+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Юридические лица
Вопрос от: di
Зарегистрировано АО «А». Согласно учредительному договору и Уставу общества все акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены денежными средствами в течение одного месяца с момента государственной регистрации общества. Все учредители, за исключением компании «Б», оплатили принадлежащую им долю в установленный срок. Компания «Б» просрочила сроки оплаты акций и, кроме того, сообщила, что оплату за нее произведет третья компания – «С», в которой компания «Б» обладает 100 % уставного капитала. Возможен ли такой механизм оплаты акций в уставном капитале? Не противоречит ли он действующему законодательству и какие последствия это может повлечь в дальнейшем? Что необходимо сделать для преобразования АО в ТОО?
Ответ: Согласно пункту 2 ст. 276 Гражданского кодекса РК, если из законодательства, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично, кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом. 
Таким образом, в оплате акций в уставный капитал третьим лицом не имеется каких-либо нарушений законодательства, так как данное обязательство не является личным. Например, оно исполняется компанией «С» в счет погашения задолженности перед компанией «Б». 
 Преобразование является одним из способов реорганизации юридического лица. Важно действовать в соответствии со статьей 86 Закона РК «Об акционерных обществах». 
Так, согласно пункту 2 данной статьи, совет директоров должен вынести на рассмотрение общего собрания акционеров вопрос о преобразовании общества, порядке и условиях осуществления преобразования, порядке определения долей участия участников хозяйственного товарищества. Доля участника хозяйственного товарищества будет определяться пропорционально соотношению количества акций общества, которыми владел данный участник в преобразуемом обществе, к общему количеству размещенных (за исключением выкупленных) акций общества. 
Размер уставного капитала ТОО равен разнице между активами и обязательствами, переданными ему реорганизуемым акционерным обществом согласно передаточному акту, и должен соответствовать требованиям, установленным законодательными актами Республики Казахстан. 
В данном случае это пункт 1 ст. 36 и статья 23 Закона «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».
Вопрос от: Мадина

Здравствуйте! Есть ли какие-либо ограничений по распределению дивидендов. Сколько раз в год можно выплачивать дивиденды? Так как ТОО с единственным участником (Не резидент) собирается выплатить дивиденды 2 раза за один и тот же период, по итогом года, то есть за 2020г.

Ответ: Здравствуйте, Мадина! 
Исходя из заданных Вами вопросов мы можем предположить, что Вас могут интересовать ответы на следующие вопросы: 
1.Можно ли распределять доход ТОО между участниками несколько раз за один и тот же отчетный период?
2.Что такое дивиденды? Какой закон регулирует дивиденды? 
3.Как производится распределение? 
4.Существуют ли ограничения для иностранных участников? 
1.Можно ли распределять доход ТОО между участниками несколько раз за один и тот же отчетный период?
Мы полагаем, что законодательством Республики Казахстан не установлено прямых запретов касательно частоты распределения чистого дохода ТОО между его участниками за один и тот же отчетный период. Единственное, источник выплаты будет облагаться налогами в соответствии с кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» от 25 декабря 2017 года № 120-VI (далее - «Налоговый Кодекс). Так, согласно  пункту 3 статьи 307 Налогового Кодекса, «доходы, облагаемые у источника выплаты подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 15 процентов.»

2.Что такое дивиденды? Какой закон регулирует дивиденды?
Дивиденды — это часть прибыли, которая подлежит разделению между участниками, пропорционально их долям владения. Под прибылью подразумевается: чистый доход или часть дохода Товарищества с ограниченной ответственностью, полученный по результатам отчетного периода, доход от распределения имущества организации и тому подобное. Важно понять, что такое отчетный период. Отчетный период – это учет имущества и доходов, имеющихся во владении (на балансе) у организации. Отчет производится посредством документации, раз в год, раз в полгода или ежеквартально. 
Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года № 220-I "О товариществах с ограниченной ответственностью и дополнительной ответственностью" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2021 г.) (далее - «Закон») является регулятором, и оговаривает правила и условия распределения дохода между участниками товарищества и т.д.
Порядок распределения чистого дохода должен быть закреплен в учредительном договоре товарищества согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 14 Закона. В свою очередь в типовом учредительном договоре существует пункт о том, что чистый доход, полученный Товариществом по результатам его деятельности за год, распределяется, в соответствии с решением Общего собрания участников. 
То есть, прямых ограничений по количеству распределения доходов за год нет. Статья 43 Закона регламентирует компетенцию общего собрания участников ТОО. В пункте 4 установлено, что : "Общее собрание участников товарищества с ограниченной ответственностью, независимо от того, как определена его компетенция в уставе товарищества, вправе принять к рассмотрению любой вопрос, связанный с деятельностью товарищества.” Следовательно, из этого можно предположить, что в процессе собрания любые вопросы, включая право участников распределять доход несколько раз за отчетный период, принимаются в ходе общего собрания. 

3.Как производится распределение?
В соответствии со статьей 40 Закона о ТОО, распределение между участниками ТОО чистого дохода, полученного товариществом по результатам его деятельности за квартал, полугодие или год, может производиться в соответствии с решением очередного общего собрания участников товарищества, посвященного утверждению результатов деятельности товарищества за соответствующий год, полугодие или квартал. Очередное общее собрание участников товарищества с ограниченной ответственностью созывается исполнительным органом товарищества в сроки, установленные уставом товарищества, но не реже одного раза в год В соответствии, с пунктом 2, статьи 10 Закона, В ТОО, состоящем из одного участника, решения, относящиеся к компетенции общего собрания участников, принимаются единственным участником единолично и оформляются письменно. В ТОО, состоящем из одного участника, решения участника являются, наряду с уставом ТОО, основополагающими организационно-правовыми документами.

4.Существуют ли ограничения для иностранных участников?
Согласно статье 644 Налогового Кодекса, доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признается: доход в виде дивидендов, получаемый от юридического лица-резидента, также от паевых инвестиционных фондов, созданных в соответствии с законами Республики Казахстан (подпункт 10 статьи 644). 
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 646 Налогового Кодекса, доходы нерезидента в виде дивидендов источников в Республике Казахстан подлежат налогообложению в Республике Казахстан по ставке 15%»
Также хотим отметить, что согласно пункту 2 данной статьи, доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, включенном в перечень, утвержденный уполномоченным органом, определенные статьей 644 данного Кодекса, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 20 процентов.
Также, согласно пункту 3 данной статьи установлено, что  доходы от прироста стоимости при реализации акций, выпущенных юридическими лицами, указанными в подпункте 6) пункта 1 статьи 293 Налогового Кодекса, долей участия в юридических лицах, указанных в подпункте 6) пункта 1 статьи 293 настоящего Кодекса, а также дивиденды, полученные от юридических лиц, указанных в подпункте 6) пункта 1 статьи 293 Налогового Кодекса, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 5 процентов.
Вопрос от: Жанна

Добрый день! я подарила через нотариальный договор дарения свою долю в ТОО своему мужу. Он единственный участник ТОО. Помогите пожалуйста составить решение для перерегистрации ТОО в органах юстиции. Что нужно написать в решении?


Ответ: Добрый день, Жанна!
Для наиболее полного и корректного оказания вам юридической консультации нами был составлен детальный образец «Решения единственного участника о перерегистрации в связи с дарением доли», доступный ниже по ссылке. 
Также нами для удобства на ваш почтовый адрес было выслано письмо с прикрепленным Решением.
В Решении имеются инструкции, выделенные красным цветом шрифта, где указаны конкретные данные, необходимые для заполнения вами, а именно – ИИН, БИН, ФИО и др.
Настоящее Решение соответствует всем требованиям действующего законодательства. Ссылка 
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Маргузиев Архат
Вопрос от: Дина

Здравствуйте! Буду признательна за помощь! Какие документы/вн. акты должны быть у ТОО, регулирующие работу персонала и документооборот?

Ответ: Здравствуйте, Дина!
Исходя из контекста Вашего обращения, мы выделили следующий вопрос: какие документы необходимы для ТОО при регулировании деятельности его работников и документооборот? 
Мы разделили необходимые документы на две категории:
1.Основываясь на ст.23 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее -ТК РК), кадровые документы:
Трудовые, коллективные договоры;
Акты, включающие в себя распорядок трудового дня;
Документ, включающий в себя учет рабочего времени, в том числе сверхурочных работ;
Реестр работников, включающий в себя в ФИО и дату рождения работников моложе восемнадцати лет;
Учет вакантных мест;
Законодательство Республики Казахстан может предусматривать и другие документы, регулирующие деятельность работников;
2.Основываясь на ст.15 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - Закон), финансовая и отчетная документация бухгалтерии:
Бухгалтерский баланс;
Отчет о прибылях и убытках;
Отчет о движении денежных средств;
Отчет об изменениях в капитале;
Законодательство Республики Казахстан может предусматривать и другие документы в сфере финансовой и отчетной документации бухгалтерии;
Также, согласно п.3 ст.7 Закона, первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования, к которым не утверждены, организации разрабатывают самостоятельно либо применяют формы или требования, утвержденные в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Соответственно, предоставленный нами перечень не может ограничивать объем документов необходимых для ТОО при регулировании деятельности его работников и документооборот.
Вопрос от: Бахтияр

Здравствуйте! у меня такой вопрос, имеют ли право налоговые органы подать в суд о признании не действительным купли продажи ТОО? я получается продал тоо со всеми долгами не резиденту РК, и какие последствия могут быть и что можно сделать.заранее спасибо.

Ответ: Здравствуйте, Бахтияр! 
 Исходя из контекста Вашего обращения, мы полагаем, что Вас интересуют следующие вопросы: 
1.Может ли налоговый орган подавать иски в суд по признанию сделок недействительными?
2.Возможна ли передача ТОО нерезиденту Республики Казахстан при наличии налоговой задолженности?
3.Какие требования нужно было учесть для регистрации ТОО с иностранным участием? 
1. Может ли налоговый орган подавать иски в суд по признанию сделок недействительными?
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса Республики Казахстан, налоговые органы вправе предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными, ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) и 2) пункта 2 статьи 49 Гражданского кодекса Республики Казахстан, а также иные иски в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Таким образом, налоговый орган может подавать иски в суд по признанию сделок недействительными.
2.Возможна ли передача ТОО при наличии налоговой задолженности?
В соответствии п.1 ст.30 Закона «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» Республики Казахстан, допускается передача своей доли третьим лицам.
Согласно п.1 ст.33 Гражданского Кодекса Республики Казахстан, юридическое лицо отвечает по своим обязательствам своим имуществом, из этого следует, что передача третьему лицу участником ТОО своей доли, даже если присутствует задолженность по налогам и иная задолженность, возможна.
3.Какие требования нужно было учесть для регистрации ТОО с иностранным участием? 
 Государственная регистрация Товарищества с ограниченной ответственностью с иностранным участием осуществляется в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 (далее - Закон). 
Согласно статьям 6 и 6-1 Закона, при наличии иностранного участия, вне зависимости от размера субъекта предпринимательства, дополнительно должна быть представлена выписка из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющий, что учредитель - иностранное юридическое лицо, которое является юридическим лицом по законодательству иностранного государства, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки, а также копия паспорта или другого документа, удостоверяющий личность учредителя-иностранца, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки.
Вопрос от: Александр

Добрый день! Прошу Вас разъяснить: Вправе ли бывший учредитель (участник) ТОО инициировать за счет собственных средств проведение внешнего аудита - непосредственно только за период времени своего участия в данном товариществе? Спасибо.


Ответ: Здравствуйте Александр!
Внешний аудит в товариществе с ограниченной ответственностью регламентирован ст.59 Закона РК от 22 апреля 1998 года № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее-Закон о ТОО и ТДО). 
В соответствии с п.3 и п.4 ст.59 Закона о ТОО и ТДО- 
«3. Любой участник товарищества с ограниченной ответственностью вправе требовать проведения за свой счет аудита финансовой отчетности товарищества.
4. Если исполнительный орган товарищества с ограниченной ответственностью уклоняется от проведения аудита финансовой отчетности товарищества, когда аудит обязателен либо когда его проведения требует участник товарищества, аудит может быть назначен решением суда, принятым по заявлению любого заинтересованного лица либо участника товарищества».
В соответствии с п.1 ст.8 Закона о ТОО и ТДО - «Участниками товарищества с ограниченной ответственностью являются его учредители, а также лица, получившие право на долю в имуществе товарищества после его создания».
В соответствии с п.1 ст.59 Закона о ТОО и ТДО - «Для проверки и подтверждения правильности финансовой отчетности товарищества с ограниченной ответственностью, а также текущего состояния его дел товарищество вправе в случаях и порядке, определенных в его уставе, привлекать аудиторскую организацию, не связанную имущественными интересами с товариществом, членами его исполнительного органа, наблюдательного совета или участниками (внешний аудит)».
Таким образом, уже не являясь участником ТОО, вы не вправе требовать проведения аудита за свой счет. Однако, ТОО может инициировать проведение аудита по вашей просьбе, если подобное допускает Устав ТОО. 
В случае возникновения дополнительных вопросов вы можете обращаться по: 
Почте - timsmen2501@gmail.com
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Абай Тимур
Вопрос от: Эльвира

Здравствуйте! Помогите разобраться в следующей ситуации. ТОО1 является учредителем ТОО2 с 98% долей участия в уставном капитале ТОО2, (98%-1, 2%-2). Однако ТОО2 является единственным участником 100% долей участия в уставном капитале АО. Необходимо: 1) определить правовой статус ТОО1 к АО; 2) является АО внучкой ТОО1; 3) обязано ли ТОО1 сдавать какие либо отчета за АО.?


Ответ: Здравствуйте Эльвира!
1)Какой правовой статус у ТОО1 к АО?
Гражданское законодательство не содержит понятия «внучка» или «дочка» юридического лица. Однако, существуют «дочерняя организация», «зависимое АО» и «аффилированное лицо». Понятия «дочерняя организация» и «зависимое АО» не тождественны, однако, они и не противоречат друг другу. 
В соответствии со ст.95 Гражданского Кодекс РК (далее-ГК РК)- 
«1. Акционерное общество признается зависимым, если другое (участвующее, преобладающее) юридическое лицо имеет более двадцати процентов его голосующих акций.
5. Участвующее (преобладающее) юридическое лицо обязано в порядке, предусмотренном законами, публиковать информацию о приобретении им более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества».
Таким образом, АО по отношению к ТОО2 является «зависимым». Но, это не порождает особые правоотношения, кроме обязательств во время приобретения более 25% голосующих акций АО. 
В соответствии с п.1 ст.94 ГК РК - «Дочерней организацией является юридическое лицо, решения которого может определять другое юридическое лицо (далее - основная организация) на основании наличия преобладающей доли участия в уставном капитале либо заключенного между ними договора, либо иным образом». 
То есть, организация может быть дочерней, если по отношению к ней, у другого юридического лица есть возможность осуществлять контроль на основании: 
1)Преобладающего участия в юридическом лице (в соответствии с этим ТОО2 является дочерней по отношению к ТОО1 и АО является дочерней по отношению к ТОО2). 
2)На основании договора (в предоставленной фабуле договоры между АО и ТОО1 не упоминаются). 
3)На иных основаниях. 
Учитывая отсутствие императивного регулирования и перечисления «иных способов», «дочерность» ТОО2 к АО следует искать в других НПА, в том числе с применением аналогий. 
 Воздействие на юридическое лицо возможно через аффилированность к нему. 
В соответствии с п.7 ст.1 Закона Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 415-II «Об акционерных обществах» (далее- Закон об АО)- 
«Аффилированные лица — физические или юридические лица (за исключением государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции в рамках предоставленных им полномочий), имеющие возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые друг другом (одним из лиц) решения, в том числе в силу заключенной сделки. Перечень аффилированных лиц общества устанавливается статьей 64 настоящего Закона». 
В соответствии с п.1, ст.64 Закона об АО- 
«Аффилированным лицом общества является:
1)крупный акционер;
9)  лицо, которое самостоятельно или в совокупности со своими аффилированными лицами владеет, пользуется, распоряжается десятью и более процентами голосующих акций общества (долей участия организации) либо юридических лиц, указанных в подпунктах 1), 4), 5), 6), 6-1), 7), 8) и 10) настоящего пункта». 
В соответствии с п.23, ст.1 Закона об АО- «крупный акционер — акционер или несколько акционеров, действующих на основании заключенного между ними соглашения, которому (которым в совокупности) принадлежат десять и более процентов голосующих акций акционерного общества».
Таким образом, ТОО1 владеющее более десятью процентами (10%) долей участия крупного акционера АО (ТОО2)- является аффилированным лицом.
Однако, аффилированность не исключает «дочерности» юридического лица. Гражданское законодательство РК имеет способы прямо или косвенно определять решения юридического лица помимо аффилированности к нему, участия в нем или договора с ним. 
В соответствии с п.1, ст.2 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее- Закон о банках и банковской деятельности)- 
«Контроль - возможность определять решения юридического лица, возникающая при наличии одного из следующих условий:
прямое или косвенное владение одним лицом самостоятельно либо совместно с одним или несколькими лицами более пятьюдесятью процентами долей участия в уставном капитале либо размещенных (за вычетом привилегированных и выкупленных обществом) акций юридического лица либо наличие возможности самостоятельно голосовать более пятьюдесятью процентами акций юридического лица». 
В соответствии с п.2. ст.2 Закона о банках и банковской деятельности- 
«Косвенное владение (голосование) акциями банка - возможность определять решения банка, крупного участника банка, банковского холдинга или лиц, совместно являющихся крупным участником банка, банковским холдингом, через владение акциями (долями участия в уставном капитале) юридических лиц». То есть, косвенное владение акциями это- участие в юридическом лице прямо владеющим акциями АО. 
В соответствии с п.1, ст.5 ГК РК- «В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 1 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствуют применимые к ним обычаи, к таким отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяются нормы гражданского законодательства, регулирующие сходные отношения (аналогия закона)». 
Учитывая императивные требования законодательства к организационной форме банков (в форме АО), и отсутствии специфики банковских отношений в сфере их управления, в частности в нормах п.1 и п.2. ст.2 Закона о банках и банковской деятельности. Мы считаем, что вышеописанные нормы по аналогии закона следует применять ко всем АО. 
Таким образом, на основании вышеизложенного, ТОО1 косвенно владеет контрольным пакетом акций АО. Что делает АО дочерней организацией по отношению к ТОО1. То есть, ТОО1 является одновременно как «аффилированным лицом», так и «основной» (материнской) организацией.
2)Обязано ли ТОО1 сдавать какие-либо отчеты за АО? 
В корпоративных отношениях:
В соответствии с ст.67 Закона об АО- 
«2. Общество обязано вести учет своих аффилированных лиц на основании сведений, представляемых этими лицами или центральным депозитарием (только в отношении лиц, являющихся крупными акционерами в порядке, установленном уполномоченным органом).
Порядок предоставления акционерами и должностными лицами общества информации об их аффилированных лицах устанавливается уставом.
3. Физические и юридические лица, являющиеся аффилированными лицами общества, обязаны представлять обществу в течение семи дней со дня возникновения аффилированности сведения о своих аффилированных лицах».
Таким образом, необходимо предоставить:
1)Аффилированным лицом, являющимся крупным акционером (ТОО2) информацию о себе в порядке, установленным уполномоченным органом. 
2)Всеми аффилированными лицами информацию о своих аффилированных лицах в порядке, установленным уставом АО (то есть ТОО1 и ТОО2 должны предоставить информацию по отдельности). 

В соответствии с ст.12-1 Закона Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года № 220-I «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»-
«Аффилированным лицом товарищества являются:
1) учредители, участники;
2) близкие родственники, супруг (супруга), близкие родственники супруга (супруги) физических лиц, указанных в подпунктах 1), 3) и 9) настоящего пункта;
3) должностные лица товарищества или юридических лиц, указанных в подпунктах 1), 4), 5), 6), 7), 8), 9), 10) и 11) настоящего пункта;
4) юридическое лицо, которое контролируется лицом, указанным в подпункте 1) настоящего пункта, либо должностным лицом товарищества;
5) юридическое лицо, по отношению к которому лицо, указанное в подпункте 1) настоящего пункта либо являющееся должностным лицом товарищества, является крупным акционером либо имеет право на соответствующую долю в имуществе;
6) юридическое лицо, по отношению к которому товарищество является крупным акционером или имеет право на соответствующую долю в имуществе;
7) юридическое лицо, по отношению к которому юридическое лицо, указанное в подпункте 6) настоящего пункта, является крупным акционером или имеет право на соответствующую долю в имуществе;
8) юридическое лицо, которое совместно с товариществом находится под контролем третьего лица;
9) лицо, связанное с товариществом договором, в соответствии с которым оно вправе определять решения, принимаемые товариществом;
10) лицо, которое самостоятельно или совместно со своими аффилиированными лицами владеет, пользуется, распоряжается десятью или более процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале) юридических лиц, указанных в подпунктах 1), 4), 5), 6), 7), 8), 9) и 11) настоящего пункта;
11) иное лицо, являющееся аффилированным лицом товарищества в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан».
В налоговых отношениях:
В соответствии с п.1, ст.36 Налогового Кодекса РК- «Исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено настоящим Кодексом».
АО является резидентом РК и самостоятельным субъектом права. То есть, налоговую отчетность общество предоставляет самостоятельно.  
В случае возникновения дополнительных вопросов вы можете обращаться по: 
Почте- timsmen2501@gmail.com
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Абай Тимур
Вопрос от: Алёна

Здравствуйте! Мне на данный момент 17 лет. Могу ли я в данном возрасте создавать Волонтерскую организацию и необходимо ли ее регистрировать как общественное объединение? И могу ли я это сделать в таком случае?

Ответ: Здравствуйте, Алёна!
Исходя из Вашего обращения, мы полагаем, что Вас интересуют ответы на следующие вопросы:
1. Вправе ли Вы заниматься волонтерской деятельностью до 18 лет? 
2. Имеете ли Вы право зарегистрировать волонтерскую организацию? 
3. Нужно ли создавать и регистрировать волонтерскую организацию для занятия волонтерской деятельностью? 
1.Вправе ли Вы заниматься волонтерской деятельностью до 18 лет? 
Мы полагаем, что Вы имеете право заниматься волонтерской деятельностью, если она не причиняет вред Вашему здоровью и нравственному развитию и не нарушает процесс обучения, что предписано пунктом 2 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года № 42-VI «О волонтерской деятельности» (далее - Закон о волонтерстве).
2.Имеете ли Вы право зарегистрировать волонтерскую организацию? 
Мы полагаем, что Вы не имеете права зарегистрировать волонтерскую организацию до достижения 18 лет. 
Так, статья 22 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409, не предусматривает права несовершеннолетних лиц, в возрасте от 14 до 18 лет, создавать и регистрировать юридические лица. Более того, согласно законодательству Республики Казахстан, волонтерская организация является юридическим лицом и должна быть зарегистрирована. 
Исходя из определения статьи 1 Закона о волонтерстве, волонтерская организация является некоммерческой организацией, которая, согласно статье 2 Закона Республики Казахстан от 16 января 2001 года № 142-II «О некоммерческих организациях», признается юридическим лицом и подлежит обязательной регистрации, согласно статье 3 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств».
3.Нужно ли создавать и регистрировать волонтерскую организацию для занятия волонтерской деятельностью? 
Мы полагаем, что волонтерскую организацию не обязательно создавать и регистрировать для занятия организованной волонтерской деятельностью, если Вы не намерены использовать волонтерскую организацию для оперирования денежными средствами и/или заключения от её лица официальных договоров и сделок с волонтерами и третьими лицами. 
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о волонтерстве, волонтерская деятельность может также осуществляться в виде индивидуальной волонтерской деятельности и волонтерской деятельности в составе группы волонтеров. 
Мы полагаем, что при осуществлении волонтерской деятельности без создания волонтерской организации, можно, без ограничений в возможностях и правах волонтеров, избежать сбора документов и отчетности, необходимых для регистрации и работы волонтерской организации, как юридического лица. 
Таким образом, мы полагаем, что Вы можете не создавать и не регистрировать волонтерскую организацию для занятия волонтерской деятельностью. Однако, отметим, что в таком случае Вы не будете иметь права совершать финансовые операции и вступать в договорные отношения с другими лицами, запрещенные для лиц вашего возраста.
Вопрос от: Ерлан

Какой документ подтверждает сведения о государственной регистрации в качестве юридического лица? Где можно найти подтверждение тому, что справки распечатанные с веб-портала «Электронное правительство» E-Gov.kz являются документами подтверждающими сведения о государственной регистрации юридического лица?

Ответ: Здравствуйте, Ерлан!
Исходя из вышеперечисленной Вами информации, мы выделили следующие вопросы:
1. Какой документ подтверждает сведения о государственной регистрации в качестве юридического лица?
В соответствии со ст.12 Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» от 17 апреля 1995 года № 2198, документом, подтверждающим государственную регистрацию юридического лица, является справка по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан. 
2.Где можно найти подтверждение тому, что справки, распечатанные с веб-портала «Электронное правительство» E-Gov.kz, являются документами, подтверждающими сведения о государственной регистрации юридического лица?
Согласно Стандартам Выдачи справки о регистрации юридических лиц, утвержденных приказом Министра Юстиции Республики Казахстан от 29 мая 2020 года №66, способом предоставления государственной услуги является веб-портал «электронного правительства»: www.egov.kz
Исходя из вышеизложенной информации, мы полагаем, что справка, распечатанная с веб-портала «Электронное правительство», является документом, подтверждающим сведения о государственной регистрации юридического лица.
Вопрос от: Раушан

Добрый день! В ноябре месяце прошлого года нами был заключен договор по текущему ремонту уличного освещения. Работа подрядчиком была проведена в полном объеме, т.е. улицы согласно сметам были освещены, акты о проделанной работы нами был подписан и оплата была произведена, но к сожалению во второй декаде января т.г. электроэнергию отключают выясняется, что подрядчик оформления документации не провел до конца, подключения по техническим условиям не соответствует. Объясните процедуру судебного разбирательства данной ситуации!!!


Ответ: Здравствуйте Раушан!
Судебное разбирательство данной ситуации будет проходить четыре этапа:
1) подготовительная часть
Председательствующий открывает судебное заседание и объявляет о деле, подлежащем рассмотрению, а также об использовании средств аудио-, видеозаписи судебного заседания.
Фиксация судебного заседания с помощью средств аудио-, видеозаписи не осуществляется в случаях технически неисправного оборудования, его отсутствия или невозможности применения по техническим причинам (ч.1 ст.189 ГПК РК). Секретарь судебного заседания докладывает суду, кто из вызванных по данному делу лиц явился, извещены ли не явившиеся лица и какие имеются сведения о причинах их отсутствия. После выяснения вопроса о явке участников процесса председательствующий устанавливает личность явившихся, а также проверяет полномочия представителей по соответствующим документам.
Далее, согласно статьи 192 ГПК РК, явившиеся свидетели удаляются из зала судебного заседания и председательствующий принимает меры к тому, чтобы допрошенные свидетели не общались с не допрошенными судом свидетелями.
Председательствующий объявляет состав суда, а также фамилии эксперта, переводчика, специалиста, секретаря судебного заседания и разъясняет лицам, участвующим в деле, право заявлять отводы. Основания для отвода, порядок рассмотрения заявления об отводе и последствия ее удовлетворения определяются ст. 38-42 ГПК РК.
Согласно ч. 1 статьи 194 ГПК председательствующий удостоверяется в ознакомлении лиц, участвующих в деле, с процессуальными правами и обязанностями, а в случае не ознакомления разъясняет им права и обязанности.
После этого председательствующий выясняет, есть ли какие-либо заявления или ходатайства у лиц, участвующих в деле. Ходатайство, связанные с рассмотрением дела, суд решает немедленно. Решив вопрос о заявленных ходатайств, суд переходит к решению вопроса о возможности рассмотрения дела в связи с неявкой в судебное заседание сторон или кого-либо из других лиц, участвующих в деле, а также свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика. Этот вопрос решается судом с применением правовых последствий, предусмотренных статьями 196-197 ГПК.
2) рассмотрение дела по существу
После завершения подготовительной части суд переходит к рассмотрению дела по существу. Согласно ст. 201 ГПК РК, рассмотрение дела по существу начинается с выяснения председательствующим вопросов о том, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца и не желают ли стороны окончить дело мировым соглашением или передать дело на рассмотрение в арбитраж либо разрешить спор (конфликт) в порядке медиации или в порядке партисипативной процедуры, или другим установленным законом способом. Далее, в соответствии со ст. 202 ГПК РК суд устанавливает последовательность исследования доказательств. После исследования всех доказательств судья выясняет у лиц, участвующих в деле, и представителей, имеются ли дополнения. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет исследование дела законченным и переходит к судебным прениям;
3) судебные прения
Судебные прения рассматриваются в качестве самостоятельной части судебного разбирательства. Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, их представителей. В судебных прениях первым выступает истец, его представитель, затем - ответчик, его представитель. Согласно ст. 216 ГПК РК участники судебных прений не вправе в своих выступлениях ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснялись, а также на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании.
После произнесения речей всеми участниками судебных прений они могут выступить с репликой в связи со сказанным в речах. Право последней реплики всегда принадлежит ответчику и его представителю. Согласно ст. 219 ГПК РК прокурор, не являющийся стороной по делу и вступивший в процесс в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 54 ГПК, дает письменное заключение по существу спора в целом после судебных прений, которое приобщается к материалам гражданского дела.
4) вынесение решения:
Заключительной части рассмотрения дела является принятие и оглашение решения. После судебных прений суд удаляется в совещательную комнату (специально оборудованного для принятия судебных решений помещения) для принятия решения, отметив ориентировочное время его провозглашения (ст. 221 ГПК РК).
После оглашения резолютивной части решения суда председательствующий разъясняет порядок и сроки обжалования решения, объявляет о дате изготовления решения в окончательной форме, и когда лица, участвующие в деле, могут получить его копию. После совершения действий, председательствующий объявляет судебное заседание закрытым.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Жандарбек Нурасыл