+7 (727) 2222-101
Категории вопросов File engine/modules/childs.php is in the folder, which is available to write (CHMOD 777). For security purposes the connection files from these folders is impossible. Change the permissions on the folder that it had no rights to the write.
 
Ответы на вопросы
Административное право
Вопрос от: Алихан

Сосед-маргинал на постоянной основе в утреннее и ночное время выходит на балкон и кричит оскорбительные фразы в сторону разных национальностей (разжигание ненависти), людей (соседей и сотрудников полиции), угрозы нанести увечья и смерти, взорвать дом, клевета, мешает спать, портит имущество двора. Это продолжается на протяжении года и больше. Чувствует абсолютную безнаказанность за свои действия. Обращение к участковому не дает эффекта. Видеодоказательства имеются. Как поступать? Что делать, если сосед, возможно, состоит на учете душевнобольных?


Ответ: Здравствуйте, Алихан!
Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы:
1)Куда вам нужно обратиться в данной ситуации?
2)Что делать, если сосед, возможно, состоит на учете как душевнобольной?
Статья 4 Уголовного кодекса Республики Казахстан устанавливает, что единственным основанием уголовной ответственности является совершение уголовного правонарушения, то есть деяния, содержащего все признаки состава преступления либо уголовного проступка, предусмотренного настоящим Кодексом. В соответствии с частью 1 статьи 174 Уголовного кодекса Республики Казахстан, умышленные действия, направленные на разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни, на оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, сословной, национальной, родовой или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации или сетей телекоммуникаций, а равно путем изготовления или распространения литературы или иных носителей информации, пропагандирующих социальную, национальную, родовую, расовую, сословную или религиозную рознь, - наказываются штрафом в размере от двух тысяч до семи тысяч месячных расчетных показателей либо ограничением свободы на срок от двух до семи лет, либо лишением свободы на тот же срок. 
Согласно пункту 1 статьи 185 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, орган уголовного преследования обязан принять и зарегистрировать заявление, сообщение о любом готовящемся, совершенном либо совершаемом уголовном правонарушении. Заявителю выдается документ о регистрации принятого заявления или сообщения об уголовном правонарушении.
Соответственно если после принятия вашего заявления в ходе проверки будет обнаружено, что действия вашего соседа содержат в себе признаки состава уголовного правонарушения, установленного частью 1 статьи 174 Уголовного кодекса Республики Казахстан в отношении вашего соседа будет возбуждено уголовное дело, в последствии он должен быть привлечен к уголовной ответственности.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 2) материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления; 3) сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, (подпункт 2,3 части  1 статьи 802 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»).
Часть 1 статьи 437 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» устанавливает, что нарушение тишины с 22 до 9 часов утра, в том числе проведение в жилище и вне его работ, сопровождаемых шумом, не связанных с неотложной необходимостью, препятствующее нормальному отдыху и спокойствию физических лиц, а равно нарушение тишины развлекательными заведениями, расположенными в жилых зданиях и на территориях жилой застройки, с 22 до 9 часов утра в будние, с 23 до 10 часов утра в выходные и праздничные дни - влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей.
Часть 1 статьи 434 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» устанавливает, что мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к физическим лицам, осквернение жилых помещений и другие подобные действия, выражающие неуважение к окружающим, нарушающие общественный порядок и спокойствие физических лиц, - влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток.
Вы вправе обратится в территориальное управление полиции по вашему району и сообщить о совершенных вашим соседом административных правонарушениях, сотрудниками органа внутренних дел ваше сообщение будет передано, что станет поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении вашего соседа. Также вам стоит учесть, что в соответствии с частью 1 статьи 64 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Республики Казахстан о реабилитации и банкротстве - по истечении одного года со дня его совершения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 26 Гражданского кодекса Республики Казахстан, гражданин, который вследствие психического заболевания или слабоумия не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным, в связи с чем над ним устанавливается опека. В соответствии со статьей 29 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправного деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Согласно части 1 статьи 16 Уголовного кодекса Республики Казахстан, не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Суммируя вышеуказанное если в отношении вашего соседа вынесено решение суда о признании его недееспособным, у него имеется психическое заболевание в следствии которого он не руководит своими действиями, он не подлежит ни уголовной, ни административной ответственности. К нему согласно части 2 статьи 16 Уголовного кодекса Республики Казахстан, могут применены принудительные меры медицинского характера, установленные настоящим кодексом.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Кадырова Сабина
Вопрос от: Никита

Здравствуйте. Вчера охранник магазин подошёл и не представился и начал проверять мои карманы без спроса. Я знаю что охранник не имеет право проводить обыск, а если они меня подозревают в краже или имеют видеозапись камер, или сработала сигнализация возле двери что я украл товар то имеют право меня задержать и вызвать полицию и потом обыскать. Скажите пожалуйста какая статья РК запрещает проводить обыск людей в данном случае охраника и какие меры наказания будут ему.


Ответ: Добрый день Никита! Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее:
В первую очередь необходимо отметить, что Обыск и досмотр личных вещей граждан допускаются только в случаях, прямо предусмотренных законом. 
Так согласно статей 16, 18, 21 Конституции Республики Казахстан, граждане имеют право свободного передвижения, на личную свободу, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства.
Также необходимо отметить и тот факт, что обычно охрану в организациях торговли и обслуживания на территориях частных компаний осуществляют сотрудники частных охранных фирм. Так, в соответствии со ст.ст.1 и 3 Закона РК «Об охранной деятельности: 
защиту жизни и здоровья физических лиц от преступных и иных противоправных посягательств;
защиту имущества физических и юридических лиц от противоправных посягательств.
Иных полномочий охранникам законом не предоставлено. 
В статье 4 данного Закона, указано, что охранная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также учета жизненно важных интересов личности, общества и государства. Осуществление охранной деятельности не должно нарушать прав и свобод третьих лиц.
Таким образом, ни охранник, ни другие работники магазина или организации, охраняемого предприятия не имеют права устраивать досмотр личных вещей посетителей. Они могут лишь  попросить вас показать содержимое сумок или карманов. Но выполнять данную просьбу или нет – вы решаете самостоятельно. Не является причиной к досмотру даже утверждение о том, что вы были замечены берущим товар с полки магазина. Если имеются веские показания (сигнал охранной магнитной рамки о проносе товара или видеозапись кражи товара), вас имеют права задержать до приезда сотрудников полиции, которые и могут делать досмотр с соблюдением описанных выше правил.
В статье 14 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП РК) указано, что: Никто не может быть подвергнут административному задержанию, приводу, доставлению в органы внутренних дел (полицию) или другие государственные органы, личному досмотру и досмотру находящихся при физическом лице вещей или иным мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных настоящим Кодексом. 
В соответствии с п.5 ст.791 КоАП РК, Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут производиться только в период производства по делу об административном правонарушении. Основанием для проведения личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, является совершение лицом административного правонарушения.
Аналогичная норма приведена и в ст.132 Уголовно процессуального кодекса РК (далее – УПК РК): Лицо, осуществляющее задержание, вправе с соблюдением правил, предусмотренных статьей 255 настоящего Кодекса, незамедлительно произвести личный обыск задержанного в случаях, когда есть основания полагать, что он имеет при себе оружие либо предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, или запрещенные к обращению и иные предметы, которые могут быть использованы в доказывании, либо он попытается освободиться от доказательств, изобличающих его в совершении уголовного правонарушения, или в иных необходимых случаях.
Касательно Вашего вопроса, в соответствии с п.3 ст.791 КоАП РК, Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, производятся только уполномоченными должностными лицами, перечень которых определен в статье 787 настоящего Кодекса, части первой статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан и является исчерпывающим. Производство указанных мер другими лицами запрещается и влечет ответственность, предусмотренную законом.
В соответствии со ст. 787 КоАП РК:
Административное задержание, то есть кратковременное ограничение личной свободы физического лица, представителя юридического лица, должностного лица с целью пресечения правонарушения или обеспечения производства, может производиться:
1) органами внутренних дел - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 685 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с подпунктом 1) части первой статьи 804 настоящего Кодекса составляют протоколы об административном правонарушении;
2) комендатурой местности, где объявлено чрезвычайное положение, и военными патрулями - при нарушении режима чрезвычайного положения и действий, провоцирующих нарушение правопорядка в условиях чрезвычайного положения;
3) должностными лицами, участвующими в антитеррористической операции, в пределах установленной компетенции - при нарушении правового режима антитеррористической операции или невыполнении требований, установленных в связи с объявлением антитеррористической операции;
4) должностными лицами Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан - при выявлении административных правонарушений, рассматриваемых ими в соответствии с частью третьей статьи 726 настоящего Кодекса либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с подпунктом 44) части первой статьи 804 настоящего Кодекса составляют протоколы об административном правонарушении;
5) старшим в месте расположения охраняемого объекта военнослужащим, сотрудником органов внутренних дел, специальных государственных органов, должностным лицом военизированной охраны - при совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемые объекты, другое чужое имущество;
6) органами лесного хозяйства, животного мира, особо охраняемых природных территорий, осуществляющими государственный контроль и надзор, а также специализированными организациями уполномоченного органа и местных исполнительных органов - при совершении правонарушений в области лесного законодательства Республики Казахстан, законодательства Республики Казахстан в области охраны, воспроизводства и использования животного мира, в области особо охраняемых природных территорий;
7) органами транспортного контроля - при нарушении правил, контроль за соблюдением которых осуществляют эти органы;
8) должностными лицами военной полиции - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 727 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с подпунктом 4) части первой статьи 804 настоящего Кодекса составляют протоколы об административном правонарушении;
9) органами государственного контроля в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов - при нарушении природоохранного законодательства;
10) должностными лицами органов государственных доходов - при совершении правонарушений в сферах предпринимательской деятельности, торговли и финансов, налогообложения, таможенного дела в соответствии с подведомственностью дел об административных правонарушениях;
12) должностными лицами органов государственного горного надзора, Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, уполномоченного органа по геологии и использованию недр, органов по охране окружающей среды и природных ресурсов, республиканского органа по рыболовству - при совершении административных правонарушений на континентальном шельфе, территориальных водах (море) и внутренних водах, связанных с нарушением условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе, территориальных водах (море) и внутренних водах Республики Казахстан, нарушением правил проведения ресурсных или морских научных исследований, нарушением правил захоронения отходов и других материалов, невыполнением законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа, территориальных вод (моря) и внутренних вод Республики Казахстан об остановке судна или воспрепятствованием его осуществлению;
14) должностными лицами Службы государственной охраны Республики Казахстан - если правонарушение совершено во время проведения охранных мероприятий по обеспечению безопасности охраняемых лиц;
14-1) должностными лицами уполномоченного органа: в области ветеринарии, по карантину растений - при нарушении правил, требований, контроль и надзор за соблюдением которых осуществляют эти органы; в области защиты растений - при нарушении правил, требований, контроль за соблюдением которых осуществляет этот орган;
15) судебными приставами - при невыполнении требований о прекращении противоправных действий в зале во время судебного заседания, а также в ходе принудительного исполнения исполнительных документов.
Незаконные действия сотрудников охранных фирм или подразделений могут быть обжалованы в территориальные управления специализированной службы охраны (Это – подразделения департаментов внутренних дел). За существенные или систематические нарушения они могут быть лишены лицензии.
Отстаивать права, нарушенные администрацией и работниками магазина или другого предприятия, придется путем предъявления иска в суд. Это возможно сделать самостоятельно или  с помощью организации по защите прав потребителей.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Уббиниязов Ихтияр
Вопрос от: Ирина

Добрый день! Мои сосед изменил целевое назначение своего огорода с «обслуживания огорода» на «обслуживание огорода и хозяйственно-бытовых строений». На территории огорода начал строительство гаража, но подъезда к огороду нет, и не было предусмотрено ранее. Сосед намеревается проложить подъездной путь к огороду через прилегающую территорию к моей квартире с насаждениями. И настаивает на уборке всех плодовых насаждений и кустарников которые растут на моей половине двора. Хотя, у соседа уже имеется участок под строительство гаража в общем дворе для общего пользования, который предназначен для строительства и использования строений хозяйственно-бытовых строек. Но он отказывается использовать этот участок и настаивает на строительстве гаража на территории огорода. Территория прилегающая к обоим нашим квартирам является государственной. Но так получается что сосед распоряжается этой территорией как своей собственной. Территория которая прилегает к моей квартире служит зоной отдыха в летнее время. На своей половине двора которая прилегает к квартире соседа он вырубил все деревья (документов на вырубку никаких представлено не было). Насколько правомерны действия моего соседа?

Ответ: Здравствуйте, Ирина!
Рассмотрев Ваше обращение, мы предполагаем, что Вам необходимы ответы на следующие вопросы:
1.Правомерны ли действия Вашего соседа?
2.Существует ли возможность привлечения его к ответственности?
1.Правомерны ли действия Вашего соседа?
Пункт 20.1 Типовых правил о содержании и защите зеленых насаждений, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года №235 указывает, что вырубка деревьев разрешается в случае проведения строительных работ, если она утверждена и согласована градостроительной документацией. Так как Ваш сосед не получил разрешения от государственного органа на вырубку деревьев, мы полагаем, что его действия являются незаконными. 

Также, пункт 4 Правил оказания государственной услуги «Выдача разрешения на вырубку деревьев», утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года №235 гласит, что единый зеленый фонд городов подлежит защите.  Соответственно, Ваш сосед не может как самовольно обращаться с деревьями и кустарниками на своей половине, так и настаивать на из уборке на Вашей половине двора. Таким образом, Ваш сосед может быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 381-1 Кодекса об Административных нарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК (далее - «КОАП РК») за незаконную порубку, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников, предусматривающей административный штраф до размере 50 МРП. 

Более того, пунктом 27 статьи  12 Земельного Кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года №442 определено понятие самовольного занятия земельного участка, что предполагает занятие земельного участка, находящегося в государственной собственности и не предоставленного в землепользование без соответствующего решения Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа, которое запрещено. В связи с тем, что Ваш сосед не получил надлежащего документа от Правительства или акимата для использования данного участка земли, на мы предполагаем, что его действия являются неправомерными. Мы полагаем, что Ваш сосед может быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 136 КОАП РК подразумевающий административный штраф в размере 75 МРП.

2.Существует ли возможность привлечения его к ответственности?
Так как мы полагаем, что действия Вашего соседа являются неправомерными, мы рекомендуем Вам следующие меры для привлечения Вашего соседа к ответственности.
1)Министерство экологии
Прежде всего, Вам следует обратиться в РГУ «Департамент экологии по городу Алматы Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК» по адресу проспект Абая, 32 или позвонить по номеру +7 7172 74-08-44 и оставить сообщение о нарушении пункта 1 статьи 381-1 КОАП РК по факту незаконной вырубки деревьев. 
2)Акимат
Так как Ваш сосед самовольно занял государственную территорию, для привлечения Вашего к ответственности, мы рекомендуем Вам сперва воспользоваться юридическими методами, то есть обратиться в акимат вашего города. Необходимо учитывать, что только обращения, поступившие в канцелярию акимата и через портал egov, считаются официальными обращениями, так как соответствуют требованиям Административному Процедурно-Процессуальному Кодексу Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI (далее - «АППК») и подписываются непосредственно заявителем. 
Для подачи электронного обращения, Вам необходимо авторизоваться в сервисе «egov» при помощи Электронной Цифровой Подписи (далее-«ЭЦП»),  зайти в поле «электронные обращения», создать новое обращение, заполнить электронную форму обращения, а именно указать почтовый адрес, фактическое место проживания, контактный телефон, регион (г.Алматы), имя получателя(городской акимат), содержание(наименование услуги), скан-копии необходимых документов), подписать ЭЦП (электронной цифровой подписью) и отправить. 
Согласно статье 63 АППК для подачи обращения в традиционном формате, Вам необходимо указать в обращении Ваши личные данные (ФИО, ИИН, место жительства), наименование акимата, суть обращения, дату подачи, поставить вашу подпись.
Альтернативно Вы можете обратиться в Акимат по телефону доверия 8 7212 478 225, на интернет-ресурс акимата города Алматы - almaty.gov.kz , в разделе «Вопрос акиму», в социальных сетях: Instagram, Facebook, VK, Twitter, Одноклассники, - через портал Open Almaty также принимаются к рассмотрению акиматом, однако, хотим отметить, что данного рода обращения не являются юридическими мерами обращения. 
3)Районное Отделение Внутренних Дел
Также, Вы имеете право обратиться в ближайшее Районное Отделение Внутренних Дел (далее -«РОВД»), которые в соответствии с пунктом 8 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года № 199-V «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» работают с административным делопроизводством. 
В заявлении, Вам необходимо, опираясь на статью 63 Административно процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI,описать факт незаконной вырубки деревьев и занятия государственной территории, ссылаясь на статьи 136 и 381-1 КОАП РК, подписать данное обращение.
Либо, Вы можете заполнить обращение на сайте электронного правительства egov. 
Для подачи электронного обращения, Вам необходимо авторизоваться в сервисе «egov» при помощи ЭЦП, зайти в поле «электронные обращения», создать новое обращение, заполнить электронную форму обращения, а именно указать почтовый адрес, фактическое место проживания, контактный телефон, регион (г.Алматы), имя получателя (городской акимат), содержание (наименование услуги), скан-копии необходимых документов), подписать ЭЦП (электронной цифровой подписью) и отправить. 

Также, в случае, если вам понадобится квалифицированная юридическая помощь в подготовке обращения в Министерство экологии, заявления в РУВД мы рекомендуем Вам обратиться в Юридическую Клинику Университета КИМЭП, e-mail: legal.clinic@kimep.kz, телефон +7 (727) 237 47 57.
Вопрос от: Саида

Здравствуйте! Некий мужчина по средствам мессенджеров, сообщений и звонков оскорбляет меня и распространяет про меня ложную информацию в соц сетях и моим знакомым, начальству и друзьям. Угражает мне. Вымогает деньги. В общем, кибербуллинг и сталкеризм. Не могли бы мне посоветовать, что с этим делать?

Ответ: Здравствуйте, Саида!
Исходя из представленной Вами информации, мы выделили следующий вопрос:
1.Каким образом можно защитить Ваши права?
Мы полагаем, что Вы имеете право обратиться за защитой Ваших прав и интересов (a) в уголовном порядке, (b) в гражданском порядке, (c) в административном порядке. 
a)Защита Ваших прав в уголовном порядке 
Мы полагаем, что в Вашем случае имеется состав преступления, предусмотренного ст. 194 Уголовного Кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года №226-V, вымогательство, которое подразумевает требование передачи чужого имущества под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего, либо иных сведений, оглашение которых может причинить существенный вред интересам потерпевшего. 
Для привлечения виновника к уголовной ответственности Вам необходимо написать заявление в ближайшем отделении полиции для возбуждения уголовного дела.
Кроме того, согласно ст. 181 Уголовного процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года №231-V, заявления физического лица об уголовном правонарушении могут быть устными или письменными либо в форме электронного документа. 
Следовательно, Вам необходимо написать заявление для возбуждения уголовного дела, при этом рекомендуем использовать письменный и электронный формат заявления.

b)Защита Ваших прав в гражданском порядке 
Согласно п. 6 ст. 143 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года, гражданин в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещение убытков и морального вреда, причиненных этим распространением. 
Для истребования морального вреда Вам необходимо обратиться с исковым заявлением в суд по месту жительства ответчика. 
Однако согласно пп. 3 п. 1 ст. 148 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года №377-V, в исковом заявлении должна быть указана информация об ответчике включающая: фамилию, имя, отчество, место жительства и т.д. Таким образом, для истребования морального вреда обладание сведениями о распространителе информации является обязательным. 
Следовательно, мы полагаем, что если у Вас имеется данная информация, то у Вас не будет сложностей с истребованием морального Вреда, и Вы сможете защитить свои гражданские права в суде.

c)Защита Ваших прав в административном порядке
Согласно ст. 73-3 Кодекса об Административных Правонарушениях Республики Казахстан от 5 июля 2014 года №235-V, клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Следовательно, мы полагаем, что Вы можете обратиться в административном порядке для привлечения мужчины к ответственности.
Согласно п. 1 ст. 62 Административного Процедурно-Процессуального Кодекса Республики Казахстан  от 29 июня 2020 года №350-VI (далее- АППК РК), основанием для возбуждения административной процедуры может быть обращение. Обращение должно быть в следующей форме: 
в письменной форме в местном филиале Министерства Внутренних Дел или же 
путем онлайн подачи в системе Правительства для Граждан (eGov.kz).

Также Вам необходимо учитывать следующие требования представленные к обращению, указанные в ст. 63 АППК РК:
1.фамилия, имя, отчество, индивидуальный идентификационный номер, почтовый адрес физического лица;
2.суть обращения;
3.дата подачи обращения;
4.подпись заявителя или его представителя.
Следовательно, мы полагаем, что Вам необходимо подать обращение для возбуждения административной процедуры.



Вопрос от: Роман

Здравствуйте! Что будет если получить третий административный штраф в течение года?


Ответ: Чтобы правильно и грамотно ответить на поставленный вопрос нам нужно обратиться Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (далее КоАП РК). В соответствии с пунктом 1 статьи 25 КоАП РК мы знаем, что Административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.  
Если брать во внимание регламентацию законодательства, которое содержит в себе статья 12 КоАП РК императивно закреплено, что никто не может быть повторно привлечен к административной ответственности за одно и то же правонарушение. В поставленном вами вопросе отсутствует конкретизация  совершенного правонарушения (какое правонарушение было совершено или необходимо указание статьи, за которое было применен административный штраф)
Анализируя особенную часть КоАП, мы можем сказать:
1)В зависимости от вида правонарушения если при совершении первого административного правонарушения была применена санкция в виде штрафа, то совершение того же деяния в течение года после наложения административного взыскания влечёт штраф в большем размере чем ранее. 
2)В случае если было совершено разное административное правонарушение в соответствии с КоАП РК, то субъекту (лицо которое совершило правонарушение) грозит один из видов административного взыскания согласно 41 статье КоАП:  
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;
4) лишение специального права;
5) лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра;
6) приостановление или запрещение деятельности;
7) принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения;
8) административный арест;
9) административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.
Если обратить внимание на часть 1 статьи 810 КоАП РК, в случае совершение  административного правонарушения, которое подпадает под сокращенное производство, (сокращенное производство осуществляется по делам об административных правонарушениях, в том числе по делам, отнесенным к подведомственности суда, за которое предусмотрено административное взыскание в виде штрафа)  субъект (лицо совершившее правонарушение) имеет право оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса суммы штрафа в течение семи суток и при необходимости вручает квитанцию установленного образца.
Кроме всего вышеперечисленного в пункте 2 статьи 886 КоАП РК законодатель установил, что в случае вынесения нескольких постановлений о наложении административных взысканий, предписаний о необходимости уплаты штрафа в отношении одного лица каждое постановление, предписание приводится в исполнение самостоятельно. Уклонение лица от административного взыскания влечет исполнение этого взыскания в принудительном порядке в соответствии с законодательством.
Учитывая ному закрепленной в пункте 1 статьи 894 КоАП РК постановление о наложении штрафа или предписание о необходимости уплаты штрафа направляется судом, уполномоченным органом (должностным лицом) администрации организации, где лицо, привлеченное к ответственности, работает либо получает вознаграждение, пенсию, стипендию, для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иных доходов. (Данная норма применяется в том случае, когда лицо уклоняется от уплаты административного штрафа)  Удержание штрафа производится в срок, не превышающий шести месяцев. Очередность взыскания штрафа производится в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Республики Казахстан.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Рахманов Султан-Мухамед
Вопрос от: Нурила

Здравствуйте! Произошло ДТП с участием крупнорогатого скота в дневное время на трассе. Человек (не является хозяином КРС) верхом на лошади был, и рядом его собака. Собака гонялась за коровой и она неожиданно выбежала на проезжую часть. И корова и автомобиль сильно пострадали. Превышения скорости не было. Кто будет в ответе?


Ответ: Здравствуйте, Нурила!
В абзаце втором пункта 26 Нормативного Постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года за № 7 «О некоторых вопросах применения судами норм Особенной части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях», разъяснено следующее:
Если дорожно-транспортное происшествие, повлекшее гибель скота и домашних животных, имело место вне зоны действия предупреждающих дорожных знаков 1.24 "Перегон скота" при отсутствии нарушения скоростного режима и других положений Правил дорожного движения, водитель транспортного средства не подлежит административной ответственности по части первой статьи 610 КоАП. Непосредственной причиной дорожно-транспортного происшествия при таких обстоятельствах является невыполнение владельцем скота обязанности по осуществлению надзора за животными, которая возлагается на него подпунктом 1) пункта 8 раздела 24 Правил дорожного движения.
Таким образом, для привлечения к ответственности водителя транспортного средства в случае дорожно-транспортного происшествия, повлекшее гибель скота и домашних животных, а также их увечье, необходимо наличие следующих условий:
Первое. ДТП имеет место в зоне действия знака 1.24 «перегон скота».
Второе. ДТП является следствием превышения установленной скорости движения водителем транспортного средства, выезда на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, обгона, когда такой обгон запрещен дорожными знаками или разметкой дороги, неисправность приборов освещения или тормозной системы и др.
В случае, если Вы соблюдали правила ПДД, не совершали вышеуказанные правонарушения, то  ответственности привлекают собственника коровы.
Причиной дорожно-транспортного происшествия при таких обстоятельствах является невыполнение владельцем скота обязанности по осуществлению надзора за животными, которая возлагается на него подпунктом 1 пункта 12 раздела 24 ПДД РК (владельцам скота не допускается оставлять животных без надзора в случаях, не исключающих их появления на дорогах с твёрдым покрытием).»
Наказания за это в КоАП нет, но в суде можно требовать с владельца животного компенсацию за причинённый автомобилю ущерб.
Из пункта 4 статьи 188 Гражданского кодекса следует, что осуществление собственником своих правомочий не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства.
Собственник обязан принимать меры, предотвращающие ущерб здоровью граждан и окружающей среде, который может быть нанесен при осуществлении его прав.   
Таким образом, из указанных норм Гражданского кодекса следует бесспорный вывод о том, что на собственника имущества, в том числе владельца скота, возложена обязанность по соблюдению прав других лиц.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Бекжан Алдияр
Вопрос от: Нурила

Здравствуйте! Произошло ДТП с участием крупнорогатого скота в дневное время на трассе. Человек (не является хозяином КРС) верхом на лошади был, и рядом его собака. Собака гонялась за коровой и она неожиданно выбежала на проезжую часть. И корова и автомобиль сильно пострадали. Превышения скорости не было. Кто будет в ответе?


Ответ: Здравствуйте, Нурила!
В абзаце втором пункта 26 Нормативного Постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года за № 7 «О некоторых вопросах применения судами норм Особенной части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях», разъяснено следующее:
Если дорожно-транспортное происшествие, повлекшее гибель скота и домашних животных, имело место вне зоны действия предупреждающих дорожных знаков 1.24 "Перегон скота" при отсутствии нарушения скоростного режима и других положений Правил дорожного движения, водитель транспортного средства не подлежит административной ответственности по части первой статьи 610 КоАП. Непосредственной причиной дорожно-транспортного происшествия при таких обстоятельствах является невыполнение владельцем скота обязанности по осуществлению надзора за животными, которая возлагается на него подпунктом 1) пункта 8 раздела 24 Правил дорожного движения.
Таким образом, для привлечения к ответственности водителя транспортного средства в случае дорожно-транспортного происшествия, повлекшее гибель скота и домашних животных, а также их увечье, необходимо наличие следующих условий:
Первое. ДТП имеет место в зоне действия знака 1.24 «перегон скота».
Второе. ДТП является следствием превышения установленной скорости движения водителем транспортного средства, выезда на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, обгона, когда такой обгон запрещен дорожными знаками или разметкой дороги, неисправность приборов освещения или тормозной системы и др.
В случае, если Вы соблюдали правила ПДД, не совершали вышеуказанные правонарушения, то  ответственности привлекают собственника коровы.
Причиной дорожно-транспортного происшествия при таких обстоятельствах является невыполнение владельцем скота обязанности по осуществлению надзора за животными, которая возлагается на него подпунктом 1 пункта 12 раздела 24 ПДД РК (владельцам скота не допускается оставлять животных без надзора в случаях, не исключающих их появления на дорогах с твёрдым покрытием).»
Наказания за это в КоАП нет, но в суде можно требовать с владельца животного компенсацию за причинённый автомобилю ущерб.
Из пункта 4 статьи 188 Гражданского кодекса следует, что осуществление собственником своих правомочий не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и государства.
Собственник обязан принимать меры, предотвращающие ущерб здоровью граждан и окружающей среде, который может быть нанесен при осуществлении его прав.   
Таким образом, из указанных норм Гражданского кодекса следует бесспорный вывод о том, что на собственника имущества, в том числе владельца скота, возложена обязанность по соблюдению прав других лиц.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Бекжан Алдияр
Вопрос от: Гулшат

Я практикант, работала по программе молодежная практика в амбулаторий, работа заканчивалась в 17:00 вечера, в 13.08.2021 я переодевалась собиралась домой в 17:03 зашли с проверкой мобильная группа я была без маски меня оштрофавали на 87.000 у меня в сентябре закончилась практика. Я без работная платить нечем, что мне делать? Могу ли я не платить собираюсь выходить на работу в январе они могут задержать с зарплаты если выйти на работу?


Ответ: Здравствуйте, Гулшат!
В соответствии с пунктом 10 Санитарно-эпидемиологических требований по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, посещение в закрытые помещения, а также в общественный транспорт осуществляется с ношением защитных масок. Согласно части 1 статьи 425 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», нарушение требований законодательства Республики Казахстан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также гигиенических нормативов, технических регламентов, не повлекшее причинение вреда здоровью человека, - влечет штраф на физических лиц в размере тридцати, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере двухсот тридцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере трехсот десяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере тысячи шестисот месячных расчетных показателей.
Соответственно сумма штрафа составляет 87 510 тысяч тенге, который можно заплатить со скидкой в 50% в течение недели после наложения.
На основании пункта 1 статьи 893 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», штраф подлежит уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати суток со дня вступления постановления о наложении штрафа, предписания о необходимости уплаты штрафа в законную силу. В случае отсрочки, предусмотренной статьей 888 настоящего Кодекса, штраф подлежит уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, со дня истечения срока отсрочки.
При этом согласно статье 883 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа вступают в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа, если оно не было обжаловано или опротестовано;
2) немедленно после вынесения постановления по жалобе, протесту, а также постановления в случае, предусмотренном статьей 839 настоящего Кодекса;
3) немедленно в случае, предусмотренном абзацем первым части второй статьи 811 настоящего Кодекса;
3-1) немедленно по письменному ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, предусмотренных статьями 744 и 745 настоящего Кодекса;
4) после оглашения постановления о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан.
Согласно пункту 3 статьи 886 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», уклонение лица от административного взыскания влечет исполнение этого взыскания в принудительном порядке в соответствии с законодательством.
Пункт 1 статьи 894 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» указывает, что постановление о наложении штрафа или предписание о необходимости уплаты штрафа направляется судом, уполномоченным органом (должностным лицом) администрации организации, где лицо, привлеченное к ответственности, работает либо получает вознаграждение, пенсию, стипендию, для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иных доходов. Удержание штрафа производится в срок, не превышающий шести месяцев. Очередность взыскания штрафа производится в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Республики Казахстан. Пункт 3 вышеуказанной статьи гласит, что если физическое лицо, подвергнутое штрафу, не работает или взыскание штрафа из заработной платы или иных доходов невозможно по другим причинам, постановление о наложении штрафа, предписание о необходимости уплаты штрафа направляются судом, уполномоченным органом, вынесшими постановление, судебному исполнителю для принудительного исполнения в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

Суммируя вышеуказанные нормы, штраф был наложен на вас правомерно, сумма штрафа может быть удержана из вашей заработной платы. В связи с вашим затруднительным положением вам может быть предоставлена рассрочка платежа на основании статьи 888 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» которая указывает, что при наличии обстоятельств, делающих исполнение предписания о необходимости уплаты штрафа, постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста, лишения специального права или штрафа невозможным в установленные законом сроки, судья, орган (должностное лицо), вынесший постановление, или орган, оформивший предписание, могут по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, оформлено предписание, отсрочить исполнение постановления, предписания на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена судьей, органом (должностным лицом), вынесшим постановление, или органом, оформившим предписание, на срок до трех месяцев.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Кадырова Сабина
Вопрос от: Галина

Здравствуйте. оспариваю выговор в суде. Работала медсестрой. В ходе рабочей комиссии с акимата области ,вернее по итогому ОТЧЕТУ этой комиссии меня привлекли к дисциплинарной ответственности. , НО ВСЕ ЧТО МНЕ ВМЕНЯЛОСЬ НЕ ПОДТВЕРЖДЕННО ДОКУМЕНТАЛЬНО. ВСЕ СО СЛОВ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЕЙ. ПОТОМ меня привлекли к ответственности за адм.правонарушение в виде штрафа за нарушение масочного режима но не на рабочем месте......за то что мне наложили штраф за маску работодатель уволил с работы по 52 статье пункту 16......Как линию защиты выбрать? оспариваю его приказы в суде.


Ответ: Здравствуйте, Галина!
Исходя из предоставленных вами данных, мы постараемся дать ответ на то, являлось ли ваше увольнение незаконным и если так, каким способом вам оспорить его в суде.
Исходя из пункта 16 статьи 52 Трудового Кодекса РК (далее ТК РК):
Трудовой договор с работником по инициативе работодателя может быть расторгнут в случаях:
16) повторного неисполнения или повторного ненадлежащего исполнения без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим дисциплинарное взыскание.
В виду того, что административный штраф вы получили за нарушение масочного режима не на рабочем месте, т.е. не при исполнении своих рабочих и должностных обязанностей, применение вашим работодателем данной нормы является неправомерным для вашего увольнения. 
В вашем случае ваше дело должно было рассматриваться согласительной комиссией, что указано в пункте 1 статьи 159 ТК РК: 
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, за исключением споров, возникающих между работодателем и работником субъекта микропредпринимательства, некоммерческой организации с численностью работников не более пятнадцати человек, домашним работником, единоличным исполнительным органом юридического лица, руководителем исполнительного органа юридического лица, а также другими членами коллегиального исполнительного органа юридического лица, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии - судами.

Согласительная комиссия рассматривает споры работников, связанные с применением трудового законодательства, споры, возникающие в связи с коллективными договорами, соглашениями и иными локальными правовыми актами, трудовыми договорами, в том числе споры о применении дисциплинарных взысканий и восстановлении на работе, об изменении даты и формулировки причины увольнения.
Согласно пункту 7 статьи 159 ТК РК:
В случаях неисполнения решения согласительной комиссии, неурегулирования вопросов в установленный срок работник или лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях, либо работодатель вправе обратиться в суд.
То есть только в том случае, если дело не было урегулировано либо решение данной комиссий не исполнено, вы или работодатель могли обратиться в суд для урегулирования данного спора.
В суд по спорам о восстановлении на работе установлен срок обращения в  три месяца со дня вручения или направления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении копии акта работодателя о прекращении трудового договора.
Согласно же пункту 1 статьи 161 ТК РК,  работнику, восстановленному на прежней работе, выплачивается заработная плата за все время вынужденного прогула, но не более чем за шесть месяцев.
Так же пункт 2 этой же статьи предусматривает, что решение согласительной комиссии либо суда по рассмотрению индивидуального трудового спора о восстановлении работника на прежней работе подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения решения о восстановлении на работе согласительная комиссия либо суд выносит решение о выплате работнику заработной платы или разницы в заработной плате за время задержки исполнения решения.
Таким образом, рекомендуем вам указать данные факты и потребовать восстановить вас на прежнем месте работы с выплатой вам заработной платы за вынужденный прогул.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Мухидинкызы Махаббат
Вопрос от: Александр

Добрый день. По решению адмсуда, вынесли решение о назначении штрафа за ДТП. Подскажите, действует скидка 50% как с камер сергек?

Ответ: Здравствуйте, Александр!
Исходя из вышеперечисленной Вами информации, мы предполагаем, что Вас интересует, возможно ли оплатить штраф за ДТП с 50% скидкой, если ДТП было зафиксировано камерой "Сергек”?
Мы предполагаем, что, возможно. Так как согласно п.1 ст. 811 Кодекса РК об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V, если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, лицо имеет право оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток с момента надлежащего доставления предписания о необходимости уплаты штрафа с квитанцией.
Следовательно, мы полагаем, что  скидка 50% действует, если ДТП было зафиксировано камерой "Сергек” в течении 7 суток с момента, когда штраф был назначен.