+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Юридические лица
Вопрос от: Мурат

Имеет ли право ТОО передать свои договорные обязательства своему филиалу, имеющему отдельный БИН и не будет ли это считаться как уступка прав требований согласно пп.2 ст.4 Бюджетного кодекса РК?


Ответ: Здравствуйте, Мурат!
Исходя из ст.43 ГК РК, в которой закреплены следующие положения:
п.1 - Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства;
п.3 - Филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Из приведенной нормы следует, что филиал является частью юридического лица, которое его образовало. Имущественного обособления так же не происходит. Все действия филиала основаны на утвержденных юридическим лицом положениях. Так, поручение, данное филиалу для выполнения определенных договорных обязательств не будет являться уступкой прав требования. 
Присуждение филиалу БИНа так же не влечет создания отдельного субъекта. Такая процедура проводится в целях сохранения сведений, относящихся к определенному физическому или юридическому лицу (филиалу и представительству) в Национальных реестрах идентификационных номеров, информационных системах государственных органов, органов Международного финансового центра "Астана" (далее – МФЦА) и иных государственных учреждений (п.2 Постановления Правительства РК "Об утверждении Правил формирования идентификационного номера, Правил обращения физических и юридических лиц (филиалов и представительств), а также индивидуальных предпринимателей для формирования идентификационного номера и переоформления ранее выданных документов"). БИН получают все юридические лица, филиала и представительства, а так же индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в виде совместного предпринимательства на территории РК.
При этом, необходимо помнить, что для выполнения определенных обязательств с контрагентом (со второй стороной, с которой ТОО заключило договор) требуется наличие у руководителя филиала доверенности, уполномочивающей его на ведение дел по данной сделке, так как положение регулирует исключительно внутреннюю деятельность филиала, а доверенность - внешнюю.
С уважением, Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Дзейтова Зарина
Вопрос от: Айдана

ДД! Я работаю юристом в КГП на ПХВ. Мы как КГП на ПХВ имеем право заключить мировое или медиативное соглашение?

Ответ: Здравствуйте. В соответствии с п.1 ч.1 ст.102 ГК РК к государственным относятся предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (КГП на ПХВ). В соответствие с ч.3 ст.1 Закона РК «О медиации», процедура медиации не применяется к спорам, возникающим из гражданских правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, когда одной из сторон является государственный орган. Учитывая, что КГП на ПХВ не относится к государственным органам, то законодательных препятствий для применения процедуры медиации с участием таких организаций, нет.
Клиницист юридической клиники Высшей школы права КАЗГЮУ Шаяхметова Зарина
Вопрос от: Торгын

Добрый день! Вопрос: ТОО со 100% участием государства (квазигоссектор), имеет ли право быть учредителем в корпоративном фонде, и вносить в уставной капитал фонда доходы от коммерческой деятельности?

Ответ: Здравствуйте! 
Согласно п.1 ч.2 ст.171 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 413-IV «О государственном имуществе»: «Контролируемые государством акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью – акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью, в уставном капитале которых государству принадлежит контрольный пакет акций акционерного общества или контрольная доля участия в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью. Контрольный пакет акций акционерного общества или контрольная доля участия в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью означает, что государству принадлежит соответственно более пятидесяти процентов голосующих акций акционерного общества или более пятидесяти процентов доли участия в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью». В соответствии с ч.1 ст.172 данного Закона: «Национальный управляющий холдинг, национальный холдинг, национальная компания или иное контролируемое государством или национальным управляющим холдингом, национальным холдингом, национальной компанией акционерное общество или товарищество с ограниченной ответственностью могут быть учредителями (акционерами и участниками) коммерческих организаций, созданных в форме акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, некоммерческих организаций в порядке, установленном законами Республики Казахстан». Далее рассмотрим Закон Республики Казахстан от 16 января 2001 года № 142-II «О некоммерческих организациях», а именно ч.3 ст.13:
«Корпоративным фондом признается фонд, учрежденный одним юридическим лицом или несколькими юридическими лицами - коммерческими и (или) некоммерческими организациями за счет средств этих организаций. Имущество корпоративного фонда формируется за счет единовременных и (или) регулярных поступлений от одного или нескольких юридических лиц – коммерческих и (или) некоммерческих организаций (учредителей), а также других источников, предусмотренных в статье 35 настоящего Закона и соответствующих целям деятельности корпоративного фонда."
Исходя из вышеизложенного ТОО, контролируемое государством, может быть учредителем корпоративного фонда и вносить вклады в уставной капитал данного фонда. 
Клиницист юридической клиники Высшей школы права КАЗГЮУ Маратова Алия
Вопрос от: Слушаш

Здравствуйте! Может ли одно физическое лицо быть учредителем в двух ТОО? У учредителя физического лица есть одно ТОО, которое работает в общеустановленном режиме. Может ли открыть второе ТОО опять на себя, но только работать в упрощенном режиме? Заранее благодарю и от всей души желаю всем Вам и Вашему коллективу СЧАСТЬЯ!!!


Ответ: Здравствуйте, Слушаш!
Согласно п.1 ст.2 Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» товариществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами товарищество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники товарищества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Так как участники ТОО несут ответственность только в пределах внесенных ими сумм, то они могут быть участниками других ТОО, также отвечая только в пределах внесенных ими сумм.
Однако, существует несколько исключений в возможности применения специального налогового режима. В соответствии с подп.5) п.4 ст. 683 Налогового Кодекса Республики Казахстан юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим или особенности налогообложения не вправе применять специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса. Таким образом, в Вашем случае физическое лицо может быть учредителем первого ТОО, которое осуществляет свою деятельность на основе общего установленного налогового режима и второго ТОО, работающего на основе упрощенной декларации.
Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете 
Ысқақова Динара
Вопрос от: Александр

Здравствуйте. Могу ли я подать в суд на АО Казпочту? Потерялась посылка из Китая стоимостью 68$. Никакой информации не дают, кроме того, что прошла таможню и теперь находится в сортировочном центре. Только что она там делает полмесяца, не разъясняют и вообще на оставляемые запросы никаких ответов нет. Почитал в интернете отзывы об услугах нашей почты и ужаснулся: нас таких пользователей обманутых очень много.


Ответ: Здравствуйте, Александр!
Согласно пп.2 п.2 ст.44 Закона «О почте» от 9 апреля 2016 года, оператор несет ответственность за нарушение сроков пересылки почтового отправления. В соответствии с п.4 ст.44 Закона «О почте», оператор почты уплачивает неустойку в размере трех процентов от оплаченного тарифа за каждый день задержки, но не более суммы оплаченного тарифа за предоставленную услугу.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Хибатова Алиса
Вопрос от: Асима

Добрый день! У меня возник следующий вопрос касательно правильного толкования нормы "Правил предоставления государственной поддержки субъектам индустриально-инновационной деятельности, направленной на повышение производительности труда и развитие территориальных кластеров", утвержденных Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 9 декабря 2015 года № 1194. Так, в пункте 3 Правил изложено следующее "Мерами государственной поддержки не могут воспользоваться субъекты индустриально-инновационной деятельности, учредителями (в том числе участниками, акционерами) которых являются государственные предприятия/учреждения, национальные управляющие холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, национальному управляющему холдингу, национальному холдингу, национальной компании (за исключением социально-предпринимательской корпорации, а также предпринимателей, учрежденных в рамках договора о государственно-частном партнерстве), аффилиированные с ними лица, а также предприниматели, форма собственности которых оформлена как частное учреждение, и некоммерческие организации." Акционерное общество является субъектом квазигосударственного сектора, в уставе которого прописано, что единственным акционером является местный исполнительный орган в лице Акимата города. В связи с чем возник вопрос: относится ли акционерное общество к перечисленным в пункте 3 указанных правил?

Ответ: Уважаемая, Асима! 
Согласно  пункту 3 Правил предоставления государственной поддержки субъектам индустриально-инновационной деятельности, направленной на повышение производительности труда и развитие территориальных кластеров утвержденные Приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан (далее - Правилам) мерами государственной поддержки не могут воспользоваться субъекты индустриально-инновационной деятельности, учредителями (в том числе участниками, акционерами) которых являются национальные управляющие холдинги, национальные компании и организации, пятьдесят и более процентов акций которых прямо или косвенно принадлежат государству. В Вашем случае акционерное общество с единственным акционером в лице акимата является организацией, пятьдесят и более процентов акций которых прямо или косвенно принадлежат государству. Поэтому, описанное Вами акционерное общество прямо подходит под перечень субъектов в Правилах предоставления государственной поддержки субъектам индустриально-инновационной деятельности, направленной на повышение производительности труда и развитие территориальных кластеров, которые не могут воспользоваться государственной поддержкой субъектам индустриально-инновационной деятельности. 
Вопрос от: Анна

Здравствуйте. Мне нужно преобразовать ТДО в ТОО. Можете расписать порядок преобразования?

Ответ: Здравствуйте, Анна!
Мы предполагаем, что Вы являетесь единственным участником ТДО (товарищество с дополнительной ответственностью), исходя из этого будет построен наш дальнейший ответ. 
Согласно статье 14 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств”, Вам необходимо подготовить следующие документы:
1.заявление по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан;
2.решение либо выписка из решения единственного участника о государственной (учетной) перерегистрации, предусматривающие внесение изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица;
3.три экземпляра учредительных документов (положений) утвержденный единственным участником; 
4.подлинники прежних учредительных документов юридического лица;
5.квитанцию или иные документы, подтверждающие уплату в бюджет регистрационного сбора за государственную перерегистрацию юридического лица.
После подготовки документов процедура перерегистрации юридических лиц осуществляется органами юстиции. Для перерегистрации юридического лица Вы можете обратиться в НАО Государственная корпорация "Правительство для граждан” (ЦОН) по месту регистрации юридического лица. С собой необходимо иметь вышеперечисленные документы. Участнику товарищества необходимо самому прийти на перерегистрацию юридического лица во избежание ненужных процедур подтверждения подлинности документов/подписей. 
В случае, если Ваше юридическое лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства, государственная регистрация происходит с помощью веб-портала электронного правительства (e-gov.kz) и должна быть осуществлена в течение одного часа рабочего дня с момента подачи заявления согласно статье 9 Закона Республики Казахстан "О Государственной регистрации юридических лиц и учетной регистраций филиалов и представительств” от 17 апреля 1995 года №2198.
Вопрос от: Жанар

Добрый день! У меня вопрос по административному штрафу. Я уволилась с работы год назад. Буквально месяц назад была проверка, то есть ревизоры проверяли и нашли нарушения и в акте указали, что я должна оплатить административный штраф. С актом проверки меня не ознакомили, я слышала об этом от сотрудников организации, где я раньше работала. Могу ли я не платить штраф? Так, согласно согласно ст.62 Административного кодекса срок просрочен или я неправильно истолковала КоАП РК?

Ответ: Для начала мы рекомендуем Вам убедиться, что штраф действительно был Вам выписан. Следует помнить, если была проверка юридического лица, то административные штрафы выписываются на юридическое лицо или на должностных лиц компании. Вам следует прояснить этот момент.
В случае, если штраф имел место быть, то Вы правильно истолковали статью 62 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V. По истечении 2 месяцев Вас не могут привлечь за административное правонарушение, так как срок давности прошел.

Вопрос от: Гаухар

Уставной деятельностью АО является повышение квалификации педагогических кадров системы образования. Может ли АО заниматься другим видом деятельности? Например, организацией и проведением конференции для работников системы государственной службы, т.е. принимать участие в госзакупках?

Ответ: Уважаемая Гаухар!

Мы рекомендуем Вам просмотреть устав Вашего акционерного общества на предмет наличия или отсутствия прямых ограничений в уставе на занятие определенными видами деятельности. В случае, если в уставе имеются ограничения на занятие другими видами деятельности, мы рекомендуем Вам учесть такие ограничения при осуществлении того или иного вида деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 5 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V, субъекты предпринимательства вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законами Республики Казахстан.

Следовательно, в случае, если таких ограничений нет, Ваше акционерное общество вправе заниматься любыми видами деятельности, прямо не противоречащими виду деятельности, указанному в уставе.

Вопрос от: Нурбек

Добрый день! Я выиграл судебное дело на 10 000 000 тенге у ТОО и теперь исполнительный лист у ЧСИ, однако все счета пустые, хотя до начала судебных процессов на счетах ТОО проходили значительные суммы. Скорее всего хозяин ТОО перевел все деньги на свои аффилированные компании, также сменил учредителя и директора ТОО. Что делать в моей ситуации??? Какие меры нужно предпринять, чтобы вернуть свои законные деньги?

Ответ: Здравствуйте, Нурбек!
Согласно предоставленной Вами информации, мы рекомендуем Вам подать в суд заявление о банкротстве товарищества с ограниченной ответственностью (далее - ТОО) в связи с неплатежеспособностью по месту нахождения должника в соответствии со статьей 5 Закона Республики Казахстан от 7 марта 2014 года № 176-V "О реабилитации и банкротстве” (далее – Закон). В данном заявлении также стоит указать просьбу на проверку доведения до банкротства: не был ли должник доведен до банкротства преднамеренно.
Согласно пункту 4 статьи 6 Закона, администратор, назначаемый в установленном порядке в период рассмотрения дел в суде и проведения процедуры банкротства, в месячный срок с момента обнаружения признаков преднамеренного банкротства обязан обратиться в правоохранительные органы для привлечения соответствующих лиц к ответственности.
Согласно статье 6 Закона, соответствующими лицами могут быть участники и (или) должностные лица должника, субсидиарно ответственные перед кредиторами несостоятельного должника принадлежащим им имуществом за преднамеренное банкротство. Должностное лицо банкрота возмещает убытки собственнику его имущества за преднамеренное приведение должника к неплатежеспособности. Согласно пункту 22 статьи 1 Закона, должностными лицами являются:
-руководитель (заместитель руководителя) юридического лица - несостоятельного должника, 
-иное лицо, входящее в коллегиальный исполнительный орган юридического лица, наделенное постоянными или временными полномочиями по управлению юридическим лицом, 
-главный бухгалтер юридического лица (заместитель главного бухгалтера) - несостоятельного должника, а равно иное лицо, временно исполняющее его обязанности.
Согласно статье 357 Гражданского Кодекса Республики Казахстан, субсидиарная ответственность подразумевает то, что если основной должник (ТОО) не исполнил или не может исполнить свои обязательства в связи нехваткой имущества, то кредитор имеет право предъявить требования к дополнительному должнику. Таким образом, если должник (ТОО) не сможет возвратить долги кредиторам (Вам), реализуя свое имущество, то учредитель (участник) или должностные лица будут отвечать перед кредиторами своим имуществом. 
Таким образом, администратор, которого назначат в случае удовлетворения Вашего заявления о признании ТОО банкротом, обязан обратиться в правоохранительные органы для привлечения соответствующих лиц к уголовной ответственности в случае обнаружения факта преднамеренного банкротства.
Однако, мы рекомендуем Вам подать самостоятельно заявление в правоохранительные органы на обнаружение факта преднамеренного банкротства. Мы рекомендуем Вам мотивировать Ваши требования тем, что действия участника ТОО и (или) должностных лиц могут являться уголовным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 238 Уголовного Кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V (далее - УК РК). Согласно данной статье УК РК, преднамеренным банкротством признается умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное в результате действий (бездействия) учредителя (участника), должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, органов юридического лица, а равно индивидуального предпринимателя в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб или иные тяжкие последствия. Согласно части 3 статьи 3 УК РК, крупный ущерб — это ущерб, причиненный гражданину на сумму, в две тысячи раз превышающую месячный расчетный показатель. То есть на данный момент ущерб должен превышать сумму 5 050 000 тенге, что подпадает под Ваш случай, так как денежная сумма, которую Вам должны, равна 10 000 000 тенге. Следовательно, у Вас есть основания к подаче заявления о привлечении к уголовной ответственности лиц, которые содействовали банкротству.
В случае, если факт преднамеренного банкротства подтвердится в ходе судебного разбирательства по уголовному делу, будет вынесено решение суда о привлечении таких лиц к ответственности. После получения такого решения, Вы сможете привлечь к субсидиарной ответственности участников и должностных лиц в данном ТОО в гражданском судебном порядке. Согласно пункту 4 статьи 76 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V, решение суда по уголовному делу является фактом, который не нуждается в доказывании. Таким образом, Вам не нужно будет доказывать факт преднамеренного банкротства в гражданском суде, Вам нужно только подать заявление в гражданский суд на привлечение к субсидиарной ответственности лиц, содействующих преднамеренному банкротству,  с приложением решения уголовного суда.
Подводя итог написанного, для начала Вам нужно подать заявление на признание ТОО банкротом в судебном порядке, а также заявление на выявление фактов преднамеренного банкротства в правоохранительные органы. Если факт преднамеренного банкротства подтвердится по уголовному делу, то с данным решением суда Вам нужно будет обратиться в гражданский суд для привлечения к субсидиарной ответственности участников и должностных лиц, если после реализации имущества ТОО Вами не была получена полная сумма денег. Для этого к исковому заявлению в  гражданский суд нужно приложить решение суда по уголовному делу.
Обращаем Ваше внимание на то, что согласно статье 100 Закона, Ваше требование на получение денег с ТОО при процедуре банкротства может быть удовлетворено в порядке очереди возмещения требований кредиторов, если имеются другие кредиторы. Мы предполагаем, что Ваше требование не было обеспечено залогом, тогда Ваше требование возможно будет удовлетворено в четвертую очередь.