+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Юридические лица
Вопрос от: Дина

Здравствуйте! Буду признательна за помощь! Какие документы/вн. акты должны быть у ТОО, регулирующие работу персонала и документооборот?

Ответ: Здравствуйте, Дина!
Исходя из контекста Вашего обращения, мы выделили следующий вопрос: какие документы необходимы для ТОО при регулировании деятельности его работников и документооборот? 
Мы разделили необходимые документы на две категории:
1.Основываясь на ст.23 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее -ТК РК), кадровые документы:
Трудовые, коллективные договоры;
Акты, включающие в себя распорядок трудового дня;
Документ, включающий в себя учет рабочего времени, в том числе сверхурочных работ;
Реестр работников, включающий в себя в ФИО и дату рождения работников моложе восемнадцати лет;
Учет вакантных мест;
Законодательство Республики Казахстан может предусматривать и другие документы, регулирующие деятельность работников;
2.Основываясь на ст.15 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - Закон), финансовая и отчетная документация бухгалтерии:
Бухгалтерский баланс;
Отчет о прибылях и убытках;
Отчет о движении денежных средств;
Отчет об изменениях в капитале;
Законодательство Республики Казахстан может предусматривать и другие документы в сфере финансовой и отчетной документации бухгалтерии;
Также, согласно п.3 ст.7 Закона, первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования, к которым не утверждены, организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Соответственно, предоставленный нами перечень не может ограничивать объем документов необходимых для ТОО при регулировании деятельности его работников и документооборот.
Вопрос от: Бахтияр

Здравствуйте! у меня такой вопрос, имеют ли право налоговые органы подать в суд о признании не действительным купли продажи ТОО? я получается продал тоо со всеми долгами не резиденту РК, и какие последствия могут быть и что можно сделать.заранее спасибо.

Ответ: Здравствуйте, Бахтияр! 
 Исходя из контекста Вашего обращения, мы полагаем, что Вас интересуют следующие вопросы: 
1.Может ли налоговый орган подавать иски в суд по признанию сделок недействительными?
2.Возможна ли передача ТОО нерезиденту Республики Казахстан при наличии налоговой задолженности?
3.Какие требования нужно было учесть для регистрации ТОО с иностранным участием? 
1. Может ли налоговый орган подавать иски в суд по признанию сделок недействительными?
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса Республики Казахстан, налоговые органы вправе предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными, ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) и 2) пункта 2 статьи 49 Гражданского кодекса Республики Казахстан, а также иные иски в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Таким образом, налоговый орган может подавать иски в суд по признанию сделок недействительными.
2.Возможна ли передача ТОО при наличии налоговой задолженности?
В соответствии п.1 ст.30 Закона «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» Республики Казахстан, допускается передача своей доли третьим лицам.
Согласно п.1 ст.33 Гражданского Кодекса Республики Казахстан, юридическое лицо отвечает по своим обязательствам своим имуществом, из этого следует, что передача третьему лицу участником ТОО своей доли, даже если присутствует задолженность по налогам и иная задолженность, возможна.
3.Какие требования нужно было учесть для регистрации ТОО с иностранным участием? 
 Государственная регистрация Товарищества с ограниченной ответственностью с иностранным участием осуществляется в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 (далее - Закон). 
Согласно статьям 6 и 6-1 Закона, при наличии иностранного участия, вне зависимости от размера субъекта предпринимательства, дополнительно должна быть представлена выписка из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющий, что учредитель - иностранное юридическое лицо, которое является юридическим лицом по законодательству иностранного государства, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки, а также копия паспорта или другого документа, удостоверяющий личность учредителя-иностранца, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки.
Вопрос от: Александр

Добрый день! Прошу Вас разъяснить: Вправе ли бывший учредитель (участник) ТОО инициировать за счет собственных средств проведение внешнего аудита - непосредственно только за период времени своего участия в данном товариществе? Спасибо.


Ответ: Здравствуйте Александр!
Внешний аудит в товариществе с ограниченной ответственностью регламентирован ст.59 Закона РК от 22 апреля 1998 года № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее-Закон о ТОО и ТДО). 
В соответствии с п.3 и п.4 ст.59 Закона о ТОО и ТДО- 
«3. Любой участник товарищества с ограниченной ответственностью вправе требовать проведения за свой счет аудита финансовой отчетности товарищества.
4. Если исполнительный орган товарищества с ограниченной ответственностью уклоняется от проведения аудита финансовой отчетности товарищества, когда аудит обязателен либо когда его проведения требует участник товарищества, аудит может быть назначен решением суда, принятым по заявлению любого заинтересованного лица либо участника товарищества».
В соответствии с п.1 ст.8 Закона о ТОО и ТДО - «Участниками товарищества с ограниченной ответственностью являются его учредители, а также лица, получившие право на долю в имуществе товарищества после его создания».
В соответствии с п.1 ст.59 Закона о ТОО и ТДО - «Для проверки и подтверждения правильности финансовой отчетности товарищества с ограниченной ответственностью, а также текущего состояния его дел товарищество вправе в случаях и порядке, определенных в его уставе, привлекать аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с товариществом, членами его исполнительного органа, наблюдательного совета или участниками (внешний аудит)».
Таким образом, уже не являясь участником ТОО, вы не вправе требовать проведения аудита за свой счет. Однако, ТОО может инициировать проведение аудита по вашей просьбе, если подобное допускает Устав ТОО. 
В случае возникновения дополнительных вопросов вы можете обращаться по: 
Почте - timsmen2501@gmail.com
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Абай Тимур
Вопрос от: Эльвира

Здравствуйте! Помогите разобраться в следующей ситуации. ТОО1 является учредителем ТОО2 с 98% долей участия в уставном капитале ТОО2, (98%-1, 2%-2). Однако ТОО2 является единственным участником 100% долей участия в уставном капитале АО. Необходимо: 1) определить правовой статус ТОО1 к АО; 2) является АО внучкой ТОО1; 3) обязано ли ТОО1 сдавать какие либо отчета за АО.?


Ответ: Здравствуйте Эльвира!
1)Какой правовой статус у ТОО1 к АО?
Гражданское законодательство не содержит понятия «внучка» или «дочка» юридического лица. Однако, существуют «дочерняя организация», «зависимое АО» и «аффилированное лицо». Понятия «дочерняя организация» и «зависимое АО» не тождественны, однако, они и не противоречат друг другу. 
В соответствии со ст.95 Гражданского Кодекс РК (далее-ГК РК)- 
«1. Акционерное общество признается зависимым, если другое (участвующее, преобладающее) юридическое лицо имеет более двадцати процентов его голосующих акций.
5. Участвующее (преобладающее) юридическое лицо обязано в порядке, предусмотренном законами, публиковать информацию о приобретении им более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества».
Таким образом, АО по отношению к ТОО2 является «зависимым». Но, это не порождает особые правоотношения, кроме обязательств во время приобретения более 25% голосующих акций АО. 
В соответствии с п.1 ст.94 ГК РК - «Дочерней организацией является юридическое лицо, решения которого может определять другое юридическое лицо (далее - основная организация) на основании наличия преобладающей доли участия в уставном капитале либо заключенного между ними договора, либо иным образом». 
То есть, организация может быть дочерней, если по отношению к ней, у другого юридического лица есть возможность осуществлять контроль на основании: 
1)Преобладающего участия в юридическом лице (в соответствии с этим ТОО2 является дочерней по отношению к ТОО1 и АО является дочерней по отношению к ТОО2). 
2)На основании договора (в предоставленной фабуле договоры между АО и ТОО1 не упоминаются). 
3)На иных основаниях. 
Учитывая отсутствие императивного регулирования и перечисления «иных способов», «дочерность» ТОО2 к АО следует искать в других НПА, в том числе с применением аналогий. 
 Воздействие на юридическое лицо возможно через аффилированность к нему. 
В соответствии с п.7 ст.1 Закона Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 415-II «Об акционерных обществах» (далее- Закон об АО)- 
«Аффилированные лица — физические или юридические лица (за исключением государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции в рамках предоставленных им полномочий), имеющие возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые друг другом (одним из лиц) решения, в том числе в силу заключенной сделки. Перечень аффилированных лиц общества устанавливается статьей 64 настоящего Закона». 
В соответствии с п.1, ст.64 Закона об АО- 
«Аффилированным лицом общества является:
1)крупный акционер;
9)  лицо, которое самостоятельно или в совокупности со своими аффилированными лицами владеет, пользуется, распоряжается десятью и более процентами голосующих акций общества (долей участия организации) либо юридических лиц, указанных в подпунктах 1), 4), 5), 6), 6-1), 7), 8) и 10) настоящего пункта». 
В соответствии с п.23, ст.1 Закона об АО- «крупный акционер — акционер или несколько акционеров, действующих на основании заключенного между ними соглашения, которому (которым в совокупности) принадлежат десять и более процентов голосующих акций акционерного общества».
Таким образом, ТОО1 владеющее более десятью процентами (10%) долей участия крупного акционера АО (ТОО2)- является аффилированным лицом.
Однако, аффилированность не исключает «дочерности» юридического лица. Гражданское законодательство РК имеет способы прямо или косвенно определять решения юридического лица помимо аффилированности к нему, участия в нем или договора с ним. 
В соответствии с п.1, ст.2 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее- Закон о банках и банковской деятельности)- 
«Контроль - возможность определять решения юридического лица, возникающая при наличии одного из следующих условий:
прямое или косвенное владение одним лицом самостоятельно либо совместно с одним или несколькими лицами более пятьюдесятью процентами долей участия в уставном капитале либо размещенных (за вычетом привилегированных и выкупленных обществом) акций юридического лица либо наличие возможности самостоятельно голосовать более пятьюдесятью процентами акций юридического лица». 
В соответствии с п.2. ст.2 Закона о банках и банковской деятельности- 
«Косвенное владение (голосование) акциями банка - возможность определять решения банка, крупного участника банка, банковского холдинга или лиц, совместно являющихся крупным участником банка, банковским холдингом, через владение акциями (долями участия в уставном капитале) юридических лиц». То есть, косвенное владение акциями это- участие в юридическом лице прямо владеющим акциями АО. 
В соответствии с п.1, ст.5 ГК РК- «В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 1 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствуют применимые к ним обычаи, к таким отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяются нормы гражданского законодательства, регулирующие сходные отношения (аналогия закона)». 
Учитывая императивные требования законодательства к организационной форме банков (в форме АО), и отсутствии специфики банковских отношений в сфере их управления, в частности в нормах п.1 и п.2. ст.2 Закона о банках и банковской деятельности. Мы считаем, что вышеописанные нормы по аналогии закона следует применять ко всем АО. 
Таким образом, на основании вышеизложенного, ТОО1 косвенно владеет контрольным пакетом акций АО. Что делает АО дочерней организацией по отношению к ТОО1. То есть, ТОО1 является одновременно как «аффилированным лицом», так и «основной» (материнской) организацией.
2)Обязано ли ТОО1 сдавать какие-либо отчеты за АО? 
В корпоративных отношениях:
В соответствии с ст.67 Закона об АО- 
«2. Общество обязано вести учет своих аффилированных лиц на основании сведений, представляемых этими лицами или центральным депозитарием (только в отношении лиц, являющихся крупными акционерами в порядке, установленном уполномоченным органом).
Порядок предоставления акционерами и должностными лицами общества информации об их аффилированных лицах устанавливается уставом.
3. Физические и юридические лица, являющиеся аффилированными лицами общества, обязаны представлять обществу в течение семи дней со дня возникновения аффилированности сведения о своих аффилированных лицах».
Таким образом, необходимо предоставить:
1)Аффилированным лицом, являющимся крупным акционером (ТОО2) информацию о себе в порядке, установленным уполномоченным органом. 
2)Всеми аффилированными лицами информацию о своих аффилированных лицах в порядке, установленным уставом АО (то есть ТОО1 и ТОО2 должны предоставить информацию по отдельности). 

В соответствии с ст.12-1 Закона Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»-
«Аффилированным лицом товарищества являются:
1) учредители, участники;
2) близкие родственники, супруг (супруга), близкие родственники супруга (супруги) физических лиц, указанных в подпунктах 1), 3) и 9) настоящего пункта;
3) должностные лица товарищества или юридических лиц, указанных в подпунктах 1), 4), 5), 6), 7), 8), 9), 10) и 11) настоящего пункта;
4) юридическое лицо, которое контролируется лицом, указанным в подпункте 1) настоящего пункта, либо должностным лицом товарищества;
5) юридическое лицо, по отношению к которому лицо, указанное в подпункте 1) настоящего пункта либо являющееся должностным лицом товарищества, является крупным акционером либо имеет право на соответствующую долю в имуществе;
6) юридическое лицо, по отношению к которому товарищество является крупным акционером или имеет право на соответствующую долю в имуществе;
7) юридическое лицо, по отношению к которому юридическое лицо, указанное в подпункте 6) настоящего пункта, является крупным акционером или имеет право на соответствующую долю в имуществе;
8) юридическое лицо, которое совместно с товариществом находится под контролем третьего лица;
9) лицо, связанное с товариществом договором, в соответствии с которым оно вправе определять решения, принимаемые товариществом;
10) лицо, которое самостоятельно или совместно со своими аффилиированными лицами владеет, пользуется, распоряжается десятью или более процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале) юридических лиц, указанных в подпунктах 1), 4), 5), 6), 7), 8), 9) и 11) настоящего пункта;
11) иное лицо, являющееся аффилированным лицом товарищества в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан».
В налоговых отношениях:
В соответствии с п.1, ст.36 Налогового Кодекса РК- «Исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено настоящим Кодексом».
АО является резидентом РК и самостоятельным субъектом права. То есть, налоговую отчетность общество предоставляет самостоятельно.  
В случае возникновения дополнительных вопросов вы можете обращаться по: 
Почте- timsmen2501@gmail.com
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Абай Тимур
Вопрос от: Алёна

Здравствуйте! Мне на данный момент 17 лет. Могу ли я в данном возрасте создавать Волонтерскую организацию и необходимо ли ее регистрировать как общественное объединение? И могу ли я это сделать в таком случае?

Ответ: Здравствуйте, Алёна!
Исходя из Вашего обращения, мы полагаем, что Вас интересуют ответы на следующие вопросы:
1. Вправе ли Вы заниматься волонтерской деятельностью до 18 лет? 
2. Имеете ли Вы право зарегистрировать волонтерскую организацию? 
3. Нужно ли создавать и регистрировать волонтерскую организацию для занятия волонтерской деятельностью? 
1.Вправе ли Вы заниматься волонтерской деятельностью до 18 лет? 
Мы полагаем, что Вы имеете право заниматься волонтерской деятельностью, если она не причиняет вред Вашему здоровью и нравственному развитию и не нарушает процесс обучения, что предписано пунктом 2 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года № 42-VI «О волонтерской деятельности» (далее - Закон о волонтерстве).
2.Имеете ли Вы право зарегистрировать волонтерскую организацию? 
Мы полагаем, что Вы не имеете права зарегистрировать волонтерскую организацию до достижения 18 лет. 
Так, статья 22 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409, не предусматривает права несовершеннолетних лиц, в возрасте от 14 до 18 лет, создавать и регистрировать юридические лица. Более того, согласно законодательству Республики Казахстан, волонтерская организация является юридическим лицом и должна быть зарегистрирована. 
Исходя из определения статьи 1 Закона о волонтерстве, волонтерская организация является некоммерческой организацией, которая, согласно статье 2 Закона Республики Казахстан от 16 января 2001 года № 142-II «О некоммерческих организациях», признается юридическим лицом и подлежит обязательной регистрации, согласно статье 3 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств».
3.Нужно ли создавать и регистрировать волонтерскую организацию для занятия волонтерской деятельностью? 
Мы полагаем, что волонтерскую организацию не обязательно создавать и регистрировать для занятия организованной волонтерской деятельностью, если Вы не намерены использовать волонтерскую организацию для оперирования денежными средствами и/или заключения от её лица официальных договоров и сделок с волонтерами и третьими лицами. 
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о волонтерстве, волонтерская деятельность может также осуществляться в виде индивидуальной волонтерской деятельности и волонтерской деятельности в составе группы волонтеров. 
Мы полагаем, что при осуществлении волонтерской деятельности без создания волонтерской организации, можно, без ограничений в возможностях и правах волонтеров, избежать сбора документов и отчетности, необходимых для регистрации и работы волонтерской организации, как юридического лица. 
Таким образом, мы полагаем, что Вы можете не создавать и не регистрировать волонтерскую организацию для занятия волонтерской деятельностью. Однако, отметим, что в таком случае Вы не будете иметь права совершать финансовые операции и вступать в договорные отношения с другими лицами, запрещенные для лиц вашего возраста.
Вопрос от: Ерлан

Какой документ подтверждает сведения о государственной регистрации в качестве юридического лица? Где можно найти подтверждение тому, что справки распечатанные с веб-портала «Электронное правительство» E-Gov.kz являются документами подтверждающими сведения о государственной регистрации юридического лица?

Ответ: Здравствуйте, Ерлан!
Исходя из вышеперечисленной Вами информации, мы выделили следующие вопросы:
1. Какой документ подтверждает сведения о государственной регистрации в качестве юридического лица?
В соответствии со ст.12 Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» от 17 апреля 1995 года № 2198, документом, подтверждающим государственную регистрацию юридического лица, является справка по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан. 
2.Где можно найти подтверждение тому, что справки, распечатанные с веб-портала «Электронное правительство» E-Gov.kz, являются документами, подтверждающими сведения о государственной регистрации юридического лица?
Согласно Стандартам Выдачи справки о регистрации юридических лиц, утвержденных приказом Министра Юстиции Республики Казахстан от 29 мая 2020 года №66, способом предоставления государственной услуги является веб-портал «электронного правительства»: www.egov.kz
Исходя из вышеизложенной информации, мы полагаем, что справка, распечатанная с веб-портала «Электронное правительство», является документом, подтверждающим сведения о государственной регистрации юридического лица.
Вопрос от: Раушан

Добрый день! В ноябре месяце прошлого года нами был заключен договор по текущему ремонту уличного освещения. Работа подрядчиком была проведена в полном объеме, т.е. улицы согласно сметам были освещены, акты о проделанной работы нами был подписан и оплата была произведена, но к сожалению во второй декаде января т.г. электроэнергию отключают выясняется, что подрядчик оформления документации не провел до конца, подключения по техническим условиям не соответствует. Объясните процедуру судебного разбирательства данной ситуации!!!


Ответ: Здравствуйте Раушан!
Судебное разбирательство данной ситуации будет проходить четыре этапа:
1) подготовительная часть
Председательствующий открывает судебное заседание и объявляет о деле, подлежащем рассмотрению, а также об использовании средств аудио-, видеозаписи судебного заседания.
Фиксация судебного заседания с помощью средств аудио-, видеозаписи не осуществляется в случаях технически неисправного оборудования, его отсутствия или невозможности применения по техническим причинам (ч.1 ст.189 ГПК РК). Секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызванных по данному делу лиц явился, извещены ли не явившиеся лица и какие имеются сведения о причинах их отсутствия. После выяснения вопроса о явке участников процесса председательствующий устанавливает личность явившихся, а также проверяет полномочия представителей по соответствующим документам.
Далее, согласно статьи 192 ГПК РК, явившиеся свидетели удаляются из зала судебного заседания и председательствующий принимает меры к тому, чтобы допрошенные свидетели не общались с не допрошенными судом свидетелями.
Председательствующий объявляет состав суда, а также фамилии эксперта, переводчика, специалиста, секретаря судебного заседания и разъясняет лицам, участвующим в деле, право заявлять отводы. Основания для отвода, порядок рассмотрения заявления об отводе и последствия ее удовлетворения определяются ст. 38-42 ГПК РК.
Согласно ч. 1 статьи 194 ГПК председательствующий удостоверяется в ознакомлении лиц, участвующих в деле, с процессуальными правами и обязанностями, а в случае не ознакомления разъясняет им права и обязанности.
После этого председательствующий выясняет, есть ли какие-либо заявления или ходатайства у лиц, участвующих в деле. Ходатайство, связанные с рассмотрением дела, суд решает немедленно. Решив вопрос о заявленных ходатайств, суд переходит к решению вопроса о возможности рассмотрения дела в связи с неявкой в судебное заседание сторон или кого-либо из других лиц, участвующих в деле, а также свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика. Этот вопрос решается судом с применением правовых последствий, предусмотренных статьями 196-197 ГПК.
2) рассмотрение дела по существу
После завершения подготовительной части суд переходит к рассмотрению дела по существу. Согласно ст. 201 ГПК РК, рассмотрение дела по существу начинается с выяснения председательствующим вопросов о том, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца и не желают ли стороны окончить дело мировым соглашением или передать дело на рассмотрение в арбитраж либо разрешить спор (конфликт) в порядке медиации или в порядке партисипативной процедуры, или другим установленным законом способом. Далее, в соответствии со ст. 202 ГПК РК суд устанавливает последовательность исследования доказательств. После исследования всех доказательств судья выясняет у лиц, участвующих в деле, и представителей, имеются ли дополнения. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет исследование дела законченным и переходит к судебным прениям;
3) судебные прения
Судебные прения рассматриваются в качестве самостоятельной части судебного разбирательства. Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, их представителей. В судебных прениях первым выступает истец, его представитель, затем - ответчик, его представитель. Согласно ст. 216 ГПК РК участники судебных прений не вправе в своих выступлениях ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснялись, а также на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании.
После произнесения речей всеми участниками судебных прений они могут выступить с репликой в связи со сказанным в речах. Право последней реплики всегда принадлежит ответчику и его представителю. Согласно ст. 219 ГПК РК прокурор, не являющийся стороной по делу и вступивший в процесс в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 54 ГПК, дает письменное заключение по существу спора в целом после судебных прений, которое приобщается к материалам гражданского дела.
4) вынесение решения:
Заключительной части рассмотрения дела является принятие и оглашение решения. После судебных прений суд удаляется в совещательную комнату (специально оборудованного для принятия судебных решений помещения) для принятия решения, отметив ориентировочное время его провозглашения (ст. 221 ГПК РК).
После оглашения резолютивной части решения суда председательствующий разъясняет порядок и сроки обжалования решения, объявляет о дате изготовления решения в окончательной форме, и когда лица, участвующие в деле, могут получить его копию. После совершения действий, председательствующий объявляет судебное заседание закрытым.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Жандарбек Нурасыл 
Вопрос от: Самат

Здравствуйте! У ТОО в декабре 2019 года была одна сделка с поставкой товаров в национальную компанию. В течении двух месяцев велись финансовые операции. Однако в начале 2020 года ТОО не продолжило свою деятельность. В результате камеральной проверки налоговым департаментом у нацкомпании к ТОО в начале ноября 2020 года было выписано уведомление о сокрытии доходов и невыплате налогов с них. Но в августе 2020 года данное ТОО было продано полностью, имеется договор закрепленный печатью и подписью нотариуса. Вопрос: Отвечает ли теперь бывший участник и директор ТОО в одном лице по уведомлению от налоговой?


Ответ: Здравствуйте, Самат!
Согласно пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса Республики Казахстан, исполнение налогового обязательства налогоплательщика (налогового агента), не выполненного в установленные сроки, может обеспечиваться следующими способами:
1) начислением пени на неуплаченную сумму налогов и платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по ним;
2) приостановлением расходных операций по банковским счетам (за исключением корреспондентских) налогоплательщика (налогового агента) - юридического лица, структурного подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой;
3) приостановлением расходных операций по кассе налогоплательщика (налогового агента) - юридического лица, структурного подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой;
4) ограничением в распоряжении имуществом налогоплательщика (налогового агента) - юридического лица, структурного подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой.
Также в соответствии с пунктом 1 статьи 121 Налогового кодекса Республики Казахстан, Налоговые органы применяют меры принудительного взыскания налоговой задолженности налогоплательщика - юридического лица, структурного подразделения юридического лица, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой, кроме случаев обжалования уведомления о результатах проверки или уведомления о результатах горизонтального мониторинга. То есть налоговые органы будут взыскивать непосредственно у ТОО.
Так согласно пункту 3 статьи 121 Налогового кодекса Республики Казахстан, Принудительное взыскание налоговой задолженности производится в следующем порядке:
1) за счет денег, находящихся на банковских счетах;
2) со счетов дебиторов;
3) за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества;
4) в виде принудительного выпуска объявленных акций. Таким образом, принудительное взыскание налоговой задолженности производится непосредственно у ТОО как самостоятельного субъекта права.
В связи с тем, что ТОО является самостоятельным субъектом права, то бывший директор не несет никакую ответственность за него. Согласно пункту 2 статьи 44 Гражданского кодекса Республики Казахстан, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) юридического лица или собственника его имущества, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, иными законодательными актами либо учредительными документами юридического лица. Следовательно, участники и директор в том числе не могут нести ответственность за ТОО.
Также необходимо отметить в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», товарищество с ограниченной ответственностью отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество не отвечает по обязательствам своих участников.
Резюмируя все вышесказанное, бывший участник как директор в одном лице не будет нести имущественную ответственность за задолженность ТОО. 
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Елеуов Алихан
Вопрос от: Дина

Добрый день. Произошла реорганизация путем преобразования из РГП на ПХВ в НАО . Был составлен передаточный акт, произведена оценка имущества: зданий, сооружений. Раньше земельные участки принадлежали на праве постоянного землепользования. Теперь при реорганизации земельные участки должны быть переданы в право собственности или долгосрочной аренды безвозмездно?


Ответ: Здравствуйте Дина!
По общему правилу, предусмотренному ст.40 Земельного Кодекса Республики Казахстан, в случае реорганизации юридического лица (преобразование) все имущество реорганизованного юр. лица переходит правопреемнику на праве универсально правопреемства. 
Однако, в соответствие со ст.34 Земельного Кодекса Республики Казахстан, земельные участки на праве постоянного землепользования предоставляются только государственным землепользователям.
 В связи с реорганизацией РГП на ПХВ в НАО юридическое лицо перестало быть государственным, поскольку юридические лица могут быть государственными только если их имущество не разбито на доли или акции и полностью как единое целое принадлежит на праве собственности государству. (п.2 ст.102 ГК РК)
В связи с этим, судьбу земельного участка должен определить уполномоченный государственный орган. Так, согласно ст.130 Закона «О государственном имуществе» «Реорганизация и ликвидация республиканского юридического лица осуществляется уполномоченным органом соответствующей отрасли по согласованию с уполномоченным органом по государственному имуществу, если иное не установлено законами Республики Казахстан.»
Исходя из вышеизложенного, в соответствие со статьями 34, 40 Земельного Кодекса Республики Казахстан, а также ст.130 Закона РК «О государственном имуществе», следует, что: Земельный участок принадлежавший РГП на ПХВ на праве постоянного землепользования не может быть передан в собственность или долгосрочную безвозмездную аренду, вновь образовавшемуся юр лицу. Судьбу земельного участка должен определить уполномоченный орган соответствующей отрасли, с участием уполномоченного органа по государственному имуществу.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ли Юрий
Вопрос от: Гульжан
Здравствуйте! Помогите разобраться в следующей ситуации: Граждане являвшиеся ранее участниками крестьянского хозяйства и владеющие на праве общей долевой собственности земельным участком, предоставленный им на праве временного землепользования для ведения крестьянского хозяйства сроком на 35 лет (далее по тексту-Земельный участок), стали новыми участниками ТОО и внесли в качестве вклада в уставный капитал ТОО вышеуказанный Земельный участок. В настоящее время двое граждан желают выйти из состава участников ТОО и не заниматься в дальнейшем крестьянским хозяйством. Имеют ли право эти участники ТОО подарить либо продать свои доли Земельного участка другим участникам ТОО либо третьим лицам? Какова судьба долей земельного участка в случае выхода некоторых граждан из состава участников ТОО и дальнейшего отказа от занятия крестьянско-хозяйственной деятельностью?
Ответ: Исходя из пп.7 п.2 ст.33 Земельного кодекса РК, не допускается совершение сделок землепользователями в отношении права землепользования на землях, предоставленных на праве временного землепользования для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и сельскохозяйственного производства, за исключением передачи в залог, а также в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества, в оплату акций акционерного общества или в качестве взноса в производственный кооператив.
Согласно пп.5 п.1 ст.11 Закона РК «О товариществах с ограниченной ответственностью» участники товарищества с ограниченной ответственностью вправе прекратить участие в товариществе путем отчуждения своей доли в порядке, предусмотренном Законом «О товариществах с ограниченной ответственностью».
Отчуждение участником товарищества с ограниченной ответственностью своей доли (ее части) третьим лицам или залог доли (части доли) в обеспечение обязательства участника перед третьим лицом допускается, если иное не предусмотрено учредительными документами. Учредительными документами товарищества с ограниченной ответственностью может быть предусмотрено, что продажа доли третьему лицу допустима лишь с соблюдением определенных условий.
Участники товарищества с ограниченной ответственностью пользуются преимущественным перед третьими лицами правом покупки доли участника или ее части при ее продаже кем-либо из участников. Таким правом может воспользоваться каждый участник. Если участников, желающих воспользоваться преимущественным правом покупки, несколько, и учредительными документами или иным соглашением участников товарищества не предусмотрено иное, преимущественное право покупки доли (ее части) осуществляется участниками пропорционально размерам их долей в уставном капитале.
В случае приобретения отчуждаемой доли или ее части участником (участниками) товарищества его (их) доля в уставном капитале товарищества соответственно увеличивается.
В соответствии с п.6 ст.23 закона РК «О товариществах с ограниченной ответственностью», всякое изменение размера уставного капитала, связанное с принятием в товарищество с ограниченной ответственностью новых участников или выбытием из товарищества кого-либо из прежних участников, влечет соответствующий перерасчет долей участников в уставном капитале на момент их принятия или же выбытия. 
Отказ от крестьянско-хозяйственной деятельности (от права землепользования) влечет прекращение прав землепользования. (пп.2 п.1 ст.81 Земельного кодекса РК)