+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Предпринимательская деятельность
Вопрос от: Анна

Здравствуйте! Скажите, может ли наша строительная фирма заключать с работниками Договор возмездного оказания услуг (Договор на оказание услуг) на армирование, укладку бетона? если нет то почему? Какой вид договора мы можем заключить с работником?


Ответ: Здравствуйте, Анна!

Мы поняли Ваш вопрос следующим образом: Вы хотели бы заключить договор возмездного оказания услуг вместо трудового договора. Работодатель (организация) может оформить свои отношения с работником в гражданско-правовой форме, например, договором возмездного оказания услуг. По такому договору у первого гораздо больше прав и меньше обязанностей. Однако, если договор, названный договором возмездного оказания услуг, будет содержать все существенные условия трудового договора (например, режим рабочего времени, условия оплаты, время отдыха и т. д.), то у работника появляется больше шансов доказать, что данный гражданско-правовой договор в действительности является трудовым договором.

Ст. 27 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V предусмотрены отличительные признаки трудового договора от иных видов договоров. Такими признаками являются:

1) выполнение работником работы по определенной квалификации, специальности, профессии или должности;

2) выполнение обязательств лично с подчинением трудовому распорядку;

3) получение работником заработной платы за труд.

Мы советуем Вам заключить один из видов договоров подряда, предусмотренных главой 32 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I по той причине, что на практике вероятность признания договора подряда трудовым договором меньше, чем вероятность признания договора возмездного оказания услуг трудовым договором.
Вопрос от: Амир

Добрый день уважаемые юристы! Вопрос касательно исполнения договора по государственным закупкам. Предприятие закупило услугу по изготовлению медицинских бланков способом запроса ценовых предложений (место расположения - г.Алматы), Поставщик (г.Караганда) напечатал бланки, но по качеству бланки не соответствуют стандартам (напечатали на темной газетной бумаге, очень тонкой) в технической спецификации указано, что «Если Бланки и Журналы не соответствуют стандартам качества, Заказчик может отказаться от них, и Поставщик либо заменяет забракованные Бланки и Журналы, либо внести необходимые изменения в соответствии с требованиями стандартов качества, без каких либо дополнительных затрат со стороны Заказчика». Можно ли написать претензию поставщику по качеству, и не принимать бланки? В технической спецификации точно не описаны качества бумаги и чернил. Или сразу подавать иск в суд?


Ответ: Здравствуйте, Амир. Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее.

Да, Вы можете предъявить письменную претензию к Поставщику об устранении недостатков в качестве поставленного товара, основываясь на технической спецификации, а также ст. 471 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (далее – ГК РК), согласно которой, Покупатель (получатель), которому поставлен товар ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 428 ГК РК. Статья 428 ГК РК предусматривает следующий список возможных требований: 1) соразмерного уменьшения покупной цены; 2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; 3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара; 4) замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору; 5) отказа от исполнения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Следует отметить, что несмотря на то, что в технической спецификации не содержатся конкретные требования к качеству бумаги и чернил, Поставщиком все же были допущены нарушения стандартов качества посредством изготовления бланков на темной газетной бумаге. В частности, Поставщиком были нарушены государственные стандарты по оформлению бланков, содержащиеся в «Типовых Правилах документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях» от 22 декабря 2014 года, утвержденные Приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 22 декабря 2014 года № 144 «Об утверждении Типовых правил документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях» (далее – Правила). В соответствии с п. 12 Правил бланки изготавливаются на белых листах форматов А4 или А5.

В случае если, претензия не будет удовлетворена, Вы можете подать иск в суд, на основании ст. 11 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее – Закон). Согласно подпункта 3 п. 4 ст. 11 Закона, в случае если поставщик не исполнил/ ненадлежащим образом исполнил обязательства по заключенному договору, Заказчик обязан в течение 30 календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения подать иск в суд о признании данного Поставщика недобросовестным участником государственных закупок.
Вопрос от: Антон

Здравствуйте! Товарищество с ограниченной ответственностью является субъектом естественной монополии, со 100% участием государства в уставном капитале. Закупки товаров, работ, услуг осуществляются в соответствии с ЗРК "О государственных закупках". Все споры по договорам о государственных закупках рассматриваются в специализированных межрайонных экономических судах. В связи с чем возникают следующие вопросы: 1) правомерно ли указывать в договорах о государственных закупках пункт, что все споры будут рассматриваться в третейском суде? 2) имеет ли право третейский суд рассматривать заявления о признании потенциального поставщика недобросовестным участником в государственных закупках?


Ответ: Здравствуйте, Антон! Рассмотрев ваше обращение, сообщаем следующее.

В Вашем случае закупки товаров, работ и услуг регулируются Законом Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее – Закон). Статья 9 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (далее – ГК РК) гласит, что защита гражданских прав осуществляется судом, арбитражем или третейским судом.

П. 5 ст. 43 Закона устанавливает, что в случае, если договор о государственных закупках предусматривает передачу возникших или могущих возникнуть споров по указанному договору на рассмотрение в арбитраж, к нему должно прилагаться письменное согласие уполномоченного органа соответствующей отрасли на заключение арбитражного соглашения. Мы полагаем, что «арбитраж» и «третейский суд» - равнозначные понятия.

Иными словами, мы считаем, что (1) указание в договорах о государственных закупках возможности рассмотрения споров в третейском суде правомерно, так как законодатель предусматривает возможность обращения в арбитраж, однако для включения подобной оговорки необходимо иметь разрешение соответствующего уполномоченного органа (соответствующего деятельности Вашего ТОО).

Мы полагаем, что (2) третейский суд не вправе рассматривать заявления о признании потенциального поставщика недобросовестным участником в государственных закупках, так как это вопрос публичного регулирования согласно ст. 7 Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2004 года № 22-III «О третейских судах».
Вопрос от: Aurimas Aleksa

Dear, We have problem with Kazakhstan company in Almaty. They no pay us money for transportation from Italy to Kazakhstan sum is 5730 Eur. How to start procedures ? witch documents need to make pretension for them and go to court, and amount for work? Company name in Kazakhstan is Borusan Logistik Almata KZ By email we can provide all necessary documents to see the situation and how to made all. Kind regards Aurimas Aleksa UAB Rytu Vakaru Transportas.


Ответ: Dear Aurimas Aleksa,

First of all, you need to introduce a pretension to another party. Proceeding from the p. 1 of the Art. 279 of Code of the Republic of Kazakhstan from 31 of October 2015 of № 377-V «Civil Procedure Code of the Republic of Kazakhstan» (further – CPCRK), the court can leave the statement of claim without consideration, if the claimant didn't observe the order of pre-judicial settlement established by law or provided by the contract. According to this prescription, you firstly (before going to court) need to make pretension to another party. Pretention work includes the negotiation and looking for solutions to the problem, which would meet the interests of both parties. If your attempts to settle dispute in pre-judicial order failed, you may freely start court procedure, however, please pay attention (before going to court) to the limitation period stipulated by chapter 7 of Civil Code of the Republic of Kazakhstan from 27 December 1994 (further –CCRK). According to the p.1 of the Art. 177 of CCRK, the statute of limitations is a period of time during which a claim may be satisfied, which arises from a violation of rights of a person or of an interest protected by law. The general term of the limitation period shall be three years according to p.1 of the Art. 178 of CC RK.

In order to start procedure, you need to submit statement of claim according to the Art. 148 of CPCRK.

According to the p. 1 and the p. 2 of the Art. 148 of CPCRK, a statement of claim shall be brought to the court in written form with indication of the following obligatory data:

1) name of the court in which the claim is to be brought;

2) name of a plaintiff and other data (please see the p. 2 of the Art. 150 of CPC RK);

3) surname, name, patronymic, date of birth of a defendant and other data (please see the p. 2 of the Art. 150 of CPC RK);

4) essence of violation or threat of violation of rights, freedoms or legitimate interests of a plaintiff and his/her claims;

5) circumstances in which a plaintiff bases his/her claims and evidence, confirming these circumstances;

6) cost of the claim (if the claim is subject to estimation);

7) list of documents attached to the application.

The application shall be signed by a plaintiff or his/her representative if he/she is authorized to sign it and bring the statement of the claim. Also, it is possible to submit application in an electronicform according to the p. 2 of the Art. 150 of CPC RK.

Furthermore, according to the Art. 149 of CPC RK, the statement of claim shall be attached with the following documents: 1) the document confirming the direction to the respondent or his representative, third parties of copies of the statement of claim and the documents attached to it; 2) a document confirming payment of the state duty; 3) a letter of attorney or any other document, confirming the representative's authority; 4) documents, confirming the circumstances on which the plaintiff bases his claims; 5)the documents confirming observance of a pre-judicial order of settlement of dispute, if this order is established by the law or it is provided by the contract; 6) the petition of the claimant about reclamation of proofs, if proofs are at the respondent or the third party; 7) copies of the charter, the certificate or the certificate of the state registration (re-registration) (if the claim is made by the legal entity).

The judge shall make a decision to accept the statement of claim to the court proceeding within five days from the date of its receipt. By accepting the statement of claim on consideration to the court of first instance, the judge makes a decision to initiate a civil case according to the Art. 150 of CPC RK. Civil cases shall be considered and settled within two months from the final date of preparing the case for proceeding according to the p. 2 of the Art. 183 of CPC RK.

We hope that we supplied you with all necessary information. You also receive a free legal consultation at the Legal Clinic of KIMEP University.
Вопрос от: Бибисара – Нусенова Айгерим

Здравствуйте! На мое имя открыто и бездействует ИП, к которому я не имею никакого отношения. На мои письма с просьбой поднять документы и сличить подпись и передать на экспертизу, мне ответили с налоговой, что никаких документов у них не сохранилось. Даже на мою просьбу поднять мое заявление о приостановке действия ИП ответ был такой же: ничего в базе нет. Все мои письма и ответы от налоговой у меня есть. Какие должны быть мои следующие действия для закрытия ИП? Обратиться в суд? Просьба проконсультировать меня. Очень обидно и неприятно, что в нашей стране могут без твоего ведома использовать твои данные непорядочные люди. Спасибо, заранее за консультацию! Бибисара.


Ответ: Для начала - напишите по месту нахождения в налоговый орган налоговое заявление о приостановлении деятельности ИП в порядке п.3. ст. 431 и ст.74 НК РК.

Выясните в налоговой, какой указан адрес, кто и когда представлял расчет для последнего патента на текущий налоговый период.

Если в налоговой Вам отказываются выдать документы, и Вы считаете, что ИП было открыто на Ваше имя злонамеренно и незаконно, без вашего ведома, вы можете обратиться в Департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), или же Вы можете обратиться в прокуратуру.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нусенова А.
Вопрос от: Анастасия

ТОО обратилось в суд о применении процедуры реабилитации на пять лет. Судом заявление удовлетворенно в полном объеме, но еще не вступило в силу. Согласно Закону «О реабилитации и банкротстве»: с момента вынесения судом решения о применении реабилитационной процедуры наступают следующие последствия : 1) должнику запрещается совершать сделки с имуществом вне рамок обычных коммерческих операций, без согласования с временным администратором; 2) прекращается начисление неустойки (пени, штрафов) по всем видам задолженности должника, а также вознаграждения по полученным кредитам; 3) приостанавливается исполнение принятых решений судов, третейских судов, налоговых органов, а также собственников имущества должника (уполномоченных им органов), учредителей (участников) в отношении его имущества, за исключением выплат гражданам, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью без учета требований о возмещении морального вреда, срок уплаты которых наступил после применения реабилитационной процедуры; 4) уплачиваются налоги и другие обязательные платежи в бюджет, исчисленные налогоплательщиком согласно налоговой отчетности, начисленные органом налоговой службы по результатам налоговых проверок, за налоговые периоды, следующие за налоговым периодом, в котором применена реабилитационная процедура. Но в связи с ограничениями по кассе и расчетным счетам наложенными государственным учреждением «Управление государственных доходов», мы не можем исполнить свои обязательства согласно действующему законодательству и решению суда. В своем ответе на наше письмо, налоговая ссылается на Налоговый кодекс ст. 614 в которой говорится, что меры принудительного взыскания не применяются только, если решение суда о реабилитации вступило в силу и списали денежные средства со счета в счет задолженности по налоговому периоду, вошедшему в процедуру реабилитации. Тем самым нарушили права кредиторов первой и второй очереди (мы так считаем), а также в связи с тем, что наложены ограничения по счетам, мы не можем оплатить текущие налоги. Считаем, что Закон «О реабилитации» в данном случае является законом прямого действия, а Налоговый кодекс косвенным, что говорит о том, что налоговая не права… Вопрос: что главнее - Закон «О реабилитации» или Налоговый кодекс? Кто прав? И что делать?


Ответ: Здравствуйте, Анастасия. Рассмотрев ваше обращение, сообщаем следующее. Ст. 614 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» гласит, что меры принудительного взыскания не применяются в случае применения реабилитационной процедуры в отношении налогоплательщика – со дня вступления в силу решения суда о применении реабилитационной процедуры(пп.3 п.2).

Это означает, что меры принудительного взыскания, применяемые Департаментом Государственных Доходов не применяются только тогда, когда решение суда вступит в силу.

Стоит отметить, что согласно ст. 4 Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213-I «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА) соотношение юридической силы иных, кроме Конституции нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:

·Законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;

·Конституционные законы РК и указы Президента РК, имеющие силу конституционного закона;

·Кодексы РК;

·Законы РК, а также указы Президента РК, имеющие силу закона.

Ст. 6 Закона о НПА утверждает, что при наличии противоречий в нормах нормативных актов разного уровня действуют нормы акта более высокого уровня. Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» превалируют над нормами Закона Республики Казахстан от 7 марта 2014 года № 176-V «О реабилитации и банкротстве».
Вопрос от: Амирбек

Здравствуйте!

1. Какими гарантиями правовой защиты, налоговыми и иными льготами, предусмотренными законодательными актами Республики Казахстан для участников специальных экономических зон, предоставляются участникам СЭЗ?

2. Какими правами, предусмотренными законодательными актами Республики Казахстан, могут пользоваться участники СЭЗ?


Ответ: Здравствуйте, Амирбек. Сейчас на территории РК существуют следующие специальные экономические зоны (далее – СЭЗ): «Астана – новый город», «Морпорт Актау», «Парк информационных технологий», «Онтүстік», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», «Бурабай», «Павлодар», «Сарыарқа», «Хоргос – Восточные ворота» и «Химический парк Тараз». Предоставляемые льготы для участников специальных экономических зон варьируются в зависимости от принадлежности участника к той или иной СЭЗ.

Данные льготы преимущественно регулируются Законом Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 469-IV «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан», Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны, ратифицированным Законом Республики Казахстан «О ратификации Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» от 30 июня 2010 года № 312-IV, Кодексом Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (далее – НК РК), Кодексом Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан» (Таможенный кодекс) (далее – ТК РК), Таможенным кодексомТаможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17).


Наиболее общие и распространенные налоговые льготы (глава 17НК РК), предоставляемые участникам СЭЗ, включают:

- освобождение откорпоративного подоходного налога (КПН);

- освобождение отземельного налога;

- освобождение отналога на имущество;

- освобождение отналога на добавленную стоимость (НДС)при реализации на территории СЭЗ товаров, полностью потребляемых в процессе производства.


Среди наиболее общих и распространенных таможенных льгот (глава 13ТК РК), предоставляемых участникам СЭЗ, можно выделить следующие:

- освобождение от таможенных пошлин при ввозе товаров на территорию СЭЗ;

- при вывозе товаров с территории СЭЗ товары Таможенного Союза (далее – ТС), вывозимые с территории СЭЗ на остальную часть таможенной территории ТС,не облагаются таможенной пошлиной;

- при экспорте (третьим странам), товар освобождается от таможенных пошлин «реэкспорт», если иностранные товары не использованы ине переработанына территории СЭЗ.

Участники СЭЗ могут иметь и другие льготы, предусмотренные вышеупомянутыми нормативными правовыми актами.


Вопрос от: Асыл

Согласно пункту 1 статьи 156 нового ГПК РК, не может налагаться арест также на деньги, находящиеся на банковских счетах, на которые поступают суммы заработной платы. Вопрос: Может ли налагаться арест на текущий счет ТОО, который привязан к зарплатному проекту с банком и с которого начисляется заработная плата работникам компании?


Ответ: Здравствуйте, Асыл. Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем следующее. Данная норма о запрете наложения ареста на «деньги, находящиеся на банковских счетах, на которые поступают суммы заработной платы», является новой нормой Гражданского процессуального Кодекса РК от 31 октября 2015 года № 377-V (далее - ГПК РК), поэтому на данный момент нет официального толкования, применимого к ней и практика применения данной нормы пока еще не сложилась. Полагаем, что введенный запрет распространяется лишь на случаи наложения ареста непосредственно на «зарплатные карточки» физических лиц.

В Вашем же случае, наложение ареста на банковские счета юридических лиц регулируется Законом Республики Казахстан от 31 августа 1995 года № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» (далее – ЗРК о банках) и Гражданским кодексом Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-I (далее – ГК РК). В частности, в соответствии со ст. 51 ЗРК «О банках и банковской деятельности», на деньги юридического лица, находящиеся в банке, арест может быть наложен, на основании постановлений органов исполнительного производства и частных судебных исполнителей, санкционированных судом. Следовательно, арест на текущий счет ТОО может быть наложен при наличии соответствующего решения уполномоченного органа и санкции суда.


Кроме того, согласно п. 1 ст. 51 ЗРК «О банках и банковской деятельности», при наложении ареста в обеспечение исковых требований сумма денег, на которые налагаетсяарест, не должна превышать суммы иска и размера государственной пошлины и расходов, связанных с исполнением решений, приговоров, определений и постановлений суда.


Следует отметить, что наложение ареста на денежные средства не означает полное списание денежных средств и не означает то, что ТОО не сможет в дальнейшем выплачивать заработную плату работникам. В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 742 ГК РК, ТОО вправе требовать в письменном виде от банка исполнения платежных поручений по выплате заработной платы.

 

Вопрос от: Зеленский Сергей

Поставщик выиграл тендер по охране объекта по способу ценовых предложений. Теперь заказчик в связи с изменениями плана решил не заключать договор на охрану, каковы действия заказчика? Как это оформить все документально и на портале госзакупок?


Ответ: Здравствуйте, Сергей! В случае, если заказчик решил отказаться от осуществления государственных закупок, согласно п. 11 ст. 5 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках», заказчик либо организатор государственных закупок в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения обязан:

1) известить о принятом решении лиц, участвующих в проводимых государственных закупках;

2) возвратить внесенные обеспечения заявок на участие в конкурсе (аукционе).

Для того чтобы произвести отказ от государственных закупок на портале государственных закупок используется кнопка «Отказ от ЭГЗ» в разделе «Заявки на покупку». Отказ может быть произведен только тогда, когда пункт плана имеет статус «Опубликован», то есть закупка, созданная на основе заявок, находится в процессе проведения. По нажатию кнопки «Отказ от ЭГЗ» открывается страница отказа от государственных закупок. После выбора причины отказа от государственных закупок необходимо нажать кнопку «Отменить заявку». Статус заявки поменяется на «Отказ ГЗ», статус объявления останется «Опубликовано». В объявлении пункт плана, на который сделан отказ, зачеркнут, под пунктом указана причина отказа от ЭГЗ. На лот, по которому сделан отказ от ЭГЗ, поставщики не могут подать свое ценовое предложение. После окончания сроков приема заявок потенциальных поставщиков, объявление способом закупки «Запрос ценовых предложений», содержащее лот, на который выполнен отказ будет производится автоматическое вскрытие, сопоставление ценовых предложений и подведение итогов.
Вопрос от: Сергей

Здравствуйте. Наша фирма занимается производством механизмов (назовем это так), требующих сертификации. Все необходимые сертификаты получены на территории Казахстана. Для экспорта в Россию вроде нет никаких препятствий. Казахстанские сертификаты признаются, насколько мне известно, на территории России. Но наши механизмы достаточно габаритные и имеют значительный вес. Гораздо выгоднее наладить их сборку в России в регионе, где на них наибольший спрос. Это и дополнительные рабочие места и налоги. Как вы нам посоветуете юридически правильно наладить свой бизнес на территории РФ?


Ответ: Здравствуйте, Сергей. Рассмотрев Ваше обращение, сообщаем Вам о том, что данный вопрос касается законодательства Российской Федерации и не входит в программу образования, доступную для студентов Университета КИМЭП.