Категории вопросов
|
Ответы на вопросы
Трудовое право
Вопрос от: Виктория
Здравствуйте! Сотрудница устроена на работу 15.10.2012 г. Ежегодно брала трудовой отпуск полностью. В 2023 году была в трудовом отпуске полностью (42 кал.дня) с 12.06.2023 по 24.07.2023. С 01.09.2023 по 04.01.2024 находится в отпуске по беременности и родам. Хочет взять трудовой отпуск за период работы 2023-2024 года с 05.01.2024 с выплатой лечебного пособия. Правомочно ли это? Ответ: Здравствуйте, Виктория!
Исходя из Вашего обращения, мы выделили следующие вопросы: 1.Правомерно ли то, что сотрудница хочет взять трудовой отпуск за период работы 2023-2024 года с 05.01.2024? 2.Может ли сотрудница получить выплату лечебного пособия? 1.Правомерно ли то, что сотрудница хочет взять трудовой отпуск за период работы 2023-2024 года с 05.01.2024? Согласно ст.88 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее - «ТК РК») от 23 ноября 2015 года, основной оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск работникам предоставляется продолжительностью двадцать четыре календарных дня, если большее количество дней не предусмотрено настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя. Ваша сотрудница была устроена на работу 15.10.2012 г., соответственно, каждый новый отработанный год наступает в октябре. Согласно п.1 ст.92 ТК РК, оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск работнику за первый и последующие годы работы по соглашению сторон предоставляется в любое время рабочего года. Соответственно, взятый с 12.06.2023 по 24.07.2023 трудовой отпуск мог быть отпуском за 2022 год, или же сложением отпускных дней за несколько лет. Если сотрудница занята на тяжелой работе, работе с вредными и (или) опасными условиями труда, продолжительностью не менее шести календарных дней, согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей, перечню тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, ей, в соответствии со ст.89 ТК РК, полагаются дополнительные оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска. Также, в соответствии с п.1 ст.94 ТК РК, оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск переносится полностью или в его части в случае беременности и родов. П.2 ст.94 указывает, что перенесенный трудовой отпуск по соглашению сторон может быть присоединен к трудовому отпуску за следующий рабочий год или предоставлен по просьбе работника отдельно в текущем рабочем году. 2.Может ли сотрудница получить выплату лечебного пособия? Согласно п.4 ст.99 ТК РК, работодатель оплачивает отпуск в случае беременности или родов, с сохранением средней заработной платы, если это предусмотрено условиями трудового и (или) коллективного договора, актом работодателя, за вычетом суммы социальной выплаты по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами, осуществленной в соответствии с Социальным кодексом Республики Казахстан.
Вопрос от: Жанна
Добрый день. Статьей 183 ТК предусмотрена аттестация производственных объектов по условиям труда. Производственные объекты подлежат обязательной периодической аттестации по условиям труда, 1 раз в 5 лет. Однако у меня вопрос касательно срока проведения первичной аттестации нового предприятия. По порядку проведения обязательной периодической аттестации приняты правила №1057 от 28.12.2015г., где п.4 предусмотрено, что "аттестация реконструированных (замена, внедрение, установка нового технологического оборудования, процессов) производственных объектов проводится не позднее чем через 90 календарных дней после ввода их в эксплуатацию". В данном случае, правилами определен срок аттестации для "реконструированных" объектов. В рамках проведения аттестации предоставляются лабораторные исследования за 12 последний месяцев деятельности производства. Как быть, есть предприятие только запланировано к запуску, акт ввода имеется. Вопрос: можно ли начать производственную деятельность без аттестации и в течение какого срока нужно обеспечить проведение аттестации? Ответ: Подпунктом 12) п. 2 ст. 182 Трудового кодекса РК установлена обязанность работодателя проводить с участием представителей работников периодическую, не реже чем один раз в пять лет, аттестацию производственных объектов по условиям труда в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным государственным органом по труду.
Согласно пункту 2 ст. 183 ТК РК, аттестация производственных объектов по условиям труда проводится специализированными организациями по проведению аттестации производственных объектов периодически не реже чем один раз в пять лет.
В свою очередь, порядок проведения аттестации определяется Правилами, утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 г. № 1057.
Пунктом 4 Правил определено, что аттестации подлежат все производственные объекты организаций, действующих на территории Республики Казахстан. Аттестация реконструированных (замена, внедрение, установка нового технологического оборудования, процессов) производственных объектов проводится не позднее чем через 90 календарных дней после ввода их в эксплуатацию.
При этом сроки проведения аттестации для организаций, только начавших свою деятельность, Правилами не установлены.
В этой связи полагаем, что Ваша организация вправе начать производственную деятельность без первичной аттестации. Однако рекомендуем провести периодическую аттестацию производственных объектов в течение 12 месяцев.
Вопрос от: Досым
Добрый день! Подскажите пожалуйста, возможно ли заключение Договор уступки права на интеллектуальную собственность между работником и работодателем, если в функционале работника никак не предусмотрено создание объекта интеллектуальной собственности (в данном случае, авторского права на Программу для ЭВМ)? Также возможно ли расторжение заключенного Договора уступки и восстановление прав на интеллектуальную собственность после увольнения сотрудника? Ответ: Здравствуйте, Досым! Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующие вопросы: 1)Можно ли заключить Договор уступки права на интеллектуальную собственность между работником и работодателем? 2)Можно ли расторгнуть заключенный Договор уступки и восстановить право на интеллектуальную собственность после увольнения сотрудника? По договору уступки авторского права одна сторона передает принадлежащее ей исключительное право на объект авторского права в полном объеме или частично другой стороне. Согласно статье 972 Гражданского кодекса РК к видам объектов авторского права относятся программы для ЭВМ. Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. В данном случае заключение Договора уступки права на интеллектуальную собственность между работником и работодателем возможно, даже если в функционале работника не предусмотрено создание объекта интеллектуальной собственности. Согласно п.1 ст. 380 ГК, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Иными словами, стороны соглашения могут включить в договор любые условия, не противоречащие законодательству. В случае увольнения сотрудника, работодатель или работник может расторгнуть такой договор уступки авторского права на ЭВМ, если это предусмотрено условиями договора. В этом случае права на интеллектуальную собственность возвращаются к работнику. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әділет» при Каспийском университете Асанова Акбота
Вопрос от: Анна
В соответствии со статьей 125 Трудового кодекса квалификационные требования к работникам и сложность определенных видов работ устанавливаются на основе «Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих» (далее - ЕТКС). Получить полное представление о служебных обязанностях из текста трудового договора довольно сложно, поэтому между работником и работодателем часто возникает непонимание, доходящее порой до открытого конфликта, а то и судебного разбирательства. Положение о должностной инструкции- не имеется. По ЕТКС конкретики нет должностей категории юриста в медико-социальном учреждении, поэтому мнения руководства разделились. С юридической стороны мы считаем, что: Юрист по Социальной работе относится к категории специалистов по социальной работе и осуществляет свою работу согласно основных положений в соответствии со Стандартом «оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения в условиях стационара». По возложению обязанностей, либо конкретно выполнение непосредственных услуг? (Осуществление в социальной сферы деятельности согласно стандарта устанавливает требования к качеству, объему и условиям предоставления специальных социальных услуг в организациях стационарного типа государственной и негосударственной форм собственности (далее – организации стационарного типа), предназначенных для круглосуточного постоянного или временного проживания в условиях стационара, определяет условия приема, содержания, выписки (отчисления), временного выбытия и перевода из организации стационарного типа: инвалидов первой и второй групп (далее – инвалиды); и лиц не способных к самостоятельному обслуживанию в связи с преклонным возрастом (далее – престарелые- именуемые получатели услуг.) в соответствии с профессиональным Стандартом оказывать следующие услуги: социально-правовые, социально –экономические и социально-юридические.
Просим дать разъяснения с указанием НПА РК на следующие вопросы:
Должностные обязанности юриста находящегося в штатном расписании по категории Социальный отдел центра оказания специальных социальных услуг предполагает какие обязанности?
В период трудового, социального отпуска, либо отсутствия по уважительной причине, обязанности по замещению юриста выполняет Кто? (т.к. Помимо указанных в Социальном кодексе сец.соц.услуги предполагаются работа по взысканию различных задолженностей, и снятии ограничений по исполнительным производствам получателей услуг; выпуска и пере-выпуска ключей ЭЦП; и прочие поручения по доверенности). Ответ: Здравствуйте, Анна! Исходя из предоставленных Вами данных, мы выделили следующие вопросы:
Какие обязанности предполагают должностные обязанности юриста, находящегося в штатном расписании по категории Социальный отдел центра оказания специальных социальных услуг? В параграфе 41 Приказа Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № 553 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» указаны следующие должностные обязанности юриста: 1. Осуществляет разработку учредительных документов; 2. Обеспечивает регистрацию юридических лиц, эмиссий ценных акций, внесение изменений в учредительные документы; 3. Координирует работу по ведению реестров акционеров (сторонними организациями), определяет правовые основы органов предприятия (разрабатывает положения о полномочиях общего собрания, о совете директоров, о правлении, о ревизионной комиссии); 4. Разрабатывает положение о сделках (договорах), связанных с приобретением или отчуждением имущества; 5. Координирует сделки с акциями предприятия; 6. Определяет правовые основы дивидендной политики на предприятии и осуществляет ее координацию; 7. Организует работу: по обеспечению предприятия законами, нормативными правовыми актами, необходимыми для осуществления деятельности предприятия, по учету и ведению баз нормативных правовых актов; 8. Обеспечивает подразделения предприятия, отдельных специалистов нормативными правовыми актами, необходимыми для осуществления ими своих функций и обязанностей; 9. Осуществляет проверку соответствия законодательству представляемых на подпись руководителю предприятия проектов приказов, инструкций, положений и иных документов правового характера, проверку соблюдения этапов согласования проектов документов с ответственными работниками, визирование проектов документов, выдачу ответственным работникам предприятия предписаний о внесении изменений или отмене актов, обусловленных изменением законодательства; 10. Ведет договорную работу на предприятии, определяет формы договорных отношений, разрабатывает проекты договоров, проверяет соответствие законодательству проектов договоров, представляемых предприятию контрагентами, принимает меры по разрешению разногласий по проектам договоров, обеспечивает нотариальное удостоверение и (или) государственную регистрацию отдельных видов договоров; 11. Анализирует договорную работу на предприятии, разрабатывает программы ее пересмотра и изменения, проверяет состояние договорной работы в структурных подразделениях предприятия; 12. Ведет претензионную работу на предприятии, обеспечивает учет претензий, поступающих от контрагентов, их рассмотрение; 13. Готовит ответы на поступившие претензии и принимает проекты решений об удовлетворении или об отказе в удовлетворении поступивших претензий; 14. Осуществляет подготовку претензий к контрагентам, их отправку и контроль за удовлетворением направленных контрагентам претензий; 15. Ведет исковую работу, принимает меры по соблюдению досудебного порядка урегулирования договорных споров; 16. Подготавливает исковые заявления и материалы и передает их в суды; 17. Изучает копии исковых заявлений по искам к предприятию, обеспечивает ведение банка данных по исковой работе; 18. Представляет интересы предприятия в судах; 19. Подготавливает заявки, заявления и иные документы для получения лицензий, разрешений, необходимых для осуществления деятельности предприятия; 20. Принимает участие в разработке документов, касающихся вопросов обеспечения сохранности собственности предприятия, договоров о материальной ответственности, инструкций, устанавливающих порядок поступления и приемки на предприятии материальных ценностей, учета их движения, инструкций учета выпуска и отпуска готовой продукции; 21. Проверяет и визирует договоры о материальной ответственности работников; 22. Осуществляет проверку законности увольнения и перевода работников, наложения на них дисциплинарных взысканий; 23. Представляет интересы предприятия при проверках, проводимых на предприятии государственными контрольно-надзорными органами с целью правового контроля за соблюдением процессуальных действий проверяющими, обоснованностью и правильностью выводов проверяющих, оформлением результатов проверок и составлением процессуальных документов; 24. Представительствует от имени предприятия в государственных надзорных органах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, выявленных на предприятии; 25. Готовит и направляет жалобы на действия должностных лиц государственных надзорных органов, на неправомерно наложенные на предприятие административные взыскания; 26. Представительствует в суде по гражданским делам предприятия; 27. Имеет право принимать иски, отвечать по искам и подписывать мировые соглашения; 28. Осуществляет письменное и устное консультирование работников предприятия по различным правовым вопросам, оказывает правовую помощь в составлении юридических документов. Кроме того, в Приказе Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 29 июня 2023 года № 263 «Об утверждении стандартов оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения» указаны следующие социально-правовые услуги, оказываемые в организациях стационарного типа: 1. Юридическое консультирование в области предоставления специальных социальных услуг и по вопросам, связанным с правами на социальное обеспечение и помощь в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 2. Помощь в оформлении документов, имеющих юридическое значение; 3. Оказание помощи в подготовке и подаче обращений на действие или бездействие организаций, предоставляющих специальные социальные услуги и нарушающих или ущемляющих законные права получателей услуг; 4. Оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат; 5. Получение по доверенности полагающихся пособий, социальных выплат в порядке, установленном Гражданским кодексом Республики Казахстан; 6. Обеспечение представительства в суде для защиты прав и интересов; 7. Юридическое консультирование по вопросам усыновления, опеки и попечительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Социальным кодексом Республики Казахстан.
В период трудового, социального отпуска, либо отсутствия по уважительной причине, обязанности по замещению юриста выполняет Кто? (т.к. Помимо указанных в социальном Кодексе сец.соц.услуги предполагаются работа по взысканию различных задолженностей, и снятии ограничений по исполнительным производствам получателей услуг; выпуска и пере-выпуска ключей ЭЦП; и прочие поручения по доверенности.
Юрист должен иметь должную квалификацию. В параграфе 41 Приказа Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 декабря 2020 года № 553 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» указана квалификация юриста:
·юрист 1 категории: высшее (или послевузовское) образование по соответствующему направлению подготовки кадров и стаж работы в должности юриста 2 категории не менее 2 лет; ·юрист 2 категории: высшее (или послевузовское) образование по соответствующему направлению подготовки кадров и стаж работы в должности юриста без категории не менее 1 года; ·юрист без категории: высшее (или послевузовское) образование по соответствующему направлению подготовки кадров или техническое и профессиональное, послесреднее (среднее специальное, среднее профессиональное) образование по соответствующей специальности (квалификации) без предъявления требований к стажу работы.
Подпункт 4 пункта 1 статьи 30 ТК РК предполагает заключение трудового договора с другим лицом на время замещения временно отсутствующего работника. Также на основании ст. 111 ТК РК предусмотрено совмещение другому работнику Вашего предприятия дополнительной работы, помимо основной, по другой или такой же должности за дополнительную оплату. В случае необходимости на основании ст. 41 ТК РК возможен временный перевод другого работника без его согласия на срок до трех месяцев в течение календарного года на другую не обусловленную трудовым договором и не противопоказанную ему по состоянию здоровья работу. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю. Г. Басина Высшей школы права «Әділет» при Каспийском университете Ситник Елена
Вопрос от: Дмитрий
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, обязан ли работник ВУЗа (преподаватель) находиться на рабочем месте 7.12 часов в день даже в отсутствии занятий? Ответ: Здравствуйте, Дмитрий! Исходя из предоставленных Вами данных, мы выделили следующий вопрос: Должен ли преподаватель находиться в учебном заведении, в случаях отсутствия у него занятий по расписанию? Преподаватель после окончания занятий и при их отсутствии не обязан находиться на работе, если у него нет обязанностей, которые он должен выполнять непосредственно в организации. Во-первых, беря во внимание Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 марта 2021 года № 122 «Об определении рекомендуемой педагогической нагрузки и минимальной заработной платы профессорско-преподавательского состава в организациях высшего и (или) послевузовского образования Министерства образования и науки Республики Казахстан» сказано, что нагрузка ППС не может превышать 680 часов в учебный год. Во-вторых, в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан, рабочее время является одним из важных аспектов организации труда. В общем случае стандартное рабочее время в соответствии с п.1 ст.68 ТК РК составляет 40 часов в неделю. Время начала и окончания рабочего дня, а также перерывы для отдыха и питания, могут варьироваться в зависимости от организации и уровня согласования с работниками. Важно отметить, что в университетской среде преподаватели могут иметь гибкость в управлении своим рабочим временем, особенно если у них нет прямых занятий. В соответствии с п.2 статьи 74 ТК РК При режиме гибкого рабочего времени устанавливаются: гибкое (переменное) рабочее время, в течение которого работник вправе по своему усмотрению выполнять трудовые обязанности; В соответствии с п.5 статьи 74 ТК РК Продолжительность ежедневной работы (рабочей смены) и (или) еженедельной работы в режиме гибкого рабочего времени может быть больше или меньше нормы ежедневной и (или) еженедельной продолжительности рабочего времени. В случае если между вами и работодателем был заключен договор, где прописан рабочий график с точным указанием времени, то в данном случае нужно ссылаться на условия установленные договором. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әділет» при Каспийском университете Чукаева Диана
Вопрос от: Данагуль
Работник восстановился по решению суда за незаконное увольнение спустя 17 месяцев после увольнения. После восстановления в должности работник написал заявление на отпуск за рабочие периоды с 17 июня 2021 года по 17 июня 2023 года. Вместе с тем, по решению суда он взыскал с организации заработную плату за период с 31 декабря 2021 года по 13 июня 2023 года в сумме 9 958 226,87 тенге при этом не работая в организации не одного дня. В настоящее время вышел в ежегодный трудовой отпуск и написал заявление на предоставление лечебного пособия на оздоровление в размере двух окладов. В действующем ТК РК обязанность выплаты лечебного пособия предусмотрена для гражданских служащих, АО не является казенным предприятием. Однако, в Положении об условиях оплаты труда материальная помощь выплачивается работникам за счет средств Общества в установленном порядке: работникам Общества при предоставлении ежегодного оплачиваемого трудового отпуска выплачивается единовременное пособие на оздоровление в размере 2 (двух) должностных окладов, но не более одного раза в год. Согласно п.4! ст 91 ТК РК в трудовой стаж при предоставлении оплачиваемого ежегодного трудового отпуска включаются время, когда работник фактически не работал перед восстановлением на работе. По решению суда организация выплатила работнику значительную сумму, несмотря на то, что он работал в другой организации все эти 2 года. Имеет ли право запрашивать лечебное пособие на оздоровление если он не работал? При этом, в 2022 и в 2023 году уже было выплачено пособие на оздоровление сотруднику по этой должности замещающему работнику, который фактически работал и приносил доход Обществу. Как быть? Ответ: Здравствуйте, Данагуль! Исходя из предоставленных Вами данных мы выделили следующий вопрос: Имеет ли право работник на получение лечебного пособия на оздоровление, при этом фактически не работая в данном АО? Во-первых, пособие на оздоровление является государственной адресной социальной помощью, выплачиваемой за счет средств государственного бюджета. То есть, лечебное пособие на оздоровление выплачивается работникам организаций, которые финансируются через бюджет. Согласно п. 10 ст. 139 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года пособие на оздоровление выдается гражданским служащим, содержащимся за счет государственного бюджета. Далее, согласно Трудовому Кодексу РК, гражданский служащий – это лицо, занимающее оплачиваемую штатную должность в казенных предприятиях, государственных учреждениях и осуществляющее должностные полномочия в целях реализации их задач и функций, осуществления технического обслуживания и обеспечения функционирования государственных органов. Во-вторых, акционерное общество не относится к государственной организации, и не принадлежит к государству. Казенное предприятие — это форма собственности в Казахстане, которое является коммерческой организацией, основанной на частной собственности и управляемой акционерами. Следовательно, согласно Трудовому кодексу Республики Казахстан, работники акционерного общества не могут являться гражданскими служащими и получать пособие на оздоровление. Однако, согласно Положению об условиях оплаты труда Вашей организации, материальная помощь в виде пособия на оздоровление может быть выплачена работникам Общества при предоставлении ежегодного оплачиваемого трудового отпуска в размере двух окладов, но не более одного раза в год. Таким образом, если работнику Общества была выплачена материальная помощь в виде пособия на оздоровление вследствие предоставления ежегодного оплачиваемого трудового отпуска, то он имел право на ее получение. В-третьих, данный работник имеет право после выхода в отпуск требовать оплаты единовременной выплаты на оздоровление в размере двух окладов предусмотренной Положением об условиях труда АО. Так как работник был восстановлен в должности, и все его права подлежат полному восстановлению. То есть, если работник был восстановлен на работе, его правовой статус будет таким, как будто он не был уволен и продолжал работать в организации. Это означает, что работник имеет все права и обязанности, которые у него были до увольнения. Соответственно, работник имеет право на трудовой отпуск и при предоставлении отпуска имеет право на получение оздоровительного пособия в размере двух окладов, но не менее одного раза в год. Согласно п.1 ст. 161 Трудового кодекса Республики Казахстан работнику, восстановленному на прежней работе, выплачивается заработная плата за все время вынужденного прогула или разница в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы при незаконном переводе на другую работу, но не более чем за шесть месяцев. То есть, работник, восстановленный на работе, сохраняет все права, которые у него были до увольнения, включая право на оплату труда, трудовой отпуск, больничные и прочие социальные льготы. Он также имеет право на возврат к выполнению своих прежних рабочих обязанностей и на защиту своих интересов. А выплата трудового отпуска и оздоровительного пособия работнику по этой должности замещающего данного работника не может являться аргументом, так как выплата отпускного другому замещающему работнику- это издержки компании связанные с незаконным увольнением работника. С уважением, клиницист юридической клиники имени Ю.Г.Басина Высшей школы права «Әділет» при Каспийском университете Асанова Акбота
Вопрос от: Вероника К
Здравствуйте. Работаю в общеобразовательной школе учителем математики, имею 24 часа в неделю. Одна из учителей ушла в декретный отпуск на длительный срок, и её нагрузка легла на мои плечи, т.к у меня у единственной была возможность работать в 2 смены. Конкурс объявляется постоянно по сей день, но желающих работать в школе не особо много, и на должность математика заявки никто не подаёт, и конкурс постоянно проходит в пустую. Мне полным окладом оплачивают только мои 24 часа, а остальные 16 часов оплачивают розовыми. Два месяца я отработала на разовых, но, насколько мне известно, что после 2 месяцев замены учителя, мне должны протарифицировать полностью часы учителя, которого я заменяю, т.к нового учителя в штат зачислено не было. Но мне отвечают, что и далее будут оплачивать розовыми, т.к больше 24 не положено, и табель не одобрят. Но я работаю суммарно на 40 часах в 2 смены. Насколько это законно и что я могу сделать в такой ситуации?
Исходя из предоставленной Вами информации, мы выделили следующие вопросы:
1.Правомерны ли действия руководства?
2.Что Вам следует предпринять для защиты своих прав?
1.Правомерны ли действия руководства?
Согласно п.9 Правил исчисления заработной платы педагогов государственных организаций, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 191 от 11 мая 2020 года (далее - «Правила»), исчисление заработной платы педагогов за час в организациях образования по основному месту работы производится за учебные часы при выполнении обязанностей временно отсутствующего по болезни или другим причинам педагога, продолжающегося не свыше двух месяцев подряд.
Согласно пп.2 п.9 Правил, почасовая оплата производится пропорционально фактически выполненному объему учебной нагрузки. При этом размер оплаты за один час учебной (преподавательской) работы определяется путем деления заработной платы, предусмотренной за установленную норму часов педагогической работы в неделю по замещаемой должности с учетом квалификации замещающего работника, на среднемесячное количество рабочих часов по замещаемой должности.
Также, согласно п. 9 Правил, если выполнение обязанностей временно отсутствующего работника продолжалось свыше двух месяцев подряд, исчисление заработной платы педагога производится со дня начала замещения за все часы фактической педагогической нагрузки в общем порядке, указанном в п. 13 Правил. То есть, в течении двух месяцев часы временно отсутствующего педагога должны распределяться в виде дополнительной учебной нагрузки и свыше двух месяцев переходить в основную учебную нагрузку, которая соответственно оплачивается на общих основаниях.
Согласно п. 13 Правил, заработная плата учителей всех специальностей за месяц исчисляется путем умножения должностного оклада (тарифной ставки в месяц) на их фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на нормативную учебную нагрузку. В Вашем случае, нормативная учебная нагрузка - это 24 часа в неделю. Данная нагрузка установлена для исчисления месячной заработной платы и не является минимальной или максимальной нормой.
Согласно п. 1 ст. 68 Трудового Кодекса Республики Казахстан № 414-V от 23 ноября 2015 года (далее - «ТК РК»), нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.
Таким образом, мы полагаем, что действия руководства являются неправомерными. По истечении двух месяцев руководство должно было зачесть дополнительные часы работы в Вашу основную учебную нагрузку, более того, 40 рабочих часов в неделю являются нормальной продолжительностью рабочего времени.
2.Что Вам следует предпринять для защиты своих прав?
Согласно п.1 ст.159 ТК РК, индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии - судами.
Важно отметить, что, согласно п.2 ст.159 ТК РК, согласительная комиссия является постоянно действующим органом, создаваемым в организации на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и представителей работников. В первую очередь Вы можете подать заявление о нарушении ваших прав в согласительную комиссию работодателя, то есть школы. Согласительная комиссия создается на основании заявления работника в соответствии с актом работодателя, и состоит из равного числа представителей работодателя и работника. В случае, если решение согласительной комиссии Вас устраивать не будет, Вы имеете право подать письменное заявление в Управление инспекции труда.
В случае несогласия с решением согласительной комиссии или неисполнения решения, Вы имеете право обратиться с иском в суд по месту нахождения школы.
Согласно п.2 ст.148 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан № 377-V от 31 октября 2015 года (далее - «ГПК РК»), в заявлении должны быть указаны:
1.наименование суда, в который подается иск;
2.фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) истца, дата его рождения, место жительства, индивидуальный идентификационный номер (ИИН); наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем. В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе истца и представителя, если они имеются;
3.если ответчиком является юридическое лицо, в Вашем случае это школа, то его полное наименование, место нахождения, а также если Вам известны банковские реквизиты, бизнес-идентификационный номер, сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе ответчика;
4.суть нарушения прав и свобод гражданина или законных интересов истца и требования истца;
5.обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а также содержание доказательств, подтверждающих эти обстоятельства;
6.сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором. Вы можете приложить решение согласительной комиссии.
7.сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
8.цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
9.перечень прилагаемых к иску документов.
Также, согласно п.1 ст.149 ГПК РК, к иску прилагаются:
1.копии иска и приложенных к нему документов по числу ответчиков и третьих лиц;
2.документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3.доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;
4.документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
5.документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом или предусмотрен договором;
6.документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия совершались.
Таким образом, действия работодателя в Вашей ситуации являются незаконными. Вы имеете право на защиту своих прав в досудебном порядке путем обращения в согласительную комиссию работодателя, а также, при невозможности разрешения спора, Вы имеете право на подачу иска в суд по месту нахождения работодателя.
Вопрос от: Алтын
Здравствуйте. Дайте пожалуйста точный ответ. После процедуры банкротства физического лица, признали банкротом. Могу ли я работать в банке на должности кассира?? Рахмет. Ответ: Здравствуйте, Алтын!
Из предоставленной Вами информации, мы выделили следующий вопрос:
Какие существуют ограничения при трудоустройстве в отношении физического лица, признанного банкротом?
В первую очередь стоит отметить, что на данный момент, не имеется определенного положения Закона Республики Казахстан от 3 сентября 2023 года «О реабилитации и банкротстве» (далее - «Закон РК») о правах на трудоустройство физического лица, признанного банкротом.
Однако, согласно пп.13 п.1 ст.23 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 3 сентября 2023 года (далее - «ТК РК»), работодатель (т.е. в Вашем случае определенный банк) вправе на получение из единой системы учета трудовых договоров сведений о трудовой деятельности претендентов на работу, но только по предварительному согласию претендента, т.е. Вас.
Следовательно, мы полагаем, что при Вашем согласии банк вправе получить информации о Вашей трудовой деятельности на данный момент, которая может содержать данные о процедуре признания Вас банкротом. Кроме того, мы полагаем, что принятие на работу зависит от внутренних положений (т.е., устава и других внутренних документов об управлении) определенного банка как работодателя.
Добавим, что в приоритете важно не иметь в истории трудоустройства какие-либо экономические штрафы (например, штраф о невыплате налогов в срок и т.д.).
Таким образом, мы полагаем, что Вы вправе трудоустроиться на должность кассира, так как на данный момент в законодательстве Республики Казахстан не имеется запрещающих положений. Однако, Ваше потенциальное трудоустройство может также зависеть от внутренних политики/правил определенного банка.
Вопрос от: Руслан
Здравствуйте. Столкнулся с тяжёлой жизненной ситуацией. Являюсь военнослужащим. Супруга расторгла со мной брак, по решению суда несовершеннолетние дети 6 и 8 лет остались со мной. Так же в решении суда указано, что бывшая супруга в настоящее время проживает в РФ (бывшая супруга имеет гражданство РФ). Связь не поддерживает. Я написал рапорт на увольнение по подпункту 2 пункта 3 статьи 26 ЗРК "О воинской службе и статусе военнослужащих" - по семейным обстоятельствам при: необходимости ухода за ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) восемнадцати лет, которого (которых) военнослужащий воспитывает без матери (отца). Но руководством в увольнении мне было отказано со ссылкой на пункт 2 статьи 70 "Кодекса Республики Казахстан О браке (супружестве) и семье"-Родители имеют право и обязаны воспитывать своего ребенка. Акцент на том, что мать, даже после развода обязана воспитывать детей, но она не делает этого, так же игнорируется тот факт, что согласно текста решения суда бывшая супруга находится в другой стране. Каким образом должно осуществляться её воспитание глазами руководства? По телефону? В настоящее время буквально разрываюсь из-за сложившейся ситуации, совмещать службу и воспитывать детей просто не реально. Прошу правовой помощи. Заранее спасибо. Ответ: Здравствуйте, Руслан!
Исходя из предоставленной Вами информации, мы выделили следующие вопросы:
1. Имеете ли Вы право уволиться с работы?
2. Может ли руководство отказать в увольнении по собственному желанию?
3. Какова процедура защиты Ваших прав?
1. Можете ли Вы уволиться со службы?
Согласно ст.144 Трудового кодекса Республики Казахстан № 414-V от 23 ноября 2015 года (далее - «ТК РК»), труд лиц, состоящих на воинской службе регулируется настоящим Кодексом с особенностями, предусмотренными специальными законами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, устанавливающими особые условия и порядок прекращения службы.
Согласно п.3 ст.26 Закона Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» № 561-IV от 16 февраля 2012 года, военнослужащий, проходящий воинскую службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с воинской службы на основании обстоятельств, предусмотренных данной статьей. На основании необходимости ухода за ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) восемнадцати лет, которого (которых) военнослужащий воспитывает без матери (отца), Вы имеете право на досрочное увольнение.
Также, согласно п.1 ст.56 ТК РК, работник вправе по своей инициативе расторгнуть трудовой договор, уведомив об этом работодателя не менее чем за один месяц.
Таким образом, Вы вправе уволиться со службы по собственному желанию.
2. Может ли руководство отказать в увольнении по собственному желанию?
Согласно п.5 ст.56 ТК РК, по истечении срока уведомления (1 месяц), работник вправе прекратить работу.
То есть, в Вашем случае, досрочное увольнение является Вашим правом. По окончанию срока уведомления, которое составляет один месяц, Вы имеете право не выходить на работу.
Важно отметить, что обязательство бывшего супруга в воспитании детей не является основанием для отказа в увольнении.
Следовательно, руководство не имеет права отказать Вам в увольнении.
3. Какова процедура защиты Ваших прав?
Согласно п.1 ст.159 ТК РК, индивидуальные трудовые споры рассматриваются согласительными комиссиями, а по неурегулированным вопросам либо неисполнению решения согласительной комиссии - судами.
Также, согласно п.4 и 5 ст.159 ТК РК, спор рассматривается в присутствии заявителя и (или) уполномоченного им представителя в пределах делегированных ему полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Согласительная комиссия обязана рассмотреть спор в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации заявления и выдать сторонам спора копии решения в течение трех рабочих дней со дня его принятия.
То есть, сначала Вам следует подать заявление в согласительную комиссию Вашей работы. Далее, согласительная комиссия, рассмотрев заявление в течение пятнадцати дней, выдаст Вам копию решения по истечению трех рабочих дней со дня его принятия.
Важно отметить, что в случае не урегулирования спора или неудовлетворения решением, Вам следует обратиться в военный суд с иском о признании решения согласительной комиссии не законной.
Согласно п.2 ст.148 и ст.149 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан № 377-Vот 31 октября 2015 года, в заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается иск;
2) фамилия, имя и отчество истца, дата его рождения, место жительства, индивидуальный идентификационный номер;
3) если ответчиком является юридическое лицо, то его полное наименование, место нахождения, банковские реквизиты (если они известны истцу) и бизнес-идентификационный номер (если он известен истцу). В заявлении должны быть указаны сведения об абонентском номере сотовой связи и электронном адресе ответчика, если они известны истцу;
4) суть нарушения или угрозы нарушения прав и свобод гражданина или законных интересов истца и требования истца;
5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, а также содержание доказательств, подтверждающих эти обстоятельства;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или предусмотрено договором (обращение к согласительной комиссии);
6-1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
7) цена иска, если иск подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
8) перечень прилагаемых к иску документов
К иску прилагаются:
1) копии иска и приложенных к нему документов по числу ответчиков и третьих лиц;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя;
4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
5) документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен законом или предусмотрен договором (копия решении согласительной комиссии);
5-1) документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия совершались;
6) ходатайство истца об истребовании доказательств, если доказательства находятся у ответчика или третьего лица.
Таким образом, в случае неразрешения спора через согласительную комиссию, Вы вправе обратиться в военный суд с иском о признании решения согласительной комиссии не законной.
Вопрос от: Меруерт
Добрый вечер! Сыну 21 год по состоянию здоровья у него в приписном написано негоден к в/с в мирное время, ограниченно годен в военное время. Нам сказали по нашему диагнозу нельзя поменять категорию на годную. По этой категории можно будет устроиться на работу в КНБ РК после получения высшего образования? Сказали до работы будет проходить обучение 10 месяцев в Алматы. Ответ: Здравствуйте, Меруерт!
Исходя из Вашего обращения, мы полагаем, что Вас интересует данные вопросы:
1. Может ли лицо с заболеваниями быть годным на службу в Вооруженных Силах в мирное время?
2. Может ли лицо с заболеваниями быть принято на службу в Комитет Национальной Безопасности Республики Казахстан?
3. Что Вам следует сделать для уточнения диагноза заболевания?
1. Может ли лицо с заболеваниями быть годным на службу в Вооруженных Силах в мирное время?
Согласно пп.2 п.2 ст. 38 Закона Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» № 561-IV от 16 февраля 2012 года, на воинскую службу по контракту не принимается лицо, признанное медицинской (военно-врачебной) комиссией не годным к поступлению на воинскую службу по контракту.
То есть, если в ходе медицинского осмотра будут выявлены заболевания, препятствующие службе, лицо не может быть годным в Вооруженных Силах Республики Казахстан в мирное время.
2. Может ли лицо с заболеваниями быть принято на службу в Комитет Национальной Безопасности Республики Казахстан?
Согласно п.1 и п.2 ст.3 Закона Республики Казахстан «О специальных государственных органах Республики Казахстан» № 552-IV от 13 февраля 2012 года (далее - «Закон»), Комитет Национальной Безопасности Республики Казахстан (далее - КНБ РК) относится к специальным государственным органам.
Согласно п.1 ст.7 Закона, граждане Республики Казахстан, достигшие 18 лет и соответствующие предельному возрасту по званиям, личным, моральным, профессиональным качествам, уровню образования, здоровью и физическому развитию, могут добровольно зачисляться на службу в специальные государственные органы.
В соответствии пп.2 и пп.12 п.2 ст.7 Закона, на службу не могут быть приняты лица с заболеваниями, мешающими исполнению должностных обязанностей (по заключению военно-врачебной комиссии), а также те, кто не прошел необходимые психофизиологические и медицинские освидетельствования.
То есть, для принятия на службу в КНБ РК, кандидаты должны соответствовать вышеуказанным требованиям, в том числе по состоянию здоровья, установленным законодательством РК. Таким образом, если лицо имеет заболевание, выявленное военно-врачебной комиссией, то оно не может быть годным на службу в КНБ Республики Казахстан.
3. Что Вам следует сделать для уточнения диагноза заболевания?
Согласно гл.2 п.11 Приказа Министра обороны Республики Казахстан «Об утверждении Правил проведения военно-врачебной экспертизы и Положения о комиссиях военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Республики Казахстан» № 716 от 21 декабря 2020 года (далее - «Приказ»), с целью определения состояния здоровья и (или) уточнения диагноза заболевания или физического недостатка у гражданина, подлежащего приписке к призывным участкам (призыву на срочную воинскую службу), приписная (призывная) комиссия направляет его на амбулаторное или стационарное обследование в медицинские организации.
Далее, по окончании обследования (лечения) заполняется акт, подписываемый врачом и руководителем медицинской организации, с указанием результатов исследований и подтверждением диагноза. В случае необходимости обследования или лечения, данные гражданина включаются в список временно негодных к воинской службе или в список годных с ограничениями.
Медицинская информация передается в соответствующие медицинские организации и местные органы управления здравоохранением. После обследования медицинские документы направляются в отдел по делам обороны, и на основе полученных данных может быть проведено дополнительное медицинское освидетельствование для определения окончательной годности к службе.
Однако гл.2 п.10 Приказа гласит, что если гражданин признан нуждающимся в обследовании или лечении в ходе приписки, его имя включается в список временно негодных к воинской службе или в список годных с незначительными ограничениями. Информация, включая медицинские данные, передается в медицинские организации и местные органы управления здравоохранением в течение десяти рабочих дней после приписки.
Руководители медицинских организаций, на основе предоставленных медицинских данных, обеспечивают своевременное обследование или лечение. После обследования или лечения медицинские документы, включая лечебную карту, направляются обратно в отдел (управление) по делам обороны в течение семи рабочих дней. Далее может проводиться дополнительное медицинское освидетельствование для определения окончательной годности к воинской службе.
Также, согласно п.21 гл.2 Приказа, важно иметь все необходимые документы для повторного освидетельствования, включая личное дело и медицинские документы. Если в результате освидетельствования изменится категория годности, врач-специалист оформит соответствующий документ.
После этого призывная комиссия рассмотрит дело и вынесет свое решение, которое будет оформлено в книге протоколов и учетной карте призывника, и объявлено непосредственно гражданину.
Таким образом, решения о пригодности к службе принимаются с учетом индивидуальных обстоятельств каждого кандидата, на основании медицинского осмотра, проводимого в соответствии с установленными процедурами и критериями. Лица, у которых в ходе медицинского осмотра, проводимого военно-врачебной комиссией, выявлены заболевания, препятствующие выполнению должностных обязанностей, не могут быть признаны годными к воинской службе или в КНБ РК. |