Категории вопросов
|
Ответы на вопросы
Административное право
Вопрос от: Жаннур
Здравствуйте! Какая ответственность у ИП за выписывание счетов-фактур за не оказанную услугу, и какая ответственность у ТОО за принятие таких счетов-фактур (СФ)? Варьируется ли степень ответственности от суммы СФ (общая сумма 8 млн тенге за 2017 и 2019 года)? Есть ли срок исковой давности по таким СФ? Какие действия у ТОО при обнаружении таких СФ? Можно ли закрыть вопрос убиранием из расходов этих СФ, доначислением и оплатой налогов за прошлые периоды? Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующий вопрос: Какая ответственность у ИП за выписывание счетов-фактур за не оказанную услугу, и какая ответственность у ТОО за принятие таких счетов-фактур (СФ)? Во-первых, выписка счет-фактуры за не оказанную услугу называется фиктивным счетом-фактурой. Подобные действия могут повлечь за собой административную или уголовную ответственность, в зависимости от суммы ущерба. Согласно статье 279 Кодекса об административных правонарушениях РК, выписка налогоплательщиком фиктивного счета-фактуры - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства (к которым относится ИП) в размере ста процентов от суммы налога на добавленную стоимость, включенной в счет-фактуру. Уголовная ответственность наступает, когда предприниматель выписывает счет-фактуру без фактического выполнения работ, для получения выгоды, которое причинило крупный ущерб гражданину, государству или организации. В соответствии со статьей 216 Уголовного Кодекса РК, подобные действия наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Однако, в данном случае, ИП может понести только административную ответственность в связи с отсутствием крупного ущерба, нанесенного государству. ТОО будет нести ту же ответственность за принятие фиктивных счетов-фактур, если, приняв данные СФ, оно действовало в соучастии в ИП. Варьируется ли степень ответственности от суммы СФ (общая сумма 8 млн тенге за 2017 и 2019 года)? Как было указано выше, выписка фиктивных счетов-фактур могут повлечь за собой административную или уголовную ответственность, в зависимости от суммы ущерба, так что степень ответственности будет меняться в зависимости от суммы СФ. Есть ли срок исковой давности по таким СФ? В соответствии со Налоговым Кодексом РК, начисления или пересмотра исчисленной суммы налогов и платежей в бюджет по действию по выписке счета-фактуры, совершенному с субъектом частного предпринимательства без фактического выполнения работ, оказания услуг, производится налоговым органом по налоговому обязательству и (или) требованию на основании вступивших в законную силу решения, приговора, постановления суда в пределах общего срока исковой давности, который составляет три года. Однако, следует иметь ввиду, что при постановлении обвинительного приговора, постановления о прекращении производства по делу по нереабилитирующему основанию пост.216УК, сделка, подтвержденная фиктивным счетом-фактурой, в соответствии со статьей 158 ГК, является ничтожной, в таком случае – срок исковой давности не распространяется на предъявление налоговыми органами исков об оспаривании сделок, подтвержденных фиктивными счетами-фактурами, поскольку они признаются ничтожными априори. Какие действия у ТОО, при обнаружении таких СФ? При обнаружении фиктивных счет-фактур ТОО, для избежания негативных последствий он должен принять необходимые меры. К ним можно отнести: прекращение выплат по фиктивным СФ во избежание финансовых убытков; проверка контрагентов юридического лица, чьи счета-фактуры подверглись сомнению, для уточнения ситуации и получения подтверждения; сообщение в соответствующие органы – налоговые или правоохранительные, в случае обнаружения подобных СФ для защиты интересов ТОО; соблюдение всех норм законодательств для недопущения возможного отрицательного исхода. Можно ли закрыть вопрос убиранием из расходов этих СФ, доначислением и оплатой налогов за прошлые периоды? Убирание из расходов этих СФ, а также доначисление и оплата налогов за прошлые периоды для избежания ответственности – не лучший вариант. Поскольку самостоятельная подача дополнительных налоговых деклараций до обнаружения факта выписки фиктивных счет-фактур налоговыми органам не освободит налогоплательщика от ответственности, предусмотренной в ст.280 КоАП РК. Следует участь, что это может повлиять на применение срока исковой давности. Налоговые органы вправе выставить налоговое уведомление в рамках камерального контроля на поданные дополнительные декларации формы 300 и считать срок исковой давности с момента подачи дополнительной декларации. В случае налоговой проверки или при получении уведомления в рамках камерального контроля налогоплательщику рекомендуется давать пояснение о применении трехлетнего срока исковой давности, согласно ст.48 Налогового Кодекса РК, без подачи дополнительных налоговых деклараций. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әділет» при Каспийском университете Жолдасбек Диана
Вопрос от: Алена
Добрый день! У нас третий год идет "война" с соседями, живущими этажом ниже. Чуть более двух лет назад в эту квартиру заехали цыгане (мать-инвалид по слуху и ее сын - около 30 лет). С этих пор у нас редкий случай когда после работы вечером бывает тихо. Мы с мужем живем вдвоем в квартире и гостей у нас практически не бывает, поэтому у нас дома всегда тишина. Днем мы на работе и не слышим тот ор который идет из квартиры соседей (об этом нам рассказывают соседи которые живут над нами и слышат все это безобразие каждый день), но они и не успокаиваются и в ночное время. Неоднократно с ними разговаривали, и участковый дважды делал им предупреждение и вызывали наряд полиции, все бесполезно. Они купили квартиру и являются ее владельцами. Другим соседям они тоже мешают, но те по каким то причинам особо не освещают и не поднимают эту проблему. Каждый раз когда мы пытались поговорить с шумными соседями они объясняли, что женщина инвалид по слуху и поэтому громко говорит, хотя у нее есть слуховой аппарат и когда ей нужно она говорит абсолютно спокойно и достаточно тихо. Третий год мы практически не спим нормально по ночам, поскольку после 12 ночи начинаются то разборки, то гости к ним вдруг приехали, то еще что-нибудь, в общем громкие разговоры и крики. Из-за того что мы нормально не высыпаемся с мужем, у нас появились проблемы со здоровьем. Вопрос заключается в том, как мы можем кроме как бесед участкового и вызова наряда полиции повлиять на этих соседей. Можем ли мы подать на них в суд за причинение морального ущерба или что-то подобное или добиться чтобы они съехали с этой квартиры. Кстати они пытаются уже год продать эту квартиру безуспешно. Ответ: Согласно статье 437 Кодекса РК об административных правонарушениях, нарушение тишины с 22 до 9 часов утра, препятствующее нормальному отдыху и спокойствию физических лиц, влечет штраф на физических лиц в размере пяти МРП. То же действие, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф на физических лиц в размере десяти МРП.
За указанное нарушение установлено безальтернативное административное взыскание в виде штрафа. Продолжение противоправного поведения, согласно статье 57 КоАП РК, также исключает применение в отношении этих же лиц административного взыскания в виде предупреждения.
Таким образом, действия или же реакция полиции и участкового на данное правонарушение являются неправомерными. Вы имеете право жаловаться на действия (бездействия) данных сотрудников.
Для привлечения «шумных» соседей к ответственности нужны доказательства. В качестве таковых могут служить видео-, аудиозаписи, отчет об измерении шума от аккредитованной организации с экспертным заключением о превышении гигиенического норматива и т.п. Согласно Приказу Министра здравоохранения РК от 16 февраля 2022 г. № ҚР ДСМ-15 «Об утверждении Гигиенических нормативов к физическим факторам, оказывающим воздействие на человека», уровень шума не должен превышать в жилых помещениях – 55 дБА днем и 45 дБА ночью, в жилых комнатах общежитий – 60 дБА днем и 50 дБА ночью.
Помимо привлечения нарушителей к административной ответственности, Вы имеете право требовать возмещения морального вреда с нарушителей тишины в судебном порядке. Кроме статьи 951 Гражданского кодекса РК (Особенная часть) и ряда других его положений, основанием для обращения в суд может служить пункт 2 ст. 34 Закона РК «О жилищных отношениях», согласно которому собственник квартиры несет обязанность, в том числе по соблюдению тишины в ночное время.
При обращении в суд с таким требованием, помимо доказательств противоправного поведения соседей, нужно также доказать факт ухудшения здоровья в результате нарушения тишины.
В отношении требования съехать с этой квартиры отмечаем, что согласно пункту 2 ст. 249 Гражданского кодекса РК (Общая часть), принудительное отчуждение у собственника имущества не допускается, кроме исключительных случаев, установленных данным пунктом.
Таким образом, добиться принудительного отчуждения квартиры соседей не представляется возможным.
Вопрос от: Айсулу
Добрый день Подскажите как быть, я подала заявление 05.10.2023г на прекращение деятельности ИП с неверным указанием статьи вместо 67. Указала 66 Могу ли я подать заново верное заявление? Ответ: Статьей 64 Административного процедурно-процессуального кодекса РК регулируются вопросы отзыва обращений.
Так, согласно пункту 9 данной статьи, заявитель до принятия решения по административному делу может отозвать обращение на основании своего письменного заявления. Отзыв обращения заявителем не лишает его права на подачу повторного обращения при условии соблюдения сроков, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.
В этой связи рекомендуем Вам исправить допущенную неточность отзывом прежнего обращения и подачей нового.
Вопрос от: Рустем
Имеют ли право несовершеннолетние дети находится в парке после 22:00? Ответ: Здравствуйте, Рустем!
Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующий вопрос: Имеют ли право несовершеннолетние находится в парке после 22:00? Согласно п.5 ст.36 Закона Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-II «О правах ребенка в Республике Казахстан», запрещается нахождение ребенка без сопровождения законных представителей вне жилища с 23 до 6 часов утра. Согласно п.2 ст.442 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (Далее - «Кодекс»), нахождение несовершеннолетних без сопровождения законных представителей вне жилища с 23 до 6 часов утра влечет предупреждение на законных представителей.
Согласно п.3 ст.442 Кодекса, действия, предусмотренные п.2 ст.422 статьи Кодекса, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания влекут штраф на законных представителей в размере семи месячных расчетных показателей. Следовательно, мы полагаем, что несовершеннолетним разрешается посещать парки с 22 часов до 23 без сопровождения законных представителей, после 23 часов несовершеннолетним разрешается посещать парки толькос сопровождением законных представителей.
Вопрос от: Azhar
Добрый вечер! Очень нужна Ваша помощь. В 2017 году открыли ИП в упрощенном порядке через ЕГОВ, но налоговые отчеты ни разу не сдавали, действительно не знали что надо сдавать. И вот в сентябре 2022 года, узнали что находимся в списке "бездействующих". В конце сентября сдаем все отчеты, в том числе ликвидационный, и закрываем ИП. Объяснительную сдаем через Е-отинищ, на что получаем ответ о прекращении административного производства датируемый 27 сентябрем. В поисковике ИП прекратил свою деятельность с 08.10. 2022г. И П было на имя мужа. Муж теперь поступает на государственную службу. В декабре 2022 года сдал все документы, в том числе анкету для спецпроверки КНБ, где указал что в течении года не привлекался к адм. ответственности. А местное ДГД вынесло решение об административном правонарушении по ст 272 ч 1 КоАП, предупреждение от 09.01.2023 года. Является ли это «в течение года перед поступлением на правоохранительную службу налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение»? И можно ли отменить решение за истечением срока давности, ведь все ип ликвидировано в октябре, а решение вынесено ДГД в январе нового года?
Исходя из предоставленной Вами информации, мы выделили следующие вопросы: 1. Правомерно ли наказание в административном порядке за непредоставление налоговой отчетности? 2. Можно ли обжаловать постановление об административном правонарушении? 1. Правомерно ли наказание в административном порядке за непредоставление налоговой отчетности? Согласно п.2 ст. 62 Административного кодекса от 5 июля 2014 года № 235-V, физическое лицо не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение правонарушения в области налогообложения по истечении пяти лет со дня его совершения. Таким образом, из положений названной статьи можно сделать вывод о том, что административное взыскание наложено правомерно, так как за отсутствие представления налоговой отчетности предусмотрена ответственность и срок давности по данному правонарушению составляет 5 лет. Следовательно, так как налоговые отчетности Вами не были сданы по 2022 год, а Департамент Государственных Доходов выявил нарушение в 2023 года, ему удалось соблюсти 5 летний срок исковой давности, а административное взыскание является законным и обоснованным. 2. Можно ли обжаловать постановление об административном правонарушении? Согласно п.2 ст.168 Кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан», обжалование постановления о наложении административного взыскания происходит в течении двух месяцев со дня вынесения такого постановления. Предупреждение Департаментом Государственных Доходов было вынесено 9 января 2023 года, обжаловать его было возможно до 9 марта 2023 года. Следовательно, сроки обжалования Вами были пропущены.
Вопрос от: Сауле
Здравствуйте! В 2016 году по административному штрафу возбуждено исполнительное производство, в реестре числюсь как должник. если возможность прекратить по сроку давности? в реестре указано, что возвращен без исполнения, но чси говорит что нужно оплачивать, только после этого снимет аресты. Какие мои действия? спасибо Ответ: Согласно подпункту 2) п.6 ст.48 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», меры принудительного исполнения подлежат отмене в случае истечения срока предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению, предусмотренного статьей 11 настоящего Закона.
В свою очередь, подпунктом 6) п. 1 ст. 11 названного Закона установлено, что предписания о необходимости уплаты штрафа, выданные органом (должностным лицом), уполномоченным налагать административные взыскания, могут быть предъявлены к принудительному исполнению в течение одного года.
Таким образом, поскольку срок давности принудительного исполнения предписания о необходимости уплаты штрафа истекли, меры принудительного исполнения должны быть отменены, а исполнительное производство ввиду невозможности исполнения исполнительного документа по истечению его сроков давности должно быть прекращено.
Вопрос от: Вячеслав
Здравствуйте! Я занимаюсь торговлей на рынке Жибек Жолы в Алматы! Сегодня ко мне подошли сотрудники полиции и составили протокол об адм нарушении по статье 505 ч 1 сделав предупреждение. В следующий раз сказали будет штраф. Я с ним был несогласен и так и подписал его. Хотел бы узнать ... Могу ли я обжаловать этот протокол в суде. Ответ:
Согласно пункту 7 ст. 803 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан, физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания, которые прилагаются к протоколу. В случае отказа этих лиц от подписания протокола об административном правонарушении в нем производится соответствующая запись. Факт подписания протокола лицом, в отношении которого возбуждено дело, свидетельствует об ознакомлении данного лица с протоколом и не является признанием его вины в совершении административного правонарушения.
Согласно пункту 1 ст. 827 КоАП, лицо, чьи права и свободы непосредственно затрагиваются действием (бездействием) и (или) решением органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, вправе обратиться с жалобой в вышестоящий орган (должностному лицу) и (или) в суд на нарушение закона по составлению протокола об административном правонарушении, применению мер обеспечения производства по делу, назначению и порядку производства экспертизы, на иные действия (бездействие) и принятие решений, за исключением принимаемых решений по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении и по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении. Предварительное обращение в вышестоящий орган (должностному лицу) не является обязательным условием для предъявления жалобы в суд и ее принятия судом к рассмотрению и разрешению по существу.
В соответствии вышеуказанным, подписание протокола не означает, что Вы признали вину в совершении административного правонарушения. Это лишь свидетельствует об ознакомлении Вами с протоколом. Вы вправе обратиться с жалобой в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд на нарушение закона при составлении протокола об административном правонарушении.
Вопрос от: Асель
Добрый день! Подскажите пожалуйста протокол согласительной комиссии является ли административным актом? Можно ли протокол согласительной комиссии антимонопольного органа обжаловать в суде согласно АППК? Заранее благодарю! Ответ: Здравствуйте, Асель!
Исходя из предоставленной Вами информации, мы выделили следующие вопросы:
1. Является ли протокол согласительной комиссии Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан административным актом?
2. Можно ли обжаловать протокол согласительной комиссии Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан?
1. Является ли протокол согласительной комиссии Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан административным актом?
Согласно пп.4 п.1 ст.4 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан № 350-VI от 29 июня 2020 года (далее - «АППК РК»), административным актом является решение, принимаемое административным органом или должностным лицом в публично-правовых отношениях, реализующее установленные законами Республики Казахстан права и обязанности определенного лица или индивидуально определенного круга лиц. Правоприменительная практика показывает, что путем издания административного акта, как правило, административный орган требует, разрешает либо запрещает определённому лицу совершать какое-либо действие.
Согласно п.1 гл.1 и пп.1 п.14 гл.2 Указа Президента Республики Казахстан «О некоторых вопросах Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан» № 428 от 5 октября 2020 года, Агентство по защите и развитию конкуренции (далее - «Агентство») является государственным органом и имеет право принимать обязательные для исполнения нормативные правовые акты в пределах своей компетенции. То есть, решения, принятые Агентством, являются административным актом.
Однако, согласно гл.1 п.2 и гл.4 п.11 Положения и регламента согласительной комиссии, утвержденных Приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан № 125/НҚ от 4 мая 2022 года (далее - «Приказ»), согласительная комиссия является консультативно-совещательным органом и ее решение носит рекомендательный характер. Важно отметить, что решения согласительной комиссии Агентства не являются административными актами, так как не соответствуют основным критериям, предъявляемым к административным актам.
2. Можно ли обжаловать протокол согласительной комиссии Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан?
Согласно п.18-20 Приказа, в случае несогласия с замечаниями и рекомендациями согласительной комиссии, должностное лицо, проводящее расследование, формирует мотивированное заключение, которое подлежит рассмотрению согласительной комиссией. Под должностным лицом в соответствии с пп.23 п.1 ст.4 АППК РК следует понимать лицо, которое в соответствии с законами Республики Казахстан наделено полномочиями по принятию административного акта, совершению административного действия (бездействия). Решение комиссии по результатам рассмотрения мотивированного заключения оформляется протоколом и доводится до сведения должностного лица. Решение согласительной комиссии по результатам рассмотрения мотивированного заключения носит рекомендательный характер.
В соответствии с п.21 Приказа, окончательное решение по итогам расследования принимается должностным лицом (лицами) самостоятельно. То есть, протокол согласительной комиссии не является окончательным решением расследования и поэтому участник административной процедуры не может обжаловать заключение согласительной комиссии.
Таким образом, мы полагаем, что протокол согласительной комиссии Агентства не может быть обжалован в суде в порядке, предусмотренным АППК РК, так как он не является окончательным решением расследования и не является административным актом. Однако, окончательное решение расследования, принимаемое должностным лицом Агентства будет являться административным актом и в случае несогласия с решением, Вы имеете право обжаловать его в судебном порядке согласно АППК РК.
Вопрос от: Серикболсын
Здравствуйте! Можно ли привлечь Индивидуального предпринимателя к административной ответственности после прекращения деятельности ИП за несоблюдение требований санитарных правил, НПА? Срок давности привлечения к административной ответственности не истек. Ответ: Здравствуйте,
Серикболсын.
Рассмотрев Ваше обращение, мы выделили следующие вопросы: 1.Можно ли привлечь индивидуального предпринимателя к административной ответственности после его закрытия? 2.Каков порядок привлечения к ответственности?
1.Можно ли привлечь индивидуального предпринимателя к административной ответственности после его закрытия? Мы полагаем, что физическое лицо после прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (далее - «ИП») может быть привлечено к административной ответственности в пределах сроков исковой давности, установленных ст.62 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан № 235-V от 5 июля 2014 года (далее - «КоАП»). Согласно ст.802 КоАП, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.741 КоАП. Таким образом, мы полагаем, что ИП, прекратившее деятельность, может быть привлечено к административной ответственности при наличии административного правонарушения в пределах исковой давности. 2.Каков порядок привлечения к административной ответственности? Для подачи жалобы на ИП за несоблюдение требований санитарных правил, мы рекомендуем Вам обратиться с жалобой в Департамент санитарно-эпидемиологического контроля Министерства Здравоохранения Республики Казахстан по вашему городу (далее - «Департамент»). Контакты Департамента Алматинской области +7(7172)74-18-21, а также электронный адрес almobldkgsen@dsm.gov.kz. Таким образом, для привлечения к административной ответственности ИП, Вам следует обратиться в Департамент санитарно-эпидемиологического контроля вашего города.
Вопрос от: Елена
Здравствуйте! у меня несколько вопросов касательно банковской деятельности: 1. При наступлении просрочки (3-4 дня), сотрудник банка, видимо отдел взыскания, звонил клиенту и угрожал, настойчиво, что если просрочка не будет закрыта в течении 4х часов, то банк подает клиента в черный список всех банков и клиент не сможет пользоваться банковскими услугами (кредиты, счета, карточки и тд.) в течении 10 лет. На вопрос согласно какого пункта договора или законодательства банк может применять такие меры при просрочке в несколько дней- сотрудник сказал перечитайте договор свой. Ни пункта договора, ни тем более номера какого-то вну треннего распоряжения сказать не смог, но настаивал на том, что меры будут применены и у клиента есть всего 4 часа, чтобы этого избежать. Когда попытались уточнить откуда такие меры, то сотрудник сказал, что получил их от руководства в устной форме. На основании такого общения сотрудника банка было составлено обращение в банк. В течении недели банк игнорировал обращения и они не были зарегистрированы и только спустя неделю банк признал нарушения со стороны сотрудника. Скажите, пожалуйста, попадают ли действия сотрудника банка под статью "угроза"? Клиент не ярый должник, который скрывается от банка или прочее, но действия банка в отношении клиента считаю не могут быть решены на уровне простых извинений. 2. Может ли банк на свое усмотрение в день просроченного платежа звонить родственникам на номера, которые не были указаны при заключении договора с банком. В банке есть отдел, который ищет номера друзей, родственников, домашний номер и так далее... В случае, если клиент в день просрочки не поднял трубку (с неизвестного частного номера), начинают искать и звонить контактам, которые нашли в каких-то базах. Но мало того, что они звонят в поисках клиента, так они еще и разглашают тайну о суммах займа, ежемесячного платежа и предлагают родственникам оплатить за клиента долг. Опять же, найдя номер телефона, тот же городской (домашний) они уточнили у ответившего кем приходится он клиенту банка. Человек ответил, что мамой и далее следует предоставление информации. Но ведь сотрудник банка не может знать кто на самом деле отвечает с другой стороны телефона. Да и по сотовому связались с сестрой клиента, сообщили суммы займа и предложили их оплатить (сестра не знала о кредите вообще). Сотрудник банка так же не может гарантировать, что человек, поднявший трубку является сестрой клиента. Все на доверии к словам. Вопрос: законны ли действия банка, если в законодательстве указано, что банковская тайна может быть разглашена только тому кругу третьих лиц, которые предоставил клиент. На основании утверждения сотрудников банка близкие родственники не являются для банка третьими лицами, но ведь это не так? Клиент совершеннолетний, дееспособный человек и любое лицо, кроме самого клиента- для банка трете лицо. Заранее благодарю за ответ Ответ: Согласно пункту 4 ст.50 Закона РК «О банках и банковской деятельности», банковская тайна может быть раскрыта только клиенту, любому третьему лицу на основании согласия владельца счета (имущества), данного в письменной форме либо посредством идентификационного средства владельца счета, кредитному бюро и т.д. по основаниям и в пределах, предусмотренных законодательством.
Пунктом 1 ст.36 Закона РК «О банках и банковской деятельности» предусмотрено, что при наличии просрочки исполнения обязательства по договору банковского займа, но не позднее двадцати календарных дней с даты ее наступления банк обязан уведомить заемщика способом и в сроки, предусмотренные в договоре банковского займа, о:
1) возникновении просрочки по исполнению обязательства по договору банковского займа и необходимости внесения платежей по договору банковского займа с указанием размера просроченной задолженности на дату, указанную в уведомлении;
1-1) праве заемщика - физического лица по договору банковского займа обратиться в банк;
2) последствиях невыполнения заемщиком своих обязательств по договору банковского займа.
Банк вправе привлечь коллекторское агентство для уведомления заемщика.
Таким образом, из приведенных положений законодательства следует, что в отсутствие письменного согласия клиента на разглашение информации о банковском займе любым третьим лицам, в Вашем случае – родственникам, звонки, а также разглашение любой личной информации об обязательстве перед банком расцениваются как неправомерные действия.
За такого рода правонарушения предусмотрена ответственность: статьей 185 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», статьей 223 Уголовного кодекса РК.
При этом Вы вправе обратиться с жалобой в Национальный Банк. Если Нацбанком будет установлен факт такого правонарушения со стороны банка второго уровня, его уполномоченное лицо составит протокол об административном нарушении, и дело может быть направлено в суд. |