+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Государственные закупки
Вопрос от: Naz

Согласно договора поставщик поставил оборудование в срок, но не исполнил сопутствующие услуги - установку, пуск и т.д. Действия заказчика каковы?

 


Ответ: Доброго времени суток, Naz! 
В решении Вашего вопроса есть 2 варианта ответа. 
1.В случае если в договоре между Вами и поставщиком были предусмотрены обязательства поставщика по сопутствующим услугам (установка, пуск и т.д.), то поставщик должен был их осуществить. В противном случае, действия поставщика нарушают принцип статьи 272 ГК РК, которая гласит, что «обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.»
2.Если в Вашем договоре отсутствовало обязательство поставщика по осуществлению сопутствующих услуг, то действия поставщика не нарушают никаких норм. 
Ваши действия, как покупателя: 
Проанализируйте Ваш договор на наличие в нём обязательств поставщика по оказанию сопутствующих услуг. 
1.В случае их наличия потребуйте поставщика исполнить его обязательства надлежащим образом, то есть оказать сопутствующие услуги. (сделать это необходимо в письменной форме для фиксации)
2.В случае отказа поставщика исполнить обязательство или Вашего нежелания выполнять предыдущие два пункта, Вы можете обратиться в суд с иском о понуждении исполнения обязательства в натуре и возмещения убытков.
Если же в договоре обязательств поставщика по оказанию сопутствующих услуг нет, то поставщик считается исполнившим свои обязательства надлежащим образом. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Букенов Руслан
Вопрос от: Людмила

Скажите пожалуйста, надо ли предприятию ТОО с участием государства 49%, субъект естественных монополий, размещать на портале план закупок? И можно ли объем одного товара дробить и закупать у разных поставщиков? 

Ответ: Здравствуйте, Людмила.

1. Требуется ли ТОО с участием государства 49%, субъекту естественных монополий, размещать на государственном портале план закупок?

Учитывая то, что Ваше ТОО является субъектом естественных монополий, то закупка услуг (товаров, работ), затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги, осуществляется в форме тендера согласно пункту 3 статьи 18-4 Закона Республики Казахстан от 9 июля 1998 года № 272-I «О естественных монополиях» (далее по тексту - «Закон»).

Также, просим принять во внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 18-4 Закона, субъект естественной монополии может осуществить закупки способом из одного источника, тендера с применением двухэтапных процедур, запроса ценовых предложений, в том числе посредством электронных закупок в соответствии с законом Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее по тексту - «Закон о гос. закупках»)

Исходя из сути Вашего вопроса, мы будем отвечать на вопрос в размере Закона "О государственных закупках", а именно обязанности публикации плана закупок на государственном портале закупок.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона о гос. закупках, только Заказчики обязаны разместить годовой план закупок на веб-портале государственных закупок.

Заказчиками в соответствии с пунктом 27 статьи 2 Закона о гос. закупках являются государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству. Учитывая, что в Вашем ТОО только 49% долей участия в уставном капитале принадлежит государству, следовательно, такое ТОО не является Заказчиком - субъектом регулирования Закона о гос. закупках.

Учитывая вышеизложенное, мы предполагаем, что публикация плана закупок на календарный год на государственном портале закупок Вашему ТОО не обязательна.

 

2. Можно ли объем одного товара дробить и закупать у разных поставщиков?

Мы полагаем, что при проведении тендера по закупке однородных товаров, работ и услуг, заказчику в тендерной документации необходимо разделить товары, работы и услуги на части (лоты) по месту их поставки (выполнения, оказания) в соответствии с пунктом 25 приказа Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 января 2015 года № 18 «Об утверждении Правил закупок субъектами естественных монополий товаров, работ и услуг».

Вопрос от: Роза

Здравствуйте! Есть договор о государственных закупках, на сумму 14 млн. со спецификой оплаты 11 процентов на этот год, остальные на следующий 2019г. Согласно договору первоначально выставили акт на общую сумму договора, и нам отказали в принятии акта выполненных работ, так как выставили полную сумму, чтобы мы выставили акт на сумму 2 млн, в связи с эти мы выставили акт сроком позже. На нас обратились в суд с требованием признать нас недобросовестным поставщиком и выплатить штраф на общую сумму договора. Что можно сделать?

Ответ: Уважаемая Роза!
Согласно п.22 ст.2 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее - Закон о государственных закупках), договор о государственных закупках это «гражданско-правовой договор, заключенный посредством веб-портала государственных закупок между заказчиком и поставщиком, удостоверенный электронными цифровыми подписями...». Также, Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года №648 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок» (далее - Правила осуществления государственных закупок) предписывает срок предоставления акта - приемки: заказчик должен не позднее трех дней со дня получения уведомления об оформлении поставщиком акта выполнения работ, оказания услуг, подписать его либо отказать в принятии работ или услуг с указанием аргументированных обоснований. Сроки предоставления акта-приемки поставщиком после отказа заказчика законодательством не предусмотрены. Отсюда, мы предполагаем, что совершенная Вами просрочка стала основанием для подачи иска заказчиком в соответствии со ст.349 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (Общая часть) 27 декабря 1994 года (далее - ГК РК), а именно в части несвоевременного (ненадлежащего) исполнения обязательств.  
В соответствии с п.4 ст.12 Закона о государственных закупках существует ряд критериев, по которым поставщик может быть признан недобросовестным. Одним из оснований включения в Реестр недобросовестных поставщиков является неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязательств по заключенным договорам о государственных закупках. Исходя из данной Вами информации, мы презюмируем, что все обязательства, которые Вы приняли на себя по договору, были выполнены надлежащим образом.
Согласно ст.366 ГК РК, заказчик в данном случае тоже считается просрочившим в случае отказа надлежаще подтвердить произведенное должником исполнение обязательства, то есть выполнение работ, а отказ от акта означает, что договор остается неисполненным.
Мы полагаем, что в случае, если срок передачи акта-приемки выполненных работ был включен в качестве условия договора между Вами и заказчиком, то Ваша просрочка могла стать основанием судебного иска, включения Вас в реестр недобросовестных поставщиков и взыскания штрафа.
В заключении мы рекомендуем Вам действовать на основании условий договора и действующего законодательства, то есть путем предъявления встречных исков: о взыскании оплаты за услуги\работы и о понуждении к исполнению обязательств по договору.

Вопрос от: Алма

Добрый день! Способом ЗЦП был объявлен закуп анализаторов паров этанола (алкотестеры) Поставщик, признанный победителем предлагает поставить товар имеющий сходные характеристики, но не совсем соответствующий технической спецификации предложенной нами, т.е. Заказчиком. Может ли Заказчик отказаться от приема товара несоответствующего технической спецификации прикрепленной на портале госзакупок при объявлении закупок способом ЗЦП? Должны ли мы подать в суд как на недобросовестных поставщиков, если Поставщик хочет осуществить поставку товара , который не соответствует техспецификации?

Ответ: Здравствуйте, Алма!
Основываясь на данной Вами информации, мы выделили следующие вопросы:
1. На каких основаниях можно отправить в реестр недобросовестных поставщиков?
Под "ЗЦП” мы понимаем закупку путем запросов ценовых предложений.
Так как в Вашем случае закуп был объявлен способом ЗЦП, в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее - Закон), Поставщик, ненадлежащим образом исполнивший свои обязательства по заключенным с ним договорам о государственных закупках подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков. При этом стоит отметить, что согласно пункту 1 статьи 349 ГК РК исполнение обязательства ненадлежащим образом включает в себя нарушение условий, определенных содержанием обязательства. В данном случае, по заключенному Вами договору обязательством Поставщика является поставка товара соответствующей технической спецификации. Таким образом, мы полагаем, что Поставщик поставляющий Вам алкотестеры частично соответствующей тех. спецификации исполняет свое обязательство ненадлежащим образом, а, следовательно, подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Может ли Заказчик обращаться в суд против поставщика, поставляющего товар несоответствующей тех.спецификации?
Поставка алкотестеров несоответствующей технической спецификации (далее – тех. спецификации) является исполнением обязательства ненадлежащим образом. Вы, как Заказчик обязаны не позднее тридцати календарных дней со дня, когда Вам стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок в соответствии с подпунктом 3 части первой пункта 4 статьи 12 Закона.
3. Имеет ли Заказчик право отказаться от приема товара не соответствующей технической спецификации, прикрепленной на портале госзакупок при объявлении закупок способом ЦП?
В соответствии с п.23 ст.43 Закона, договор о государственных закупках считается исполненным при условии полного выполнения заказчиком и поставщиком принятых обязательств по указанному договору. Согласно части 3 пункта 26 статьи 43 Закона и пункту 423 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов РК от 11.12.2015 г. № 648, при исполнении договора наименование, количество, качество, техническая спецификация, стоимость, место и сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) должны соответствовать содержанию договора о государственных закупках. Таким образом, Вы не можете осуществить приемку товара, не соответствующего технической спецификации и должны отказаться от подобной поставки.
 
Вместе с тем согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 45 Закона внесение изменения в заключенный договор о государственных закупках при условии неизменности качества и других условий, явившихся основой для выбора поставщика, допускается в случае, если поставщик в процессе исполнения заключенного с ним договора о государственных закупках товара, работы, услуги предложил при условии неизменности цены за единицу товара, работы, услуги более лучшие качественные и (или) технические характеристики либо сроки и (или) условия поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, являющихся предметом заключенного с ним договора о государственных закупках. Таким образом, в Вашей ситуации мы рекомендуем Вам рассмотреть, являются ли фактические технические характеристики поставляемого товара лучшими по сравнению с теми, что установлены в договоре. Если да, то Вы можете заключить дополнительное соглашение и исполнить договор. Если предлагаемые технические характеристики хуже, чем указанные в тех. спецификации, то поставка товара, не соответствующего условиям технической спецификации, будет являться ненадлежащим исполнением обязательств поставщиком.

Вопрос от: Маржан

Добрый день! По результатам проверки Отделу ЖКХ предписано произвести возмещение суммы в бюджет. Сумма та, которая Отдел ЖКХ начиная с 2014-2017 гг оплатило ГКП за оказание услуг по Договору о госзакупках. Вопрос: Может ли Отдел ЖКХ признать те договоры о ГЗ недействительными и взыскать с нас сумму по всем договорам? Спасибо заранее за ответ!

Ответ: Здравствуйте, Маржан
Основываясь на данной Вами информации, мы выделили следующие вопросы:
1.Может ли отдел ЖКХ, заключивший и оплативший договоры на оказание услуг с 2014 по 2017 от лица акимата признать недействительными данные договоры, если акимат получил предписание на возврат этих денежных сумм в бюджет?

Предписание по результатам проверки не обязывает отдел ЖКХ возмещать суммы в бюджет за 2014-2017 года. Для этого необходимо решение суда о признании договоров государственных закупок недействительными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 157 Гражданского кодекса от  27 декабря 1994 года (далее по тексту - "ГК РК”), сделка признается недействительной при нарушении требований, предъявляемых к форме, содержанию и участникам сделки, а также к свободе их волеизъявления по основаниям, установленным ГК РК или иными законодательными актами.
Для более детального рассмотрения Вашего вопроса необходимо понимание, какое из оснований недействительности сделок в соответствии со статьей 159 ГК РК может быть применено в данном случае, а также детальное рассмотрение имеющихся документов.

2. Может ли Отдел ЖКХ расторгнуть договор от лица акимата на оказание услуг на том основании, что получено предписание, что акимат обязан возвратить все деньги назад, в бюджет?

Да, договоры на оказание услуг могут быть расторгнуты Отделом ЖКХ в соответствии с пунктом 1 статьи 686 ГК РК, но только при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов на момент расторжения договоров. 
Вопрос от: Даурен

Добрый день! У меня вопрос касательно государственных закупок. Может ли заказчик объявить госзакупки на товары и услуги одним лотом? В Правилах осуществления ГЗ нашел только то, что при приобретении товаров заказчики могут в тех. спецификации указать сопутствующие услуги по наладке поставленного товара и т.п. Но ситуация такая, что заказчик хочет объединить товар и услугу в одну тех. спецификацию и объявить одним лотом как закуп услуг. Есть ли какие-нибудь нормы, позволяющие провести такую закупку?

Ответ: Здравствуйте, Даурен!

 

 

Мы презюмируем, что закупка производится на конкурсной основе.

Исходя из смысла п.1, 2, 3 ст.20 Закона от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках», при осуществлении государственных закупок способом конкурса однородных товаров, работ, услуг организатор государственных закупок обязан в конкурсной документации разделить однородные товары, работы, услуги на лоты по месту их поставки (выполнения, оказания). В случае наличия не менее пяти мест поставок товара, допускается указание в лоте, проводимом способом конкурса, нескольких мест поставок товара.

Из предоставленных Вами данных мы полагаем, что заказчик не может на товары и услуги одним лотом.
Вопрос от: Зарема

Добрый день! Прошу Вас дать разъяснение по следующему вопросу. Наша компания заключила дополнение к контракту на недропользование. В данный момент мы хотим участвовать в закупках. Хотелось бы узнать, какие услуги нам необходимо закупать через тендер, а какие можно без участия в тендере, где можно взять такую информацию? В частности в выборе аудиторской компании, на проведение аудита. И для участия в тендере нам нужно указывать регистрационный номер Дополнения или Контракта? Спасибо!


Ответ: Здравствуйте, Зарема!
Согласно п.6 Правил приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию, утвержденных совместным приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 253 и Министра энергетики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 241,  приобретение товаров, работ и услуг (далее – ТРУ) при проведении операций по недропользованию осуществляется с использованием заказчиком системы одним из следующих способов:
      1) открытый конкурс;
      2) из одного источника;
      3) запрос ценовых предложений;
      4) через систему электронных закупок.
   Перечень ТРУ предусматривается в годовой и (или) среднесрочной и (или) долгосрочной программах закупа ТРУ Недропользователя (п.1 Правил приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию). Разграничение ТРУ   проводится по их отношению к проводимым операциям по недропользованию. Если ТРУ не связаны с проведением операций по недропользованию, то соответственно правила по приобретения товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию к ним не применяются. 
Для участия в закупках необходимо зарегистрироваться на веб-портале: http://reestr.nadloc.kz/ru/tender/list 
Исходя из материалов размещенных на сайте http://reestr.nadloc.kz недропользователи проводят открытой конкурс по поиску аудиторской компании для проведения аудита.
В соответствии со ст.ст. 402-403 Гражданского кодекса Республики Казахстан Общей части от 27 декабря 1994 года дополнения к договору являются его неотъемлемой частью, в связи с этим Вы, указываете регистрационный номер основного договора.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Хибатова Алиса
Вопрос от: Женис

Здравствуйте! Участвую в ГЗ по ремонту кровли. Прислали замечание "Потенциальный поставщик в Приложении №5 не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации: в пункте 2 несоответствие подтверждающих документов (акты выполненных работ)". Хотя в заявке имеются акты не на полную сумму договора. Договор на выполнение работ было на сумму 15 000 000 тенге, а актов на 9 500 000. Это может быть причиной не допущения на конкурс?

Ответ: Доброго времени суток, Женис!
Мы предполагаем, что одним из требований к конкурсной документации было предоставление подтверждающих документов об успешном предыдущем опыте оказания аналогичных услуг. Лицо участвовало в государственных закупках (ГЗ). Однако, так как в предоставленных подтверждающих документах существовало несоответствие (в сумме договора и актах оказания услуг), данное лицо не было допущено по основанию несоответствия квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации.
Законодательством Ваша ситуация не регулируется однозначно. Так, Нормативным Постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года № 5 "О применении судами законодательства о государственных закупках” пунктом 13 определяется, что предоставление участником конкурса документов, содержащих неполные и (или) недостоверные сведения, является основанием для отклонения заявки, независимо от наличия у конкурсной комиссии возможности запросить сведения об участнике.  Подпадает ли Ваш случай под условие "неполных и (или) недостоверных сведений” мы утверждать не можем, так как законодательство не дает разъяснений данных определений. Поэтому в сложившейся ситуации Вы можете обратиться в суд на основании статьи 47 Закона РК "О государственных закупках” от 4 декабря 2015 года № 434-V: обжаловать действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок и урегулировать данный вопрос в судебном порядке.
Вопрос от: Людмила

Добрый день. Прошу Вас дать разъяснение по следующему вопросу. В соответствии с пунктом 16 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 9 июля 1998 года № 272-1 «О естественных монополиях», субъект естественной монополии обязан: отчуждать имущество, предназначенное для производства и предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), на торгах в форме тендера, за исключением случаев передачи имущества в собственность государства. Просим сообщить, имеются ли в настоящее время нормативные правовые акты, устанавливающие правила или порядок, по которым должен производится такой тендер? Чем субъект должен руководствоваться при составлении конкурсной документации?


Ответ: Здравствуйте, Людмила!

Согласно п.24 Приказа Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 4 марта 2005 года № 71-ОД «Об утверждении Правил представления и рассмотрения ходатайств по совершению сделок субъектом естественной монополии», отчуждение имущества, предназначенного для производства и предоставления регулируемых услуг (товаров, работ), осуществляется Субъектом на торгах в форме тендера после получения соответствующего согласия уполномоченного органа.

Таким образом, согласно ст.915 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (далее ГК РК), тендер проводится по общему правилу. В соответствии с п.2 ст.915 ГК РК участники тендера в пределах установленных его условиями сроков, направляют инициатору тендера или его организатору свои предложения в письменном виде с приложением всей обусловленной тендером документации. Список конкурсной документации определяется инициатором тендера и публикуется на сайте.


Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Тимишев Геннадий
Вопрос от: Елена

Добрый день! Вопрос относительно заключения договора с физическим лицом о возмездном оказании услуг, на который не распространяются нормы Закона "О государственных закупках". Под "возмездным оказанием услуг" ст.683 ГК РК дает определение: п.2 "услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 32, 34, 35, 39, 41, 43, 44 настоящего Кодекса (подряд, перевозки, экспедитор, хранение, поручение и т.д.)". Может ли КГП заключить договор на техобслуживание оргтехники с физическим лицом, не являющимся субъектом предпринимательской деятельности?


Ответ: Здравствуйте, Елена!

П.2 ст.1 Закона «О государственных закупках», Закон о государственных закупках применяется к отношениям, связанным с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика, за исключением: услуг, приобретаемых у физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, по договорам возмездного оказания услуг.

П.2 ст.683 ГК РК: «2. Правила настоящей главы (Глава 33) применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 32, 34, 35, 39, 41, 43, 44 настоящего Кодекса». Иные виды услуг, не перечисленные в п.2 ст.683 ГК РК должны подпадать под понятие п.1 ст.683 ГК РК: «1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги». Обслуживание и услуга – это синонимичные понятия.

Таким образом, договор на техобслуживание оргтехники – это не предусмотренный в законе вид договора возмездного оказания услуг.


Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Амангельды Темирхан