+7 (727) 2222-101
Спроси юриста
Уважаемые посетители портала ПРАВМЕДИА! Мы запускаем новый социальный проект под названием «Спроси юриста». Если Вам нужен юридический совет, Вы можете задать свой вопрос на портале ПРАВМЕДИА. Специалисты юридической клиники КИМЭП и юридической клиники им. Басина Каспийского университета дадут свой ответ.
Ваш ПРАВМЕДИА

Данная юридическая консультация подготовлена студентами и с риском для лица, получающего данную юридическую консультацию. В случае ущерба, исключается ответственность Университета, его сотрудников и студентов.
Задать вопрос:
Ваше имя:*
E-mail:*
Текст вопроса:*
Введите код:* Включите эту картинку для отображения кода безопасности. обновить, если не виден код
 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:

Ситуация такая. В магазине бытовой техники и гаджетов один менеджер по ошибке передал другому менеджеру на выдачу покупателю телефон более дорогой модели, чем выбрал и оплатил покупатель. Тот по причине полного визуального сходства и большого потока клиентов тоже не обратил внимание, что выдал телефон на 105 000 тг. дороже. Покупатель сделал вид, что ничего не заметил и ушел довольный, как удав. Все зафиксировали видеокамеры. В ту же смену все выяснилось и продавец позвонил покупателю ! (его номер был, так как предв. заказ прозводился через интернет) с просьбой вернуть товар или доплатить его стоимость. На это покупатель ответил, что это не его "косяк" и ему все равно. Теперь директор магазина ставит обоих менеджеров перед фактом, что с них удержат ущерб на 105 000 тг., а покупателя беспокоить запретил. Вопрос 1: Могут ли как-то хотя бы в гражданском порядке менеджеры магазина после удержания с них ущерба в порядке регресса потребовать с "покупателя-счастливчика" неосновательное обогащение на сумму разницы в цене фактически полученного им товара с товаром, за который он оплачивал? Учитывая, что возвращать он его не собирается и доплачивать тоже и по-сути эту разницу магазин удержит с зарплаты этих менеджеров. Вопрос 2: Должны ли менеджеры магазина оспаривать действия работодателя и доводить дело до суда, чтобы их регрессное требование к покупателю потом не было отклонено судом по причине того, что они согласились с ущербом?


Ответ: Здравствуйте, Святослав! Проанализировав вашу ситуацию, мы готовы дать ответ на Ваш запрос. 
1) В первую очередь необходимо отметить, что предмет договора купли-продажи является его существенным условием. Следовательно, если в договоре указано, что продается конкретная вещь, это означает, что продается именно она, а не какая-либо другая. С этой позиции, в данном случае, покупатель должен вернуть купленный товар. Но учитывая, что ошибку, которую допустили менеджеры, покупатель не обязан заниматься вопросами доставки данного товара. Более того, следует отметить, что поскольку покупатель неправомерно приобрел товар и не оплатил разницу данного товара, то менеджеры вправе предъявить иск о возврате неосновательного обогащения. В соответствии со ст.953 ГК РК - лицо, которое без установленных законодательством или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). По иску из неосновательного обогащения причиненный ему ущерб компенсируется только в том размере, в каком причинитель вреда неосновательно обогатился. На основании ст.10 закона «О защите прав потребителей», если потребителю предоставлена неполная, недостоверная и несвоевременная информация о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) и это повлекло приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков. Учитывая тот факт, что менеджеры магазина продали товар «по ошибке», тем самым нарушив права потребителя, они также будут нести убытки. В соответствии с п.2 ст.289 ГК РК: «Должник, исполнивший солидарное обязательство, имеет право обратного требования к каждому из остальных должников в равной доле, за вычетом доли, падающей на него самого. Неуплаченное одним из содолжников должнику, исполнившему солидарную обязанность, падает в равной доле на этого должника и на остальных содолжников.». Исходя из содержания данной статьи, Вы имеете право потребовать в регрессном порядке сумму ущерба в равной доле у покупателя. 

2) Если же менеджерам магазина не удалось прийти к мирному соглашению с работодателем и они не согласны с его решением, то в этом случае необходимо обратиться в суд, т.к. в данном случае нарушаются права менеджеров магазина. Порядок рассмотрения трудовых споров в суде определяется Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан и Трудовым кодексом Республики Казахстан. Суды не только восстанавливают нарушенные трудовые права, но также выявляют причины и условия, повлекшие такое нарушение, и проводят профилактическую работу по устранению и предотвращению нарушений в будущем. Суд может выносить специальные постановления в адрес государственных органов, общественных организаций и должностных лиц об устранении нарушений законодательства, причин и условий, приводящих к нарушениям трудового законодательства.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ким Анна
 
Ответы на вопросы

Ситуация такая. В магазине бытовой техники и гаджетов один менеджер по ошибке передал другому менеджеру на выдачу покупателю телефон более дорогой модели, чем выбрал и оплатил покупатель. Тот по причине полного визуального сходства и большого потока клиентов тоже не обратил внимание, что выдал телефон на 105 000 тг. дороже. Покупатель сделал вид, что ничего не заметил и ушел довольный, как удав. Все зафиксировали видеокамеры. В ту же смену все выяснилось и продавец позвонил покупателю ! (его номер был, так как предв. заказ прозводился через интернет) с просьбой вернуть товар или доплатить его стоимость. На это покупатель ответил, что это не его "косяк" и ему все равно. Теперь директор магазина ставит обоих менеджеров перед фактом, что с них удержат ущерб на 105 000 тг., а покупателя беспокоить запретил. Вопрос 1: Могут ли как-то хотя бы в гражданском порядке менеджеры магазина после удержания с них ущерба в порядке регресса потребовать с "покупателя-счастливчика" неосновательное обогащение на сумму разницы в цене фактически полученного им товара с товаром, за который он оплачивал? Учитывая, что возвращать он его не собирается и доплачивать тоже и по-сути эту разницу магазин удержит с зарплаты этих менеджеров. Вопрос 2: Должны ли менеджеры магазина оспаривать действия работодателя и доводить дело до суда, чтобы их регрессное требование к покупателю потом не было отклонено судом по причине того, что они согласились с ущербом?


Ответ: Здравствуйте, Святослав! Проанализировав вашу ситуацию, мы готовы дать ответ на Ваш запрос. 
1) В первую очередь необходимо отметить, что предмет договора купли-продажи является его существенным условием. Следовательно, если в договоре указано, что продается конкретная вещь, это означает, что продается именно она, а не какая-либо другая. С этой позиции, в данном случае, покупатель должен вернуть купленный товар. Но учитывая, что ошибку, которую допустили менеджеры, покупатель не обязан заниматься вопросами доставки данного товара. Более того, следует отметить, что поскольку покупатель неправомерно приобрел товар и не оплатил разницу данного товара, то менеджеры вправе предъявить иск о возврате неосновательного обогащения. В соответствии со ст.953 ГК РК - лицо, которое без установленных законодательством или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). По иску из неосновательного обогащения причиненный ему ущерб компенсируется только в том размере, в каком причинитель вреда неосновательно обогатился. На основании ст.10 закона «О защите прав потребителей», если потребителю предоставлена неполная, недостоверная и несвоевременная информация о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) и это повлекло приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков. Учитывая тот факт, что менеджеры магазина продали товар «по ошибке», тем самым нарушив права потребителя, они также будут нести убытки. В соответствии с п.2 ст.289 ГК РК: «Должник, исполнивший солидарное обязательство, имеет право обратного требования к каждому из остальных должников в равной доле, за вычетом доли, падающей на него самого. Неуплаченное одним из содолжников должнику, исполнившему солидарную обязанность, падает в равной доле на этого должника и на остальных содолжников.». Исходя из содержания данной статьи, Вы имеете право потребовать в регрессном порядке сумму ущерба в равной доле у покупателя. 

2) Если же менеджерам магазина не удалось прийти к мирному соглашению с работодателем и они не согласны с его решением, то в этом случае необходимо обратиться в суд, т.к. в данном случае нарушаются права менеджеров магазина. Порядок рассмотрения трудовых споров в суде определяется Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан и Трудовым кодексом Республики Казахстан. Суды не только восстанавливают нарушенные трудовые права, но также выявляют причины и условия, повлекшие такое нарушение, и проводят профилактическую работу по устранению и предотвращению нарушений в будущем. Суд может выносить специальные постановления в адрес государственных органов, общественных организаций и должностных лиц об устранении нарушений законодательства, причин и условий, приводящих к нарушениям трудового законодательства.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ким Анна