+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Каспийский
Вопрос от: Ирина

Путем медиации мы с супругом пришли к примирению. Как нам забрать свидетельство о браке, которое сдавалось при подаче заявления на развод?


Ответ: Здравствуйте, Ирина!
Вам необходимо обратиться в суд с заявлением о возврате оригинала свидетельства о регистрации брака, сданного в рамках судебного разбирательства. В заявлении должен быть указан суд, в который подается заявление, фамилия, имя, отчество заявителя, непосредственно просьба о возврате свидетельства (укажите, что просите о возврате вследствие примирения сторон), дата написания заявления, подпись заявителя. Данное заявление необходимо будет подать в канцелярию суда. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нұрахан Заирбек
Вопрос от: Гульбахор

В ГУ проведены госзакупки способом ценовых предложений на сумму более 100 МРП. Договор своевременно направлен на подписание поставщику и поставщиком подписан. Однако при попытке зарегистрировать данный договор в органах казначейства вылетает ошибка - ИИН поставщика в базе есть, но договор зарегистрировать не получается. Судя по всему, поставщик сменил банковские реквизиты. Телефон, указанный на сайте госзакупок, не отвечает, других контактов нет. Писали ему на сайте госзакуп, но безрезультатно. Поставщик находится в другом регионе республики. Как быть? Время идет, договор в казначействе не зарегистрирован и связи с поставщиком нет.


Ответ: Здравствуйте, Гульбахор!
В данном случае необходимо выяснить, вступил ли в силу договор о государственных закупках. 
Согласно статьи 46 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года «О государственных закупках» Договор о государственных закупках вступает в силу после его подписания заказчиком и поставщиком либо полного внесения последним обеспечения исполнения договора о государственных закупках, предусмотренного конкурсной документацией (аукционной документацией). Если договор о государственных закупках подлежит регистрации, то он вступает в силу после его регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Согласно п.5 ст.96 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года Гражданско-правовые сделки государственных учреждений вступают в силу после их обязательной регистрации в территориальных подразделениях центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета. 
Регистрацию договора в органах казначейства (территориальных подразделениях центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета) необходимо произвести в течение 5 рабочих дней согласно п.2 ст.46 Закона РК от «О государственных закупках».
Согласно п.1 ст.393 ГК РК Договор считается заключенным, когда между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным его условиям.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые признаны существенными законодательством или необходимы для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Следовательно, регистрация договора является существенным условием заключения договора и из этого следует вывод, что согласно законодательству между Вами не было фактического заключения договора.
Думается, что в связи с отсутствием заключенного договора сложно применить какие-либо санкции даже через суд.
Но, при этом Вы как заказчик государственных закупок вправе внести данного поставщика в Реестр недобросовестных участников государственных закупок.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Оразов Аль-Фараби
Вопрос от: Нурфида

Мы юридическое лицо - Развлекательный комплекс. Пользуемся услугами Алма ТВ. Должны ли мы дополнительно платить за авторское право (если должны, то на основании чего: статья и п.п закона)?


Ответ: Здравствуйте, Нурфида!
В данном случае необходимо определить объект авторского права, за использование которого взимается плата за пользование.
В целом АО «АлмаТел Казахстан» с торговой маркой «Алма-ТВ» согласно Закону РК «Об авторском праве и смежных правах», как и другие телеканалы является организацией эфирного и кабельного вещания. 
Передача организации эфирного или кабельного вещания - передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией. 
Согласно ст.34 Закону РК «Об авторских и смежных правах», передачи организаций эфирного и кабельного вещания независимо от их назначения, содержания и достоинства, а также от способа и формы их выражения являются объектами смежных прав.
Согласно ст.40 этого же Закона, организации эфирного и (или) кабельного вещания в отношении ее передачи принадлежат исключительные права использовать в любой форме и давать разрешения на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения.
Развивая изложенное, для полноты ответа необходимо указать следующее.
Согласно Закону РК «О средствах массовой информации», телепередачи и телепрограммы могут относится и к продукции средств массовой информации. 
Продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, информация, размещенная на интернет-ресурсе;
Аналогичным образом телепередачи и телепрограммы, признаваемые в соответствии с Законом РК «О средствах массовой информации» продукцией средства массовой информацией могут включать в свой состав как охраняемые объекты интеллектуальной собственности (фонограммы, короткометражные фильмы, литературные и музыкальные произведения и т.д.), так и объекты, которые не охраняются в качестве объектов интеллектуальной собственности (идеи, информация, методы и т.п.). Это не позволяет относить телепередачи и телепрограммы к сложным объектам интеллектуальной собственности.
На основе вышеизложенного, довожу до Вашего сведения, что в данном случае действия «Алма-ТВ» в части требования вознаграждения за прокат отдельных «платных» телепередач являются законными. При заключении договора с «Алма-ТВ» для юридических лиц можно выбрать различные пакеты с перечнем включенных телеканалов. Следовательно, Вы можете выбрать тот пакет, при использовании которого вознаграждение за использование авторского права не взимается.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Оразов Аль-Фараби
Вопрос от: Асия

Добрый день! Сделка заключена в декабре 2014 года, услуги оказаны в том же месяце. До начала работ Заказчик перечислил 50%, проект отчёта выслали на почту, Заказчик с ним ознакомился, и произвёл оставшуюся оплату. Оригинал отчёта с актами выполненных работ направили Заказчику в январе 2015. Заказчик отказался подписывать акт и выслал возражение, но указанные основания для непринятия услуг на суть отчёта не влияют и убрать мы их не можем. Теперь, в 2018 году Заказчик подаёт в суд, просит вернуть деньги. Отчёт теперь им не нужен. В договоре прописано, что услуги считаются оказанными, если будет подписан акт, но фактически они этим Отчётом пользовались. Можно ли считать услуги оказанными без подписания акта выполненных работ?


Ответ: Здравствуйте, Асия!
В данном случае акт не является единственным доказательством, т.е. в суде помимо самого акта в качестве доказательства оказания услуг Вы можете использовать выписки из банка, показания свидетелей, видео и аудио записи, фиксировавшие факт оказания услуг и т.д. 
Также следует отметить, что есть вероятность того, что истцом был пропущен срок исковой давности. Исковая давность — это период времени, в течение которого может быть удовлетворено исковое требование, возникшее из нарушений права лица или охраняемого законом интереса. Статья 178 ГК РК устанавливает срок исковой давности, равный трём годам. Соответственно, суд окажет в удовлетворении иска, если данный срок был пропущен.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Мухамедалиулы Адиль
Вопрос от: Марат

Здравствуйте. Истец купил дом с двумя земельными участками в январе 2014 года. Нотариусом было в электронном виде направлено в орган юстиции уведомление о гос. регистрации. Имеется уведомление от юстиции о гос. регистрации имущества. В настоящее время при восстановлении правоустанавливающих документов в феврале 2018 года при регистрации дубликата договора купли-продажи юстицией было отказано в части регистрации одного земельного участка, мотивируя тем, что за бывшим хозяином - ответчиком числится земельный участок и наложено обременение на данный участок. На бывшем хозяине имеется исполнительное производство. Вопрос: может ли частный судебный исполнитель аннулировать через суд договор купли-продажи, хотя уже прошло более 3 лет.


Ответ: Здравствуйте, Марат!
В соответствии с Законом РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» от 2 апреля 2010 года, частный судебный исполнитель - гражданин Республики Казахстан, занимающийся частной практикой по исполнению исполнительных документов без образования юридического лица на основании лицензии на право занятия деятельностью по исполнению исполнительных документов, выданной уполномоченным органом, а государственный судебный исполнитель - должностное лицо, состоящее на государственной службе и выполняющее возложенные на него законом функции по принятию мер, направленных на принудительное исполнение исполнительных документов. Исходя из вышеуказанных определении, можно прийти к выводу, что деятельность судебного исполнителя начинается в момент вступления в силу решения суда, т.е. судебный исполнитель не уполномочен подавать иски или совершать иные действия, не связанные с объёмом его полномочий, которые в свою очередь указаны в статье 126 вышесказанного закона. В данном случае у вас есть два варианта для того, чтобы решить эту проблему: 
1.Обжаловать решение органа юстиции в вышестоящей инстанции
2.Обжаловать решение органа юстиции в суде  
Следует отметить, что перед тем как осуществлять какие-либо действия, Вам стоит повторно обратиться в орган юстиции для регистрации земельного участка. Существует возможность, что это была системная ошибка. Однако в случае повторного отказа Вам стоит, взяв этот отказ как основание, обратиться с жалобой в вышеуказанные органы.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Мухамедалиулы Адиль
Вопрос от: Вероника

Здравствуйте. Я Вам расскажу мою ситуацию... Я подала на бывшего на алименты. Он сказал: делай ДНК, докажи, что это ребенок мой. В августе 2017г. я делала ДНК, в сентябре 2017г. был суд. На суде зачитали результат судебного ДНК. И судья сказала, что бывший отдаст мне потраченную сумму за ДНК после того, как решение суда вступит в законную силу. В начале октября дали мне ЧСИ по ДНК. Я принесла ему документы (решение суда, исполнительный лист, 20-значное число, удостоверение личности, я написала еще заявление о наложении ареста на имущества) ... Где-то через неделю я позвонила ЧСИ и спросила, как идет мое дело по поводу ДНК от бывшего. Он говорит: я сначала отправлю запрос во все банки, они наложит арест на счета. Я ждала пару недель, потом снова позвонила ЧСИ. Он говорит, что  не все банки ответили, надо еще подождать примерно месяц. Я говорю: Вы наложите арест на то, что находится в квартире, которую он сдает. Еще ЧСИ попросил дать ему все данные о бывшем. Я дала ему все данные, которые я знала (номера телефонов, где он работает, где он живет)... Он сказал позвонить ему через пару дней, он узнает все по моим данным, которые я ему дала. Через три дня звоню, он не берет трубку. Пишу смс, он мне пишет, что вечером перезвонит. Но звонка я вечером не дождалась и на следующий день тоже. Я решила позвонить сама ЧСИ, но он в наглую скидывает телефон, я с другого номера звоню, то же самое - идет игнор в мою сторону. Я написала смс. ЧСИ ничего не ответил. Я несколько дней пыталась дозвониться до ЧСИ, но он не брал телефон и скидывал. Потом я пошла другим путем: я начала писать смс ( почему Вы трубку не берете, игнорируете меня, как там продвигается что-то по поводу ДНК... и т.д... Все смс у меня были связаны по поводу ДНК)... Но ни на одну смс ЧСИ мне не ответил. Я не стала удалять смс. Думаю, пригодятся как доказательства дальше... Я написала заявление на ЧСИ в Департамент юстиции г. Астана. пока ДЮ разбирал мое заявление. Бывший подал заявление в суд об освобождении задолженности по алиментам. И в суд он предоставлял документы о своей болезни, что у него еще долгов хватает, и самое главное он предоставил в суд расписание платежей по кредиту наличными, что он взял кредит на 500 000 тг. в конце декабря 2017г. Ему отказали в этом суде.... Пришел ответ с ДЮ, но сильно не разбирались по поводу ЧСИ. Я не стала обжаловать их решение в Министерство юстиции г. Астана. А сразу написала исковое заявление в суд, потому что у меня был документ с банка о 500 000 тг. В своем заявление я приложила все свои доказательства о бездействии ЧСИ (свои СМС, которые я писала ЧСИ, все данные которые я отправляла ЧСИ на счет бывшего, документ с банка на сумму 500000 тг. что бывший берет кредит в банке, а ЧСИ ничего не делает, чтоб бывший уплатил мне потраченную сумму на судебное ДНК). Это же считается бездействием ЧСИ. Я ему предоставляла все документы, а ЧСИ бездействовал... По этому я могу же подать его на моральный ущерб, что он бездействовал, и по какой статье можно его подать подскажите пожалуйста мне, и заявление на моральный ущерб в этот суд надо предоставлять на который я подала ЧСИ или на другой... ВСЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА У МЕНЯ ЕСТЬ ПО БЕЗДЕЙСТВИЮ ЧСИ, ТОЛЬКО НЕ МОГУ НАЙТИ ОБРАЗЕЦ, КАК ПОДАТЬ ЧСИ НА МОРАЛЬНЫЙ УЩЕРБ, И СТАТЬЮ ПО КАКОЙ МОЖНО ПРИВЛЕЧЬ ЧСИ. Заранее благодарю Вас!!

Ответ: Здравствуйте, Вероника! 
В соответствии со ст.127 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» решения и действия (бездействие) судебного исполнителя можно обжаловать в административном порядке, т.е. в порядке подчиненности, или в судебном порядке. Предварительное обращение в вышестоящие органы и к вышестоящему должностному лицу в порядке подчиненности не препятствует подаче жалобы в суд.
Дополнительно можно обратиться с жалобой в прокуратуру, которая осуществляет надзор за исполнением законов судебными исполнителями.
Прежде чем обжаловать действие (бездействия) судебного исполнителя необходимо выяснить, действительно ли прошли сроки, установленные законом для совершения тех или иных действий. Жалобу лучше подавать в письменном виде с указанием всех имеющих значение обстоятельств и ссылкой на положение закона, из которого следует, что судебный исполнитель нарушил закон, а также с указанием должности, фамилии, инициалов должностного лица территориальный орган судебных исполнителей, постановления, действия (бездействия), отказ в совершении которых обжалуются.
Порядок подробного обжалования действий (бездействия) судебного исполнителя указан в ст.250 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан.
При обжаловании действия  (бездействия) государственного судебного исполнительного исполнителя жалоба подается в суд по месту обслуживаемого судебным исполнителем территориального участка (совершения им исполнительных действий). При обжаловании действия (бездействия) частного судебного исполнителя жалоба подается по месту регистрации частного судебного исполнителя (место нахождения его конторы).
В соответствии с п.1 ст.951 ГК РК, моральный вред – это нарушение, умаление или лишение личных неимущественных благ и прав физических лиц, в том числе нравственные или физические страдания (унижение, раздражение, подавленность, гнев, стыд, отчаяние, физическая боль, ущербность, дискомфортное состояние и т.п.), испытываемые (претерпеваемые, переживаемые) потерпевшим в результате совершенного против него правонарушения, а в случае его смерти в результате такого правонарушения - его близкими родственниками, супругом (супругой). Моральный вред регулируется ст.951-952 ГК РК, а также Нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года № 7 «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда». Вы вправе подать иск на возмещение морального вреда.
Однако стоит заметить, что на практике процесс доказывания в подобных делах достаточно затруднителен. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Абдрахманов Дамир
Вопрос от: Назгул

Салематсызба? Жарнаманы қолма-қол таратуға Заң бойынша қай жерлерде тиым салады?


Ответ: Здравствуйте, Назгул!
Законодательством РК прямо не предусмотрены запреты на раздачу листовок в каких-либо местах. Однако следует брать во внимание тот факт, что если земельный участок либо помещение находится в чьей-либо частной собственности, то собственник вправе ограничивать действия промоутеров по своему усмотрению. То же самое касается объектов, находящихся в государственной собственности. 
Также немаловажную роль играет содержание листовок, то есть если реклама не будет соответствовать законодательству, регулирующему рекламную деятельность, то такая реклама подлежит запрету. В соответствии со ст.7 Закона РК «О рекламе»,  недобросовестной является реклама, которая:
1) содержит сравнение рекламируемых товаров (работ, услуг) с товарами (работами, услугами) других физических или юридических лиц, а также высказывания, образы, порочащие их честь, достоинство и деловую репутацию;
2) вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемой продукции посредством копирования фирменного наименования, товарного знака, фирменной упаковки, внешнего оформления товара, формул, изображений и другого коммерческого обозначения, используемых в рекламе другой продукции, либо посредством злоупотребления их доверием;
3) содержит указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара (работ, услуг);
4) дискредитирует, унижает или высмеивает физические или юридические лица, не пользующиеся рекламируемыми товарами (работами, услугами);
5) представляет собой рекламу товаров, запрещенных к рекламе законом Республики Казахстан, если такая реклама осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, запрещенного к рекламе, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
2. Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении:
1) таких характеристик продукции, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия использования, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия национальным стандартам, количество, происхождение;
2) наличия продукции на рынке, возможности ее приобретения в определенном месте;
3) стоимости (цены) продукции и дополнительных условий оплаты на момент распространения и размещения рекламы;
4) доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания продукции;
5) гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;
6) предполагаемых результатов применения;
7) исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг;
8) прав на использование государственных символов (герба, флага, гимна), а также символов международных организаций;
9) официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград;
10) предоставления информации о способах приобретения полной серии продукции, если она является частью серии;
11) результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций;
12) утверждений о товарах (работах, услугах), осуществляемой предпринимательской деятельности, дискредитирующих физическое или юридическое лицо, промышленную или торговую деятельность других лиц;
13) статистической информации, которая не должна предоставляться в виде, преувеличивающем ее обоснованность;
14) статуса или уровня компетентности производителя, продавца товаров (работ, услуг) или лиц, их рекламирующих.
3. Неэтичной является реклама, которая:
1) содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, языка, профессии, социального положения, возраста, пола, религиозных и политических убеждений физических лиц;
2) порочит объекты искусства, культуры, памятники истории, являющиеся национальным или мировым достоянием;
3) порочит государственные символы, национальную валюту Республики Казахстан или иностранную валюту, религиозные символы.
4. Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
5. Скрытой является реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, инстинкты в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции, в том числе путем использования специальных видеовставок, двойной звукозаписи и иными способами.
Ненадлежащая реклама запрещается.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Абдрахманов Дамир
Вопрос от: Инна

Здравствуйте. У нас стоит led-дисплей, на котором 24/7 транслируются рекламные ролики. В вечернее время суток мы уменьшаем яркость в 2 раза, чтобы не приносить неудобств жилым домам поблизости. Но одна жительница квартиры на 8 этаже всё равно продолжает возмущаться. Подскажите, пожалуйста, какие документы регулируют этот вопрос? Есть ли определенные требования к уровню яркости таких экранов в определенное время суток?


Ответ: Здравствуйте, Инна.
Правилами о порядке и условиях размещения наружной рекламы установлены требования, предъявляемые к рекламным сооружениям:
1) яркость элементов изображения Рекламы при внутреннем и внешнем освещении не должна превышать фотометрические характеристики дорожных знаков по СТ РК 1125-2002 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» (ГОСТ 10807-78)» от 6 декабря 2010 года № 546-од;
при внутреннем или наружном освещении Рекламы осветительные приборы и устройства должны быть установлены таким образом, чтобы исключить прямое попадание световых лучей на проезжую часть. Подсветка вывески не должна иметь мерцающий, приглушенный свет, не должна создавать прямых направленных лучей в окна жилых помещений;
В случае, если элемент наружной рекламы установлен в полосе отвода автомобильной дороги, то к его размещению применяются требования  СТ РК 1125-2002 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования» (ГОСТ 10807-78)» от 6 декабря 2010 года № 546-од.
Яркость элементов изображения Рекламы при внутреннем и внешнем освещении и пределы их превышения фотометрических характеристик дорожных знаков регулируются СТ РК 1125-2002.
Так, согласно пункту 7.3.7 указанного Стандарта установлены следующие требования к светодиодам:
- сила света (интенсивность света) - не менее 1.4 кандел;
- угол обзора - не менее 22 +;
- номинальная длина волны 690 нанометра.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Бегахметова Айя
Вопрос от: Молдир

Здравствуйте. Вопрос касательно государственных закупок. Нами было внесено обеспечение заявки в виде гарантийного денежного взноса на расчетный счет Заказчика. Так как данный счет является бюджетным, Департамент казначейства возвращает денежные средства нам. В протоколе предварительного допуска Заказчик нашу заявку отклоняет из-за отсутствия обеспечения заявки, с правом подачи. Требуют банковскую гарантию в связи с отсутствием депозитного счета. (У Заказчика счет бюджетный оказывается). Правомерны ли действия Заказчика? Ведь в Законе «О государственных закупках» есть возможность выбора из двух форм.


Ответ: Здравствуйте, Молдир!
Согласно части 1 статьи 25 Закона «О государственных закупках», (далее – Закон), обеспечение заявки на участие в конкурсе вносится потенциальным поставщиком в качестве гарантии того, что он в случаях:
1) определения его победителем конкурса заключит договор о государственных закупках;
2) заключения договора о государственных закупках надлежащим образом исполнит требования, установленные конкурсной документацией, о внесении и (или) сроках внесения обеспечения исполнения договора о государственных закупках. В части 2 той же статьи Закона говорится, что обеспечение заявки на участие в конкурсе вносится в размере одного процента от суммы, выделенной для приобретения товаров, работ, услуг, в соответствии с правилами осуществления государственных закупок.
В соответствии с п.114 Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок», (далее – Правила): 114. Потенциальный поставщик вправе выбрать один из следующих видов обеспечения заявки на участие в конкурсе:
1) гарантийный денежный взнос, который вносится на банковский счет организатора (единого организатора) либо на счет, предусмотренный бюджетным законодательством Республики Казахстан для организаторов, являющихся государственными органами и государственными учреждениями;
2) банковскую гарантию на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Подтверждением предоставления потенциальным поставщиком указанного обеспечения в виде гарантийного денежного взноса является, к примеру, платежное поручение на сумму в необходимом размере.
Так же согласно п.115 в случае внесения потенциальным поставщиком обеспечения заявки на участие в конкурсе в виде банковской гарантии на бумажном носителе ее оригинал представляется организатору, единому организатору, согласно приложению 8 к конкурсной документации, до окончательного срока представления заявок на участие в конкурсе. Банковскую гарантию потенциальный поставщик оформляет в банке второго уровня, при этом последний выступает гарантом.
Оригинал банковской гарантии поставщик предоставляет заказчику, что будет являться подтверждением внесения им обеспечения заявки.
Согласно части второй пункта 115 Правил, при внесении потенциальным поставщиком обеспечения на участие в конкурсе в виде банковской гарантии на бумажном носителе, организатор, единый организатор фиксируют факт получения такого обеспечения на участие в конкурсе в журнале регистрации банковских гарантий.
Таким образом, права требовать определенный способ обеспечения заявки у потенциального заказчика нет, за Вами остается право выбора одного из видов обеспечения заявки на участие в конкурсе. Важной деталью в вашем вопросе является то, что Вам необходимо вносить обеспечение на банковский счет организатора (единого организатора) либо на счет, предусмотренный бюджетным законодательством Республики Казахстан для организаторов, являющихся государственными органами и государственными учреждениями, а не на счёт Заказчика, как вы указали в вопросе.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Амангельды Темирхан
Вопрос от: Раиса

У меня вопрос в части государственных закупок. Согласно п.п.42, п.3,ст.39 Закона РК Заказчик вправе заключить договор на 100 МРП путем прямого заключения договора. При планировании плана государственных закупок указывается сумма без НДС. Если организация заключила договор с поставщиком на сумму 100 МРП, а поставщик оказался плательщиком НДС, сумма договора будет превышать указанную сумму 100 МРП, это будет являться нарушением либо указанная выше статья Закона подразумевает заключение договора на 100 МРП независимо от того, является ли поставщик плательщиком НДС или нет?


Ответ: Здравствуйте, Раиса!
Согласно п.п. 42) п.3 ст.39 Закона «О государственных закупках» (далее - Закон), государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках осуществляются в случаях приобретения однородных товаров, работ, услуг, если годовой объем таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышает стократного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
При этом, согласно п.п. 2) части шестой п.2 ст.5 Закона, годовой план государственных закупок (предварительный годовой план государственных закупок) должен содержать номенклатуру товаров, работ, услуг согласно справочнику, включая суммы, выделенные для осуществления государственных закупок, без учета налога на добавленную стоимость.
Таким образом, государственные закупки осуществляются на основании годовых планов государственных закупок, разработанных и утвержденных без учета сумм НДС, но оставляя запас не более 88 МРП. Например, 100 МРП с НДС = 240 500,00 тенге. В плане указывается сумма 211 640,00 тенге. Если закупается из одного источника путем прямого заключения договора у не НДС-ника, то сумма договора при заключении будет равна 211 640,00 тенге. Если же поставщик НДС-ник, то сумма договора с ним будет 240 500,00 тенге.
Так же согласно п.21 ст.43 Закона, Договор о государственных закупках должен содержать условия уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов в соответствии с требованиями налогового законодательства Республики Казахстан, таможенного законодательства Таможенного союза и (или) таможенного законодательства Республики Казахстан.
В соответствии с п.418 Приказа Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок»: 418. Договор, в соответствии с п.21 ст.43 Закона содержит условия уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов в соответствии с требованиями налогового законодательства Республики Казахстан, таможенного законодательства Евразийского экономического Союза и (или) таможенного законодательства Республики Казахстан.
В условиях договора о государственных закупках оговаривается, что поставщик является плательщиком НДС и указывается общая сумма закупок с разбивкой ее по соответствующим спецификам. 
При заключении договора о государственных закупках, необходимо учитывать не только регистрационный учет поставщика в качестве плательщика НДС, но и являются ли его обороты по реализации товаров, работ, услуг оборотом, облагаемым НДС. Обороты, освобожденные от НДС, предусмотрены статьями 248-254 Налогового Кодекса.
Перечисление поставщикам, являющимся плательщиками НДС, суммы НДС по приобретаемым товарам, услугам и работам будет осуществляться со специфики, по которой запланирована закупка, в случае, если оборот поставщика по реализации товаров, работ и услуг является облагаемым или у поставщика возникает обязательство по уплате НДС с облагаемого импорта.
Исключением являются случаи, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, когда государственное учреждение перечисляет по данной специфике сумму НДС по полученным товарам, услугам и работам в доход бюджета.
Таким образом, в случае заключения договора с поставщиком являющимся плательщиком НДС и у поставщика возникает обязательство по уплате НДС, а также оборот поставщика по реализации товаров, работ и услуг является облагаемым оборотом НДС, договор о государственных закупках заключается с указанием условий оплаты НДС. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Амангельды Темирхан