+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Государственные закупки
Вопрос от: Ольга

Добрый день! Подскажите. Нужно сделать уменьшение суммы по договору. Необходимо создать дополнительное соглашение либо можно воспользоваться кнопкой «Частично исполнить договор» в закладке «Информация об оплате на Веб-портале»?


Ответ: Здравствуйте, Ольга!
Вы имеете право на создание дополнительного соглашения, согласно пп.1 п.2 ст.45 Закона РК «О государственных закупках», который гласит: внесение изменения в заключенный договор допускается: «по взаимному согласию сторон в части уменьшения цены на товары, работы, услуги и соответственно суммы договора о государственных закупках».
Для создания дополнительного соглашения на портале:
1. Создание дополнительного соглашения выполняется пользователем с ролью «Заказчик». Для этого следует в меню «Рабочий кабинет» выбрать «Мои договоры».
2. Необходимо осуществить поиск основного договора с помощью набора фильтров. Для более подробного поиска нужно нажать на активную надпись «Расширенный поиск».
3. Статус основного договора должен быть «Действует» либо «Исполнен». Для статуса договора «Исполнен» система позволит выбрать только действие по продлению договора.
4. В действующем договоре необходимо выбрать вкладку «Дополнительное соглашение».
5. Нужно выбрать возможные типы оснований создания дополнительного соглашения и нажать на кнопку «Создать дополнительное соглашение».
Что касается кнопки «Частично исполнить договор», ее применение возможно, если по договору имеются платежи не на полную сумму договора.
«Вы действительно хотите окончательно закрыть договор при наличии фактических платежей на меньшую сумму, чем по договору? Статус договора перейдёт в «Частично исполнен». После данной операции не будет доступна возможность формирования актов на оставшуюся сумму».
Поэтому, в данном случае удобнее будет создать дополнительное соглашение, так как после операции с «Частично исполнить договор» не будет доступна возможность формирования актов на оставшуюся сумму. «Частично исполнен» - это окончательный статус договора.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Хидирова Аделина
Вопрос от: Юлия

Участвуя в тендере посредством электронного закупа, наше ТОО заключило предварительный договор аренды техники с другим ТОО. Но на момент заключения сделки техника уже была продана. Как теперь нашему ТОО доказать, что мы не знали о незаконном заключении договора?


Ответ: Здравствуйте, Юлия.
В данном случае в первую очередь стоит учесть п.2 ст.359 ГК РК в которой говорится, что «Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несёт имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия и т.п.). К таким обстоятельствам не относится, в частности, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, работ или услуг.» Из данного высказывания можно понять, что незнание не освобождает от ответственности, соответственно доказывание чьи-либо вины, не имеет какого-либо смысла, однако это не значит, что ТОО, нарушившее условия предварительного договора, будет освобождено от ответственности. Также надо указать, то что сторона предварительного договора могла на свой риск на законных основаниях заключить договор купли-продажи оборудования с третьими лицами. Но при этом сторона нарушит условия предварительного договора.
В соответствии с п.5 ст.390 Гражданского кодекса РК, которая утверждает, что «В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения, предусмотренного им договора, она обязана возместить другой стороне вызванные этим убытки, если иное не предусмотрено законодательством или договором.» т.е. если вы на момент заключения сделки уже выиграли тендер и у вас появилось обязательство выполнить или предоставить что-нибудь, то вы праве требовать с этого ТОО убытки, которые у вас появились вследствие неисполнения обязательства.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Мухамедалиулы Адиль
Вопрос от: Гуля

Здравствуйте. Мы участвуем в тендере. В тендерной документации Заказчиками запрашиваются: Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья СТ РК OHSAS 18002-2010, хотя данная система с этим номером имеет название "СТ РК OHSAS 18002-2010 Системы менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний", а наша организация имеет Сертификат с таким же названием, которое запрашивают Заказчики, но с другими номерами, например: "Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья СТ РК OHSAS 18001-2008". Не будет ли ошибкой, если мы вложим тот сертификат, который мы имеем? В чем разница этих сертификатов?


Ответ: Здравствуйте, Гуля!
СТ РК OHSAS 18002-2010 действительно имеет название «Система менеджмента в области охраны труда и предупреждения профессиональных заболеваний», но так как Заказчиком в тендерной документации был указана «Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья», то необходим Сертификат СТ РК OHSAS 18001-2008. Заказчиком была допущена ошибка, поэтому Вы можете подавать Сертификат, который у Вас имеется.
Если же Заказчиком Вам будет отказано на данном основании, то Вы можете обжаловать данное решение на основании п.1 статьи 47 Закона «О государственных закупках»: потенциальный поставщик вправе обжаловать действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок, если их действия (бездействие), решения нарушают права и законные интересы потенциального поставщика.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Шамсутдинова Карина
Вопрос от: Диляра

Здравствуйте! 1) Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-либо ограничения по участию в государственных закупках медицинских услуг юридических лиц, участником которого является иностранное лицо? 2) Если юридическое лицо состоит в реестре субъектов здравоохранения, претендующих на оказание услуг в рамках ГОБМП и ОСМС, который формировался в сентябре 2017 года, нужно ли ему дополнительно подавать заявку на включение в реестр субподрядчиков для участия в госзакупках медицинских услуг?


Ответ: Здравствуйте, Диляра!

Ограничений по участию в государственных закупках медицинских услуг юридических лиц, участником которого является иностранное лицо нет, так как статьей 6 Закона "О государственных закупках" данное ограничение не предусмотрено.

По второму вопросу, согласно пп.19-30 новых правил от 7 августа 2017 г. № 591, формируется база данных субъектов здравоохранения, претендующих на оказание медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования.

Что касается реестра субподрядчиков для участия в государственных закупках медицинских услуг, то согласно новым правилам от 7 июня 2017 г. № 397 данный реестр в отличии от старых правил не предусмотрен, то есть был исключен.


Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Халикова Азиза
Вопрос от: Руслан

Добрый день! Прошу ответить. 
Согласно пунктов 378-1, 378-2, 378-3, 378-4 Правил осуществления государственных закупок для заключения договора хотели направить запросы о предоставлении коммерческих предложений не менее трем потенциальным поставщикам. Однако имеются случаи, когда потенциальные поставщики, не дожидаясь запросов от нас о предоставлении коммерческих предложений, по собственной инициативе направляют коммерческие предложения на закупаемые товары. К нам на закупаемые товары поступили 15 (пятнадцать!) коммерческих предложений. Вопрос: Обязаны ли мы направлять запросы о предоставлении коммерческих предложений всем 15 (пятнадцати) потенциальным поставщикам или же выбрать 3 (три) коммерческих предложения, в которых ценовые предложения ниже остальных. Заранее спасибо! 

Ответ: Здравствуйте, Руслан.
Мы полагаем, что Вы можете отправить запросы о предоставлении коммерческого предложения трем компаниям, а не всем пятнадцати.
Опираясь на принцип оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок, закрепленный в п.1 ст.4 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года № 434-V (далее – Закон), выбор поставщиков с ценовыми предложениями ниже остальных, а также принцип предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия, закрепленный в п.2 ст.4 Закона, должны в должной степени обеспечить исполнение принципа открытости и прозрачности процесса государственных закупок. Следовательно, запрос о предоставлении коммерческого предложения, отправленный трем поставщикам, не будет нарушать законодательства и процедуры проведения государственных закупок.
Следует отметить, что в Законе, а также иных нормативно-правовых актах, нет нормы, регулирующей подобную ситуацию, за исключением установленного минимума потенциальных поставщиков для проведения тендера, закрепленного в п.378-1 Правил осуществления государственных закупок Республики Казахстан, в количестве трех. Следовательно, должны применяться общие нормы законодательства. Исходя из этого, мы считаем, что у Вас нет обязанности высылать всем потенциальным поставщикам запросы о предоставлении коммерческого предложения, так как трех будет достаточно. 

Вопрос от: Кирилл

Здравствуйте! С нашим ТОО из одного источника заключен договор на выполнение СМ (строительно-монтажных – прим. ПРАВМЕДИА) работ, в связи с тем, что были допущены мы одни. По истечении 15 рабочих дней заказчик подал заявку на внесение в реестр недобросовестных и статус договора изменен на «не заключен». Минфин отказал во внесении в реестр НУ (недобросовестных участников – прим. ПРАВМЕДИА) в связи с тем, что из одного источника обеспечение не вносится. Но на текущий момент статус договора – «не заключен», в связи с чем непонятна ситуация: продолжать ли выполнение работ и возможно ли восстановить Договор? Чья здесь вина - заказчика или поставщика? Какие последствия могут быть, если не исполнять договор? Спасибо.

Ответ: Здравствуйте, Кирилл!

 

Из Вашего вопроса не совсем понятно, как происходила процедура подписания договора, то есть, был ли договор на самом деле заключен либо процедура его заключения оборвалась на каком-то этапе. Если договор был подписан обеими сторонами, соответственно, заключен, то мы предполагаем, что нынешний статус договора «не заключен» не следует расценивать как расторжение, а следует расценивать как действующий договор с вступившими в силу обязательствами сторон. Если договор не был подписан сторонами, то юридических последствий данные отношения не влекут.

 

В первую очередь, необходимо прояснить, что в соответствии с п.1 ст.386Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII (далее – ГК РК) договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Следовательно, обязательства, вытекающие из договора, становятся обязательными для исполнения сторонами только с момента заключения договора.

 

В Вашем случае рассмотрим два варианта: с действующим договором и с не заключенным договором.

 

В случае, если договор был подписан Вами и заказчиком, то, как было упомянуто ранее, в соответствии с п.1 ст.386 ГК РК с момента заключения договора у сторон возникли обязательства. Другими словами, у Вас есть обязательства перед заказчиком по дальнейшему исполнению условий договора, равно как и у заказчика есть обязательства по дальнейшей оплате Ваших услуг.

 

В случае, если договор не был подписан Вами и/или заказчиком или процедура его заключения была прервана, обязательств у сторон не возникло, следовательно, у Вас нет обязательств перед заказчиком по выполнению работ.

 

(1) Таким образом, отвечая на Ваш первый вопрос, продолжать ли выполнение работ, мы выяснили, что в том случае, если Вами и/или заказчиком договор не был подписан, то продолжать выполнять работы нет необходимости, в силу того, что у Вас не возникло обязательств перед заказчиком. В случае, если договор был подписан и Вами и заказчиком, то такой договор является обязательным для исполнения и Вам необходимо продолжать выполнение работ, обусловленных договором. Рекомендуем Вам написать письмо заказчику для прояснения ситуации с заключением договора. До прояснения ситуации советуем продолжать выполнение работ.

 

(2) Относительно Вашего второго вопроса о восстановлении договора, не понятно, что Вы имеете в виду под восстановлением. В случае, если договор был подписан и Вами и заказчиком, то данный договор является действующим и не требует никаких других процедур по созданию обязательств у сторон. Однако, если договор не был заключен, его можно только заключить, пройдя все этапы процедуры с начала. Иными словами, стороны только могут создать новые правоотношения посредством заключения договора. Согласно п.3 ст.43 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» проект договора о государственных закупках должен быть удостоверен победителем государственных закупок посредством электронной цифровой подписи в течение трех рабочих дней со дня поступления на веб-портал государственных закупок уведомления с приложением проекта договора о государственных закупках. Если же процедура заключения договора была сорвана, с чем и связан нынешний статус договора «не заключен», то данный договор не подлежит дальнейшему заключению, так как упущены сроки для его заключения.

 

(3) Касательно Вашего третьего вопроса, чья вина заказчика или поставщика, нет однозначного ответа, так как мы не владеем полной информацией о последовательности событий, приведших к таким последствиям.

 

(4) Согласно п.1 ст.349 ГК РК неисполнение обязательства по договору является нарушением обязательства. Тем самым, если договор был подписан и Вами и заказчиком, то последствиями неисполнения обязательств, а именно прекращения исполнения работ, обусловленных договором, могут являться последствия, предусмотренные самим договором. Если договором такие последствия не предусмотрены, то наступают последствия, предусмотренные законодательством, а именно возмещение Вами убытков заказчика на основании п.4 ст.9 ГК РК, согласно которому лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, либо расторжение договора в одностороннем порядке заказчиком и возмещение Вами убытков заказчика на основании пп.1 п.2 ст.401 ГК РК. Другими словами, последствия неисполнения обязательств зависят от характера нарушения условий договора. В случае, если договор не был подписан Вами и/или заказчиком, следовательно, у Вас нет никаких обязательств перед заказчиком, неисполнение работ не является нарушением и не влечет никаких последствий для Вас.

 

Исходя из вышесказанного, советуем Вам разобраться в процедуре подписания данного договора, то есть выяснить был ли договор заключен или нет.

Вопрос от: Руслан

Добрый день! Прошу ответить. Согласно пунктов 378-1, 378-2, 378-3, 378-4 Правил осуществления государственных закупок, для заключения договора хотели направить запросы о предоставлении коммерческих предложений не менее трем потенциальным поставщикам, однако имеются случаи, когда потенциальные поставщики, не дожидаясь запросов от нас о предоставлении коммерческих предложений, по собственной инициативе направляют коммерческие предложения на закупаемые товары. К нам на закупаемые товары поступили 15 (пятнадцать!) коммерческих предложений. Вопрос: обязаны ли мы направлять запросы о предоставлении коммерческих предложений всем 15 (пятнадцати) потенциальным поставщикам или же выбрать 3 (три) коммерческих предложения, в которых ценовые предложения ниже остальных. Заранее спасибо!


Ответ: Здравствуйте, Руслан.
В Вашем случае следует руководствоваться отсылочной нормой п.378-4 Правил осуществления государственных закупок: на основе представленных коммерческих предложений потенциальных поставщиков заказчик с соблюдением принципа осуществления государственных закупок, предусмотренного подпунктом 1) статьи 4 Закона определяет потенциального поставщика для осуществления государственных закупок способом из одного источника путем прямого заключения договора.
Пп. 1) ст. 4 Закона о государственных закупках гласит следующее: осуществление государственных закупок основывается на принципах: 1) оптимального и эффективного расходования денег, используемых для государственных закупок. Из этого следует, что Вы можете выбрать три коммерческих предложения, в которых ценовые предложения ниже остальных.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ибрагимов И.
Вопрос от: Алексей

Добрый вечер, в течение какого срока заказчик должен выслать проект договора на утверждение победителю способом ценовых предложений?

Ответ: Здравствуйте, Алексей!
Данный вопрос регулируется Законом Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее – Закон РК) или Гражданским кодексом Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года № 268-XIII (далее – ГК РК). Исходя из Вашего вопроса есть две опции:
1) Если субъект подпадает под государственные закупки, то заказчик направляет победителю проект договора о государственных закупках, удостоверенный электронной цифровой подписью в течение 5 рабочих дней со дня определения победителя способом запроса ценовых предложений согласно пп.2 п.2 ст.43 указанного Закона РК;
2) Если субъектом является частное лицо (предполагаем, что победитель тендера, проведенного способом запроса ценовых предложений), то данный срок не указан в ГК РК. Заказчик не обязан заключать соответствующий договор и высылать проект договора победителю. Но в случае отказа инициатора тендера заключить соответствующий договор, победитель тендера вправе взыскать причиненные ему убытки согласно п.5 ст. 915 ГК РК.

Вопрос от: Кирилл

Здравствуйте! Пожалуйста, прошу дать разъяснение. Наше ТОО участвовало в государственных закупках способом открытого конкурса и стало победителем. Мы имеем несколько филиалов по Казахстану. После 5 дней на обжалование заказчик не выслал нам договор, а выслал его через 10 дней на утверждение. Но договор мы не смогли утвердить, так как специалист упустил этот факт в связи с командировкой, тем самым портал автоматически подставил реквизиты в договор другого филиала, который тем временем не знал о том, что ему прислали договор на подписание и не подписал его. Теперь мы, как поставщики, занесены в реестр недобросовестных на 24 месяца в связи с уклонением от заключения договора. На текущий момент готовим обжалование. Скажите, является ли отправка договора позже положенного срока на утверждение и на другой филиал основанием для обжалования действий организатора? Спасибо. 

Ответ: Здравствуйте, Кирилл! 
Решение о внесении потенциального поставщика или поставщика в реестр недобросовестных участников государственных закупок уполномоченным органом может быть обжаловано в соответствии с п.1 ст.292 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V (далее – ГПК РК). Срок на обжалование в судебные органы составляет 3 месяца со дня, когда поставщику стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов (ст.294 ГПК РК).  В соответствии с п.2 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан № 5 от 14 декабря 2012 года «О применении судами законодательства о государственных закупках» и ст.31 ГПК РК иски по спорам о государственных закупках предъявляются по месту нахождения ответчика. Для того, чтобы обжаловать решение о внесении поставщика в реестр недобросовестных участников государственных закупок необходимо подать в суд заявление: 
о признании недействительным решения уполномоченного органа о включении в реестр;
об обязании устранить такое нарушение и исключить сведения о поставщике из реестра.
Основания для обжалования:
1.Победитель торгов действовал добросовестно;
2.Договор не заключен по вине заказчика;
3.Решение о включении в реестр принято с процессуальными нарушениями.
В заявлении необходимо указать, в чем конкретно заключается нарушение прав и интересов поставщика. Важно указать, какие нормы Закона "О государственных закупках", Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков нарушил уполномоченный орган при включении сведений в реестр. Это может быть неправильная оценка фактов, документов и информации, представленных заказчиком, не учёт при вынесении решения тех или иных обстоятельств. При оспаривании в суде решения необходимо доказать, что поведение победителя торгов было добросовестным и в его действиях (бездействии) отсутствовал умысел на нарушение Закона.
Вопрос от: Аспан

Прошу дать разъяснение по поводу того, может ли государственное учреждение включить или подлежит ли включению в реестр недобросовестных поставщиков АО со 100% долевым участием государства, являющимся субъектом естественных монополий? Также прошу дать разъяснения статьи 12 п.10 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках».

Ответ: Здравствуйте, Аспан.
1. В Вашем случае АО со 100% долевым участием государства, являющимся субъектом естественных монополий не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подпункт 27 пункт 3 ст. 39 Закона РК "О государственных закупках")

2. Согласно п.10 ст.12 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках", ссылающегося на подпункты 1), 2), 27) и 36) пункта 3 статьи 39 Закона, в случаях:
1) приобретения услуг, относящихся к сферам естественных монополий, а также услуг энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии; 
2) приобретения товаров, работ, услуг по ценам, тарифам, установленным законодательством Республики Казахстан; 
27) приобретения государственным органом товаров, работ, услуг у: акционерных обществ и хозяйственных товариществ, сто процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, соответствующие полномочия которых установлены законами Республики Казахстан, указами Президента Республики Казахстан; 
36) приобретения товаров, работ, услуг у лица, определенного законами Республики Казахстан 
возможно прямое заключение договора о государственных закупках, т.к. в данных случаях подразумевается отсутствие у государства оснований полагать, что вторая сторона может повести себя недобросовестно."