+7 (727) 2222-101
 
Ответы на вопросы
Земельное право
Вопрос от: Тамара Даниловна

у меня вопрос. я являюсь собственником 2 литеров (домов) литер А и литер Б. расположены на 1 участке 0.0563га один дом литер 56.4 кв.м.именено целевое наз земли.под ведение бизнеса в 2010г. земля выкупленная. есть зем проект. имеется 2 кадастра.2 акта госприемки. кроме этого всего у меня большой кредит. нашелся покупатель на малый дом 55.4 кв.м. я бы хотела его продать и оплатить кредит.т к мне уже 65лет. я являюсь клиентом сусн.но банк разрешает продать но им нужен раздел зем.акта.там уходит 1 сотка земли. обратилась с письмом в департамент зем отнош. мне отказали. по идеи они должны были мне выдать акта на землю еще в 2010году. а я не зная закона не уделила внимания этому вопросу .как быть дорогие наши юристы. как я могу продать этот домик и часть земли. она же выкупленная как мне быть хожу по нотариусам и везде говорят по разному. заранее благодарю. вопрос не терпит отлагательств по времени.


Ответ: Здравствуйте, Тамара Даниловна!
В соответствии с п.1 ст.52 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II (далее- ЗК РК) - «Право собственности на здания (строения, сооружения) влечет за собой в установленном законодательством порядке право собственности на земельный участок, который занят указанными зданиями (строениями, сооружениями), кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом».
В соответствии с п.2 ст.52 ЗК РК при переходе права собственности на здания (строения, сооружения) и другое недвижимое имущество к приобретателю переходит право собственности на весь земельный участок либо его определенную часть, выделенную при отчуждении здания (строения, сооружения) в самостоятельный земельный участок. При разделе земельного участка приобретателю здания (строения, сооружения) выделяется как минимум та часть делимого земельного участка, которая занята зданием (строением, сооружением) и необходима для его эксплуатации.
  В соответствии с п.3 ст.52 ЗК РК- «Отчуждение права собственности либо права постоянного или права временного землепользования на земельный участок, который занят зданиями (строениями, сооружениями), а также предназначен для их эксплуатации, без соответствующего отчуждения указанной недвижимости, а равно отчуждение недвижимости без соответствующего отчуждения земельного участка, который занят указанной недвижимостью, не допускаются».
В соответствии с п.1 ст.383 Гражданского Кодекса РК- «Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством (императивным нормам), действующим в момент его заключения».
На основании вышеизложенного, договор об отчуждении земельного участка заключенный Вами, противоречит императивным требованиям законодательства. Вы можете признать сделку недействительной, и осуществить двустороннюю реституцию на основании п.3 ст.157-1 ГК РК. И отчудить здание с соблюдением требований законодательства.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Абай Тимур
Вопрос от: Сергей

Здравствуйте! Приобретена половина дома, дом и участок по ТП и госакту разделены - 2/5 соседа, 3/5 мои. После приобретения, соседу ограничили доступ в наш двор для парковки его автомобиля, на что он взорвался претензиями: его окно выходит на мою часть участка и он требует отгородить ему 1.5 метра участка, примыкающие к его части стены, где расположено его окно. Второе - к дому с незапамятных времен по моему участку подведена труба водоснабжения, заходит под его половину дома, а оттуда запитана наша половина. Грозит обрезать трубу под своей половиной и воспрепятствовать подключению к трубе проходящей по моему участку, т.к. якобы он протягивал эту трубу до магистрального водопровода во времена царя Гороха. Будьте добры, подскажите пожалуйста, каковы мои и его права. Он относится к категории людей не способных договариваться мирно и вообще вести переговоры нормальным тоном, поэтому хочу разузнать, что и как по закону. Буду благодарен!


Ответ: Здравствуйте, Сергей!
В соответствии с п.6 ст.53 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее – «ЗК РК»), порядок пользования земельным участком, находящимся в общей собственности (общем землепользовании), определяется договором между участниками общей собственности (общего землепользования). При недостижении соглашения между ними порядок пользования определяется судом. Соглашение участников или решение суда о порядке пользования земельным участком подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. 
Согласно пп.8) п.1 ст.65 ЗК РК, собственники земельных участков и землепользователи обязаны не нарушать прав других собственников и землепользователей. Поэтому требование об ограждении участка, примыкающего к его части стены безосновательно, и нарушает Ваше право собственности. 
Касательно труб водоснабжения, в силу пп.10) п.1 этой же статьи в обязанности собственников и землепользователей входит предоставление сервитутов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Сервитут, в соответствии с п.1 ст.67 ЗК РК, это право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования. Согласно пп.2) п.2 ст.69 ЗК РК, сервитут может устанавливаться для  прокладки и (или) эксплуатации необходимых линий электропередачи, связи, обеспечения водоснабжения, водоотвода, теплоснабжения, газоснабжения, мелиорации и других нужд частного собственника, землепользователя или недропользователя, проводящего операции по разведке или геологическому изучению, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута на соседний или иной земельный участок. То есть, если труба водоснабжения проходит через его часть участка, то сосед должен предоставить Вам частный сервитут, так как без установления сервитута невозможно обеспечение водоснабжением Вашего участка. В силу п.3 ст.69 ЗК РК,  частный сервитут на соседний или иной земельный участок устанавливается по договору с субъектами права частной собственности или землепользования на эти участки (договор об установлении частного сервитута) или, при недостижении согласия, по решению суда. Иными словами, Ваш сосед не может обрезать трубу под своей частью, это также является нарушением Ваших прав на обеспечение водоснабжением.
Таким образом, Вы можете предложить ему составить договор пользования общим участком и домом, а если Ваш сосед будет сопротивляться, Вы можете обратиться в суд и решать вопросы уже в судебном порядке.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ысқақова Динара
Вопрос от: Нуршаш

Здравствуйте. У меня такая ситуация: в 2015 году я купила земельный участок на праве аренды по генеральной доверенности, построила на нем жилой дом, после получения акта приемки был оформлен договор купли-продажи жилого дома. Теперь истец /хозяин участка/ подал в суд иск о признании сделки недействительным, мотивируя тем, что дом с зем.участком принадлежит ему. Нотариус оформил сделку на основании ген.доверенности выданный на земельный участок, жилой дом в нем не указан и не мог быть указан т.к. он продал пустой участок. Получается что нотариус не должна была совершать сделку по такой доверенности. Как мне теперь отсудить свой дом с земельным участком, как правильно и точно подать встречный иск? Спасибо заранее за ответ.

Ответ: Здравствуйте, Нуршаш!
Исходя из Вашего вопроса, мы предполагаем, что Вы приобрели земельный участок, путем оформления генеральной доверенности, вместо, надлежащего в этом случае, договора купли-продажи  земельного участка. 
Однако, генеральная доверенность не наделяет Вас правом собственности на участок, в связи с чем, собственником остался истец. 
Принимая во внимание вышеизложенное, мы полагаем, что оформление генеральной доверенности на Ваше имя, в обмен на определенную сумму денег, фактически, выполняет роль договора купли-продажи земельного участка, заключенного между Вами и истцом. 
Согласно пункту 2 статьи 160 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года, сделка, которая, в Вашем случае, была представлена возмездным получением генеральной доверенности и права аренды участка земли, совершенная с целью прикрыть другую сделку является притворной. 
Мы полагаем, что Вы можете защитить свои интересы через суд, признав, выдачу генеральной доверенности притворной сделкой, которая прикрывает сделку купли-продажи. 
При признании сделки притворной, применяются правила, относящиеся к той сделке, которую стороны действительно имели в виду, в данном случае, мы полагаем, что это сделка купли-продажи. 
Таким образом, собственником земельного участка будете признаны Вы, а у истца не будет оснований требовать данный участок с домом. 
Вопрос от: Жомарт

Здравствуйте! Я купил на аукционе госреестр кз недвижимость с земельным участком. В госакте написано право постоянного землепользование. Как мне теперь поменять госакт на частную собственность? В земельном говорят что я должен опять выкупить земельный участок. Подскажите пожалуйста порядок оформления. Спасибо заранее!


Ответ: Здравствуйте, Жомарт!
В соответствии с п.1 ст.52 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее – «ЗК РК»), право собственности на здания (строения, сооружения) влечет за собой в установленном законодательством порядке право собственности на земельный участок, который занят указанными зданиями (строениями, сооружениями). Так как недвижимость неотделима от земли, на которой она находится, то при приобретении права собственности на недвижимость необходимо приобрести право собственности на земельный участок, на котором находится данная недвижимость.
Необходимо отметить, что право постоянного землепользования Вам предоставлено быть не могло, так как в силу ст.35 ЗК РК этим правом могут обладать только государственные органы.
Для приобретения права собственности на земельный участок, в соответствии с п.2 ст.47 ЗК РК, лицо, заинтересованное в покупке земельного участка, подает заявление в местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акиму города районного значения, поселка, села, сельского округа по месту нахождения земельного участка.  В зависимости от целевого назначения данного участка будет разный порядок рассмотрения этого заявления, предусмотренный Кодексом. Другими словами, Вам необходимо подать заявление в акимат по месту нахождения земельного участка. При этом приложите государственный акт о покупке недвижимости.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ысқақова Динара
Вопрос от: Гали

Добрый день! Уважаемые юристы! Помогите, пожалуйста, разобраться. Согласно договора права земельной дол в 2000 году Отец приобрел (купил по тем временам) эти права на постоянно (сельхоз земли поливные), что оговорено в договоре. Однако спустя 20 лет приходит этот человек который уступил права земли 2000 году и просить чтобы Отец вернул, я считаю у них нет основании, тем более 20 лет прошло.

Ответ: Здравствуйте, Гали!
Мы полагаем, что Ваш отец заключил договор купли-продажи доли земельного участка. 
Статья 159 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (далее - ГК РК) перечисляет основания для признания сделки недействительной. Исходя из Вашего вопроса, неясно на каком основании продавец требует вернуть ему земельную долю. Если, согласно договору купли-продажи, доля  земельного участка принадлежит Вашему отцу, то у продавца нет оснований требовать её обратно.
Вопрос от: Адлет

Добрый день, подскажите пожалуйста у нас имеется на ТОО земельный участок пустой для строительства оздоровительного комплекса, вокруг этого участка имеется место пустующие, мы бы хотели получить право строительства на этих пустующих местах в виде автостоянки, как получить прилегающую к земельному участку территорию в собственность.


Ответ: Здравствуйте, Адлет!
В соответствии со ст.45 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее – «ЗК РК»), на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность или землепользование, уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения (в населенных пунктах совместно с органами архитектуры и градостроительства) определяет возможность использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в соответствии с землеустроительными и градостроительными регламентами. Предложения о возможности использования земельного участка предоставляются в земельную комиссию для рассмотрения и подготовки заключения в соответствии с пунктом 2 статьи 43 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ст.45 ЗК РК, на основании заключения земельной комиссии подготавливаются землеустроительный проект и проект решения местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа о предоставлении соответствующего права на земельный участок.
Таким образом, для приобретения прилегающих территорий в собственность необходимо подать заявление в отдел земельных отношений. Далее этот уполномоченный орган определяет возможность использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в соответствии с землеустроительными и градостроительными регламентами. Затем создается земельная комиссия при акимате и на основании заключения этой комиссии принимается решение о предоставлении или непредоставлении земельного участка в собственность или землепользование.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ысқақова Динара
Вопрос от: Адлет

Добрый день, подскажите пожалуйста у нас имеется на ТОО земельный участок пустой для строительства оздоровительного комплекса, вокруг этого участка имеется место пустующие, мы бы хотели получить право строительства на этих пустующих местах в виде автостоянки, как получить прилегающую к земельному участку территорию в собственность.


Ответ: Здравствуйте, Адлет!
В соответствии со ст.45 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее – «ЗК РК»), на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, в собственность или землепользование, уполномоченный орган области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения (в населенных пунктах совместно с органами архитектуры и градостроительства) определяет возможность использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в соответствии с землеустроительными и градостроительными регламентами. Предложения о возможности использования земельного участка предоставляются в земельную комиссию для рассмотрения и подготовки заключения в соответствии с пунктом 2 статьи 43 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ст.45 ЗК РК, на основании заключения земельной комиссии подготавливаются землеустроительный проект и проект решения местного исполнительного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения, акима города районного значения, поселка, села, сельского округа о предоставлении соответствующего права на земельный участок.
Таким образом, для приобретения прилегающих территорий в собственность необходимо подать заявление в отдел земельных отношений. Далее этот уполномоченный орган определяет возможность использования испрашиваемого земельного участка по заявленному целевому назначению в соответствии с землеустроительными и градостроительными регламентами. Затем создается земельная комиссия при акимате и на основании заключения этой комиссии принимается решение о предоставлении или непредоставлении земельного участка в собственность или землепользование.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ысқақова Динара
Вопрос от: Рустам

Здравствуйте. Хотели начать строительство Жилые комплексы, а Над нашим участком проходит Воздушная линия 35кВ и кабельная линия 35кВ. Вопрос: кто должен делать вынес линии ВЛ и КЛ 35кВ? и какие нормативы или кодексы есть? Спасибо.


Ответ: Здравствуйте, Рустам!
После длительного анализа Вашего вопроса мы пришли к следующим ключевым выводам, на которые мы хотим обратить Ваше внимание.  
Согласно п.2. пп.5. статьи 34-2 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II  «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», которая устанавливает права и обязанности заказчика строительства
2. Заказчик строительства обязан:
1) до начала производства строительно-монтажных работ передать подрядчику (генеральному подрядчику) утвержденную проектную (проектно-сметную) документацию;
2) обеспечить объект всеми необходимыми разрешительными документами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан;
3) обеспечить строительство объекта с сопровождением технического и авторского надзоров;
4) принимать меры к подрядчику (генеральному подрядчику) за неисполнение либо несвоевременное и некачественное исполнение указаний технического и авторского надзоров;
5) обеспечить условия работы для технического и авторского надзоров;
6) обеспечить исполнение предписаний органов государственного архитектурно-строительного контроля и надзора;
7) обеспечить допуск на объект должностных лиц органов государственного архитектурно-строительного контроля и надзора по контролю за деятельностью технического надзора;
8) в течение трех рабочих дней с даты утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию направить в Государственную корпорацию «Правительство для граждан» по месту нахождения объекта утвержденный акт приемки объекта в эксплуатацию с приложением к нему технических характеристик объекта, декларации о соответствии и заключений о качестве строительно-монтажных работ и соответствии выполненных работ утвержденному проекту;
9) осуществлять иные обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан.
Исходя из вышеизложенного, апеллируя пп.5 настоящей статьи, заказчику следует обратиться к организации, которой принадлежит ВЛ 35 кВ.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Нургалиев Жанибек
Вопрос от: Айдана

Здравствуйте. Мы как отдел земельных отношений расторгали договора аренды на зем.участки в связи с неиспользованием зем участка, и регистрировали РАСТОРЖЕНИЕ в юстиции. Затем мы подавали в суд иски чтобы отменить постановление о предоставлении. но суд просил их отозвать в связи с тем что мы сами должны отменять наши постановления. можем ли мы отменить сами постановление. и на каком основании. но в законен прописано что постановление отменяется в судебном порядке.


Ответ: Здравствуйте, Айдана!
В соответствии с пп.1) п.2 ст.16 Земельного кодекса РК (далее – «ЗК РК»), к компетенции местного исполнительного органа города республиканского значения, столицы в области регулирования земельных отношений также относится предоставление земельных участков в частную собственность и землепользование. Таким образом, акимат выносит постановление о предоставлении в землепользование земельного участка, далее отдел земельных отношений заключает договор аренды с землепользователем. 
Отдел земельных отношений не может отменять постановления, так как отменой постановлений должен заниматься орган, их вынесший, то есть акимат. 
Согласно Постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 31 мая 2000 г. N 3/2 «Об официальном толковании пункта 4 статьи 88 Конституции Республики Казахстан», В Конституционный Совет Республики Казахстан 10 мая 2000 года поступило обращение Премьер-Министра Республики Казахстан Токаева К.К. об официальном толковании пункта 4 статьи 88 Конституции Республики Казахстан.  Обращение мотивировано тем, что в судебной практике по спорам, касающимся полномочий местных исполнительных органов, складывается мнение о неправомочности акимов самостоятельно отменять свои ранее принятые акты, поскольку об этом прямо не указано в пункте 4 статьи 88 Конституции Республики Казахстан. По мнению субъекта обращения такое понимание конституционных норм ограничивает права акима на принятие решений и распоряжений по вопросам, которые урегулированы ранее принятыми актами того же уровня. В связи с этим в обращении содержится просьба при даче официального толкования пункта 4 статьи 88 Конституции Республики Казахстан предусмотреть ответ на вопрос: имеют ли акимы право самостоятельно отменять принятые ими решения и распоряжения. Конституционный Совет полагает, что отсутствие в приведенных нормах Конституции прямого указания о праве соответствующих органов и должностных лиц самим отменить изданные ими акты, не свидетельствует о неправомочности этих органов и должностных лиц на такую отмену. При этом Конституционный Совет исходит из того, что право представительных и исполнительных органов государства, а также должностных лиц, в том числе акимов, отменять, в случае необходимости, принятые ими акты вытекает из их же закрепленных в Конституции и законах полномочий по изданию соответствующих актов и является одной из форм реализации этих полномочий.
Таким образом, Конституционный Совет РК постановляет, что пункт 4 статьи 88 Конституции Республики Казахстан следует понимать так, что установленный данной нормой перечень должностных лиц и органов государства, правомочных отменять решения и распоряжения акимов, не является исчерпывающим и не исключает право акимов отменять принятые ими решения и распоряжения. То есть отмена постановлений входит в компетенцию органа, вынесшего его, коим является акимат. Соответственно, отдел земельных отношений расторгает договоры аренды, а акимат на этом основании отменяет постановления.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ысқақова Динара
Вопрос от: Нуреке

Я купил земельный участок. Согласно закона все зарегистрировал, есть гос. акт на частную собственность целевое ЛПХ, есть уведомление о гос. регистраций, есть справка об уточнений адреса. В настоящее время земельный комитет подал в суд иск что бы признать не действительным права гос. регистраций на земельный участок. обосновывая тем что первый хозяйн когда менял целевое назначения три года назад с кх на лпх написал заявление на имя районного акима а не на имя акима поселка и второй вопрос они пишут якобы есть накладка земельного участка.

Ответ: Здравствуйте, Нуреке!

 

 

Мы предполагаем, что произошла ошибка при государственной регистрации земельного участка.

 

Согласно пункту 2 статьи 32 Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» от 26 июля 2007 года № 310-III, любое лицо, интересы которого нарушаются в результате допущенных при регистрации ошибок, при отказе регистрирующего органа внести соответствующие исправления в регистрационные документы может обратиться в суд с заявлением о внесении исправлений на основании решения суда. Следовательно, если была допущена ошибка при регистрации Вашего земельного участка, то Вы можете попросить исправить данную ошибку в акимате по месту нахождения земельного участка. Однако, в случае отказа регистрирующего органа внести изменения в регистрирующий документ, Вы имеете право подать в суд на акимат по месту нахождения земельного участка.

 

Таким образом, Вы можете обратиться в акимат для исправления регистрационного документа земельного участка, а в случае отказа подать на них в суд по месту нахождения земельного участка.