+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Здравоохранение, образование
Вопрос от: Павел

4.03.16 в г. Тараз мои родители попали в ДТП. Виновник вылетел на встречную полосу движения и врезался в их машину. Двое пассажиров обратились в этот же день в городскую больницу с подозрениями на переломы ребер. По заключению СМЭ №348 от 17.03.16 у пассажира ушиб грудной клетки, который квалификационной оценке не смогли привести. После независимой мед экспертизы выявлены переломы ребер у обоих пассажиров. В виду этих обстоятельств была назначена дополнительная суд мед экспертиза. По заключению СМЭ причинен средней тяжести вред здоровью. После следователем инициирована дополнительная суд мед экспертиза в городе Алматы. По ее результатам так же выявлены переломы. Но следователь направляет на доп суд мед экспертизу, но уже в город Астану. Ответ также с результатом перелом ребер. Но следователь опять направляет на доп мед экспертизу в Астану. Такими экспертизами проходит полтора года с момента аварии. В ноябре 2017 года приходит результаты последней мед экспертизы, по результатам которой следователь доказывает вину виновника по ст.345 ч.1 УК РК. После от виновника поступает заявление о его согласии на прекращение уголовного дела за истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Согласно ст.71 ч.1 пункт 1 УК РК его освободили от уголовной ответственности и руководствуясь ст.35 ч.1 п.4 УК РК следователь прекращает расследование. В результате виновнику ДТП не предъявляют никого штрафа и ответственности за ДТП и он не производит никаких выплат за причиненный вред в результате ДТП. Подскажите, правомерны ли действия следователя по данному делу и имел ли он право раз за разом отправлять на доп мед экспертизу, тем самым замедляя и продлевая следствие и не передавая дело в суд? По результатам этих действий дело вышло за временные рамки. И каким образом можно привести виновника к наказанию?


Ответ: Здравствуйте, Павел!

Если было начато досудебное расследование по ч.1 ст.345 УК РК – в соответствии с ч.3 ст.32 УПК РК дело является делом частно-публичного обвинения. Производство по этим делам начинается не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежит прекращению за примирением, а также после того, как подозреваемый, обвиняемый или подсудимым загладил причиненный вред (ст.68 УК РК).

Ч.23 ст.191 УПК по делам об уголовных проступках, предусмотренных ч.1 статьи 345, досудебное расследование производится в протокольной форме.

В соответствии с ч.3 ст.526 УПК в случае, когда требуется проведение экспертизы или получение заключения специалиста, протокол об уголовном проступке составляется в течение суток с момента получения соответствующего заключения.

Согласно ст.528 после ознакомления подозреваемого с протоколом и материалами дела уголовное дело направляется начальнику органа дознания. Далее начальник органа дознания, изучив протокол и приложенные к нему материалы, производит одно из следующих действий:

1) утверждает протокол об уголовном проступке и направляет уголовное дело в суд, копия протокола направляется прокурору;

2) отказывает в утверждении протокола и возвращает уголовное дело для производства дознания.

Согласно ст.100 УПК Вы можете обжаловать решения и действия лица, осуществляющего досудебное расследование, прокурора, суда или судьи в соответствии с УПК РК. Жалобы подаются в тот государственный орган или тому должностному лицу, которые уполномочены законом рассматривать жалобы и принимать решения по данному уголовному делу.

Согласно ст.102 жалобы на решение о прекращении уголовного дела на досудебной стадии могут быть поданы в течение одного года с момента вынесения соответствующего постановления органа уголовного преследования либо утверждения его прокурором.

 


Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Бермахан Аяжан

Вопрос от: Павел

4.03.16 в г. Тараз мои родители попали в ДТП. Виновник вылетел на встречную полосу движения и врезался в их машину. Двое пассажиров обратились в этот же день в городскую больницу с подозрениями на переломы ребер. По заключению СМЭ №348 от 17.03.16 у пассажира ушиб грудной клетки, который квалификационной оценке не смогли привести. После независимой мед экспертизы выявлены переломы ребер у обоих пассажиров. В виду этих обстоятельств была назначена дополнительная суд мед экспертиза. По заключению СМЭ причинен средней тяжести вред здоровью. После следователем инициирована дополнительная суд мед экспертиза в городе Алматы. По ее результатам так же выявлены переломы. Но следователь направляет на доп суд мед экспертизу, но уже в город Астану. Ответ также с результатом перелом ребер. Но следователь опять направляет на доп мед экспертизу в Астану. Такими экспертизами проходит полтора года с момента аварии. В ноябре 2017 года приходит результаты последней мед экспертизы, по результатам которой следователь доказывает вину виновника по ст.345 ч.1 УК РК. После от виновника поступает заявление о его согласии на прекращение уголовного дела за истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Согласно ст.71 ч.1 пункт 1 УК РК его освободили от уголовной ответственности и руководствуясь ст.35 ч.1 п.4 УК РК следователь прекращает расследование. В результате виновнику ДТП не предъявляют никого штрафа и ответственности за ДТП и он не производит никаких выплат за причиненный вред в результате ДТП. Подскажите, правомерны ли действия следователя по данному делу и имел ли он право раз за разом отправлять на доп мед экспертизу, тем самым замедляя и продлевая следствие и не передавая дело в суд? По результатам этих действий дело вышло за временные рамки. И каким образом можно привести виновника к наказанию?


Ответ: Здравствуйте, Павел!

Если было начато досудебное расследование по ч.1 ст.345 УК РК – в соответствии с ч.3 ст.32 УПК РК дело является делом частно-публичного обвинения. Производство по этим делам начинается не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежит прекращению за примирением, а также после того, как подозреваемый, обвиняемый или подсудимым загладил причиненный вред (ст.68 УК РК).

Ч.23 ст.191 УПК по делам об уголовных проступках, предусмотренных ч.1 статьи 345, досудебное расследование производится в протокольной форме.

В соответствии с ч.3 ст.526 УПК в случае, когда требуется проведение экспертизы или получение заключения специалиста, протокол об уголовном проступке составляется в течение суток с момента получения соответствующего заключения.

Согласно ст.528 после ознакомления подозреваемого с протоколом и материалами дела уголовное дело направляется начальнику органа дознания. Далее начальник органа дознания, изучив протокол и приложенные к нему материалы, производит одно из следующих действий:

1) утверждает протокол об уголовном проступке и направляет уголовное дело в суд, копия протокола направляется прокурору;

2) отказывает в утверждении протокола и возвращает уголовное дело для производства дознания.

Согласно ст.100 УПК Вы можете обжаловать решения и действия лица, осуществляющего досудебное расследование, прокурора, суда или судьи в соответствии с УПК РК. Жалобы подаются в тот государственный орган или тому должностному лицу, которые уполномочены законом рассматривать жалобы и принимать решения по данному уголовному делу.

Согласно ст.102 жалобы на решение о прекращении уголовного дела на досудебной стадии могут быть поданы в течение одного года с момента вынесения соответствующего постановления органа уголовного преследования либо утверждения его прокурором.

 


Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Бермахан Аяжан

Вопрос от: Павел

4.03.16 в г. Тараз мои родители попали в ДТП. Виновник вылетел на встречную полосу движения и врезался в их машину. Двое пассажиров обратились в этот же день в городскую больницу с подозрениями на переломы ребер. По заключению СМЭ №348 от 17.03.16 у пассажира ушиб грудной клетки, который квалификационной оценке не смогли привести. После независимой мед экспертизы выявлены переломы ребер у обоих пассажиров. В виду этих обстоятельств была назначена дополнительная суд мед экспертиза. По заключению СМЭ причинен средней тяжести вред здоровью. После следователем инициирована дополнительная суд мед экспертиза в городе Алматы. По ее результатам так же выявлены переломы. Но следователь направляет на доп суд мед экспертизу, но уже в город Астану. Ответ также с результатом перелом ребер. Но следователь опять направляет на доп мед экспертизу в Астану. Такими экспертизами проходит полтора года с момента аварии. В ноябре 2017 года приходит результаты последней мед экспертизы, по результатам которой следователь доказывает вину виновника по ст.345 ч.1 УК РК. После от виновника поступает заявление о его согласии на прекращение уголовного дела за истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Согласно ст.71 ч.1 пункт 1 УК РК его освободили от уголовной ответственности и руководствуясь ст.35 ч.1 п.4 УК РК следователь прекращает расследование. В результате виновнику ДТП не предъявляют никого штрафа и ответственности за ДТП и он не производит никаких выплат за причиненный вред в результате ДТП. Подскажите, правомерны ли действия следователя по данному делу и имел ли он право раз за разом отправлять на доп мед экспертизу, тем самым замедляя и продлевая следствие и не передавая дело в суд? По результатам этих действий дело вышло за временные рамки. И каким образом можно привести виновника к наказанию?


Ответ: Здравствуйте, Павел!

Если было начато досудебное расследование по ч.1 ст.345 УК РК – в соответствии с ч.3 ст.32 УПК РК дело является делом частно-публичного обвинения. Производство по этим делам начинается не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежит прекращению за примирением, а также после того, как подозреваемый, обвиняемый или подсудимым загладил причиненный вред (ст.68 УК РК).

Ч.23 ст.191 УПК по делам об уголовных проступках, предусмотренных ч.1 статьи 345, досудебное расследование производится в протокольной форме.

В соответствии с ч.3 ст.526 УПК в случае, когда требуется проведение экспертизы или получение заключения специалиста, протокол об уголовном проступке составляется в течение суток с момента получения соответствующего заключения.

Согласно ст.528 после ознакомления подозреваемого с протоколом и материалами дела уголовное дело направляется начальнику органа дознания. Далее начальник органа дознания, изучив протокол и приложенные к нему материалы, производит одно из следующих действий:

1) утверждает протокол об уголовном проступке и направляет уголовное дело в суд, копия протокола направляется прокурору;

2) отказывает в утверждении протокола и возвращает уголовное дело для производства дознания.

Согласно ст.100 УПК Вы можете обжаловать решения и действия лица, осуществляющего досудебное расследование, прокурора, суда или судьи в соответствии с УПК РК. Жалобы подаются в тот государственный орган или тому должностному лицу, которые уполномочены законом рассматривать жалобы и принимать решения по данному уголовному делу.

Согласно ст.102 жалобы на решение о прекращении уголовного дела на досудебной стадии могут быть поданы в течение одного года с момента вынесения соответствующего постановления органа уголовного преследования либо утверждения его прокурором.

 


Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Бермахан Аяжан

Вопрос от: ГККП "Детский сад 21 Самал" Акимата города Темиртау

Засчитывается ли в стаж работы по специальности воспитателя время работы в качестве помощника воспитателя?

Ответ: Здравствуйте!
Согласно Приказу Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1042 «Об утверждении Реестра должностей гражданских служащих сферы социального обеспечения» помощник воспитателя входит в данный реестр. Следовательно, в соответствии с п.2 Приказа Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 10 июня 2016 года № 495 «Об утверждении Правил и условии исчисления стажа работы по специальности для гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий социального обеспечения», в стаж работы по специальности засчитывается все время работы по той же специальности, то есть стаж работы в качестве помощника воспитателя будет засчитан в стаж работы именно помощником воспитателя.
Вопрос от: Диляра

Здравствуйте! 1) Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-либо ограничения по участию в государственных закупках медицинских услуг юридических лиц, участником которого является иностранное лицо? 2) Если юридическое лицо состоит в реестре субъектов здравоохранения, претендующих на оказание услуг в рамках ГОБМП и ОСМС, который формировался в сентябре 2017 года, нужно ли ему дополнительно подавать заявку на включение в реестр субподрядчиков для участия в госзакупках медицинских услуг?


Ответ: Здравствуйте, Диляра!

Ограничений по участию в государственных закупках медицинских услуг юридических лиц, участником которого является иностранное лицо нет, так как статьей 6 Закона "О государственных закупках" данное ограничение не предусмотрено.

По второму вопросу, согласно пп.19-30 новых правил от 7 августа 2017 г. № 591, формируется база данных субъектов здравоохранения, претендующих на оказание медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования.

Что касается реестра субподрядчиков для участия в государственных закупках медицинских услуг, то согласно новым правилам от 7 июня 2017 г. № 397 данный реестр в отличии от старых правил не предусмотрен, то есть был исключен.


Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Халикова Азиза
Вопрос от: Данияр

Здравствуйте! Моё имя Данияр. Я бы очень хотел обратиться за помощью. Я с города Костанай. Я не могу добиться справедливого решения по медицинскому освидетельствованию. Департамент здравоохранения отписался, что врач действовал по своему усмотрению. Хотя есть инструкция 466, как должен врач проводить. А он, в свою очередь, провёл с нарушением. Я обратился в Министерство, а они отписали вниз, то есть в область. Те же, в свою очередь, дали опять такой же ответ. Я обращался в независимую экспертизу Костанайской области, к Председателю ассоциации независимых экспертиз. Она мне чётко и ясно сказала, что против своих не пойдёт, так как она им подчиняется. Я никак не могу добиться справедливости.


Ответ: Здравствуйте, Данияр!
Для начала хотелось бы отметить, что «инструкции 466» нет, есть Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 июня 2003 года №446 "Об утверждении Инструкции по проведению медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения", который утратил силу приказом Министра здравоохранения РК от 13.07.2017 № 504. В главе 2, Правил проведения медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения, определен порядок проведения медицинского освидетельствования, для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения. В случае, если медицинский работник провел освидетельствование с нарушением или несоблюдением правил проведения медицинского освидетельствования, для обжалования действия (бездействия) должностных лиц, вам необходимо обратиться в суд.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Идрисова Зухра
Вопрос от: Айлин

Здравствуйте! У меня вопросы касательно справок 086-У и 083-у. 1. Вопрос по справке 086-у, согласно п.7 приложения №13 "Стандарт государственной услуги "Прохождение предварительных обязательных медицинских осмотров" Приказа Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 апреля 2015 года № 272, Государственная услуга оказывается на платной основе. Согласно п.п. 3 п.1 статьи 89 КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН "О ЗДОРОВЬЕ НАРОДА И СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ", каждый ребенок имеет право на медицинские осмотры и динамическое наблюдение, лечение, лекарственное обеспечение и оздоровление в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Также, согласно Приказа и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 10 ноября 2009 года № 685 "Об утверждении Правил проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения", дети до 18 лет проходят скрининговые осмотры ежегодно. Вопрос: Должны ли дети, которые уже прошли медицинские осмотры на бесплатной основе по скринингу, оплатить за прохождение справки 086? Также если по Кодексу медицинские осмотры входят в ГОБМП, разве справка 086 не должна быть бесплатной для детей? 2. Вопрос по справке 083-у, согласно п.6 Приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 20 марта 2013 года № 166 "Об утверждении Правил проведения медицинского осмотра лица, претендующего на получение права управления транспортными средствами, повторного медицинского осмотра водителя механических транспортных средств", Медицинские осмотры не входят в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Вопрос: детям (до 18 лет),  которым нужно получить эту справку, данная услуга оказывается на платной основе, (так как они получают эту справку не для получения прав, а для прохождения обучения. В приказе и слова не сказано про детей, которые сдают документы, на обучение. Там только указаны лица, которые претендуют на получение и переоформление прав. Права они получат только когда им исполнится 18 лет, а сама справка, как вы знаете, действительна только 1 год? Правомерно ли действие автошкол по запросу данной справки?


Ответ: Здравствуйте, Айлин.
С целью дачи полной и правильной юридической консультации по указанным Вами вопросам я буду отвечать по порядку. При ответах также буду параллельно разъяснять Вам некоторые нюансы отдельных вопросов.
Относительно сущности и значения скрининговых осмотров: 
В соответствии с п.2 Правил проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения: «Профилактические медицинские осмотры целевых групп населения – это скрининговые осмотры, направленные на выявление заболеваний на ранних стадиях и предупреждение развития заболеваний, факторов риска, способствующих возникновению заболеваний, формирование и укрепление здоровья населения». Согласно п.3 этих же правил: «Скрининговые осмотры проводятся в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи субъектами здравоохранения, имеющими лицензию на данный вид деятельности». Согласно п.6 этих же правил: «Скрининговые осмотры детского населения направлены на профилактику, раннее выявление и предупреждение заболеваний, развитие которых связано с особенностями анатомо-физиологического развития в различные возрастные периоды жизни, в том числе в подростковом периоде». Наряду с этим, из установленной периодичности проведения скрининговых осмотров целевых групп детского населения (приложение 1 к правилам профилактических медицинских осмотров целевых групп населения), следует, что профессиональный осмотр у различных специалистов для детей до 18 лет проводится ежегодно, без учёта установленных особенностей периодичности проведения осмотра для детей с категории «до 1 года – недоношенные дети с массой тела менее 1500 г при рождении» и до категории «4 года».
Относительно справки по форме № 086/у
Исходя из содержания глав 1 и 2 приложения 13 к приказу Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан «Об утверждении стандартов государственных услуг в области здравоохранения», - результатом оказания государственной услуги «Прохождение предварительных обязательных медицинских осмотров» является выдаваемая медицинская справка по форме № 086/у (п.6 главы 2 приложения 13). Также, в соответствии с пп.1 п.2 Правил проведения обязательных медицинских осмотров: «предварительные медицинские осмотры – обязательные медицинские осмотры, которые проводятся при поступлении на работу или учебу с целью выяснения пригодности к выполнению обязанностей по профессии или учебе, а также предупреждения общих и профессиональных заболеваний». Тут же, согласно пп. 6 п.2 ст.35 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»: «Платные медицинские услуги предоставляются при медицинском обследовании граждан для поступления на работу и учебу».    
Различия между проводимым скрининговым осмотром и выдаваемой справкой 086/у.
Скрининговый осмотр детей (как необходимая мера) – это:
- во-первых, профилактическая мера, то есть мера, проводимая с целью профилактики, раннего выявления и предупреждения заболеваний, развитие которых связано с особенностями анатомо-физиологического развития в различные возрастные периоды жизни, в том числе в подростковом периоде (п.6 Раздела 1 Правил проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения);
- во-вторых, периодически проводимая мера, то есть имеется прямо установленный период проведения данной меры для детей, в зависимости от возраста ребёнка. Приложением 1 к Правилам проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения – прямо регламентирована периодичность в каждый соответствующий возраст ребёнка и перечень специалистов, у которых проводится скрининговый осмотр;
- в-третьих, мера, проводимая на безвозмездной основе в рамках гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи (п.3 Раздела 1 Правил проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения).
Справка 086/у (как услуга) – это:
- во-первых, платная государственная услуга;
- во-вторых, услуга, оказываемая при условии поступления на работу или учёбу, следовательно, обязательных периодов для получения данной услуги не установлено, она оказывается по желанию услугополучателя и при наличии одного из двух вышеуказанных поводов.
Первый вывод из вышесказанного: прохождение скринингового осмотра никак не связано с прохождением медицинского осмотра по справке 086/у, соответственно, медицинский осмотр по справке 086/у является для всех платным.
Фрагмент о бесплатных медицинских осмотрах для детей.
Согласно пп.3 п.1 ст.89 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»: «Каждый ребенок имеет право на медицинские осмотры и динамическое наблюдение, лечение, лекарственное обеспечение и оздоровление в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи». Содержание данного подпункта гласит о том, что каждому ребёнку бесплатно проводятся те виды медицинских осмотров, которые входят в перечень гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. В данном случае не говорится о том, что все виды медицинских осмотров проводятся бесплатно. Как, например, в случае с проведением скринингового осмотра (профилактического медицинского осмотра) – он, как было указано выше, оказывается в рамках ГОБМП, а медицинский осмотр по справке 086/у – на возмездной основе.
Относительно требования автошколы о предоставлении справки 083/у.
Требование автошколы о предоставлении данной справки (083/у) – правомерно.
Согласно п.3 Раздела 1 Правил подготовки водителей механических транспортных средств, утвержденных приказом Министра внутренних дел
Республики Казахстан от 12 декабря 2014 г. № 862: «Подготовка водителей механических транспортных средств категорий "А", "В", "С", "D", "ВЕ", "СЕ", "DЕ", Tm", "Tb" и подкатегорий "A1", "В1", "С1", "D1", "С1Е", "D1Е" осуществляется из числа лиц, прошедших медицинский осмотр и не имеющих медицинских противопоказаний».
Также, в соответствии с п.3 Правил проведения медицинского осмотра лица, претендующего на получение права управления транспортными средствами, повторного медицинского осмотра водителя механических транспортных средств: «Медицинские осмотры проходят лица, претендующие на получение права управления транспортными средствами категории "А", "В", "С", "D", "ВЕ", "СЕ", "DЕ", подкатегорий "А1, В1, С1, D1, С1Е и D1Е, а также трамваями и троллейбусами».
Согласно п.6 Правил приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений: «К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие возраста, установленного статьей 74 Закона Республики Казахстан "О дорожном движении" (транспортными средствами категорий "А", "В" и подкатегорий "В1", "С1" – лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста) и предоставившие:
1) медицинскую справку по форме № 083/у, утвержденную приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 "Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 6697) (далее – медицинская справка);
2) свидетельство об окончании курсов, выданное учебной организацией по подготовке водителей транспортных средств».
Второй вывод из вышесказанного: к категории «претендующих на получение права управления транспортным средством» - относятся не только лица, сдающие экзамен и собирающиеся после его сдачи получить водительское удостоверение, но и лица, которые собираются пройти обучение в учебных организациях по подготовке водителей транспортных средств (автошколах). В данной ситуации, у Вас имеется два варианта действий:
1) Либо получить справку 083/у для того, чтобы приступить к обучению в автошколе, даже если ребёнок не достиг 18 лет. После успешного прохождения обучения в автошколе, ею будет выдано ребёнку свидетельство об окончании курсов. После достижения 18 лет ребёнок будет вправе сдать экзамен, для этого предоставите свидетельство об окончании курсов и новую справку 083/у (пройдете повторный платный медицинский осмотр по данной справке);
2) Либо приступить к обучению в автошколе только после достижения ребёнком 18 лет. В таком случае медицинская справка 083/у, которая будет предоставлена в автошколу для начала обучения, сможет быть также предоставлена для допуска к сдаче экзаменов, так как справка годна в течение одного года до момента получения удостоверения на право управления транспортными средствами (п.18 ст.2 Правил проведения медицинского осмотра лица, претендующего на получение права управления транспортными средствами, повторного медицинского осмотра водителя механических транспортных средств).

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нурсеит А.
Вопрос от: Светлана
Здравствуйте! Мы воспитываем девочку, у которой умерла мама, местонахождение отца неизвестно. С 2002г. мой муж официально являлся опекуном. В феврале 2016г. ей исполнилось 18 лет, продолжает получать пособие по утере кормильца по месту жительства. С сентября 2016г. она является студенткой Новосибирского Государственного Аграрного университета. В Российской Федерации предусматривается социальная поддержка лиц до 23 лет, имеющих статус сироты и лиц оставшихся без попечения родителей на весь период! обучения. Все необходимые документы мы предоставили: свидетельство о смерти мамы, о неизвестном местонахождении отца, постановление о назначении опеки, свидетельство о рождении и др. Но университет запрашивает справку о подтверждении наличия у нашей девочки статуса приравнивания к лицам, оставшимся без попечения родителей. У нас в г. Усть-Каменогорске в органах опеки, куда и относился ребенок такую справку дают на момент достижения ребенком 18 лет, т.е. февраль 2016г., согласно этой справке ребенок на данный момент уже не относится к категории граждан, оставшихся без попечения родителей. В акимате г. Усть-Каменогорска тоже отказались подтвердить данный статус, ссылаясь на то, что такой справки нет в стандарте. Получается, что бюрократические проволочки лишают социальной поддержки ребенка, который будет обучаться до 23 лет еще 5 лет. Скажите, какая статья закона подтверждает поддержку лиц, относящихся к категории граждан, оставшихся без попечения родителей в Казахстане, а также какая организация у нас ответственна, чтобы выдать справку человеку, который относится к данной категории. В данный момент мы загнаны в угол и не знаем, в какую организацию нам обратиться. С уважением, Плохова Светлана.

 

Ответ: Здравствуйте, Светлана!
В Республике Казахстан поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется Законом РК «О правах ребенка в Республике Казахстан».
Законодательство Республики Казахстан не предусматривает поддержку лиц от 18 до 23 лет, имеющих статус сироты и лиц, оставшихся без попечения родителей. Поддержка оказывается исключительно ребенку, а в соответствии с п.2 ст.1 Закона РК «О правах ребенка в Республике Казахстан»: «ребенок – лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия)».
Относительно вопроса о поддержке граждан старше 18 лет, обучающихся в системах образования (общего среднего, технического и профессионального, послесреднего и высшего образования), законодательство предусматривает лишь получение пособия по потере кормильца, при этом до 23 летнего возраста получателя пособия.
В соответствии с ч.3 ст.13 Закона Республики Казахстан «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан»: «Обучающиеся граждане старше восемнадцати лет имеют право на пособие по случаю потери кормильца до окончания учебного заведения очной формы в системе общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, в системе высшего образования в пределах, не превышающих двадцатитрехлетнего возраста».
Поскольку девочка также получает пособие по потере кормильца и для того, чтобы пособие выплачивалось до 23 лет (до конца периода её обучения), университет в свою очередь обязан выдать девочке справку, подтверждающую то, что она действительно является обучающейся очной формы обучения в этом университете. Данная справка университетом должна свободно и безоговорочно выдаваться каждому своему студенту.
Справка должна соответствовать форме, утвержденной приказом №223 Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 14 апреля 2015 года. Образец данной справки является Приложением №4 к Правилам предоставления государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, а также назначения и осуществления пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, государственных специальных пособий (в этом же приказе).
 
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нурсеит А.
Вопрос от: Меруерт
Здравствуйте! Каким законом (Постановлением, указом) регулируется количество выездных платных семинаров сотрудникам в год? Сколько раз вообще можно сотруднику обучаться за счет организации?

 

Ответ: Здравствуйте Меруерт!

В соответствии со статьей 118 Трудового кодекса Республики Казахстан необходимость и объем профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для функционирования и развития организации определяются работодателем.
Т.е. работодатель сам определяет количество семинаров. 
 
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Хасанов Д.
Вопрос от: Лейла
Здравствуйте! Наша организация является медицинской. Вопрос: имеем ли мы право переводить водителей дежурной машины на круглосуточный режим работы (24 часа сутки)? Не будет ли это нарушением норм трудового законодательства?

 

Ответ: Добрый день, Лейла! 
Согласно ст.68 Трудового Кодекса Республики Казахстан нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю (8 часов в день, 5 дней в неделю).
Привлечение к сверхурочным работам допускается только с письменного согласия работника, сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника в течение суток два часа (ст. 77, 78 ТК РК).
24-часовая работа будет нарушением трудового законодательства, если не будет введен сменный режим. 
Сменная работа - работа в две, либо в три или четыре рабочие смены в течение суток. Работодателем составляется график сменности, с которым работник должен ознакомиться за 10 дней до введения графика в действие. (п.3 ст.73 ТК РК). 
Также часто практикуется режим "сутки на трое" - т.е. работник работает 24 часа, затем отдыхает 3 суток.
 
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нусенова А.