+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Право социального обеспечения
Вопрос от: Проша
Здравствуйте. Возник вопрос по поводу пособий на ребёнка до года и единовременной выплаты женщине с видом на жительство в РК, имеющей соц отчисления, но ребёнок гражданин РФ. Отец гражданин Казахстана, но в разводе. Помогите пожалуйста разобраться.

 

Ответ: Здравствуйте! 
Согласно ст.3 Закона РК «О правовом положении иностранцев» иностранные граждане в Республики Казахстан равны перед законом, независимо от их происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий.
Также согласно ст.8 данного Закона иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Казахстан, в вопросах социального и пенсионного обеспечения имеют те же права и несут те же обязанности, что и граждане Республики Казахстан.
В тех случаях, когда для назначения пенсий и пенсионных выплат и пособий требуется определенный стаж работы, иностранным гражданам может засчитываться стаж их работы за границей на основаниях и в порядке, установленном законодательством и международными договорами Республики Казахстан.
В связи с тем, что у вас имеются социальные отчисления в РК, вы можете получить пособие в РК. 
Если вы хотите получить пособие по законодательству РФ, то вы можете обращаться в Консульство РФ в Республике Казахстан.
Вопрос от: Наталья
Здравствуйте, хотела бы узнать, недавно получила выплату от государства в связи ЧП, но теперь компания в которой я работаю утверждает что сумма выплаты должна быть меньше,т.к. я находилась в трудовом оплачиваемом отпуске,с середины марта и до конца месяца. Теперь эта компания хочет удержать с моего оклада эту сумму ,которое выплатило мне государство,имеет ли право работодатель удерживать хоть какую то часть денег с оклада?если выплата вообще была сделана от государства,и прежде чем её выплатить заявка проходить свои требования на эту выплату. Правомерны ли действия со стороны работодателя??

 

Ответ: Добрый день! Работодатель не имеет права удерживать с вашего дохода суммы выплат, назначенных государством. Однако, если вы находились в оплачиваемом трудовом отпуске в период с 16 марта по 15 апреля, то не имели права на социальную выплату 42500 тг (вопрос о возврате данной суммы в бюджет еще не определен, но, принимая во внимание продление режима ЧП, у вас появилось право на получение данной выплаты, если после выхода с трудового отпуска в любой день с 16 марта и до окончания режима ЧП вас отправили в отпуск без содержания).
Вопрос от: Нурлан

Обратился с иском к воинской части о возмещении вреда здоровью. Служил на должности начальника медицинской службы части. Во время службы, при оказании медицинской помощи военнослужащим, заразился вирусным гепатитом «С». Акт не составлялся, никуда не докладывал, так как гепатит С скрытая инфекция и проявляет себя не сразу, порой через несколько лет. В результате заражения гепатитом, развился цирроз печени, я был уволен с войск по состоянию здоровья. Цирроз печени привел к инвалидности 2 группы. Заключение военно – врачебной комиссии: «! заболевание получено при исполнении обязанностей воинской службы». Суд первой инстанции отказал в удовлетворении моих требований в полном объёме, в связи с тем, что я не доказал факт заражения на службе и что я должен был лечиться от гепатита, чтобы он не развился в цирроз. Как вы думаете, правомерны ли действия суда? Каковы мои шансы выиграть процесс в апелляционной инстанции?


Ответ: Здравствуйте, Нурлан! 
В соответствии со статьей 51 Закона РК «О воинской службе и статусе военнослужащих», военнослужащим в случае гибели (смерти) или получения увечья установлены компенсации. 
В п1. данной статьи предусмотрено, что в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения им воинской службы или военнообязанного, призванного на воинские сборы, при установлении ему инвалидности или в случае получения им увечья, связанного с исполнением обязанностей воинской службы, выплата единовременной компенсации производится в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Также в соответствии с п.3 этой же статьи, единовременная компенсация при установлении военнослужащему по контракту инвалидности в период прохождения им воинской службы или наступившей в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в результате исполнения обязанностей воинской службы, до истечения одного года со дня увольнения с воинской службы выплачивается в размерах: 
1) инвалиду I группы - тридцатимесячного денежного содержания; 
2) инвалиду II группы - восемнадцатимесячного денежного содержания; 
3) инвалиду III группы - шестимесячного денежного содержания. 
Учитывая вышеизложенное, можно заключить, что Вы имеете право на получение компенсации, что может быть основанием для обжалования решения суда. Также в соответствии с п.3 ст.82 ГПК РК, суд назначает судебную экспертизу по ходатайству стороны или по своей инициативе. 
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Умаров Санжар
Вопрос от: Яна

Здравствуйте я хотела проконсультироваться по поводу новых законов РК а я воспитываю ребёнка инвалида с детства воспитываю одна живу временно у мамы в городе чу джамбульской области а официально работать я не могу потому что та лечение у ребёнка то операции да это не оправдание но у меня не получается работать вынуждена подрабатывать временно что мне делать как мне быть потому что по всем законам меня могут просто штрафовать так как я понимаю ребенку сейчас 8 лет в том году 2019 году мы перенес и две операции подряд за год три операции было я по поводу хотела узнать медстрахования работы и жилья потому что у меня нет своего жилья и вообще по всем законам которые были изменения как мне сейчас быть что мне делать в связи изменением законов. Я просто впадаю в панику если честно на Прошу вас ответьте помогите как вообще по новому закону мне сейчас жить благодарю вас.


Ответ: Здравствуйте, Яна!
1.В соответствие с законодательством РК об обязательном социальном медицинском страховании. С 1 января 2020 года в республике стартует программа обязательного социального медицинского страхования. Реализация ОСМС, по словам властей, призвана улучшить качество и доступность медицинских услуг. Обязательное социальное медицинское страхование предусматривает оказание расширенного пакета медицинских услуг застрахованным гражданам, сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), в том числе дорогостоящих. Каждый гражданин должен ежемесячно производить взносы и отчисления в Фонд медстрахования за ОСМС в размере, который установлен отдельно для каждой категории граждан. Фонд, как некоммерческая организация, будет закупать медуслуги у больниц и поликлиник по принципу «деньги следуют за пациентом».
15 льготных категорий граждан освобождены от уплаты.  За них отчисления в Фонд медстрахования будет производить государство:
дети;
неработающие беременные женщины;
неработающие лица, воспитывающие ребенка до достижения им трех лет;
лица, находящиеся в отпусках в связи с беременностью и родами, усыновлением или удочерением новорожденного ребенка, а также по уходу за ребенком до достижения им трех лет;
многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;
неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом;
лица, ухаживающие за инвалидами с детства;
инвалиды;
пенсионеры и ветераны ВОВ;
лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования;
лица, зарегистрированные в качестве безработных;
неработающие получатели государственной адресной социальной помощи; неработающие оралманы;
лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной системы, за исключением учреждений минимальной безопасности; лица, содержащиеся в следственных изоляторах. 
2.В соответствие с пп.2 п.4 ст.2 Закона о государственной адресной социальной помощи, Вы имеете право на получение безусловной денежной помощи которая обеспечивается малообеспеченным семьям, в составе которых нет трудоспособных лиц или единственный трудоспособный член осуществляет уход за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом, инвалидом первой или второй группы, престарелым, нуждающимся в постороннем уходе и помощи.
Для получения адресной социальной помощи в соответствии с п.1 ст.3 "Закона о ГАСП" необходимо подать заявление в центр занятости населения по месту жительства или акиму поселка/села/сельского округа с документом, подтверждающим личность.
3.Для того чтобы получить собственное жилье необходимо встать в очередь за получением квартиры. Также немаловажным условием является нужда в квартире, т. е. по закону человек признается нуждающимся в улучшении жилищных условий при наличии одного из этих факторов:
если у него нет жилья на праве собственности (на момент постановки на учет); 
жилищные условия не отвечают санитарным, техническим нормам; 
одну квартиру занимают две семьи или больше; 
член семьи болен тяжелой формой хронической болезни, проживание с ним невозможно.
Обязательно нужно постоянно проживать в населенном пункте, где очередник претендует на жилье.
Сначала необходимо собрать пакет документов:
1.заявление по форме, устанавливаемой жилищной комиссией, на имя председателя жилищной комиссии; 
2.копии удостоверений личности либо паспортов заявителя и членов его семьи;
3.копии свидетельства о заключении (расторжении) брака, смерти членов семьи, рождении детей;
4.копию трудовой книжки, заверенную кадровой службой или выписку из послужного списка;
5.справку территориального органа юстиции (о наличии или отсутствии у заявителя и постоянно проживающих с ним членов семьи жилища, принадлежащего им на праве собственности);
6.в случаях признания других лиц членами семьи заявителя, последними представляется решение суда о признании их членами семьи заявителя; 
7.адресную справку, подтверждающую проживание в соответствующем населенном пункте (при предоставлении жилища из коммунального жилищного фонда); 
8.справку органа социальной защиты, подтверждающую принадлежность заявителя (семьи) к социально уязвимым слоям населения, либо справку с места работы (службы) государственного служащего, работника бюджетной организации, военнослужащего, кандидата в космонавты, космонавта (при предоставлении жилища из коммунального жилищного фонда);
9.гражданами, единственное жилище которых признано аварийным, представляется соответствующая справка местного исполнительного органа (при предоставлении жилища из коммунального жилищного фонда);
10.граждане, относящиеся к социально уязвимым слоям населения (за исключением семей, имеющих или воспитывающих детей-инвалидов), дополнительно предоставляют сведения о доходах за последние двенадцать месяцев перед обращением на каждого члена семьи (при предоставлении жилища из коммунального жилищного фонда).
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ли Юрий
Вопрос от: Роза

Здравствуйте, гражданин является пенсионером по выслуге лет (полковник милиции в отставке) и продолжает работать. В текущем году наступает срок достижения общеустановленного пенсионного возраста (63 года). Какие мероприятия необходимо провести для получения подтверждающих документов пенсионера по возрасту и соответственно получения социальных льгот

Ответ: Здравствуйте, Роза!
Исходя из контекста Вашего обращения, мы полагаем, что Вас интересует следующие вопросы:
1. Какие социальные льготы предоставляются отставным служащим полиции Республики Казахстан?
2. Какие процедуры необходимо совершить для получения положенных отставному служащему полиции социальных льгот?
3. Какой пакет документов необходим отставному служащему полиции для получения этих льгот?
1. Мы предполагаем, что указанный гражданин уже получает пенсионные выплаты в соответствии с пунктом 3 статьи 64 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении» от 21 июня 2013 года № 105-V, то есть получает пенсионные выплаты по выслуге лет. 
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Закона Республики Казахстана «О правоохранительной службе» от 6 января 2011 года №380-IV, в пределах, установленных Правительством Республики Казахстан, на сотрудников и пенсионеров правоохранительных органов распространяются льготы и преимущества, установленные законодательством Республики Казахстан для военнослужащих и пенсионеров Министерства обороны Республики Казахстан. Согласно пункту 1 статьи 50 Закона Республики Казахстан "О воинской службе и статусе военнослужащих” от 16 февраля 2012 года № 561-IV, лицам, уволенным с воинской службы по достижении предельного возраста состояния на воинской службе, по состоянию здоровья, получившим заболевание в связи с исполнением обязанностей воинской службы, а также имеющим выслугу двадцать и более лет, за счет государства предоставляется медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях (организациях), а имеющим выслугу двадцать пять и более лет - санаторно-курортное лечение при наличии показаний по перечню заболеваний, определенных Правительством Республики Казахстан.
2. Согласно Правилам назначения и осуществления пенсионных выплат военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лицам, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с 1 января 2012 года, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1500 (далее - Правила), гражданину необходимо обратиться в соответствующий уполномоченный орган - Министерства внутренних дел, при котором он нес полицейскую службу. 
3. Лицо, обратившееся за назначением пенсии, представляет в подразделение Министерства внутренних дел по месту жительства:
1 заявление по форме согласно приложению 1 к Правилам с приложением необходимых документов и их копии;
документ, удостоверяющий личность (удостоверение личности, удостоверение лица без гражданства, вид на жительство иностранца); 
документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства (адресная справка либо справка сельских акимов) сведения о номере банковского счета в уполномоченной организации по выдаче пенсий либо контрольного счета наличности исправительного учреждения; 
фотографии размером 3х4 см (2 шт.).
Вопрос от: Евгения

Здравствуйте. На дородовые выплаты пришёл отказ т.к. были перевыплаты со стороны начальства ИП, возможно ли повторно сдать документы? смогу я дородовые получить?

Ответ: Здравствуйте, Евгения!
Мы предполагаем, что под дородовой выплатой Вы подразумеваете социальную выплату на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами.
Мы полагаем, что Вы можете получить социальную выплату на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами (далее - социальная выплата).
Исходя из контекста Вашего вопроса, мы предполагаем, что Вас интересует, вправе ли Вы получить социальную выплату, несмотря на переплату со стороны Вашего работодателя. 
Мы предполагаем, что Вам надлежит обратиться в Государственную корпорацию «Правительство для граждан» по постоянному месту Вашего жительства. Согласно информации, представленной на официальном Государственном сайте https://egov.kz/cms/ru/articles/allowance, социальная выплата назначается участнику системы обязательного социального страхования, имеющему право на получение социальных выплат из Фонда Государственного социального страхования.
Право на получение социальных выплат из Фонда Государственного социального страхования имеет любой участник системы обязательного социального страхования,  начиная с 1 января 2008 года, со дня отпуска по беременности и родам, указанного в листке нетрудоспособности, за все календарные дни отпуска по беременности и родам в установленном порядке. Таким образом, с 1 января 2008 года вместо отпускных по беременности и родам, оплачиваемых работодателям, назначается социальная выплата из Государственного фонда социального страхования.
То есть Вы имеете право на получение социальной выплаты вне зависимости от выплат Вашего работодателя.
Для расчетов суммы, сроков и порядка получения социальной выплаты Вы можете посетить официальный сайт https://egov.kz/cms/ru/articles/allowance, в подразделе «Социальная выплата на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) (для работающих женщин)».
Вопрос от: Жанна

Здравствуйте! Имеет ли гражданин РК право на социальные выплаты на случай потери работы, если трудовой договор расторгнут по инициативе работника в 2019г.?


Ответ: Здравствуйте, Жанна!
В соответствии с пп.1) ст.7 Закона Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года «Об обязательном социальном страховании» (далее – «Закон РК»), обязательному социальному страхованию подлежат:
1) работники, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные).
Согласно пп.3) ст.3 Закона РК, к обязательным видам страхования относится страхование: 
3) на случай потери работы.
В силу ст.22 Закона РК, социальная выплата на случай потери работы назначается со дня регистрации участника системы обязательного социального страхования в качестве безработного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения. 
Таким образом, для того, чтобы получить выплаты необходимо:
1)зарегистрироваться в центре занятости населения в качестве безработного, так как право на социальную выплату на случай потери работы возникает со дня обращения участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования, за регистрацией в качестве безработного в центр занятости населения.
2)после регистрации в центре занятости населения необходимо обратиться за назначением социальной выплаты с необходимыми документами в некоммерческое акционерное общество "Государственная корпорация "Правительство для граждан" (ЦОН) по месту регистрации (прописки) либо акимат городов Астаны и Алматы, районов и городов областного значения. Пунктом 9 Стандарта государственной услуги "Назначение социальной выплаты на случаи социальных рисков: утраты трудоспособности; потери кормильца; потери работы; потери дохода в связи с беременностью и родами; потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей); потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года" установлен перечень документов, необходимых для назначения социальной выплаты на случай потери работы. К заявлению необходимо приложить:
1) документ, удостоверяющий личность (удостоверение личности, удостоверение лица без гражданства, вида на жительство иностранца) – требуется для идентификации личности;
2) документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства услугополучателя (адресная справка либо справка сельских акимов, для жителей города Байконыр – справка отдела по учету и регистрации граждан жилищного хозяйства города Байконыр Российской Федерации);
3) справка уполномоченного органа по вопросам занятости о регистрации в качестве безработного центром занятости;
4) документ о номере банковского счета, открытого в банках и (или) организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, либо контрольного счета наличности исправительного учреждения;
Однако, в соответствии с п.7 ст.19 Закона РК, срок обращения за назначением социальных выплат на случай потери работы не может превышать двенадцать месяцев со дня возникновения права на социальные выплаты из фонда. Поэтому обратиться за выплатами необходимо в течение года.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ысқақова Динара
Вопрос от: Виктория

Добрый день! В нашей компании имеется работник проживающий в Приаралье на основании справки с места жительства. Мы обратились в Министерство труда и социальной защиты населения РК для разъяснения - обязана ли наша компания предоставлять льготы и компенсации сотрудникам живущим в Приаралье, но работающим вахтовым методом в других регионах (в данном случае в Мангистауской области) и получили ответ. Не могли бы Вы предоставить свои рекомендации на основании ответа Министерства труда и социальной защиты населения РК в части обязательств нашей компании в отношении работников, проживающих в Приаралье. Ответ Министерства труда и социальной защиты населения РК: "Комитет труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, рассмотрев Ваше обращение о разъяснении порядка применения ЗРК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» (далее - Закон), сообщает следующее. Из норм ст. 127-1 Трудового кодекса Республики Казахстан вытекает, что гарантии для работников, осуществляющих трудовую деятельность в зонах экологического бедствия и радиационного риска предоставляются при условии осуществления трудовой деятельности в зонах экологического бедствия и радиационного риска. В соответствии со ст. 13 Закона населению, проживающему в зоне экологического бедствия, в зависимости от устанавливаемой Законом категории зоны проживания в экологически неблагополучных условиях, устанавливаются оплата труда, с применением коэффициента, а также ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, (сверх отпуска, представляемого за работу с вредными условиями труда) по зонам, одновременно с предоставлением трудового отпуска ежегодно оказывается материальная помощь на оздоровление в размере месячной тарифной ставки или ! должностного оклада сверх действующих выплат. Согласно Постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 апреля 2005 года № 3 «О проверке конституционности статьи 13 Закона Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье», пострадавшими вследствие экологического бедствия Закон признает как проживающих, так и ранее проживавших на данной территории граждан (статьи 6-8 Закона). Вместе с тем компенсации и льготы, предусмотренные статьей 13 Закона, являются социальной поддержкой всего населения, проживающего в зоне экологического бедствия, независимо от наличия у гражданина статуса пострадавшего. В данном случае законодатель исходит из негативного воздействия среды пребывания на человека. Следует отметить, что согласно требованию миграционного законодательства внутренние мигранты обязаны зарегистрироваться по месту жительства и месту временного пребывания (проживания) на территории Республики Казахстан, за исключением работающих вахтовым методом, которые не подлежат учету (регистрации) по месту временного пребывания (проживания) (п. 13 Правил регистрации внутренних мигрантов, утвержденных постановлением Правительства РК от 1.12.11г. № 1427). Таким образом, для получения компенсаций и льгот, предусмотренных ст. 13 Закона работникам достаточно проживать (кроме работников работающих вахтовым методом, которым достаточно осуществлять трудовую деятельность) и осуществлять трудовую деятельность в указанных Законом зонах экологического бедствия. Коэффициенты и продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска определяются в зависимости от установленной Законом классификации зоны экологического бедствия, в которой работник осуществляет трудовую деятельность. Вместе с тем, на командированных работников указанные ст. 13 Закона льготы не распространяются, за исключением случаев, когда их постоянное место работы находится в зонах экологического бедствия, установленных Законом. Ответ, содержащий аналогичное разъяснение, был направлен Министерством в АО «СНПС-Актобемунайгаз» письмом от № 99-10/3T-E-388 от 16.02.18г. Обращаем внимание также на то, что в соответствии со ст. 401 Гражданского процессуального Кодекса Республики Казахстан, право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам, другим лицам, участвующим в деле. Право на принесение апелляционного ходатайства принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении дела. Генеральный Прокурор Республики Казахстан и его заместители, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители, прокуроры районов и приравненные к ним прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции вправе принести апелляционное ходатайство на решение независимо от участия в рассмотрении дела. В случае несогласия с ответом в соответствий со ст. 12 Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» Вы вправе обратиться к вышестоящему должностному лицу либо в суд. Т. Оспанкулов Заместитель председателя".

Ответ: Добрый день Виктория!
Согласно ст.127-1 Трудового кодека РК гарантии предусмотрены для работников, которые осуществляют трудовую деятельность в зонах экологического бедствия. То есть, работодатель выплачивает гарантийные выплаты, указанные в законе «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье», только при условии, что работник проживает и осуществляет трудовую деятельность в регионе экологического бедствия. Также, согласно комментарий министерства труда и социальной защиты населения «Таким образом, для получения компенсаций и льгот, предусмотренных ст.13 Закона РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье»  работникам достаточно проживать (кроме работников, работающих вахтовым методом, которым достаточно осуществлять трудовую деятельность) и осуществлять трудовую деятельность в указанных Законом зонах экологического бедствия», то есть, работник, претендующий на получение компенсации и льгот, должен проживать и осуществлять трудовую деятельность, или же если работник работает по вахтовому методу, достаточно осуществление трудовой деятельности. Ваш работник только проживает в зоне экологического бедствия, но осуществляет трудовую деятельность в другом регионе. По этому вопросу министерство труда и социальной защиты населения не дает четких направлении по поводу обязанностей компании перед работником. Суммируя вышеизложенное, рекомендуется рассмотреть оплату труда с применением коэффициента, за проживание в экологически неблагополучных условиях (экологической катастрофы - 1,5, экологического кризиса - 1,3, экологического предкризисного состояния - 1,2), дополнительно, с предоставлением трудового отпуска, ежегодно оказывается материальная помощь на оздоровление в размере месячной тарифной ставки или должностного оклада сверх действующих выплат. Так как, компенсации и льготы, предусмотренные ст.13 Закона РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» предусматривают условия, когда работник проживает и осуществляет трудовую деятельность, или же осуществляет трудовую деятельность вахтовым методом в зонах экологического бедствия.
Согласно комментарии по поводу постановления КС РК О проверке конституционности статьи 13 Закона Республики Казахстан
«О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье», данное постановление рассматривает вопрос дискриминации по месту жительства, в частности получения льгот и компенсации лицам, выехавшим за пределы территории.   Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан указывает: 
Пострадавшими вследствие экологического бедствия Закон признает как проживающих, так и ранее проживавших на данной территории граждан (статьи 6-8). Вместе с тем компенсации и льготы, предусмотренные статьей 13 Закона, являются социальной поддержкой всего населения, проживающего в зоне экологического бедствия, независимо от наличия у гражданина статуса пострадавшего. То есть лицо, который проживает или проживал в зонах экологического бедствия уже считается пострадавшим и подлежит экологическим выплатам, несмотря на то, что не пострадал или выехал за пределы указанной территории.
Согласно п.13 Правил регистрации внутренних мигрантов, утвержденных постановлением Правительства РК от 1.12.11г. № 1427 лица, работающие вахтовым методом, не подлежат учету (регистрации) по месту временного пребывания (проживания). Данный пункт можно применить, если ваш работник осуществлял трудовую деятельность в зонах экологического бедствия вахтовым методом. Тогда, независимо от наличия регистрации будут рассмотрены компенсации и льготы в связи с осуществлением трудовой деятельности в зонах экологического бедствия.
Клиницист юридической клиники Высшей школы права КАЗГЮУ Калыев Турар
Вопрос от: Виктория

Добрый день! В нашей компании имеется работник проживающий в Приаралье на основании справки с места жительства. Мы обратились в Министерство труда и социальной защиты населения РК для разъяснения - обязана ли наша компания предоставлять льготы и компенсации сотрудникам живущим в Приаралье, но работающим вахтовым методом в других регионах (в данном случае в Мангистауской области) и получили ответ. Не могли бы Вы предоставить свои рекомендации на основании ответа Министерства труда и социальной защиты населения РК в части обязательств нашей компании в отношении работников, проживающих в Приаралье. Ответ Министерства труда и социальной защиты населения РК: "Комитет труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, рассмотрев Ваше обращение о разъяснении порядка применения ЗРК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» (далее - Закон), сообщает следующее. Из норм ст. 127-1 Трудового кодекса Республики Казахстан вытекает, что гарантии для работников, осуществляющих трудовую деятельность в зонах экологического бедствия и радиационного риска предоставляются при условии осуществления трудовой деятельности в зонах экологического бедствия и радиационного риска. В соответствии со ст. 13 Закона населению, проживающему в зоне экологического бедствия, в зависимости от устанавливаемой Законом категории зоны проживания в экологически неблагополучных условиях, устанавливаются оплата труда, с применением коэффициента, а также ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, (сверх отпуска, представляемого за работу с вредными условиями труда) по зонам, одновременно с предоставлением трудового отпуска ежегодно оказывается материальная помощь на оздоровление в размере месячной тарифной ставки или ! должностного оклада сверх действующих выплат. Согласно Постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 апреля 2005 года № 3 «О проверке конституционности статьи 13 Закона Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье», пострадавшими вследствие экологического бедствия Закон признает как проживающих, так и ранее проживавших на данной территории граждан (статьи 6-8 Закона). Вместе с тем компенсации и льготы, предусмотренные статьей 13 Закона, являются социальной поддержкой всего населения, проживающего в зоне экологического бедствия, независимо от наличия у гражданина статуса пострадавшего. В данном случае законодатель исходит из негативного воздействия среды пребывания на человека. Следует отметить, что согласно требованию миграционного законодательства внутренние мигранты обязаны зарегистрироваться по месту жительства и месту временного пребывания (проживания) на территории Республики Казахстан, за исключением работающих вахтовым методом, которые не подлежат учету (регистрации) по месту временного пребывания (проживания) (п. 13 Правил регистрации внутренних мигрантов, утвержденных постановлением Правительства РК от 1.12.11г. № 1427). Таким образом, для получения компенсаций и льгот, предусмотренных ст. 13 Закона работникам достаточно проживать (кроме работников работающих вахтовым методом, которым достаточно осуществлять трудовую деятельность) и осуществлять трудовую деятельность в указанных Законом зонах экологического бедствия. Коэффициенты и продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска определяются в зависимости от установленной Законом классификации зоны экологического бедствия, в которой работник осуществляет трудовую деятельность. Вместе с тем, на командированных работников указанные ст. 13 Закона льготы не распространяются, за исключением случаев, когда их постоянное место работы находится в зонах экологического бедствия, установленных Законом. Ответ, содержащий аналогичное разъяснение, был направлен Министерством в АО «СНПС-Актобемунайгаз» письмом от № 99-10/3T-E-388 от 16.02.18г. Обращаем внимание также на то, что в соответствии со ст. 401 Гражданского процессуального Кодекса Республики Казахстан, право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам, другим лицам, участвующим в деле. Право на принесение апелляционного ходатайства принадлежит прокурору, участвовавшему в рассмотрении дела. Генеральный Прокурор Республики Казахстан и его заместители, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители, прокуроры районов и приравненные к ним прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции вправе принести апелляционное ходатайство на решение независимо от участия в рассмотрении дела. В случае несогласия с ответом в соответствий со ст. 12 Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» Вы вправе обратиться к вышестоящему должностному лицу либо в суд. Т. Оспанкулов Заместитель председателя".

Ответ: Добрый день Виктория!
Согласно ст.127-1 Трудового кодека РК гарантии предусмотрены для работников, которые осуществляют трудовую деятельность в зонах экологического бедствия. То есть, работодатель выплачивает гарантийные выплаты, указанные в законе «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье», только при условии, что работник проживает и осуществляет трудовую деятельность в регионе экологического бедствия. Также, согласно комментарий министерства труда и социальной защиты населения «Таким образом, для получения компенсаций и льгот, предусмотренных ст.13 Закона РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье»  работникам достаточно проживать (кроме работников, работающих вахтовым методом, которым достаточно осуществлять трудовую деятельность) и осуществлять трудовую деятельность в указанных Законом зонах экологического бедствия», то есть, работник, претендующий на получение компенсации и льгот, должен проживать и осуществлять трудовую деятельность, или же если работник работает по вахтовому методу, достаточно осуществление трудовой деятельности. Ваш работник только проживает в зоне экологического бедствия, но осуществляет трудовую деятельность в другом регионе. По этому вопросу министерство труда и социальной защиты населения не дает четких направлении по поводу обязанностей компании перед работником. Суммируя вышеизложенное, рекомендуется рассмотреть оплату труда с применением коэффициента, за проживание в экологически неблагополучных условиях (экологической катастрофы - 1,5, экологического кризиса - 1,3, экологического предкризисного состояния - 1,2), дополнительно, с предоставлением трудового отпуска, ежегодно оказывается материальная помощь на оздоровление в размере месячной тарифной ставки или должностного оклада сверх действующих выплат. Так как, компенсации и льготы, предусмотренные ст.13 Закона РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» предусматривают условия, когда работник проживает и осуществляет трудовую деятельность, или же осуществляет трудовую деятельность вахтовым методом в зонах экологического бедствия.
Согласно комментарии по поводу постановления КС РК О проверке конституционности статьи 13 Закона Республики Казахстан
«О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье», данное постановление рассматривает вопрос дискриминации по месту жительства, в частности получения льгот и компенсации лицам, выехавшим за пределы территории.   Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан указывает: 
Пострадавшими вследствие экологического бедствия Закон признает как проживающих, так и ранее проживавших на данной территории граждан (статьи 6-8). Вместе с тем компенсации и льготы, предусмотренные статьей 13 Закона, являются социальной поддержкой всего населения, проживающего в зоне экологического бедствия, независимо от наличия у гражданина статуса пострадавшего. То есть лицо, который проживает или проживал в зонах экологического бедствия уже считается пострадавшим и подлежит экологическим выплатам, несмотря на то, что не пострадал или выехал за пределы указанной территории.
Согласно п.13 Правил регистрации внутренних мигрантов, утвержденных постановлением Правительства РК от 1.12.11г. № 1427 лица, работающие вахтовым методом, не подлежат учету (регистрации) по месту временного пребывания (проживания). Данный пункт можно применить, если ваш работник осуществлял трудовую деятельность в зонах экологического бедствия вахтовым методом. Тогда, независимо от наличия регистрации будут рассмотрены компенсации и льготы в связи с осуществлением трудовой деятельности в зонах экологического бедствия.
Клиницист юридической клиники Высшей школы права КАЗГЮУ Калыев Турар
Вопрос от: Людмила

Подскажите пожалуйста куда обратиться за помощью. Моя знакомая работала на предприятии "ТОО Су Курылыс". Сейчас оно банкрот. Предприятие ежемесячно не перечисляло пенсионные отчисления, в итоге при начислении ей пенсии в стаж взяли не 7 лет как по трудовой книжке, а 2 года. Разве люди виноваты, что предприятия несвоевременно перечисляют пенсионные отчисления?


Ответ:       Здравствуйте, Людмила!
Рассмотрев Ваше обращение, мы пришли к следующему: 
1. Пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О реабилитации и банкротстве» установлено, что основанием для обращения кредитора с заявлением в суд, о признании должника банкротом, является неплатежеспособность должника. Должник является неплатежеспособным при наступлении одного и более условий, одним из которых является обязательство перед кредиторами по обязательным пенсионным взносам и обязательным профессиональным пенсионным взносам. Таким образом, основанием (правом) для обращения кредитора в суд с заявлением о признании должника банкротом является - неплатежеспособность должника, а также соответствие его критериям, указанным в данной статье. 
2. Далее: ЗРК «О реабилитации и банкротстве» предусмотрено, что имущественная масса должника-банкрота распределяется между кредиторами согласно установленной очередности. Согласно пункту 2 статьи 100 ЗРК «О реабилитации и банкротстве», в первую очередь удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью; по взысканию алиментов; по оплате труда и выплате компенсаций лицам, работавшим по трудовому договору, с выплатой задолженностей по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, по отчислениям и (или) взносам на обязательное социальное медицинское страхование; по выплате вознаграждений авторам за служебные изобретение, полезную модель, промышленный образец. Иными словами, Ваша конкретная ситуация подходит под первую очередь.
3. Также, необходимо учесть и тот факт, что кредиторы в свою очередь несут субсидиарную ответственность при преднамеренном и ложном банкротстве. Пунктом 3 статьи 44 ГК предусмотрено, что учредители (участники) и (или) должностные лица несут перед кредиторами субсидиарную ответственность, если преднамеренное банкротство или ложное банкротство юридического лица вызвано действиями (бездействием) его учредителя (участника) и (или) должностного лица. Для привлечения указанных в законе лиц к субсидиарной ответственности необходимо наличие соответствующих постановлений органа уголовного преследования или суда по делу об административном правонарушении. То есть указанные лица должны быть прежде всего привлечены соответственно к административной или уголовной ответственности. При этом устанавливается вина указанных лиц в совершении действий по доведению до преднамеренного банкротства либо ложного банкротства. И только после этого можно ставить вопрос о наступлении гражданско-правовой ответственности – субсидиарной ответственности по долгам банкрота. Требование о привлечении к субсидиарной ответственности может быть заявлено банкротным управляющим или кредиторами только в течение одного месяца. Данный срок является пресекательным – если срок пропущен, это является основанием для отказа в удовлетворении иска о привлечении учредителя и должностных лиц к субсидиарной ответственности. Статьей 11 Закона «О реабилитации и банкротстве» предусмотрен ряд обязанностей должника – 14 пунктов, и данный перечень обязанностей является открытым. За нарушение обязанностей, которые предусмотрены в подпунктах 1)-6) пункта 2 статьи 11 закона, должностные лица должника солидарно несут субсидиарную ответственность в случае недостаточности имущества должника для удовлетворения требований всех кредиторов. При этом исполнение указанных требований должно относиться к обязанностям должностных лиц должника – должник обязан: обратиться в суд о признании его банкротом, в случае когда принято решение о его ликвидации, а стоимости имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме; обратиться в суд о признании его банкротом, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения им денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами; в течение шести месяцев обратиться в суд о признании его банкротом со дня, когда должник узнал или должен был знать о наступлении неплатежеспособности, за исключением случая, когда в отношении должника вступило в законную силу решение суда о применении процедуры урегулирования неплатежеспособности; предоставить суду и администратору в течение трех рабочих дней с даты назначения администратора информацию о финансово-хозяйственной деятельности; передать реабилитационному управляющему в течение трех рабочих дней с даты его назначения учредительные документы, печати, штампы, в течение пятнадцати рабочих дней – учетную документацию, в течение двух месяцев – материальные и иные ценности; со дня назначения временного управляющего обеспечить ему доступ к учетной документации для изучения путем просмотра. 
4. Необходимо также иметь ввиду, что законодательством предусмотрен Банкротный управляющий, который формирует реестр требований кредиторов – сколько и кому должен должник-банкрот, а также определяет имущественную массу – какое имущество имеется у банкрота. В состав имущественной массы включаются: имущество банкрота, права требования (дебиторская задолженность), права постоянного и долгосрочного временного землепользования банкрота. Размер субсидиарной ответственности определяется как разница между общей суммой требований кредиторов и имущественной массой банкрота.
Подводя итог, следует учесть, что, если предприятие ещё проходит процедуру банкротства, кредитору необходимо заявить о задолженностях предприятия по пенсионным взносам в суд в соответствии с действующим законодательством, так как Ваши требования, как уже указывалось выше, удовлетворяются в первую очередь. Если же предприятие ликвидировано и нет никаких средств, а также нет доказанного умышленного банкротства и нет участников, по которым суд принял решение, что они несут солидарную ответственность по долгам предприятия, то пенсионные взносы возместить не получится. Это риск работника.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Галимзянова Виолета