+7 (727) 2222-101
Категории вопросов File engine/modules/childs.php is in the folder, which is available to write (CHMOD 777). For security purposes the connection files from these folders is impossible. Change the permissions on the folder that it had no rights to the write.
 
Ответы на вопросы
Земельное право
Вопрос от: Айман

Здравствуйте, законно ли проводят на моем земельном участке частной собственности газовую трубу без моего согласия?

Ответ: Здравствуйте. 
В соответствии с п.1 ст.67 Земельного кодекса Республики Казахстан, в случаях, установленных законодательными актами, собственник обязуется предоставить право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования. В Вашем случае, речь идет о частном сервитуте, предоставляемом в случае прокладки и (или) эксплуатации необходимых линий электропередачи, связи, обеспечения водоснабжения, водоотвода, теплоснабжения, газоснабжения, мелиорации и других нужд частного собственника, землепользователя или недропользователя, проводящего операции по разведке или геологическому изучению, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута на соседний или иной земельный участок. Данное положение закреплено в пп.2 п.2 ст.69 Земельного Кодекса.
Клиницист юридической клиники Высшей школы права КАЗГЮУ Сагындыкова Альфия
Вопрос от: Айман

Здравствуйте, законно ли проводят на моем земельном участке частной собственности газовую трубу без моего согласия?

Ответ: Здравствуйте. 
В соответствии с п.1 ст.67 Земельного кодекса Республики Казахстан, в случаях, установленных законодательными актами, собственник обязуется предоставить право ограниченного целевого пользования земельным участком, на который ему принадлежит право собственности или землепользования. В Вашем случае, речь идет о частном сервитуте, предоставляемом в случае прокладки и (или) эксплуатации необходимых линий электропередачи, связи, обеспечения водоснабжения, водоотвода, теплоснабжения, газоснабжения, мелиорации и других нужд частного собственника, землепользователя или недропользователя, проводящего операции по разведке или геологическому изучению, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута на соседний или иной земельный участок. Данное положение закреплено в пп.2 п.2 ст.69 Земельного Кодекса.
Клиницист юридической клиники Высшей школы права КАЗГЮУ Сагындыкова Альфия
Вопрос от: Анаргуль

Здравствуйте. У меня доверенность на землю, так как я купила землю по доверенности оформляли через нотариус (Гос.акт временный был на эту землю) построили дом, теперь смогу ли я оформить на своё имя документы на этот дом? У меня 3 детей, 9,4,2 -возрасте. Слышала что не оформляют таким образом если на меня записан доверенность. я мать одиночка и у меня один ребёнок инвалидность имеет. Надеюсь на ваши ответы...

Ответ: Здравствуйте!
Согласно пункту 3 статьи 163 Гражданского кодекса Республики Казахстан представитель (лицо, совершающие определенные действия от имени представляемого, то есть - Вы) не может совершать сделки от имени представляемого (лицо, от имени которого совершаются определенные действия) ни в отношении себя лично, ни в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является. Однако, данное правило не распространяется на коммерческое представительство.
Следовательно, если вы не являетесь коммерческим представителем, вы не можете совершать сделки от имени представляемого в отношении себя, то есть вы не можете оформить на своё имя документы на этот дом, от имени представляемого.
Клиницист юридической клиники Высшей школы права КАЗГЮУ Жанкелди Алинур
Вопрос от: КГУ "Неполная средняя школа №31"

Здравствуйте! У нас возникла такая ситуация: во время работ по капитальному ремонту ограждения КГУ «Неполная средняя школа № 31» возникли разногласия с владельцем соседнего земельного участка по поводу смежных границ. Нами был заключен договор с фирмой по выносу границ в натуру; в назначенный специалистом день мы пригласили всех смежных землепользователей. Представитель смежного земельного участка был не согласен с границами, ссылаясь на наличие землеустроительного проекта от мая 2019 года, который не был с нами согласован, как этого требуют "Правила выполнения землеустроительных работ по разработке землеустроительного проекта" утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 6 мая 2015 года № 379, раздел 2. Разработка землеустроительного проекта, п.16. Рассмотрение, согласование и утверждение землеустроительного проекта осуществляется в следующем порядке: п.п.2 Согласование землеустроительного проекта в государственных органах и у третьих лиц, государственных органов и собственников (землепользователей) смежных земельных участков права и законные интересы которых затронуты при проведении земельно-кадастровых и землеустроительных работ, предоставляются в виде писем (соглашений) либо подписей, заверенных печатью, на схеме проекта земельного участка, при этом заказчик или его доверенное лицо обеспечивают согласование проекта самостоятельно со всеми заинтересованными лицами.". Учитывая тот факт, что часть построек указанного смежного землепользователя расположена на школьной территории, руководствуясь статьей 167 Земельного Кодекса Республики Казахстан "Споры, вытекающие из земельных правоотношений, рассматриваются в судебном порядке." и имея на руках кадастровое дело и Акт на постоянное землепользование от 2008 года, схему расположения земельного участка от 07.12.2018г. с сайта aisgzk.kz и схемы расположения школьного земельного участка от 17.08.2019г. и от 22.08.2019г., по которым можно проследить передвижение школьного земельного участка, нами был подано исковое заявление в суд об устранении препятствий в пользовании школьным земельным участком, путём сноса строений сопредельным собственником, которые частично располагаются на территории школы. Судьёй было вынесено определение по обмеру земельных участков. Специалистами НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Филиала по Северо-Казахстанской области в присутствии собственников был произведен обмер только школьной территории. Обмер сопредельного участка не производился так как, по словам вышеуказанных специалистов, у них имеются координаты из землеустроительного проекта. На основании этого выезда в суд был предоставлен документ, свидетельствующий о том, что произведен обмер обоих участков и что накладок по базе АИС ГЗК не имеется, но имеется фактическое наложение смежного земельного участка на школьный земельный участок и несоответствие материалам земельно-кадастрового дела. Также ранее большая часть территории соседнего участка являлась собственностью школы, но в 2008 году была продана в частную собственность и выдан акт на землю от 2008г. После чего смежный собственник неоднократно менял акт на землю: в 2015 году для изменения целевого назначения. НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» на основании землеустроительного проекта выдало им новый акт на землю в 2019 году и внесло координаты в базу АИС ГЗК. Земельная инспекция провела проверку и выявила, что наложений по базе АИС ГЗК нет, однако площадь смежного участка больше, чем указанно в акте на землю. На основании результатов проверки земельной инспекции, нами было подано ходатайство о приобщении данного землеустроительного проекта к материалам судебного разбирательства. Подскажите какие действия школа может предпринять, чтобы защитить права и законные интересы государственной собственности, если школа получила акт на землю в 2008 году и по сей день никаких изменений с земельными документами не производила, а также в какие государственные структуры можно нам обратиться за защитой прав и законных интересов государственного учреждения.


Ответ: Здравствуйте!
На основании пункта 10 статьи 43 Земельного кодекса РК (далее – ЗК РК) пользование земельным участком до установления границ и выдачи правоустанавливающих документов не допускается. Несоблюдение данной нормы квалифицируется как самовольное занятие земельного участка и предусматривает ответственность по статье 136 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КОАП).
В соответствии со ст.136 КОАП, незаконное занятие или обмен государственных земельных участков либо совершение других сделок, в прямой или косвенной форме нарушающих право государственной собственности на землю, а также несвоевременный возврат временно занимаемых государственных земель влекут штраф на физических лиц в размере семидесяти пяти месячных расчетных показателей. 
Согласно п.2 ст.164-1 ЗК РК, истребование самовольно занятого земельного участка из состава земель, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется местными исполнительными органами по месту нахождения земельного участка. Незаконный владелец обязан освободить самовольно занятый земельный участок в течение тридцати календарных дней с момента применения мер взыскания, и осуществить снос строения, возведенного (возводимого) на таком участке, самостоятельно либо за свой счет. То есть земельный инспектор, выявив нарушение в виде фактического выхода за пределы площади земельного участка, должен был наложить штраф на владельца соседнего участка. Уплата им штрафа автоматически будет обозначать его согласие с правонарушением. В силу ч.3 п.2 ст.164-1 ЗК РК, споры, связанные с неисполнением незаконным владельцем обязанности по освобождению самовольно занятого земельного участка и сносу строения, возведенного (возводимого) на таком участке, разрешаются в судебном порядке. 
Вместе с тем в соответствии с пп.1) п.1 ст.5 Закона Республики Казахстан «О прокуратуре», В пределах и порядке, установленных законом, прокуратура осуществляет высший надзор за законностью:
1) деятельности государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, иных организаций независимо от формы собственности, а также принимаемых ими актов и решений. То есть, за проверкой законности деятельности местных органов, а также принимаемых ими актов можно также обратиться в прокуратуру. Но так как судебный процесс уже начался, наиболее подходящим и выигрышным органом по защите ваших нарушенных прав будет суд.
Таким образом, органами, к которым вы можете обратиться за защитой нарушенных прав, являются коммунальное государственное учреждение «управление земельной инспекции акимата Северо-Казахстанской области», районный суд и прокуратура. 
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Ысқақова Динара
Вопрос от: Темирхан

У меня участок и дом в сельской местности, там же на участке есть постройка, хочу там открыть магазинчик и пункт быстрого питания. Объясните пожалуйста каким образом это оформить. Могу ли я передать в аренду для коммерческого использования или все переоформлять под бизнесс /АПЗ, топосъемка и т/д/? опишите порядок подробнее пожалуйста, большая просьба. 

Ответ: Здравствуйте, Темирхан!
Исходя из контекста Вашего обращения, мы полагаем, что Вас интересует:
1.Какое целевое назначение земли и строения должно быть у земли и помещения для достижения Ваших целей?
2.В какой форме Вы может открыть магазин?
3.Можете ли вы передать этот участок и помещение в аренду другому лицу?
1.Исходя из Вашего обращения, а также согласно пункту 3 статьи 107 Земельного Кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года №442 (далее - Кодекс), мы полагаем, что Ваш земельный участок относится к жилищной функциональной зоне. Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 107 Кодекса, объекты торговли и общественного питания входят в коммерческую зону, что не совпадает с функциями Вашей зоны. 
Таким образом, если Вы хотите использовать земельный участок в коммерческих целях, таких как открытие магазина, то Вам требуется изменение отнесения земельного участка с жилищной функциональной зоны на коммерческую зону и коммерческое строение в соответствующих государственных органах. Как правило, подобными вопросами занимается земельный департамент акимата Вашего города.

2.Согласно пунктам 2 и 3 статьи 23 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 375-V (далее- ПК РК), Вы можете открыть указанный Вами магазин путем регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или путем создания юридического лица, от имени которого будет открыт указанный магазин.
В части открытия магазина в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 30 ПК РК, индивидуальным предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан Республики Казахстан и оралманов, направленная на получение чистого дохода. В соответствии с пунктом 2 статьи 35 ПК РК, для открытия указанного магазина в качестве индивидуального предпринимателя, Вам потребуется зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (далее - как указанно, или ИП). 
Отметим, согласно пункту 2 статьи 35 ПК РК, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя обязательна, если Ваш годовой доход от предпринимательства превышает 12-кратный минимальный размер заработной платы, установленной на соответствующий финансовый год, или если Вы используете труд наемных работников на постоянной основе. 
В случаях, если Вы не используете труд наемных работников на постоянной основе и Ваш годовой доход не превышает 12-кратный минимальный размер заработной платы, установленной на соответствующий финансовый год, то Вы вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП. В случае открытия магазина путем создания юридического лица, Вы можете создать и зарегистрировать юридическое лицо, в любой разрешенной законодательством форме. Мы полагаем, что наиболее практичной формой юридического лица для малого предпринимательства является товарищество с ограниченной ответственностью (далее - ТОО). Отметим, что Вам также потребуется зарегистрировать данное юридическое лицо. 
Таким образом, мы полагаем, что указанный Вами магазин может быть открыт Вами посредством регистрации в качестве ИП или же посредством создания и регистрации ТОО.  
Отметим, что в рамках текущих налоговых режимов, согласно статье 683 Налогового кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 121-VI "О налогах и других обязательных платежах в бюджет” (далее - НК РК), для ИП может применяться специальный налоговый режим на основе патента  или на основе упрощенной декларации. Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи НК РК, для применения специального налогового режима доход за налоговый период не должен превышать:
1.на основе патента - 3 528-кратный размер месячного расчетного показателя (9 352 728 тенге), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;
2.на основе упрощенной декларации - 24 038-кратный размер месячного расчетного показателя (63 724 738 тенге), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
Однако обращаем Ваше внимание на то, что специальный налоговый режим на основе патента вправе применять индивидуальные предприниматели, которые также соответствуют условиям статьи 685 НК РК.
В случае применения специального налогового режима на основе патента, то исчисление суммы индивидуального подоходного налога, включаемого в стоимость патента, производится путем применения ставки в размере 1% к объекту налогообложения, на основе упрощенной декларации - 3% к объекту налогообложения. Тогда как, согласно пункту 1 статьи 313 НК РК, ТОО как юридическое лицо обязано уплачивать корпоративный подоходный налог в размере 20% . 
Таким образом, мы полагаем, что, для Вас выгоднее открыть указанный магазин в качестве индивидуального предпринимателя в силу более мягких налоговых ставок.
 
3.В части возможности передачи указанного Вами земельного участка и магазина в аренду, мы полагаем, что это возможно.
В соответствии со статьей 541 Гражданского кодекса Республики Казахстан от 1 июля 1999 г. № 410-1, Вы можете передать в аренду земельный участок и магазин, расположенный на нем, как и другое Ваше имущество. Согласно Закону Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» от 26 июля 2007 года № 310-III, если аренда недвижимости, к которой относится земельный участок и постройки на нем, предполагается на срок более года, то это право необходимо регистрировать в департаментах по недвижимости Вашего города.
Принимая во внимание все указанное, мы считаем, что Вы вправе передать указанный земельный участок и магазин в аренду другому лицу.
Вопрос от: Адилжан

Добрый день! Переоборудовали комнату частного дома под магазин. Получили разрешение в архитектуре и перечертили техпаспорт на дом (комната указана как магазин). Но в земельном акте стоит ИЖС. В земельном комитете говорят, что не могут разделить земельный акт, потому что помещение примыкает к дому!


Ответ: Здравствуйте, Адилжан! Спасибо за обращение! 
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Земельного Кодекса Республики Казахстан (далее по тексту ЗК РК), земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который без изменения своего целевого назначения и без нарушения противопожарных, санитарных, экологических, строительных и иных обязательных норм и правил может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, в противном случае он является неделимым. 
Пункт 2 статьи 51 ЗК РК гласит, что делимость и неделимость земельного участка отражаются в идентификационном документе. 
Если в земельном акте указано, что земельный участок является неделимым, то Вы не сможете разделить земельный участок, предварительно не переведя его в категорию делимых. Потому что сегментация участка, который по функциональному режиму является неделимым, если не менять его целевое назначение, нарушает противопожарные, санитарные, экологические, строительные и иные обязательные нормы. 
Если же в земельном акте указано, что земельный участок является делимым, то Вы можете сделать следующее для раздела земельного участка, но при условии, что у Вас есть отдельный вход в магазин и в оставшуюся часть жилого дома. 
Сложившаяся в г. Алматы практика указывает, что, оставаясь единоличным собственником Вы не сможете разделить принадлежащий Вам дом, поэтому один из вариантов — это преобразовать ваш земельный участок, находящийся в частной собственности в общедолевую собственность. Для этого требуется отчуждение доли в пользу третьего лица. Отчуждение доли осуществляется в порядке заключения гражданско-правового договора (мена, дарение, купля-продажа). 
При этом каждая доля земли не приобретает признаков самостоятельного земельного участка, две доли земли имеют один кадастровый номер и рассчитываются как один земельный участок. Согласно ст.52 Земельного кодекса, земельный участок и дом, расположенный на нем неотделимы друг от друга, каждая доля земли в общедолевой собственности привязана к единице жилого строения, расположенного на нем.
Следующим этапом следует выделить ЗУ с магазином в отдельный объект недвижимости с присвоением кадастрового номера и адреса. 
Затем уже у отдельного ЗУ менять целевое назначение (через решение Акима) на магазин. 
Таким образом, если земельный участок является неделимым, то Вы не сможете его разделить и изменить целевое назначение. 
Если же все-таки земельный участок является делимым, то Вам необходимо осуществить отчуждение части строения с земельным участком, на котором находится магазин. После преобразования земельного участка в общедолевую собственность, выдела его в самостоятельный объект недвижимости, и изменения целевого назначения Вы сможете узаконить как магазин и оставшуюся часть дома как отдельные строения с разным целевым назначением. Следовательно, как результат, Вы получаете два самостоятельных государственных акта на отдельных ЗУ, преобразованный земельный участок и узаконенные строения на нем. 
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Мычка Кристина
Вопрос от: Наталия

Доброго времени суток! При оформлении разрешительной документации на проектирование (согласование эскизного проекта) здания для обслуживания населения в составе жилой застройки микрорайона мы столкнулись с проблемой, а именно в отказе согласования. Так как наш земельный участок соответствует площади застройки в соответствии с утвержденным генеральным планом микрорайона, нам запрещается применить выступающие части здания, такие как лоджии, расположенные на уровне выше первого этажа, С ад прилегающей муниципальной территорией. Если это замечание правомерно, то возможно ли оформление прилегающей территории, от проектируемого здания до проезда, в долгосрочную аренду с последующим выкупом? Или достаточно оформить сервитут? Спасибо.

Ответ: Здравствуйте, Наталия!
Мы не совсем поняли Ваш вопрос. Исходя из предоставленной информации, мы полагаем, что Ваш эскизный проект не соответствует генеральному плану. 
Согласно пункту 1 статьи 109 Земельного Кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II (далее - Земельный Кодекс), все земли городов, поселков, сельских населенных пунктов используются в соответствии с их генеральными планами, проектами детальной планировки и застройки (при наличии этих проектов) и проектами земельно-хозяйственного устройства территории. Следовательно, планирование и застройка земельного участка должны соответствовать генеральному плану населенных пунктов, то есть Ваш эскизный проект должен соответствовать утвержденному генеральному плану.
Мы полагаем, что если указанная Вами земля от проектируемого здания по проезда является землей общего пользования, то такие земли могут предоставляться в частную собственность только после исключения их из состава земель общего пользования согласно пункту 2 статьи 109 Земельного Кодекса. Исключением их из состава земель общего пользования осуществляют местные исполнительные органы (акиматы). Таким образом, мы полагаем, что если данная земля является землей общего пользования, то переход данной территории в Вашу собственность возможен лишь после исключения ее из состава земель общего пользования. Однако, обращаем Ваше внимание на то, что такие принимаемые местными исполнительными органами решения об исключении не должны противоречить другим правовым актам.
Касательно сервитутов, обращаем Ваше внимание на то, что сервитуты предоставляют право ограниченного целевого пользования земельным участком и данное право ограниченного целевого пользования земельным участком не предполагает переход права собственности на данный участок.
Таким образом, если Вам необходим данный участок от здания до проезда на праве собственности, а данный участок входит в состав земель общего пользования, то Вы можете обратиться к местному исполнительному органу (акимату) с просьбой об исключении его из земель общего пользования, если это не противоречит другим правовым актам.
Вопрос от: Тамара

Здравствуйте! Пожалуйста, подскажите, как быть в следующей ситуации. Участок принадлежит на праве частной собственности, последний Акт от 2007г. координирован, забор между соседями не сдвигался никогда с 60-х годов. Соседи продали свой дом с участком, новый сосед грозит судом, уверяя, что мы забрали часть его участка. Вызывает топографа, который при замерах действительно вбивает колышки на нашем участке, примерно полтора метра от забора по всему периметру.


Ответ: Здравствуйте Тамара! 
Исходя из фабулы Вашего дела, мы можем порекомендовать Вам следующее:
Вам стоит обратиться в местный исполнительный орган с целью установления границ Вашего земельного участка. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 150 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее - ЗК РК): Землеустройство проводится по решению местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения либо по ходатайству заинтересованных собственников земельных участков и землепользователей. 
Землеустройство, проводимое по инициативе заинтересованных собственников земельных участков или землепользователей, осуществляется на основании их заявок, подаваемых в соответствующий местный исполнительный орган.
При этом, согласно части 2 пункта 1 статьи 149 ЗК РК, который гласит, что Установленные в результате проведения работ по землеустройству целевое назначение, режим использования земель и их охраны, ограничения и обременения, границы земельных участков, данные о качестве и количестве земель и другие данные...
Исходя из указанных выше норм становится ясно, что для определения границ земельных участков, необходимо провести процесс землеустройства, который осуществляется исключительно местным исполнительным органом (далее - МИО).
В соответствии с Вашим вопросом, можно предположить, что Ваш сосед обратился не в МИО, а к топографу, который не имеет полномочий на выполнение действий по определению границ земельного участка.
Таким образом, Вам стоит обратиться в МИО с заявлением о проведении землеустройства, в результате которого будут определены истинные границы Вашего участка. В случае если  в результате землеустройства заявление соседа о том, что Вы забрали часть его участка подтвердится, то Вам придется данную часть уступить. Однако, из Вашего вопроса становится ясно что у вас имеется Акт от 2007 года, в котором вероятнее всего имеются границы Вашего участка, и в связи с тем, что в 2007г. Вам не пришлось ничего менять, можно предположить, что с Вашим участком все в порядке. Также стоит отметить, что в случае обращения в МИО с заявлением о проведении землеустройства, на основании пункта 3 статьи 163 ЗК РК Вам необходимо будет оплатить данную услугу за свой счет.
С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г. Басина Высшей школы права «Әдiлет» при Каспийском университете Грешников Кирилл
Вопрос от: Перуза

Добрый день! Газовики Казтрансгазаймақ не подключают мой дом к газовой линий без разрешения соседа, сосед не даёт согласие. Куда мне обращаться, что делать? Газовая труба идёт на моём участке без моего согласия. Вопрос: что делать в таком случае?

Ответ: Здравствуйте!
Согласно пп.2 п.2 ст.69 Земельного кодекса Республики Казахстан, частный собственник, землепользователь имеет право на установление частного сервитута (право ограниченного пользования соседним участком) для обеспечения прокладки и (или) эксплуатации необходимых линий электропередачи, связи, обеспечения водоснабжения, водоотвода, теплоснабжения, газоснабжения, мелиорации и других нужд собственника. Следовательно, вы имеете право на проведения газовой трубы через соседний участок. 
На основании п.3 ст.69 Земельного кодекса РК, вы можете предложить соседу заключить договор об установлении частного сервитута, либо обратиться с иском в суд с требованием о понуждении заключить данный договор. В случае удовлетворения вашего иска, вы будете наделены правом ограниченного пользования участком вашего соседа и можете провести газовую трубу для подключения к газовой линии без его согласия.
Клиницист юридической клиники Высшей школы права КАЗГЮУ Давронбекова Нафосатхон
Вопрос от: Алла

Здравствуйте! Мы живем на проезжей центральной улице. Подскажите, пожалуйста, можно ли рабочим из акимата по земельному участку ставить возле нашего дома столб? Если можно, то в скольких метрах от нашего дома?

Ответ: Здравствуйте, Алла!
Ваша ситуация очень актуальна. Хотелось бы отметить то, что установление акиматом столба возле вашего дома не на вашем участке является правомерным действием, если соответствует целевому назначению земельного участка, находящегося в государственной собственности.
Если же столб размещен на Вашем земельном участке, то правомерность его размещения зависит от того, в каких целях он там размещен.
Так, в соответствие с п.4. ст.69 Земельного кодекса РК государство может установить публичный сервитут (то есть ограниченно пользоваться земельным участком), если это необходимо для обеспечения интересов государства без изъятия земельных участков на основании решений местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов в пределах их компетенции по предоставлению земельных участков.
Что касается Вашего второго вопроса, то в соответствии с Приказом Министра энергетики Республики Казахстан «Об утверждении Правил установления охранных зон объектов электрических сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» от 28.09.2017 года №330, а именно п.1 Приложения 1 к этому Приказу:
Минимальные допустимые расстояния от электрических сетей до ближайших жилых, производственных и непроизводственных зданий и сооружений:
1) 2 м для ВЛ 1-20 кВ;
2) 4 м для ВЛ 35-110 кВ;
3) 6 м для ВЛ 150-220 кВ.
Согласно п.3 Приложения 1 данного Приказа, минимально допустимое расстояние до ближайших выступающих частей жилых и общественных зданий, производственных зданий и сооружений (кроме электрических станций и подстанций) составляет:
1) 20 м для ВЛ 330 кВ;
2) 30 м для ВЛ 500 кВ.
Также, допускается для воздушных линий электропередачи до 20 кВ принимать расстояние от крайних проводов до границ приусадебных земельных участков, индивидуальных домов и коллективных садовых участков не менее 20 м.
Прохождение воздушных линий электропередачи над зданиями и сооружениями не допускается.

Клиницисты юридической клиники Высшей школы права КАЗГЮУ Маратова Алия, Тулебаева Амина