В данной ситуации, у Вас имеется два варианта действий:
1) Либо получить справку 083/у для того, чтобы приступить к обучению в автошколе, даже если ребёнок не достиг 18 лет. После успешного прохождения обучения в автошколе, ею будет выдано ребёнку свидетельство об окончании курсов. После достижения 18 лет ребёнок будет вправе сдать экзамен, для этого предоставите свидетельство об окончании курсов и новую справку 083/у (пройдете повторный платный медицинский осмотр по данной справке);
2) Либо приступить к обучению в автошколе только после достижения ребёнком 18 лет. В таком случае медицинская справка 083/у, которая будет предоставлена в автошколу для начала обучения, сможет быть также предоставлена для допуска к сдаче экзаменов, так как справка годна в течение одного года до момента получения удостоверения на право управления транспортными средствами (п.18 ст.2 Правил проведения медицинского осмотра лица, претендующего на получение права управления транспортными средствами, повторного медицинского осмотра водителя механических транспортных средств).

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нурсеит А.
Вопрос от: Светлана
Здравствуйте! Мы воспитываем девочку, у которой умерла мама, местонахождение отца неизвестно. С 2002г. мой муж официально являлся опекуном. В феврале 2016г. ей исполнилось 18 лет, продолжает получать пособие по утере кормильца по месту жительства. С сентября 2016г. она является студенткой Новосибирского Государственного Аграрного университета. В Российской Федерации предусматривается социальная поддержка лиц до 23 лет, имеющих статус сироты и лиц оставшихся без попечения родителей на весь период! обучения. Все необходимые документы мы предоставили: свидетельство о смерти мамы, о неизвестном местонахождении отца, постановление о назначении опеки, свидетельство о рождении и др. Но университет запрашивает справку о подтверждении наличия у нашей девочки статуса приравнивания к лицам, оставшимся без попечения родителей. У нас в г. Усть-Каменогорске в органах опеки, куда и относился ребенок такую справку дают на момент достижения ребенком 18 лет, т.е. февраль 2016г., согласно этой справке ребенок на данный момент уже не относится к категории граждан, оставшихся без попечения родителей. В акимате г. Усть-Каменогорска тоже отказались подтвердить данный статус, ссылаясь на то, что такой справки нет в стандарте. Получается, что бюрократические проволочки лишают социальной поддержки ребенка, который будет обучаться до 23 лет еще 5 лет. Скажите, какая статья закона подтверждает поддержку лиц, относящихся к категории граждан, оставшихся без попечения родителей в Казахстане, а также какая организация у нас ответственна, чтобы выдать справку человеку, который относится к данной категории. В данный момент мы загнаны в угол и не знаем, в какую организацию нам обратиться. С уважением, Плохова Светлана.

 

Ответ: Здравствуйте, Светлана!
В Республике Казахстан поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется Законом РК «О правах ребенка в Республике Казахстан».
Законодательство Республики Казахстан не предусматривает поддержку лиц от 18 до 23 лет, имеющих статус сироты и лиц, оставшихся без попечения родителей. Поддержка оказывается исключительно ребенку, а в соответствии с п.2 ст.1 Закона РК «О правах ребенка в Республике Казахстан»: «ребенок – лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия)».
Относительно вопроса о поддержке граждан старше 18 лет, обучающихся в системах образования (общего среднего, технического и профессионального, послесреднего и высшего образования), законодательство предусматривает лишь получение пособия по потере кормильца, при этом до 23 летнего возраста получателя пособия.
В соответствии с ч.3 ст.13 Закона Республики Казахстан «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан»: «Обучающиеся граждане старше восемнадцати лет имеют право на пособие по случаю потери кормильца до окончания учебного заведения очной формы в системе общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, в системе высшего образования в пределах, не превышающих двадцатитрехлетнего возраста».
Поскольку девочка также получает пособие по потере кормильца и для того, чтобы пособие выплачивалось до 23 лет (до конца периода её обучения), университет в свою очередь обязан выдать девочке справку, подтверждающую то, что она действительно является обучающейся очной формы обучения в этом университете. Данная справка университетом должна свободно и безоговорочно выдаваться каждому своему студенту.
Справка должна соответствовать форме, утвержденной приказом №223 Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 14 апреля 2015 года. Образец данной справки является Приложением №4 к Правилам предоставления государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, а также назначения и осуществления пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, государственных специальных пособий (в этом же приказе).
 
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нурсеит А.