+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Трудовое право
Вопрос от: Рауан

Здравствуйте. Я хотела спросить по поводу налогообложения. Облагаются ли налогом подъемные от поликлиники, подъемные от акимата, и помощь за аренду жилья молодым врачам, приехавшим из других городов Казахстана? Есть ли такой закон? Если да, то какой процент?

Ответ: Здравствуйте Рауан!
Согласно п.41 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и обязательных платежах в бюджет» от 25 декабря 2017 года из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются государственная адресная социальная помощь, пособия и компенсации, выплачиваемые за счет средств бюджета, в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан. В соответствии с п.6 ст.18 Закона РК «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» от 8 июля 2005 года государство регулирует развитие сельских территорий посредством оптимального социального расселения.
Подъемные молодым специалистам, приехавшим из других городов Казахстана, предоставляется за счет государственного бюджета и не облагаются налогом.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Беделбекова Сая
Вопрос от: Гули

Здравствуйте. Я работаю медсестрой, мне дали выговор за месяц июль котором я была отпуске в этом месяце это справедливо?


Ответ: Здравствуйте, Гули!
Согласно подпункту 3) п.4 ст.65 Трудового кодекса Республики Казахстан акт работодателя о наложении на работника дисциплинарного взыскания не может быть издан в период нахождения работника в отпуске или межвахтовом отдыхе.
Следовательно, дисциплинарное взыскание в виде выговора, примененное к Вам, не правомерно.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Бибикова Карина
Вопрос от: Нурлан

Здравствуйте. Являюсь военнослужащим. Военным врачом. Увольняюсь по состоянию здоровья. Заключение Военно-врачебной комиссии - Заболевание получено при исполнении обязанностей воинской службы. В моем случае заболевание: "Цирроз печени". Это исход вирусного гепатита С, которым я заразился, исполняя обязанности службы (при перевязках, инъекциях), но акт о несчастном случае или акт о травме не составлялся. Заболевание привело к инвалидности. Имею ли я право требовать в судебном порядке от воинской части компенсации (утраченный заработок, деньги на лекарства и т.д.). Я понимаю, что право я имею, но есть ли у меня шансы выиграть дело?


Ответ: Здравствуйте, Нурлан!
В соответствии с частью 1 пункта 3 статьи 51 Закона Республики Казахстан от 16 февраля 2012 года № 561-IV «О воинской службе и статусе военнослужащих»: "Единовременная компенсация при установлении военнослужащему по контракту инвалидности в период прохождения им воинской службы или наступившей в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в результате исполнения обязанностей воинской службы, до истечения одного года со дня увольнения с воинской службы выплачивается в размерах:
1) инвалиду I группы - тридцатимесячного денежного содержания;
2) инвалиду II группы - восемнадцатимесячного денежного содержания;
3) инвалиду III группы - шестимесячного денежного содержания."
Также, в соответствии с пунктом 10 правил выплат единовременной компенсации в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения им воинской службы или военнообязанного, призванного на воинские сборы, при установлении ему инвалидности или в случае получения им увечья, связанного с исполнением обязанностей воинской службы: в случае установления военнослужащему по контракту инвалидности, наступившей в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в результате исполнения обязанностей воинской службы, до истечения одного года после увольнения с воинской службы, им представляются в ответственные структурные подразделения по месту службы или местные органы военного управления следующие документы:
1) заявление установленного образца;
2) нотариально заверенная копия справки об инвалидности территориального органа Комитета по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
3) нотариально заверенная копия заключения (постановления) военно-врачебной комиссии, подтверждающего наступление инвалидности в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в результате исполнения обязанностей воинской службы.
Таким образом в вашем случае не обязательно требовать в судебном порядке от воинской части компенсации. Вам достаточно обратиться в ответственные структурные подразделения по месту службы или местные органы военного управления и написать заявление о получении компенсации, при этом акт о несчастном случае или акт о травме не является обязательным.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Грешников Кирилл
Вопрос от: Тимур

Уважаемые юристы! Прошу помочь разобраться - что входит в понятие доходы, из которых производится удержание алиментов. Так, в законе "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" и в Кодексе "О браке и семьи" говорится о заработной плате и иных доходах. Однако, есть приказ МЮ РК от 24.12.14 года № 372 "Об утверждении перечня видов заработной платы и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей" где есть четкий перечень доходов, из которых удерживаются алименты. Вопрос: Во всех случаях остается не ясным «иной доход»? 1) Доход к удержанию алиментов ограничивается перечнем или дополнительно применяется термин «иной доход»? 2) Деньги, имущество, полученные по наследству признаются ли доходом? 3) Деньги, имущество полученные по решению суда о взыскании судебных расходов? по взысканию долга? как в случае от третьих лиц (других), так и в случае, если судебные расходы взыскиваются от Взыскателя алиментов (но по другим решениям суда)? 4) Деньги, имущество после раздела, после реализации совместно нажитого имущества? (после развода и раздела с Взыскателем алиментов). Заранее благодарю. Тимур.


Ответ: Здравствуйте, Тимур!
Согласно п.1 ст.168 Кодекса о браке (супружестве) и семье от 26 декабря 2011 года (Далее – «Кодекс о браке и семье»), взыскание алиментов в размере, установленном соглашением об уплате алиментов или решением суда, а также взыскание задолженности по алиментам производятся из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты. 
1) Согласно ст.140 Кодекса о браке и семье, перечень видов заработной платы и (или) иного дохода, которые получают родители и из которых производится удержание алиментов, утверждается Министерством юстиции Республики Казахстан. Иными словами, удержанию подлежат только те доходы, которые содержатся в перечне, утвержденном Министерством юстиции Республики Казахстан. 
2) Деньги, имущество полученные по наследству, полученные по решению суда о взыскании судебных расходов, по взысканию долга; деньги, имущество, полученные после раздела, после реализации совместно нажитого имущества, согласно перечню видов заработной платы и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей утверждённому приказом министра юстиции Республики Казахстан от 24 декабря 2014 года не подлежат удержанию. 
3) Следует отметить, что, согласно п.1 ст.168 Кодекса о браке и семье, «…При недостаточности заработка и иного дохода алименты удерживаются из находящихся на счетах в банках и иных организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, денежных средств лица, обязанного уплачивать алименты. При недостаточности этих средств взыскание обращается на любое имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по закону может быть обращено взыскание.» Иными словами, вышеназванные деньги и имущество (полученные по наследству, после раздела имущества, по решению суда и т.д.) могут быть взысканы, в случае недостаточности сумм, удерживаемых из заработной платы и иных доходов лица, обязанного уплачивать алименты.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Иминов Фарух
Вопрос от: Ермек

Возможно ли выйти на пенсию, если проработал в полиции 10 лет и ушел по собственному желанию?


Ответ: Здравствуйте, Ермек!
Согласно ст.64 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»: «1. Право на пенсионные выплаты за выслугу лет имеют военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы:
1) имеющие выслугу на воинской службе, службе в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службе не менее двадцати пяти лет и достигшие установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на службе при увольнении со службы;
2) имеющие выслугу на воинской службе, службе в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службе не менее двадцати пяти лет, уволенные по сокращению штатов или собственному желанию или состоянию здоровья;
3) имеющие общий трудовой стаж двадцать пять и более лет, из которых не менее двенадцати лет и шести месяцев составляют непрерывная воинская служба, служба в специальных государственных и правоохранительных органах, государственная фельдъегерская служба, и уволенные по достижении установленного законодательством Республики Казахстан предельного возраста состояния на воинской службе, службе в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службе либо по сокращению штатов или состоянию здоровья». 
Таким образом, ваш случай не подходит под условия, указанные выше, так как нужен стаж не менее 25-и лет либо 12 лет и 6 месяцев непрерывный службы. Вы претендуете только на пенсионные выплаты по возрасту. 

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Изимгалиева Асель
Вопрос от: Алишер

Добрый день! Согласно п.1 ст.159 Трудового кодекса РК, индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии - судами, за исключением субъектов малого предпринимательства и руководителей исполнительного органа юридического лица. Однако, в Трудовом кодексе РК не определена обязанность Работодателя по созданию согласительной комиссии. Привлечение к ответственности Работодателя за отсутствие согласительной комиссии законом не предусмотрено. В связи с чем, в большинстве организаций среднего и крупного бизнеса отсутствуют согласительные комиссии, что, соответственно, делает невозможным обращение в согласительную комиссию в рамках досудебного урегулирования индивидуального трудового спора. Между тем, бывают случаи, когда Работодатель не создает согласительную комиссию даже при наличии заявления от Работника о создании такой комиссии. Учитывая изложенное, возникает вопрос. Можно ли обращаться в суд с соответствующим иском, минуя согласительную комиссию в виду ее отcутствия в организации? Будет ли в этом случае суд рассматривать возникший трудовой спор? Заранее спасибо за ответ.

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 159 Трудового кодекса Республики Казахстан индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии - судами, за исключением субъектов малого предпринимательства и руководителей исполнительного органа юридического лица.
Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более ста человек и среднегодовым доходом не свыше 757 500 000 тенге согласно статье 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.
Следовательно, работники таких юридических лиц (или ИП) могут обращаться непосредственно в суд за разрешением трудового спора. Субъекты среднего и крупного предпринимательства при получении заявления от работника должны создать согласительную комиссию в обязательном порядке.
Обращаем Ваше внимание на то, что течение срока обращения по рассмотрению индивидуальных трудовых споров приостанавливается в случае отсутствия согласительной комиссии до ее создания согласно пункту 2 статьи 160 Трудового кодекса Республики Казахстан.
Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан осуществляют государственные инспекторы труда согласно пункту 1 статьи 191 Трудового кодекса Республики Казахстан. Они имеют право беспрепятственно посещать организации и предприятия в целях проведения проверок соблюдения трудового законодательства Республики Казахстан, запрашивать и получать от работодателей, работников (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения возложенных на них функций, а также выдавать обязательные для исполнения работодателями предписания, заключения, а также составлять протоколы и постановления об административных правонарушениях, налагать административные взыскания. 
Следовательно, в случае, если Вы работаете в субъекте малого предпринимательства, Вы имеете право подать иск в суд напрямую, минуя процедуру согласительной комиссии. В случае, если Вы работаете в субъекте среднего или крупного предпринимательства и работодатель затягивает с созданием согласительной комиссии, мы рекомендуем Вам обратиться к государственным инспекторам труда.

Вопрос от: Жанар

Добрый день! Я подала иск на восстановление на прежней работе. Судебные заседания первой, второй инстанции состоялись, вынесено решение и постановление об отказе в исполнении моих исковых требований. Однако суды первой и второй инстанции не учли тот факт, что я не ознакомившись протоколом аттестационной комиссии и представлением аттестационной комиссии указанных в этих документах принятое решение аттестационной комиссии о моем увольнении. Я с протоколом представлением аттестационной комиссии ознакомилась после увольнения, то есть во время подготовки к судебному заседанию. Я все это указала в иске написанном суду первой инстанции и апелляционной жалобе, устно на судебном заседании говорила, но суды не приняли во внимание. Однако я подала частную жалобу согласно ст. 455 по вновь открывшимся обстоятельствам, скоро состоится судебное заседание. Если суд удовлетворит мою частную жалобу, то дальнейшие мои действия какие?

Ответ: Уважаемая Жанар!
Мы предполагаем, что судебное заседание, о котором Вы говорите, является судебным заседанием по рассмотрению заявления о пересмотре решения по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Согласно ст.463 Гражданского процессуального Кодекса Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V (далее - ГПК РК), суд, рассмотрев заявление, может удовлетворить заявление или отказать в пересмотре. Таким образом, если факты, о которых Вы говорите, будут признаны вновь открывшимися обстоятельствами, то суд отменит решение суда первой инстанции и назначит новое судебное рассмотрение в этом же суде. В случае решения в Вашу пользу, суд сможет восстановить Вас на работу на основании ст.161 Трудового Кодекса Республики Казахстан № 414-V.

Вопрос от: Алмагул

Добрый день. Скажите пожалуйста, у меня маленький ребенок (дата рождения 01.02.2018), я вышла на работу 03.01.2019 года. Режим работы у меня 8 часов с 9.00 до 18.30 с перерывом на обед с 13.00 до 14.30ч. Написала работодателю заявление на кормление ребенка, мне сделали приказ на 1 час. Правильно ли поступила компания сделав мне перерыв 1 час, в аналогичных компаниях перерыв 1,5 часа. Спасибо за ответ.

Ответ: Здравствуйте, Алмагул!
Согласно пункту 3 статьи 82 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (далее - ТК РК), женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет (в Вашем случае ребенку исполнится полтора года в августе), имеют право на дополнительные перерывы для кормления ребенка не реже, чем через каждые три часа работы (не менее 30 минут за каждый перерыв). При этом, согласно пункту 4 статьи 82 ТК РК, данные перерывы присоединяются к перерыву для отдыха и приема пищи либо суммируются и предоставляются в начале или конце рабочего дня (смены).
В соответствии с вышеуказанной статьей, мы полагаем, что работодатель правомерно предоставил Вам перерыв в 1 час.
Вопрос от: Станислав

Добрый день. 1. Хотим использовать переписку в электронном виде между сотрудниками компании средствами защищенного ПО для согласования командировок, приказов и т.д. Насколько это законно и как лучше реализовать процесс? 2. Если распечатать электронное согласование, имеет ли оно юридическую силу? Заранее спасибо за помощь. 


Ответ: Здравствуйте, Станислав!
Во-первых, согласно пп.12 п.5 Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях от 31 октября 2018 года № 703 электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи. 
Пункт 43 вышеуказанных Правил гласит, что электронный документ состоит из двух частей: содержательной и реквизитной. Содержательная часть электронного документа состоит из одного или нескольких файлов в следующих форматах:
1) PDF, PDF/A-1, TIFF, JPEG, JPG- графический формат;
2) RTF, DOCX - текстовый формат; 
3) XLS, XLSX - табличный формат;
4) PPT, PPTX - презентации;
5) RAR, ZIP - архивированный формат.
Содержательная часть электронного документа имеет следующие реквизиты:
1) официальное наименование организации отправителя;
2) справочные данные об организации (юридический адрес, телефон, факс, электронный адрес организации (при наличии));
3) наименование вида документа;
4) ссылку на регистрационный номер и дату входящего документа;
5) место составления или издания документа;
6) адресат;
7) гриф утверждения документа (при наличии);
8) заголовок к тексту (при наличии);
Реквизитная часть электронного документа формируется посредством составления электронной регистрационной контрольной карточки (далее – ЭРКК), в которой используются следующие реквизиты:
1) наименование вида документа;
2) регистрационный номер документа;
3) индекс номенклатуры дел;
4) название и версия программного обеспечения, при помощи которого создан документ;
5) электронная цифровая подпись;
6) характер вопроса;
7) количество листов основного документа и приложений;
8) наименование государственного органа-адресата;
9) наименование должности адресата (при наличии);
10) фамилия адресата (при наличии);
11) фамилия исполнителя;
12) номер телефона исполнителя;
13) отметка о контроле;
14) отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
15) отметка о наличии или отсутствии подлинника бумажного документа, бумажной копии электронного документа.
Во-вторых, в соответствии с п.62 (Параграфа 1. Порядок обработки входящих документов) указанных Правил, при поступлении электронного документа службой ДОУ проводится процедура проверки подлинности электронной цифровой подписи с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи и средств криптографической защиты информации, реализующих процесс формирования и проверки электронной цифровой подписи (средства электронной цифровой подписи), а также прошедших процедуру подтверждения соответствия в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования. 
Согласно п.63 (Параграфа 1. Порядок обработки входящих документов) Правил в случае выявления несоответствия электронной цифровой подписи после проведения процедуры проверки электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи (далее - отрицательный результат проверки подлинности электронной цифровой подписи), электронный документ считается неполученным, о чем получатель электронного документа направляет уведомление-квитанцию, являющееся электронным документом с отметкой "не принято", подписанное сотрудником службы ДОУ, с указанием причины неполучения документа.
При получении подтверждения (установления) подлинности электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи после проведения процедуры проверки электронной цифровой подписи (далее - положительный результат проверки подлинности, электронной цифровой подписи), электронный документ подлежит первичной обработке.
Пункт 2 Правил гласит, что организация, ведение и совершенствование системы документационного обеспечения управления, методическое руководство и контроль за соблюдением установленного уполномоченным органом в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления (далее – уполномоченный орган) порядка работы с документами в организации осуществляются структурным подразделением, на которое возложены функции по документационному обеспечению управления (далее – служба ДОУ). 
На основании п.64 (Параграфа 1. Порядок обработки входящих документов) Правил первичная обработка электронного документа включает проверку:
1) действительности регистрационных свидетельств электронной цифровой подписи и открытого ключа электронной цифровой подписи, с использованием которого был удостоверен электронный документ;
2) всех реквизитов электронного документа;
3) полномочий статуса всех лиц, с использованием электронной цифровой подписи которых удостоверен электронный документ.
Согласно п.73 (Параграфа 2. Порядок обработки исходящих документов) Правил обработку исходящих документов осуществляет служба ДОУ.
В соответствии с п.76 Правил перед отправкой электронного документа проверяется правильность его оформления (наличие обязательных реквизитов электронного документа), в том числе проводится процедура проверки электронной цифровой подписи, проверки положительного результата электронной цифровой подписи и регистрационных свидетельств.
Во-вторых, согласно пп.16 п.5 Правил бумажная копия электронного документа – документ на бумажном носителе, полученный посредством вывода информации (данных реквизитов) из электронного подлинника, имеющий полностью воспроизводящую информацию подлинного электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью, созданной с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, и все его реквизиты или часть их и заверенная лицом, обладающим полномочиями на заверение данного документа; 
Пункт 37 Правил гласит: бумажная копия электронного документа заверяется с указанием на то, что исходным документом является электронный документ и получен положительный результат процедуры проверки электронной цифровой подписи лица, удостоверившего электронный документ. Для заверения копии электронного документа на бумажном носителе и нанесения информации о результате проверки электронной цифровой подписи используется штамп (треугольной формы) с текстом "* * * Электрондық құжаттың көшірмесі дұрыс." (определен положительный результат процедуры проверки электронной цифровой подписи) и указанием полей для количества листов и подписи заверяющего лица.
Согласно п.38 Правил бумажная копия электронного документа содержит:
1) текст документа;
2) обязательную отметку "Копия электронного документа" с отражением результатов процедуры проверки электронной цифровой подписи лица, удостоверившего электронный документ;
3) наименование информационной системы, из которой он получен;
4) дату создания бумажной копии;
5) штамп с текстом "* * * Электрондық құжаттың көшірмесі дұрыс." (определен положительный результат процедуры проверки электронной цифровой подписи), количество листов и подпись заверителя.
Таким образом, для использования электронной переписки вам необходимо соблюдать вышеназванные требования. Для использования распечатанного согласования и для того, чтобы оно имело юридическую силу вам необходимо соблюдать требования к бумажной копии электронного документа.    

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Жангали Динмухамед
Вопрос от: Замзагуль

Добрый день! За какой период делается перерасчет ИПН, если работник предоставил справку об инвалидности (для льготы по ИПН) поздно?


Ответ: Здравствуйте, Замзагуль!
Согласно пп.2 п.1 ст.346 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – НК РК), работнику возвращается сумма до 882-кратного размера месячного расчетного показателя (далее – МРП) за календарный год на основании того, что такое лицо на дату применения настоящего подпункта является: инвалидом І, II или III групп.
Сумма стандартного налогового вычета при перерасчете индивидуального подходного налога (далее – ИПН) не должна превышать 882-кратного расчета МРП. Стандартные вычеты, предусмотренные пп.2 п.1 ст.356 НК РК, предоставляется за налоговый период, по которому имеется основание для применения льготы. Согласно буквальному толкованию статьи 356 НК РК перерасчет делается за календарный год, когда предоставляется документ, подтверждающий инвалидность. Также при перерасчете ИПН стоит обратить внимание на срок исковой давности, который составляет 5 лет.

Клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Жанатов Тимур